Что я узнала о профессии логопед

 

I. Теория. Предмет и задачи логопедии

 

Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) – и в переводе означает «воспитание правильной речи».

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения – человек (индивидуум), страдающий нарушениями речи.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие её задачи:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространённости, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.

4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.

6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.

10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

В указанных задачах логопедии определяются как теоретическая, так и практическая её направленность. Теоретический её аспект – изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект – профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.

Для решения поставленных задач необходимо:

Ø Использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и её нарушения (психологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

Ø Обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

Ø Осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;

Ø Распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Связь логопедии с другими науками

Логопедия тесно связана со многими науками. Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: методиками обучения родному языку, математики; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.

Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией. Так, данные патологии органов слуха и речи дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.).

Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Речь предполагает использование языковых единиц различно уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребёнком норм языка способствует утончению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.

Логопедия тесно связана с общей и специальной психологией, психодиагностикой. Логопеду важно знать закономерности психического развития ребёнка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста. Знание психологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребёнка, правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психологического развития в целом. Знание этого поможет ему установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также проводить более эффективную логопедическую работу.

 

Личность логопеда

 

Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами:

o Гуманистическая убеждённость;

o Гражданская нравственная зрелость;

o Познавательная и педагогическая направленность;

o Увлечённость профессией;

o Любовь к детям;

o Требовательность к себе и окружающим;

o Справедливость, выдержка и самокритичность;

o Педагогическое творческое воображение и наблюдательность;

o Искренность, скромность, ответственность, твёрдость и последовательность в словах и действиях и др.

 

II. Практика. Задание №1

 

В моей исследовательской работе принимали участие 9 учеников 1-ых классов (исследуемые), мой ассистент, замеряющий время, и я – исследователь. Каждому ребёнку предстояло выполнить два задания. На каждое задание давалось по одной минуте. Задача первого задания заключалась в том, что ребёнок должен был грамотно составить рассказ на тему: «Что я подарю на восьмое марта?». Цель моей работы – проверить уровень связной речи у первоклассников и сделать её качественный анализ, (т.е. проанализировать уровень связной речи и смысловую целостность предложений в рассказах детей) выразить анализ в диаграмме. Оценивала же я по критериям, которые указаны в таблице №1. Посмотрим как дети справились с этим заданием:

«Я хочу подарить маме бусы, платье, серёжки. Ну, например, поделки, которые я сделаю на прикладном занятии и в изостудии. Маму зовут Надя. Мы всегда отмечаем этот праздник семьёй». Итог: 28 слов. 10 баллов.

Юля.

«Мама – Ирина. Всегда отмечаем этот праздник. Я иногда дарю подарки. В этом году я подарю маме украшение, бусы, открытки с цветами, которые мы делаем на уроках ИЗО. Мои подарки будут средних размеров». Итог: 32 слова. 8 баллов.

Полина.

«Мама, я тебя очень люблю. Я хочу тебе пожелать, чтобы папа тебя любил и дарил тебе много подарков, чтобы ты не болела. Я хочу, чтобы мама хорошо работала на работе и дома. Я передаю маме привет! Мама – Татьяна Петровна». Итог: 39 слов. 8 баллов.

Лиза.

«Маму зовут Света, ей подарю сковородку. Бабушку зовут Женя, ей подарю утюг. Собаке Джерри подарю косточки. Я их люблю». Итог: 19 слов. 5 баллов.

Евгений.

«Я хочу маме подарить на 8-ое Марта счастье, радости. Я хочу, чтобы она не болела. Маму зовут тётя Оля. Я её очень люблю. Она красивая». Итог: 26 слов. 10 баллов.

Денис.

«Мама – Татьяна Викторовна. Я её люблю. Я бы хотел подарить второго ребёнка (младший брат). Моя мама добрая и красивая». Итог: 19 слов. 5 баллов.

Даниил.

«Я вот Бабе уже подарила открытку. Тёте не смогу подарить, но желаю счастья, здоровья и любви. Маму Наташу, я поздравила открыткой из солёного теста». Итог: 24 слова. 5 баллов.

Сусанна.

«Мама – Татьяна. Тётя – Надя. Сёстры – Полина, Таня, Ксюша, Настя. Бабушка – Анафея Савична. Я подарю им цветы – тюльпаны». Итог: 17 слов. 3 балла.

Александр.

«Моя мама – Ира. Я подарю ей открытку, а ещё она попросила зубную щётку. Сестра Оксана попросила помаду. Я их люблю». Итог: 20 слов. 5 баллов.

Даша.

Задание №2

 

Второе задание состояло в следующем: составить пересказ в виде сказки или рассказа по картинке (время выполнения задания– 1 минута).

На картинке изображена комната, в которой находятся медведь коричневого цвета, розовый шарик, божья коровка в красных сапожках; в комнате есть окно, за которым видны деревья, ещё в комнате есть цветок в горшке, висящий на стене, красная машинка, пол и стены жёлто-оранжевого цвета. Задачей моего ассистента по-прежнему оставался замер времени, а моя задача – записывать рассказ или сказку со слов детей и проверка словарного запаса ребёнка. Моя цель осталась прежней. Посмотрим, как теперь дети справились заданием:

«Я вижу, что здесь машинка. Мишка играет с шариком. Обои оранжевые. За окном деревья. Шарик на ниточке. Розовый горшок с цветком. Машинка красненькая». Итог: 23 слова. 3 балла.

Юля.

«Мишка играет в мячик, а раньше он играл с машинкой. В этом доме расцветает цветок. Пол и обои одного цвета. Шарик летит за окном. Мишка играет в мячик с божьей коровкой». Итог: 31 слово. 8 баллов.

Полина.

«Мишка спрашивает божью коровку: “Что это такое?”. Божья коровка отвечает: “Это шарик”. Они сидят на полу и хотят в него поиграть. На полу две игрушки. Они идут на улицу играть». Итог: 30 слов. 10 баллов.

Лиза.

«Деревья, облака, стена, божья коровка, красная машина, коричневый мишка, чёрные пятна на божьей коровке. Красный цветок, зелёные лепестки, окно, жёлто-оранжевая стена». Итог: 22 слова. 3 балла.

Евгений.

«Я вижу цветы в горшке, стену, шарик, машинку, божью коровку, пол, кактусы, небо, мячик. Плюшевый мишка Боба и божья коровка играют в мячик». Итог: 22 слова. 5 баллов.

Денис.

«Вот из-за окна вылез мишка, он шёл из леса. В комнате была божья коровка. Она начала с ним играть. Цветочек рос. Мишке было интересно играть с божьей коровкой. Божья коровка была в красных сапожках. Мишке нравился розовый цвет. У мишки была белая шейка». Итог: 43 слова. 10 баллов.

Сусанна.

«Я вижу цветок, мишку, шарик, красную машинку, божью коровку, стену, пол. Божья коровка с медвежонком играет в розовый шарик». Итог: 19 слов. 3 балла.

Александр.

«Однажды мишка гулял по лесу и зашёл в комнату. Он увидел машинку, шарик, цветок и окно. Он хотел поиграть с божьей коровкой. Машина «Жигули» их сторожила». Итог: 26 слов. 8 баллов.

Данил.

«Я вижу мишку, который играет с божьей коровкой в розовый шарик. Им весело. Потом мишка играет с машинкой». Итог: 18 слов. 5 баллов.

Даша.

А теперь следующий этап моей работы – обработка результатов. Из 9 исследуемых один идеально справился с заданиями, 5 хорошо справились с заданиями, 1 справился не очень хорошо с заданиями, 2 плохо справились с заданиями.

 

Вывод: те дети, которые плохо справились с заданиями, нуждаются в помощи логопеда.

 


III Заключение

 

Для себя я выбрала профессию логопед, потому что в науке логопедии много «белых пятен», что меня и привлекает. Также я очень люблю детей и считаю, что им всегда нужна помощь старших. Ведь многие дети комплексуют из-за своих дефектов речи, и моя будущая профессия сможет помочь этим детям. И ещё. Логопедия связана со многими науками. Основные из них: анатомия, педиатрия, психология. И я хочу ими заниматься.

 


В работе использованы следующие источники

 

1. «Логопедия учебник для ВУЗов»; Москва; «Владос»; Волкова Л.С., Шаховский С.Н.

2. Консультации Шматок Светланы Юрьевны (школьного логопеда).

3. Пособие (картинки) логопедов школы №70.

4. Исследуемые 9 учеников 1-ых классов (1б 1в классы).

5. Мои заметки, выводы и заключение.

 


Приложение № 4

 

Кто такой археолог

 

Романтично звучит слово «археолог». Представляется человек - такой громадный, сильный, с бородой стоит на краю кургана с лопатой в руках и мечтательно смотрит вдаль. Мои познания об этой профессии очень малы. Но, пообщавшись с людьми этой профессии, я имею некоторое представление об этих романтиках-трудягах. Пока мои представления таковы.

Эта профессия требует незаурядных познаний в истории и культурологии, а также терпения и настойчивости, так как приходится продолжительное время заниматься одной и той же работой, а потом ещё всё, что накопал и нашёл приходиться реставрировать, склеивать и даже собирать «головоломки».

Чтобы чего-нибудь добиться на этом поприще, нужно обладать не только выше перечисленными качествами, но и уметь держать язык за зубами. Причина вот в чём: случайная находка может искалечить жизнь археолога. Так, если какому-либо журналисту или лжеучёному вдруг «не понравиться» “находка”, либо то или иное заявление археолога – и в результате это разобьёт плод многолетних трудов (этот человек или лжеучёный будут всячески вставлять палки в колёса, дело может даже дойти до убийства археолога).

Но не надо представлять всё в мрачных тонах. В археологии есть и свои плюсы. Например, всё всегда узнаёшь первым, а также нескончаемая романтика: ночи в палатках, работаешь всего три месяца в год, а всё остальное время сидишь у себя в кабинете, пьёшь кофе или чай, рассматриваешь свои находки и пишешь докторскую диссертацию.

Чтобы побольше узнать о профессии археолога, я отправился в институт гуманитарных исследований Тюменского государственного университета. Там со мной разговаривала археолог Татьяна Сергеевна. Вот какой разговор у нас с ней состоялся.

- Скажите, как Вы начали своё знакомство с археологией?

- Моё знакомство с археологией началось с прочтения книги про Древний Египет.

- Татьяна Сергеевна, давайте поговорим о Тюменской области.

- В Тюменской области обнаружены и представлены все археологические эпохи, начиная с мезолита. В эту эпоху были изобретены лук и распространилось скотоводство. А охота становится более индивидуальной. На рубеже 6-5 тысячелетий до нашей эры человек научился изготовлять керамическую посуду с помощью обжига глины. В ту пору на юге нашей области было распространено скотоводство и земледелие, а на севере – охота и собирательство. В 4-ом тысячелетии настаёт эпоха меднокаменного века. Здесь люди уже начинают использовать медь и некоторые её сплавы. Но каменные орудия занимают доминирующее положение. В начале 2-го тысячелетия до нашей эры люди научились обрабатывать медь холодным и горячим способом. В бронзовом веке люди научились делать бронзу, и оружие становится разнообразнее. В связи с чем начинает развиваться протогосударства (государства-города). В 5-ом веке до нашей эры начали обработку железа, но каменные орудия всё ещё используются. Со временем появляются новые общественные организации, появляются кочевники, складываются новые кочевые империи, а также появляются люди, в руках которых сосредотачиваются власть и средства. Соответственно, в дальнейшем налаживаются мировые связи между регионами, связи с Китаем, Ближним востоком и Египтом.

Далее Татьяна Сергеевна предложила мне пройти в Музей археологии Тюменского государственного университета. Увидел я там много интересного, хотя понятно, что в этом музее хранится лишь малая часть того, что накопали наши археологи. Фотографии прилагаю.

Об истории возникновения профессии археолог могу сказать, что первооткрывателями в этой области вполне могли быть банальные грабители. И только в XVIII веке в Европе и в 1917 году в России появляются люди, которые занимаются археологией профессионально.

Николай Станищук, 10б

 


Приложение №5

 

Мои размышления о профессии «писатель»

 

С древнейших времён и по современные дни письменное Творчество содержащее искру божью не потеряло своей актуальности. Так что же такое книга? Кто такой Писатель? Обратимся к Древнему Египту. Уже тогда существовали зачатки письменной культуры – загадочная Книга Мёртвых – поистине является одним из начал Литературы. Фактически это первая литература эзотерического плана. Позднее возникают различные легенды. Каждое отдельное государство имело свою историю, свою культуру и менталитет. Поэтому Книгу можно назвать своеобразным зеркалом времени, позволяющим взглянуть на быт и верования людей. Теперь давайте перенесёмся из Древнего Мира в позднее Средневековье. Именно тогда профессия Писатель начала формироваться как личное творчество – знаменитые на весь мир баллады и сонеты Шекспира. Позднее наступает золотой век русской литературы, в XIX веке Писатель становится общепризнанной личностью, достигает своего апогея в обществе. Писатель становится путем для человека, ступившего на него, вырастают духовные критерии, и поистине Россия в это время показывает все богатство, истинное «золото людей». В это время пишут А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и многие другие. Век XX: появление футуристической литературы и фэнтази, столь любимые современной молодежью. К сожалению, классика в наше время не пользуется популярностью, значение Писателя как духовно развитой личности утрачивается, творчество становится все менее глубоким. Своеобразный парадокс: перенасыщенность рынка книгами различного содержания не воспитывает в читателях нравственность. Писатель как профессия достаточно популярна, но не для всех актуалена. Какими качествами должен обладать настоящий Писатель? Примером может послужить образ великого Русского писателя Льва Николаевича Толстого. Уверенный в собственных силах, глубоко верующий, патриот своей страны, он оставил глубочайший след в русской литературе. Духовно развитый человек, умеющий смотреть вглубь себя, Толстой вкладывал душу в свои произведения, искренне любя свое дело, этот человек наряду со своим творчеством может послужить примером, и не только Писателю. Но в чем поистине прекрасна эта профессия - это возможностью ТВОРИТЬ. Творить истории, жизни, быть судьей и подсудимым, художником и картиной, человеком и Богом, ТВОРИТЬ. Книга это окно в неведомость – и мы люди можем познать его. Писатель как гений, как личность и индивидуальность никогда не познает исчезновения, ПОТОМУ ЧТО ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕ ВРЕМЕНА, БЫЛ И БУДЕТ ПИСАТЬ.

 

Батурин Даниил, 10б






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: