Операции на открытом рынке

Наиболее важным и оперативным средством контроля над денежной массой выступают операции на открытом рынке (open market operations). Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках. (Деятельность Центрального Банка на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом.) Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно краткосрочные государственные облигации и казначейские векселя.[10]

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг проводятся с коммерческими банками и населением. Покупка Центральным Банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете в Центральном Банке. Тем самым, общий объём избыточных резервных банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, лишь воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежную базу. Изменение величины банковского, а поэтому и денежного, мультипликатора не происходит.[11]

Операции купли-продажи ценных бумаг с домохозяйствами или фирмами Центральный Банк проводит через коммерческие банки. Поэтому резервы коммерческого банка увеличатся, и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие, однако, состоит в том, что когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций, в то время как, если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается сумма на текущих счетах, поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой резервных требований составит обязательные резервы банка. Так, например, если Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка на 1000 рублей, то кредитные возможности банка увеличатся на всю сумму в 1000 рублей. А если покупателем выступит частное лицо, то при норме резервных требований, равной 20%, кредитные возможности коммерческого банка возрастут лишь на 800 рублей, поскольку на 200 рублей должны быть увеличены обязательные резервы.[12]

Операции на открытом рынке используются как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию. Если же экономика переживает свой пик, то Центральный Банк начинает продажу ценных бумаг. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, и соответственно денежную базу, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы на величину, равную произведению банковского, а на уровне экономики – денежного мультипликатора и объема продажи ценных бумаг на открытом рынке. Это оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.

Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у Центрального Банка выгодна коммерческим банкам и населению. Это связано с тем, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости, и когда Центральный Банк покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их Центральному Банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается. И, наоборот, когда Центральный Банк продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодным их покупку.[13]

Итак, инъекции в банковские резервы, как результат покупки, и изъятия из них, как результат продажи Центральным Банком государственных ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.

Резервные требования

«Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций коммерческих банков»[14]. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Изменение норм обязательных резервов позволяет Центральному Банку регулировать спрос на деньги, ставку процента, так как оно ведет, во-первых, к изменению величины денежной базы, во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Сравнение минимальных резервных требований с операциями Центрального Банка на открытом рынке и его процентной политикой позволяет выявить специфику данного инструмента и определить роль и возможности его использования в денежно-кредитной политике государства. В мировой экономике наблюдается общая тенденция к отходу от активного использования резервных требований Центральными Банками в качестве регулирующего инструмента. Отказ вызван наличием таких специфических свойств, как негибкость и неспособность по ряду причин, в том числе и из-за своего дестабилизирующего воздействия, оперативно влиять на рынок ссудных капиталов.

1. Жесткость данного инструмента макроэкономического регулирования несомненна, поскольку механизм обязательного резервирования не допускает отклонений и строго предписан к исполнению. Влияние резервных требований на денежное предложение носит прямой, непосредственный характер. В отличие от данного инструмента учётная ставка и операции на открытом рынке Центрального Банка воздействуют на денежное предложение косвенно, через изменение ссудного процента и спроса на деньги. Использование этого механизма представляется более предпочтительным. Поэтому инструмент минимальных резервных требований, как правило, не является основным в регулировании денежно-кредитных отношений, и его применение требует большой осторожности.

2. С жесткостью связана и вторая особенность минимальных резервных требований. Неспособность резервных требований оперативно регулировать рынок ссудных капиталов обусловлена резкими изменениями в объеме «работающих» активов банка, что в свою очередь связано с динамикой обязательного резервирования и определяет возможность расширения деятельности, а также финансовое состояние банков[15].

В мире существует много различных моделей обязательного резервирования, они отличаются по многим параметрам и акцентируют особенности национальных банковских систем. Так, обязательное резервирование можно представить как сложную целостную систему, имеющую элементы и взаимосвязи между ними. Составляющие элементы системы представлены на схеме 1.


На схеме 1 показаны две основные подсистемы, входящие в систему обязательного резервирования: политика обязательного резервирования и механизм обязательного резервирования, а также определяющие их элементы.

Как сильный фактор регулирования денежного предложения, имеющий прямой характер своего действия, хотя и чреватый побочными эффектами. Использование политики обязательного резервирования относится к мерами долгосрочного воздействия, то есть к мерам, не подлежащим частым изменениям.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: