Для наиболее полного понимания теории резервных требований как способа воздействия на экономику страны необходимо сравнить применение этого инструмента денежно-кредитной политики в различных странах. Для сравнения ниже рассматривается использование норм обязательных отчислений в США и в России. Соединенные Штаты Америки были выбраны для анализа потому, что данный инструмент был впервые использован именно там, и использование обязательных резервов Федеральной резервной системой (ФРС) достаточно широко описано в экономической литературе и является классическим примером регулирования экономики.
Сначала необходимо описать Федеральную резервную систему и использование норм обязательных отчислений в США.
ФРС представляет собой систему центрального банка США. Основу ФРС составляют двенадцать федеральных резервных банков. Руководит банками, входящими в ФРС, Совет управляющих, который определяет политику, проводимую банками ФРС. В том числе Совет управляющих устанавливает минимальный размер резервов, которые обязаны хранить банки и сберегательные институты. Минимальные резервы рассчитываются в США от суммы средств на определенных категориях депозитов.[54]
|
|
Банки США делятся на банки-члены ФРС и банки-нечлены ФРС. Национальные банки (которые получают лицензии на банковскую деятельность у Федерального правительства) по закону обязаны быть членами ФРС. Банки же, получающие свои лицензии от правительств штатов, могут сами принимать решение о необходимости своего вступления в ФРС. До 1980 года различие между банками-членами ФРС и банками-нечленами имело существенное значение с точки зрения минимальных резервов, так как до 1980 года обязательные резервы должны были уплачивать только банки-члены ФРС, а с остальных ФРС не могла требовать выполнения норм резервирования. Поэтому с целью не платить обязательные резервы некоторые банки выходили из структуры ФРС.[55]
В 1980 году Конгрессом США был принят Закон о дерегулировании деятельности депозитных институтов и контроле над денежным обращением, в результате чего были исключены многие из существовавших различий в резервировании между банками-членами и банками-нечленами ФРС, а также между сберегательными институтами и коммерческими банками. В результате чего после 1980 года резервные требования по отношению к банкам-членам ФРС, коммерческим банкам, не являющимся членами ФРС, ссудо-сберегательным ассоциациям, сберегательным банкам и кредитным союзам стали более унифицированными, а с 1982 года от резервирования были освобождены банки малого размера[56].
Основными видами пассивов, облагаемых обязательными резервами в США, являются следующие три группы: «транзакционные депозиты», неличные срочные вклады и обязательства по евровалютам.
|
|
В настоящее время ФРС устанавливает нормы минимальных резервов, которые касаются так называемых «транзакционных депозитов» для всех депозитных институтов (банков), кроме самых мелких. Под транзакционными счетами в США в основном понимаются счета до востребования и чековые депозиты.
По транзакционным депозитам согласно законодательства США ФРС имеет право устанавливать нормы обязательных резервов в пределах от 8% до 14%. Кроме того, при определенных условиях она может требовать дополнительного резервирования этих депозитов – поднять норму резервов в исключительных обстоятельствах до 18%. С 1994 года в США нормы резервов по транзакционным депозитам составляют 10% при сумме транзакционных депозитов банка, превышающей 51,9 млн. долларов, 3% при сумме от 4 до 51,9 млн. долларов. Если сумма меньше 4 млн. долларов, то такие депозиты не подлежат обязательному резервированию.[57]
Под неличными счетами понимаются счета предприятий и учреждений. Обязательное резервирование неличных срочных вкладов и некоторых других пассивов по закону ФРС может вводить для банков, размер активов которых превышает определенную величину. Резервы по данным счетам ФРС имеет право устанавливать в пределах от 0% до 9%.[58]
Кроме резервирования транзакционных счетов и неличных срочных депозитов, с 1980 года ФРС имеет право устанавливать нормы резервов по обязательствам банков в евровалютах, под которыми понимаются займы банков США у иностранных банков или у их филиалов в других странах.
Существовавшие ранее в США требования по обязательному резервированию личных сбережений и срочных вкладов были отменены с 1980 года Законом о дерегулировании депозитных учреждений и контролю над денежным обращением. Это было сделано с целью стимулирования сбережений, так как по сравнению с рядом зарубежных стран уровень сбережений в США был крайне мал.
Суммы минимальных резервов банки США обязаны хранить в форме резервных вкладов в федеральных резервных банках или в форме наличной денежной массы. Первоначальный Закон о ФРС позволял банкам-членам ФРС рассматривать в качестве своих резервов только 50% имеющихся у них в наличии кассовых остатков плюс их резервные депозиты в Федеральных резервных банках. Затем с 1917 по 1959 годы в качестве резервов квалифицировались только депозиты в Федеральных резервных банках, а, начиная с шестидесятых годов, банкам-членам ФРС было разрешено включать все свои кассовые остатки в расчет сформированных резервов.[59]
Кроме минимальных резервных требований все депозиты величиной менее 100 тысяч долларов на каждого клиента каждого финансового института в США подлежат страхованию. В обязанности банков входит осуществление расходов по страхованию депозитов. Оно производится в форме страховых взносов, назначаемых страховыми фондами[60]. Страховые взносы с 1934 года уплачиваются в специального для этого созданные Федеральную корпорацию страхования депозитов (ФКСД) и Федеральную корпорацию ссудо-сберегательного страхования (ФКСС). В отличие от обязательных резервов, целью которых является воздействие на банковскую ликвидность и способность расширения банком своих кредитных операций, страхование депозитов было введено для ограждения банков от опасности массового изъятия депозитов в случаях банковских кризисов, так как даже если банк обанкротится, правительство США должно вернуть клиентам их деньги или перевести их в платежеспособный банк.
Банкротство ряда банков и сберегательных институтов в 80‑е годы привело к снижению платежеспособности самой ФКСС, что вынудило правительство к реформированию системы страхования депозитов[61]. В 1989 году ФКСС была расформирована и вместо нее были учреждены Банковский страховой фонд (БСФ) и Страховой фонд сберегательных ассоциаций (СФСА), находящиеся под административным контролем ФКСД. Также был принят ряд ограничений на деятельность ссудо-сберегательных ассоциаций[62].
|
|
В настоящее время в США ведется дискуссия о целесообразности сохранения обязательного страхования депозитов как фактора, влияющего на надежность всей банковской системы и на конкуренцию между банками при привлечении вкладов.
ФРС в США не использует изменение нормы обязательных резервов для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение норм резервов производится Федеральной Резервной Системой только в тех случаях, когда ФРС ставит своей целью добиться сдвига в сторону расширения или сжатия объема предложения денег. Так как изменение уровня обязательных резервов оказывает непосредственное воздействие на банковскую систему, сопровождается широкомасштабной кампанией в средствах массовой информации и производит значительный психологический эффект, ФРС часто прибегала к сокращению уровня резервирования в периоды экономического спада: в 1953, 1954, 1958, 1970, 1974-1975 годах.[63]
В последнее время ФРС принимала меры по снижению резервных требований. В декабре 1990 года, нормы резервов по неличным срочным вкладам были снижены с 3% до нуля, в апреле 1992 года норма по транзакционным депозитам была уменьшена с 12% до 10%[64]. Эти действия были частично обоснованы тем, что отдельные кредиторы стали применять более осторожный подход к выдаче кредитов, что вызвало увеличение стоимости и сократило доступность кредитных ресурсов для отдельных видов заёмщиков. Путем сокращения издержек на привлечение ресурсов и таким образом, предоставляя кредитным учреждениям более простой доступ на рынки капиталов, сокращение норм резервных требований поставило банки в лучшее положение по предоставлению кредитов. Сокращение резервов для неличных срочных вкладов напрямую имело целью стимулирование банковского кредитования, так как эти счета часто используются как источник финансирования.[65]
|
|
Как и во многих других странах, в России переходный период сопровождался высоким уровнем инфляции, что имело своё отражение на использовании резервных требований в России в 90‑годах. Активное применение данного инструмента было направлено на борьбу с инфляцией. В то время резервные требования активно не использовались в США. Устойчивость американской экономики позволяет не прибегать к таким жёстким мерам денежно-кредитного регулирования. ФРС давно использует операции на открытом рынке для текущего регулирования экономической конъюнктуры.
В США дифференциация обязательных отчислений производится по степени ликвидности привлечённых средств. В то время как в России имеются различия в резервных требованиях по счетам в национальной валюте и счетам в иностранной, что отражает довольно высокую степень долларизации российской экономики, так как почти во всех странах нормы отчислений по вкладам в национальной валюте и по вкладам и иностранной валюте одинаковы[66]. Сейчас данный инструмент денежно-кредитного регулирования в России направлен на её снижение.
Активное применение обязательных отчислений имело место в США только в периоды экономических кризисов, как элемент стимулирующей макроэкономической политики. То есть использования норм обязательных резервов в США в основном направлено на достижение антикризисной цели. В России резервные требования применялись для достижения антиинфляционной макроэкономической цели. Следовательно, Банку России приходилось часто менять уровень резервных отчислений вслед за изменением уровня инфляции[67], что отличает российскую денежно-кредитную политику от американской, где последнее изменение уровня норм обязательных резервов имело место в 1994 году[68]. Только в последние время в России использование данного инструмента направлено на достижение стабилизации макроэкономического положения.
Краткая характеристика применения данного инструмента денежно-кредитной политики в США и в России представлена в таблице 3.
Таблица 3. | ||
Сравнение норм обязательных резервов в США и в России.
| ||
Критерий | Россия | США |
Частота использования | часто | относительно редко |
Активное использование инструмента направлено на: | борьбу с инфляцией | на проведение расширительной политики |
Текущее использование инструмента направлено на | сдерживание роста денежной массы | обеспечение ликвидности коммерческих банков |
Текущий уровень резервных требований | относительно высокий | не очень высокий |
Дифференциация норм обязательных отчислений | разделение счетов в национальной и иностранной валюте | по степени ликвидности привлечённых средств |
Заключение
В ходе данной работы было изучено воздействие резервных требований на ход экономических процессов в стране. Была дана характеристика денежно-кредитной политики, проанализированы меры денежно-кредитного регулирования и выделена роль и место резервных требований среди них. Подробно рассмотрено воздействие последних с выделением микро- и макроэкономических аспектов. Также было проанализировано применение резервных требований в России в 90‑х годах и их воздействие на важнейшие макроэкономические процессы в стране. Был проведён сравнительный анализ данного инструмента в денежно-кредитном регулировании в России и в экономически развитой стране (США).
Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Денежно-кредитное регулирование может быть направлено на сдерживание активности субъектов в периоды экономического подъёма в стране для сдерживания инфляции или на стимулирование увеличения предложения денег в экономике в периоды экономических кризисов. Воздействие на экономическую систему реализуется при помощи инструментов денежно-кредитной политики.
Резервные требования играют не маловажную роль в денежно-кредитном регулировании страны. Являясь прямым и очень жёстким инструментом, нормы обязательных отчислений воздействуют не только на величину кредитных возможностей коммерческих банков, но и изменяют величину денежного мультипликатора. Поэтому рестриктивное воздействие увеличениянорм обязательного резервирования на сокращение совокупного предложения денег дает эффект только в комплексе с проведением других мер по регулированию экономической активности.
В мировой экономике наблюдается общая тенденция к отходу от активного использования резервных требований Центральными Банками в качестве регулирующего инструмента. Отказ вызван наличием таких специфических свойств, как негибкость и неспособность по ряду причин, в том числе и из-за своего дестабилизирующего воздействия, оперативно влиять на рынок ссудных капиталов.
Переход российской экономики к рыночным отношениям привёл к довольно высокой инфляции, которая долгий период времени оставалась одной из главных проблем в России. Анализ применения резервных требований в России показал, что их воздействие было направлено на достижение главной макроэкономической цели – сдерживание инфляции. Центральный Банк России также использовал данный метод макроэкономического регулирования для стабилизации положения на валютном рынке в1995, 1997 годах.
Можно сказать, что сейчас в России наблюдается отход от активного использования резервных требований как инструмента регулирования экономических процессов. Последние изменения имели место 1 января 2000 года. Это говорит о завершении переходного периода и начале стабилизации российской экономики, потому что большинство экономистов рассматривают данный инструмент денежно-кредитной политики как метод долгосрочного регулирования.
Сравнение применения норм обязательных отчислений в России и в экономически развитой стране (США) показало большие различия в подходе к использованию данного способа регулирования экономики. Активное применение резервных требований в России было направлено на борьбу с инфляцией. В то время как в США данный инструмент активно не использовался. Устойчивость американской экономики позволяет не прибегать к таким жёстким мерам денежно-кредитного регулирования. Редкие корректировки норм обязательных требований в США имели место только в периоды кризиса, как элемент стимулирующей макроэкономической политики. Только в последние время в России наблюдается тенденция к использованию данного инструмента на достижение стабилизации макроэкономического положения.