Необходимость применения норм обязательного резервирования в макроэкономическом аспекте

Минимальные резервные требования впервые были введены в США в 1913 году. В настоящее время обязательное резервирование имеет место почти во всех странах с рыночной экономикой.[16] Функции минимальных резервных требований заключаются в том, чтобы способствовать:

1) обеспечению ликвидности банковской системы

2) регулированию объема денежной массы.

Обе эти функции имеют макроэкономический аспект. Обеспечение ликвидности банковской системы позволяет избежать системного риска в экономике. В начальный период развития банковской системы превалировала именно первая функция.

В дальнейшем, особенно с отменой в 70‑х годах золотовалютного стандарта и упразднением гарантированной обратимости национальных валют в золото по фиксированным курсам, наблюдалось усиление значения второй функции. В отсутствии внешнего стандарта стоимости и ввиду увеличения риска, обусловленного более слабой реальной обеспеченностью бумажных денег по сравнению с металлическими деньгами, ключевым фактором меновой стоимости денег, то есть уровня цен, стали темпы роста самой денежной массы.[17]

Резервные требования, таким образом, выступают инструментом, посредством которого Центральный Банк управляет количеством денег, поддерживая темпы роста денежной массы в обращении в заранее установленных предельных рамках увеличения денежных агрегатов Ml (наличные деньги, средства на текущих и счетах до востребования) и М2 (Ml + средства на срочных счетах)[18]. Управление состоянием денежного обращения в стране в целом представляет собой одну из важнейших сфер макроэкономического регулирования, поэтому данные, характеризующие денежную систему в целом, как и счета национального дохода и продукта, платежный баланс, включены в государственную статистику в качестве одного из национальных счетов, служащих базой для макроэкономического анализа и принятия решений.

Макроэкономический аспект рассмотрения любого явления базируется на изучении агрегированных, как правило, стоимостных показателей и их связей. Основными агрегированными показателями, используемыми для макроэкономического анализа и оценки экономической политики, являются: валовой национальный продукт, уровень безработицы и индекс потребительских цен или уровень инфляции. Последний находится в функциональной зависимости от прироста денежных агрегатов и определяющего этот прирост норм обязательного резервирования. А взаимодействие резервных требований с другими макроэкономическими показателями происходит через трансмиссионный механизм влияния изменений денежного рынка на рынки инвестиций, конечной продукции и рабочей силы. При этом роль резервных требований в трансмиссионном механизме обусловливается не только их внутренним содержанием, но и развитостью рыночных, конкурентных отношений и используемой на практике концепции денежно-кредитного регулирования. Таким образом, макроэкономический аспект минимальных резервных требований обусловлен самой природой последних и поэтому превалирует над микроэкономическим.[19]

Более того, макроэкономическое содержание минимальных резервных требований вытекает и из функций и роли в экономике банковской системы в целом и коммерческих банков в частности. Роль банков состоит в том, что они являются основным каналом предложения денежных ресурсов экономике, определяющим покупательную способность ее агентов[20].

Функции банков также имеют непосредственную макроэкономическую направленность. Одна из функций банков, а именно функция создания денег, носит сугубо макроэкономический характер. Ее выполняют не только центральные, но и коммерческие банки, создающие деньги в процессе кредитной экспансии, когда прирост депозитов в одном из банков увеличивает в геометрической прогрессии совокупное предложение денег в масштабах всей экономики. Функции коммерческих банков, связанные с осуществлением платежей и хранением сбережений, относятся как к микроэкономике, если их рассматривать с точки зрения движения денежных средств между конкретными хозяйствующими субъектами, так и к макроэкономике, если их оценивать с точки зрения совокупного денежного оборота.

Установление порядка обязательного депонирования средств в Центральном Банке служит инструментом контроля и регулирования объема денежной массы, то есть денежного предложения. От того, насколько точно определены структура денежного предложения, совокупный объём денежной массы в национальной экономике, зависит эффективность всей макроэкономической политики государства. Банковская система является главным звеном в практической реализации денежной политики, так как денежные средства в вид банковских вкладов составляют основную часть предложения денег. Резервирование части депозитов направлено на ограничение возможности коммерческих банков увеличивать денежную массу. Как было отмечено выше, коммерческие банки обладают способностью самостоятельно создавать дополнительные платёжные средства. Денежные ресурсы, попадая в коммерческий банк, увеличивают его резервы. Часть резервов подлежит перечислению в Центральный Банк в виде обязательных. Остальные средства представляют собой избыточные резервы коммерческого банка, из которых он выдаёт кредиты, хотя часть избыточных резервов остаётся на счетах банка для поддержания текущей ликвидности. Размер увеличения денежной массы находится в прямой зависимости от доли, оставляемой у себя банком в качестве резерва, и в обратной зависимости от уровня минимальных резервных требований.

Открытие этой способности денежно-кредитной системы принадлежит А. Маршаллу – создателю теории денежного мультипликатора, определяющего прирост предложения денег, вызванный увеличением денежной базы на одну денежную единицу. Денежный мультипликатор (ДМ) можно представить в виде:

,                                                                        (1.2.1)

где R – уровень минимальных резервных требований.

Метод регулирования денежного предложения на основе минимальных резервных требований построен на эффекте мультипликационного расширения вкладов. Если норма минимального или обязательного резервирования возрастает, мультипликатор денежного предложения сокращается и, наоборот, если норма резервирования уменьшается, мультипликатор денежного предложения увеличивается. Таким образом, повышение минимальных резервных требований ведет к «сжатию» денежной массы.[21]

В зависимости от способа определения денежной массы на мультипликатор оказывают влияние, помимо резервных требований, и другие факторы. Так, если денежная масса определяется агрегатом Ml, включающим только «деньги для сделок», то есть наличные деньги и вклады на текущих счетах, денежный мультипликатор должен учитывать фактор оттока наличности или склонность заемщика сохранять полученные ссуды в наличных деньгах. Тогда денежный мультипликатор принимает вид:

,                                                                 (1.2.2)

где C – отношение наличных денег к депозитам.

Если денежная масса определяется агрегатом М2, включающим, помимо «денег для сделок», и срочные депозиты, мультипликатор рассчитывается с учетом их соотношения как

,                                                        (1.2.3)

где R' – уровень резервных требований по срочным вкладам,
t –
отношение срочных вкладов к вкладам до востребования.

В последние годы для качественной и количественной характеристики денежной массы в основном используется, в том числе и в России, денежный агрегат М2.

Как отмечают специалисты Международного Валютного Фонда, ни теоретические, ни эмпирические данные не позволяют убедительно аргументировать выводы относительно того, какое определение денежной массы – «широкое» (включающее все вклады в финансовых институтах) или «узкое» (включающее только наличные деньги и вклады до востребования в банках) или нечто среднее между ними – более адекватно отражает соотношение между деньгами и макроэкономическими показателями дохода, богатства или издержек. Поэтому выбор того или иного денежного агрегата для характеристики денежной массы, как и критериев включения тех или иных элементов в определение денежной массы, должен осуществляться с учетом особенностей каждой страны исходя из эмпирических данных и теоретических соображений.

Однако независимо от используемых для определения денежной массы агрегатов и способов расчета мультипликатора исходным в его исчислении является уровень резервных требований. Вместе с тем минимальные резервные требования как инструмент монетарной политики – экзогенный по отношению к коммерческим банкам фактор – воздействуют на денежную массу и совокупное денежное предложение, объем которых выступает как результат сложного взаимодействия многих контрагентов экономики, одновременно с другими переменными. Из уравнения обмена И. Фишера, иллюстрирующего в упрощенном виде количественную теорию денег и состояние равновесия на денежном рынке, MV = PQ, где M – денежная масса; V – скорость обращения денег, P – средний уровень цен; Q – реальный доход, следует, что денежное предложение есть функция не только денежной массы, но и скорости ее обращения, а также макроэкономических переменных, влияющих на величину спроса на деньги[22].

Из анализа взаимосвязей денежного предложения и определяющих его факторов можно сделать вывод о том, что рестриктивное воздействие увеличениянорм обязательного резервирования на сокращение совокупного предложения денег и на денежный рынок в целом дает эффект только в комплексе с проведением других мер по регулированию экономической активности: управлением уровнем инфляции и валютным курсом, налогово-бюджетными ограничениями.

Это, несомненно, учитывается при выработке и проведении экономической политики и в России, где отдается предпочтение монетаристским методам[23]. Превалирование данного метода денежно-кредитного регулирования обусловлено неразвитостью рынка ценных бумаг и учетных операций Центрального Банка. И только в последние время наблюдается отход от активного использования резервных требований для регулирования макроэкономических процессов. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен во второй главе.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: