Сметы доходов и расходов бюджетных учреждений

Средства с бюджета на содержание учреждения и проведения различных мероприятий выделяется на основании утверждённой сметы расходов.

Смета расходов - это основной плановый и финансовый документ, который определяет объёмы направления и квартальное распределение средств, которые выделяются из бюджета. Порядок сметы составления бюджетными учреждениями Украины, регламентирует порядок составления, рассмотрения и утверждение и основные требования смет бюджетных учреждений, установлено постановлением КМУ №228 от 28 февраля 2008г.

Порядок формирования единой сметы доходов и расходов учреждений осуществляет на основании показателей лимитной справки, про бюдже6тные ассигнования на следующий год, которую высшая организация направляет всем подотчётным учреждениям в двух недельный срок после утверждения бюджета. В этой справке указывается общее содержание финансирования по соответствующему разделу бюджетной классификации, в том числе с наиболее важными статьями расходов, деловая статья «Оплата труда, начисление на заработную плату, капитальные расходы». Сумма ассигнований из общего фонда бюджета производится по месячному распределению. Тут же указывается дата, до которой должны быть поданы на учреждение проект сметы доходов и расходов, штатного расписания с производственными данными и расчётами.

Единая смета доходов и расходов составляется учреждениями, на календарный год, и утверждается руководителями высших организаций не позднее чем через месяц, после утверждения бюджета, из которого происходит финансирование учреждения. Смета и штатное расписание утверждается в двух экземплярах, один из которых возвращается учреждению, а второй остаётся в высших организациях. Сметы и штатные расписания организаций не имеющей высшей организации, (центральные районные больницы) утверждается районными государственными администрациями или исполнительными органами.

Сметы Министерств и других центральных органов исполнительной власти, а также областных государственных администраций утверждено Кабинетом Министерством Украины, после предыдущеё экспертизы МФУ.

Изменение в утверждённую смету и штатное расписание в процессе их выполнения могут вносится лишь с разрешением высшей организации, которое утвердила смету и штатное расписание.

Единая смета учреждения состоит из 2 разделов - доходов и расходов. Доходная часть состоит из бюджетных ассигнований внебюджетных средств. Расходная часть делится на расходы, которые проводятся за счёт бюджетных ассигнований и на расходы, которые направляются за счёт других поступлений.

Формирование доходной части единой сметы осуществляется на основании индивидуальных расчётов доходов и платежей (кроме ассигнований) и отчислений в бюджет каждого вида доходов.

За основу таких расчётов берутся такие показатели объёмов запланированных платных услуг и другие расчётные показатели размер платы с расчёта на единицу показателя, которые должны учитывать действующего законодательства по «Ценам образования»

В расходной части единой сметы определятся общая сумма расходов учреждения с распределение их по статьям бюджетной классификации (по квартально). Расходы бюджетных учреждений состоят из расходов на капитальные вложения расходы на текущие удержания учреждения (текущая деятельность), состоят из административно-хозяйственных и операционных расходов.

Административно-хозяйственные расходы - эторасходы, на содержание управленческого персонала, приобретения инвентаря, анализ коммунальных услуг и др.

Операционные  расходы – это расходы, связанные с осуществлением основной деятельности учреждения (расходы на заработную плату педагогов, врачей, медикаментов).

Смета расходов, которые составляют бюджетными учреждения в разрезе статей бюджетной классификации, называют индивидуальными. При обслуживании учреждений централизованными бухгалтериями последними составляется общая смета, где расходы планируются в разрезе групп учреждений.

Путём обобщения всех расходов на содержание Министерства или Центрального ведомства всех индивидуальных и общих смет на централизованные мероприятия составляют сводную смету соответствующего ведомства, которое и является основанием для финансирования их бюджета.

 

План счетов в бюджетных организациях

План счетов является важным нормативным документом для всех предприятий, учреждений, организаций.

Он разрабатывается на основании экономической классификации счетов и является основой методологического единства учёта на всех предприятиях. В соответствии с Законом Украины «Про бухгалтерский учёт и финансовую отчётность в Украине» от 16.07.99г. №996.

Период ведения бухгалтерского учёта в бюджетных учреждениях регулируется ГМУ.

Новый план счетов введён в практику учёта в бюджетных учреждениях с 1 января 2000г.

Новый план счетов разработан на основании международных стандартных бухгалтерского учёта и предназначен для отображения в бухгалтерском учёте, хозяйственных операций, бюджетных учреждений, и операций по выполнению сельский, городских бюджетов.

В основу группировки счетов в этом плане положено экономическое содержание хозяйственных средств и особенности хозяйственных процессов, которые учитываются на отдельных счетах. В соответствии с этим в плане счетов выделено 8 классов балансовых и 1 класс 0 вне балансовых счетов. Каждому синтетическому счёту (счет первого порядка) и субсчёту присвоено соответствующее название и код.

Кодирование счетов в новом Плане построена по децимальной системе (десятичной) системе, которая предусматривает, что все счета по своему экономическому содержанию подразделяются не более чем на 10 групп, каждая группа должна объединять не более 10 синтетических счетов, а каждый синтетический счёт должен иметь не более 10 субсчетов.

Полный код субсчёта всегда трёхзначный и включает: номер класса, синтетический счёт, субсчёт.

Код синтетического счёта будет двухзначным, но в бюджетных учреждениях при определении корреспонденции счетов пользуются трёхзначными кодами субсчетов, например, код субсчёта 321, называется, регистрационные счета означает, что этот субсчёт принадлежит к синтетическому счёту 32, который называется «Счета в казначействе», 3 класс балансовых счетов «Средства, расчёты и другие активы».

Десятичная система кодирования счетов, считается более рациональной, в сравнении с порядковой или серийным номером. Она создаёт неограниченные возможности для детализации объектов учёта, путём введения в учётную практику счетов 3, 4 и большего порядка в соответствии с кодами таких счетов должны быть 4, 5 и более знаков, например, код счёта «Мед. Оборудование» должен иметь 4 знака-1074, о его составе счёт «Оборудование станций переливания крови»-5 знаков -10474.

В плане счетов бюджетных учреждений объедены счета как для учёта выполнения сметы доходов и расходов по бюджету(701-702, 801-803), так и счета учёта поступления и использование внебюджетных средств(711-716, 811-813).

 

Большинство счетов предназначены для текущего учёта в бюджетных учреждений разных отраслей непроизводственной сферы т.е унифицированные. Но есть и такие счета, применение которых обусловлено особенностями основной деятельности или финансирования отдельных групп учреждений или организаций, например субсчета 351, 634, 635, 723, 823-для изучено-исследовательский учреждений и высших учебных заведений, и субсчета 233-для учреждений охраны здоровья.

Особенностью действующего плана счетов, является то, что он содержит счета, которые могут быть активными, пассивными и активно-пассивными в зависимости от того, у которого распорядителя средств они ведутся.

У распорядителя средств первого уровня, он будет активным(68), у распорядителя второго порядка активно-пассивными,у распорядителя третьего уровня пассивными.

Самостоятельной группе в плане счетов принадлежат вне балансовые счета, которые,объединены в класс 0. они предназначены для учёта хозяйственных средств, мероприятий и расчётов, которые исключены из оборотов учреждения и не отображаются в балансе, но требуют специального контроля, а также бланков строгой отчётности.

Учёт на вне балансовых счетах осуществляется без применения двойной записи, т.е по простой системе. К этим счетам, не предусмотрены субсчета.

Счета класса 1 «Необоротные активы», которые предназначены для учёта материальных и нематериальных активов, полученные для длительного (свыше 1 года) пользования, и не предназначены для реализации или использования на протяжения 1 года,: 10, 11, 12(активные счета), 13(пассивный).

Класс 2 «Запасы», объединяют 6 синтетических счетов,: 20, 21, 22, 23, 24, 25.

Счета класса 3 «Средства, Расчёты и другие активы», применяются для отображения текущих финансовых активов: средств в кассе, на счетах в учреждениях в банках или в органах ГКУ,: 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36.

Класс 4 «Собственный капитал», объединяет 5 счетов, которые применяются для учёта фонда и определение результатов выполнения смет учреждения, а также сельских бюджетов за текущий год,: 40(пассивный), 41, 42, 43, 44.

Класс 5 «Долгосрочные обязательства», объединяют 3 пассивных счёта предназначенных для учёта обязательств учреждения, которые не возникают в процессе обычной деятельности и не являются характерными для учреждений и погашения, которое происходит после завершения текущего бюджетного года. Все счета пассивные:50, 51, 52.

Счета класса 6 «Текущие обязательства», предназначены для учёта обязательств учреждений, которые возникают на проявлении обычной деятельности т.е при выполнении сметы расходов и доходов и погашение которых ожидается на протяжении текущего бюджетного периода, среди них есть активны а активно пассивные счета:60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69.

Счета класса 7 «Доходы», предназначены для учёта доходов, которые получают учреждения за счёт общего и специального фонда, а также доходов сельских,городских бюджетов.Сюда относят 5 счетов670,71,72,73,74.

Класс 8 «Расходы», применяется для учёта фактических расходов и расходов бюджетных учреждений, а также кассовых расходов сельских, городских бюджетов,:80,81,83.

 

Структура плана счетов бухгалтерского учёта бюджетных учреждений по состоянию на 1.07.2003г.

Класс счетов

Шифры (коды)

Синтетический счёт

Субсчета 1 уровня

Кол-во % Кол-во %
1. «Необоротные активы» 10-13 4 9,3 23 14,8
2. «Запасы» 20-25 6 14 26 16,8
3. «Средства, расчёты и другие активы» 30-36 7 16,3 30 19,4
4. «Собственный капитал» 40-44 5 11,6 7 4,5
5. «Долгосрочные обязательства» 50-52 3 7 5 3,2
6. «Текущие обязательства» 60-69 10 23,2 39 25,2
7. «Доходы» 70-74 5 11,6 13 8,4
8.«Расходы» 80-82 3 7 12 7,7
Итого:   43 100 155 100
0.Вне балансовые счета» 01-09 9 - - -

 

            Бухгалтерский баланс бюджетных учреждений

Все бюджетные учреждения независимо от профиля и отраслевого предназначения в 2002г. Составляли квартальные бухгалтерские балансы по единой форме, согласно с «Инструкцией про порядок составления в 2002г. квартальной финансовой отчётности учреждениями и организациями, которые получают средства с государственного или местного бюджета» утверждено указанием ГКУ от 29 марта 2002г. №59.

Заключительный годовой баланс в 2002г.составлялся в соответствии с «Инструкцией про порядок составления за 2002г. Годовых финансовых отчётов учреждений и организаций, что получают денежные средства с государственного и местного бюджета, утверждено указом ГКУ от 25декабря 2002г. №240.Подобные инструкции ГКУ составляют и утверждают ежегодно.

Бухгалтерский баланс- это отчёт про состояние учреждения, что отражает её активы, капитал и обязательства. По составу статей, их группировка по разделам баланса бюджетного учреждения значительно отличается от балансов производительных или торговых предприятий.

Состав статей актива баланса утверждает наличие бюджетных учреждений отраслям непроизводственной сферы, а состав статей пассива указывает, что это учреждение государственной и коммунальной форм собственности, которые содержатся полностью или частично за счёт государственного или местных бюджетов.

В общем виде баланса бюджетного учреждения строится по формуле:

 

А=П

 

 

А баланса                                                                П баланса

А + расходы                 =                   Доходы + Собственный капитал, обязательства.

Активы в балансе в свою очередь подразделяются: на необоротные и оборотные. К активам бюджетных учреждений относятся ресурсы, которые контролируются и должны принести экономическую выгоду, в будущем путём их использования, в процессе предоставления услуг в соответствии с действительностью, при обмене их на другие активы или при погашении обязательств учреждения.

Необоротные активы - это средства, приобретённые или созданные бюджетным учреждением при долгосрочном пользовании, в процессе хозяйственной деятельности и не предназначенные для продажи. К ним относятся: основные и другие необоротные активы и нематериальные активы. Все они отображаются в балансе в двух оценках: первичная и остаточная стоимости, а в итоге баланса включает лишь остаточная стоимость, т.е баланс составляется по принципу «Баланс нетто».

Остаточная стоимость = Первичная стоимость - Износ  

 

К оборотным активам принадлежат средства, которые предназначены для непроизводственного потребления или использования в процессе уставной хозяйственной деятельности бюджетной организации на протяжении одного года.

К ним принадлежат:

· Денежные средства;

· Запасы;

· Дебиторская задолженность.

Оборотные активы показывают в балансе бюджетной организации достаточно детализировано, что необходимо для контроля за их наличием и использованием соответственно по смете.

Источниками формирования активов и расходов бюджетных организаций является собственные средства, обязательства и доходы. К собственному капиталу относится:

· Фонд вне оборотных активов

· Фонд малоценных и быстро изнашиваемых предметов (МБП),которые отображают стоимость государственного имущества, переданное в постоянное распоряжение бюджетной организации, а также результаты использования сметы по общим и специальным фондам.

К этому разделу зачисляются такие результаты переоценок активов в случае повышения их стоимости.

Бюджетные организации не имеют собственных оборотных средств и покрывают расходы за счёт бюджетных ассигнований и привлечение вне бюджетных средств, доходов специального фонда. Эти суммы именно показывают в 3 разделе пассивы баланса. При этом доходы специального фонда показывают доходы от реализации продукции и отношение работ по государственным договорам.

К балансу бюджетных организаций дополняются справки общего и специального фонда, которые дают возможность ГКУ и финансовым органам и высшим организациям контролировать привлечение и использование бюджетных и не бюджетных средств.

Все бюджетные организации составляют единый баланс по всем сметам общего и специального фонда, т.е средства бюджета и вне бюджетные привлечения и их использование отображается в одном балансе. Составляется баланс на основе выверенных данных о остатках на счетах аналитического и синтетического учёта на конец отчётного периода. Каждая организация заполняет в балансе только те ряды, которые касаются её деятельности. Организации Пенсионного фонда, фонды социального страхования, фонды общегосударственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляют балансы по образцам. Государственные расчётные предприятия и организации, которые получают средства от общего фонда бюджета, а также общественные объединения, которые получают бюджетные средства не на своё удержание, а на выполнение отдельных программ, отчитываются про их использование по специальным формам отчётности(форма №2 «Отчёт о выполнении сметы расходов и доходов организаций») но, баланс составляют по форме предвиденной П(С) 69№2.

 

 

                                                                    

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: