Понятие денежно-кредитной политики

Министерство образования Российской Федерации

Омский государственный университет

Факультет международного бизнеса

Кафедра международных экономических отношений

Курсовая работа

на тему:

«Резервные требования Центрального Банка как инструмент денежно-кредитного регулирования экономических процессов»

Научный руководитель: Лунёва Е.А.

Выполнил: студент группы БЭ-101 Зенченко Ю.В.

Омск-2020

Оглавление.

Введение. 3

Глава I. Резервные требования как инструмент денежно-кредитной политики. 5

§1. Место и роль резервных требований в денежно-кредитной политике. 5

1.1. Понятие денежно-кредитной политики. 5

1.2. Ставка рефинансирования. 7

1.3. Операции на открытом рынке. 8

1.4. Резервные требования. 9

§2. Необходимость применения норм обязательного резервирования в макроэкономическом аспекте. 12

§3. Роль норм обязательного резервирования в функционировании коммерческих банков 16

3.1. Деятельность коммерческих банков по привлечению средств. 16

3.2. Влияние резервных требований на деятельность коммерческих банков. 17

Глава II. Использование резервных требований в России в 90‑е годы.. 19

§1. Денежно-кредитная и валютная политика в России в 90‑е годы.. 19

§2. Резервные требования и макроэкономическое развитие страны.. 22

§3. Сравнительный анализ использования норм обязательного резервирования как инструмента денежно-кредитной политики в России и в США.. 29

Заключение. 34

Библиографический список. 36

Приложения. 38

Введение

На сегодняшний день роль финансово-кредитной сферы в экономике возрастает. Значение Центральных Банков, традиционно регулирующих денежное обращение, национальную денежную массу, также неуклонно растёт. Денежно-кредитная политика, имея в своём распоряжении ряд инструментов, является одним из важнейших направлений регулирования макроэкономических процессов. Как показывает опыт последних лет, денежно-кредитные отношения оказывают определяющее влияние на динамику ВВП, доходов и расходов населения, соотношение спроса и предложения, инвестиций и в значительной мере на сальдо платежного баланса. Это означает, что рыночные методы регулирования экономики и их основа – денежно-кредитные отношения – стали действенными рычагами управления. Поэтому анализ её инструментов и резервных требований в частности является актуальным на сегодняшний день.

Резервные требования как инструмент денежно-кредитного регулирования изучали зарубежные учёные Долан Э.Дж., Дорнбуш Р., Мэнкью Н. Грегори, Фишер С., Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Учитывая то, что резервные требования применяются в мире уже почти век, базовые теоретические исследования их воздействия на развитие экономических процессов были сделаны ещё Альфредом Маршаллом. Следующие отечественные экономисты проводили анализ использования данного инструмента денежно-кредитной политики в России: Василишен Э.Н., Маршавина Л.Я., Ямпольский М.М., Воронин Д.В., Мехряков В., Москвин В.А., Цисарь И. При наличии большого объёма научной литературы, посвящённой теоретическим основам мер денежно-кредитного регулирования, исследований воздействия резервных требований именно на переходную экономику, какой является российская экономика, автором обнаружено не было.

Цель данной работы заключается в изучении воздействия резервных требований на ход экономических процессов в стране. Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1. Дать характеристику денежно-кредитной политике в целом и её инструментам, особо отмечая место резервных требований в ней.

2. Рассмотреть микро- и макроэкономические аспекты воздействия данного инструмента на экономику страны.

3. Проанализировать применение резервных требований в России в 90‑х годах и их воздействие на важнейшие макроэкономические процессы в стране.

4. Сравнить место и роль данного инструмента денежно-кредитного регулирования в России и в экономически развитой стране (США).

 

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. В первой главе рассматриваются теоретические основы резервных требований: роль и место в денежно-кредитной политике, микро- и макроэкономические аспекты воздействия на экономические процессы. Вторая глава посвящена анализу применения данного инструмента для денежно-кредитного регулирования на практике. Это краткое описание денежно-кредитной политики и использование резервных требований в России в 90‑е годы и сравнительный анализ использования данного инструмента в США и в России. Основные выводы по проделанной работе представлены в заключении.

Глава I. Резервные требования как инструмент денежно-кредитной политики

Место и роль резервных требований в денежно-кредитной политике

Понятие денежно-кредитной политики

Под денежно-кредитной политикой (монетарной) понимается совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики[1]. Политика через изменение денежного предложения может стимулировать рост совокупного объема производства, обеспечивать занятость и стабильный уровень цен. Современная денежно-кредитная политика зачастую действует наперекор текущей экономической конъюнктуре, а также призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и стабилизировать экономический подъем[2]. В зависимости от экономической ситуации в стране денежно-кредитная политика может быть направлена на удешевление кредитов от Центрального Банка для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. В связи с этим можно выделить следующие основные направления денежно-кредитной политики:

1. Экспансионистская или расширительная (мягкая) политика. Она направлена на увеличение объёмов кредитования и способствует росту количества денег в экономике. Центральный Банк проводит политику «дешевых денег», если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, следствием которой является снижение стоимости кредитов. Параллельно это способствует увеличению предложения денег в экономике, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, выступает стимулом роста объёма инвестиций, а также реального ВНП. Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко прослеживается в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства – покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика актуальна в период стагнации в период стагнации.

2. Рестриктивная или ограничительная (жесткая) политика. Она направлена на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к удорожанию и труднодоступности кредита. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег больше сберегать, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в долг. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий[3]. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. Данное направление регулирования используется при наличие инфляции.

В развитых странах денежно-кредитная политика рассматривается как оперативное дополнение к бюджетной политике, как инструмент настройки бюджетной конъюнктуры. Таким образом, денежно-кредитная политика и бюджетное регулирование должны действовать согласованно в достижении макроэкономических целей. Денежно-кредитная политика проводится Центральным Банком страны, который почти в любом государстве не зависит от правительства, а, следовательно, и от политического лоббизма, являющимся главной проблемой бюджетной политики. Также денежно-кредитная политика является более оперативной и гибкой, чем бюджетно-налоговая (например, решение об изменении объёмов покупки или продажи ценных бумаг Центральным Банком может быть принято в течение одного дня).[4]

Ограничения денежно-кредитной политики связаны с тем, что она оказывает лишь косвенное воздействие на экономику через коммерческие банки, регулируя размер избыточных ресурсов и величину денежного мультипликатора. Таким образом, денежно-кредитная политика не может заставить коммерческие банки уменьшить или увеличить объём выдаваемых кредитов в обязательном порядке, а лишь определяет размер денежной массы. Денежно-кредитная политика действует мягко, опосредованно, через коммерческие банки, повышая или понижая способность выдавать кредиты, что не обязательно влияет на реально сложившуюся ситуацию, в то время как бюджетно-налоговая политика напрямую воздействует на экономические субъекты через субсидии, льготы, государственные закупки.

Конечными (глобальными) целями денежно-кредитной политики являются основные макроэкономические показатели, такие как инфляция, объем реального выпуска, уровень безработицы. Выбранная конечная цель достигается через выполнение промежуточных целей, отказаться от которых невозможно, так как они объясняют, как Центральный Банк достигает своих глобальных целей, и как он будет действовать в течение планового периода.

Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Прежде всего, они делятся на общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита. Выделяют также косвенные методы регулирования и прямые. Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: изменение процентной ставки Центрального Банка, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов и изменение условий рефинансирования коммерческих банков[5].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: