В международные торговые каналы поступают примерно 1/10 предоставляемых в мире услуг, а на соответствующие операции купли-продажи приходится около ¼ торговли товарами. Однако по ряду причин эти показатели являются лишь приблизительными.
1. Не все страны публикуют официальную информацию о торговле услугами.
2. Многие формы предоставления услуг, особенно относящиеся к внутрикорпорационным связям заграничных подконтрольных отделений ТНК, не учитывают в полной мере.
3. Национальная методология статистики услуг нередко включает приобретение товаров как операции с услугами (например, покупка продуктов питания и сувениров иностранными туристами), а чаще, наоборот, в товарооборот включаются поступления и платежи за услуги, обычно при продаже последних в едином пакете с промышленной продукцией (скажем, при поставке комплектного оборудования в контракт включается расходы на его монтаж, обучение персонала, управление, достигающее порой 30-40% стоимости оборудования).
|
|
4. Статистический учет торговли услугами допускается, что ремонт оборудования, осуществляемый персоналом промышленной компании, обычно включает в ее производственные издержки, тогда как такой же ремонт, но осуществляемый по договору специализированной фирмой, попадает в соответствии с ее профилем в категорию услуг.
Статистические данные о мировой торговле услугами свидетельствуют о сравнительно ром ее развитии, особенно начиная с 80-х гг. Результатом является тенденция к значению доли в общем международном обмене и в совокупном мировом ВВП.
Мировой экспорт услуг и его структура.
Позиции | 1980 | 1990 | 1999 | 2005 | ||||
Млрд. долл. | % | Млрд. долл. | % | Млрд. долл. | % | Млрд. долл. | % | |
Транспорт | 169 | 42 | 233 | 28,9 | 303 | 21,9 | 570 | 37,1 |
Туризм | 113 | 28 | 257 | 32 | 437 | 32,9 | 685 | 22,3 |
Другие услуги | 121 | 30 | 313 | 39,1 | 598 | 43,2 | 1160 | 40,6 |
Всего | 402 | 100 | 802 | 100 | 1338 | 100 | 2415 | 100 |
В международной торговле в отличие от внешней торговли отдельных стран экспорт и импорт являются одними и тем же потоком. Поэтому показателем масштабов международной торговли может быть лишь один из ее потоков; обычно используются данные об экспорте.
Услуги согласно данным ВТО в 2005 году распределились следующим образом: доля транспортных услуг составила 570 миллиардов долларов, туристические услуги – 685 миллиардов долларов, другие коммерческие услуги – 1160 миллиардов долларов. В международной торговле услугами Россия имеет еще более слабые позиции. Доля России в мировом экспорте услуг составляет менее одного процента, в мировом импорте услуг – около 1,6 процента. В целом, на мировом рынке услуг Россия продолжает сохранять свое положение нетто-импортера услуг. Основными видами услуг являются транспортные услуги и поездки /туризм/. По данным Центрального банка России в 2006 году экспорт услуг составил 30,34 млрд. долларов, импорт услуг – 45,27 млрд. долларов.
|
|
По объемам торговли услугами с растущим отрывом от других государств лидирует США (11,7% мирового экспорта услуг в 2006г., по данным ВТО). По объему экспорта услуг после США следует Великобритания, Германия, Франция, Япония.
Россия – нетто-импортер коммерческих услуг. По данным ВТО, отрицательное сальдо России по услугам в 2006 г. 15млрд. долл. В связи с ростом импорта услуг отрицательное сальдо по услугам увеличивается.
Россия является нетто-экспортером транспортных услуг и имеет эдесь перспективы использования своего евразийского положения для организации транзита, перспективно развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении двух последних десятилетий наблюдается тенденция повышения роли услуг в экономике стран мира.
При рассмотрении данной темы можно сделать следующие выводы:
1. отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами, и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. Также к сфере услуг относится и добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами-торговцами недвижимостью.
2. сфера услуг постоянно изменяется, наряду с традиционными отраслями сферы обслуживания постоянно возникают новые службы.
3. специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда.
4. мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг.
5. на развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.
позиция России на мировом рынке услуг в настоящее время не очень устойчива: она входит в тридцатку крупных стран – участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко.-2 изд. - М.: 2009 - 528 с.
2. Зубченко Л.А. Проблемы включения России в глобальную систему мирового хозяйства // Экономические и социальные проблемы России, 2004, №2 (158). - С.158-178.
3. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 510 с.
4. Мировая экономика: учебник для студентов вузов / Под ред. Ю.А. Щербанина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.
5. Симонов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с.
|
|
6. Шишков Ю. Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой экономики // МЭИМО, 2004, №10. - С.15-25.
7. Международная торговля на современном этапе. http://www.globetrade.ru/torgovlia-uslugami-1/
8. Россия и Всемирная торговая организация.
www.wto.ru