Сравнительный анализ использования норм обязательного резервирования как инструмента денежно-кредитной политики в России и в США

Для наиболее полного понимания теории резервных требований как способа воздействия на экономику страны необходимо сравнить применение этого инструмента денежно-кредитной политики в различных странах. Для сравнения ниже рассматривается использование норм обязательных отчислений в США и в России. Соединенные Штаты Америки были выбраны для анализа потому, что данный инструмент был впервые использован именно там, и использование обязательных резервов Федеральной резервной системой (ФРС) достаточно широко описано в экономической литературе и является классическим примером регулирования экономики.

Сначала необходимо описать Федеральную резервную систему и использование норм обязательных отчислений в США.

ФРС представляет собой систему центрального банка США. Основу ФРС составляют двенадцать федеральных резервных банков. Руководит банками, входящими в ФРС, Совет управляющих, который определяет политику, проводимую банками ФРС. В том числе Совет управляющих устанавливает минимальный размер резервов, которые обязаны хранить банки и сберегательные институты. Минимальные резервы рассчитываются в США от суммы средств на определенных категориях депозитов.[54]

Банки США делятся на банки-члены ФРС и банки-нечлены ФРС. Национальные банки (которые получают лицензии на банковскую деятельность у Федерального правительства) по закону обязаны быть членами ФРС. Банки же, получающие свои лицензии от правительств штатов, могут сами принимать решение о необходимости своего вступления в ФРС. До 1980 года различие между банками-членами ФРС и банками-нечленами имело существенное значение с точки зрения минимальных резервов, так как до 1980 года обязательные резервы должны были уплачивать только банки-члены ФРС, а с остальных ФРС не могла требовать выполнения норм резервирования. Поэтому с целью не платить обязательные резервы некоторые банки выходили из структуры ФРС.[55]

В 1980 году Конгрессом США был принят Закон о дерегулировании деятельности депозитных институтов и контроле над денежным обращением, в результате чего были исключены многие из существовавших различий в резервировании между банками-членами и банками-нечленами ФРС, а также между сберегательными институтами и коммерческими банками. В результате чего после 1980 года резервные требования по отношению к банкам-членам ФРС, коммерческим банкам, не являющимся членами ФРС, ссудо-сберегательным ассоциациям, сберегательным банкам и кредитным союзам стали более унифицированными, а с 1982 года от резервирования были освобождены банки малого размера[56].

Основными видами пассивов, облагаемых обязательными резервами в США, являются следующие три группы: «транзакционные депозиты», неличные срочные вклады и обязательства по евровалютам.

В настоящее время ФРС устанавливает нормы минимальных резервов, которые касаются так называемых «транзакционных депозитов» для всех депозитных институтов (банков), кроме самых мелких. Под транзакционными счетами в США в основном понимаются счета до востребования и чековые депозиты.

По транзакционным депозитам согласно законодательства США ФРС имеет право устанавливать нормы обязательных резервов в пределах от 8% до 14%. Кроме того, при определенных условиях она может требовать дополнительного резервирования этих депозитов – поднять норму резервов в исключительных обстоятельствах до 18%. С 1994 года в США нормы резервов по транзакционным депозитам составляют 10% при сумме транзакционных депозитов банка, превышающей 51,9 млн. долларов, 3% при сумме от 4 до 51,9 млн. долларов. Если сумма меньше 4 млн. долларов, то такие депозиты не подлежат обязательному резервированию.[57]

Под неличными счетами понимаются счета предприятий и учреждений. Обязательное резервирование неличных срочных вкладов и некоторых других пассивов по закону ФРС может вводить для банков, размер активов которых превышает определенную величину. Резервы по данным счетам ФРС имеет право устанавливать в пределах от 0% до 9%.[58]

Кроме резервирования транзакционных счетов и неличных срочных депозитов, с 1980 года ФРС имеет право устанавливать нормы резервов по обязательствам банков в евровалютах, под которыми понимаются займы банков США у иностранных банков или у их филиалов в других странах.

Существовавшие ранее в США требования по обязательному резервированию личных сбережений и срочных вкладов были отменены с 1980 года Законом о дерегулировании депозитных учреждений и контролю над денежным обращением. Это было сделано с целью стимулирования сбережений, так как по сравнению с рядом зарубежных стран уровень сбережений в США был крайне мал.

Суммы минимальных резервов банки США обязаны хранить в форме резервных вкладов в федеральных резервных банках или в форме наличной денежной массы. Первоначальный Закон о ФРС позволял банкам-членам ФРС рассматривать в качестве своих резервов только 50% имеющихся у них в наличии кассовых остатков плюс их резервные депозиты в Федеральных резервных банках. Затем с 1917 по 1959 годы в качестве резервов квалифицировались только депозиты в Федеральных резервных банках, а, начиная с шестидесятых годов, банкам-членам ФРС было разрешено включать все свои кассовые остатки в расчет сформированных резервов.[59]

Кроме минимальных резервных требований все депозиты величиной менее 100 тысяч долларов на каждого клиента каждого финансового института в США подлежат страхованию. В обязанности банков входит осуществление расходов по страхованию депозитов. Оно производится в форме страховых взносов, назначаемых страховыми фондами[60]. Страховые взносы с 1934 года уплачиваются в специального для этого созданные Федеральную корпорацию страхования депозитов (ФКСД) и Федеральную корпорацию ссудо-сберегательного страхования (ФКСС). В отличие от обязательных резервов, целью которых является воздействие на банковскую ликвидность и способность расширения банком своих кредитных операций, страхование депозитов было введено для ограждения банков от опасности массового изъятия депозитов в случаях банковских кризисов, так как даже если банк обанкротится, правительство США должно вернуть клиентам их деньги или перевести их в платежеспособный банк.

Банкротство ряда банков и сберегательных институтов в 80‑е годы привело к снижению платежеспособности самой ФКСС, что вынудило правительство к реформированию системы страхования депозитов[61]. В 1989 году ФКСС была расформирована и вместо нее были учреждены Банковский страховой фонд (БСФ) и Страховой фонд сберегательных ассоциаций (СФСА), находящиеся под административным контролем ФКСД. Также был принят ряд ограничений на деятельность ссудо-сберегательных ассоциаций[62].

В настоящее время в США ведется дискуссия о целесообразности сохранения обязательного страхования депозитов как фактора, влияющего на надежность всей банковской системы и на конкуренцию между банками при привлечении вкладов.

ФРС в США не использует изменение нормы обязательных резервов для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение норм резервов производится Федеральной Резервной Системой только в тех случаях, когда ФРС ставит своей целью добиться сдвига в сторону расширения или сжатия объема предложения денег. Так как изменение уровня обязательных резервов оказывает непосредственное воздействие на банковскую систему, сопровождается широкомасштабной кампанией в средствах массовой информации и производит значительный психологический эффект, ФРС часто прибегала к сокращению уровня резервирования в периоды экономического спада: в 1953, 1954, 1958, 1970, 1974-1975 годах.[63]

В последнее время ФРС принимала меры по снижению резервных требований. В декабре 1990 года, нормы резервов по неличным срочным вкладам были снижены с 3% до нуля, в апреле 1992 года норма по транзакционным депозитам была уменьшена с 12% до 10%[64]. Эти действия были частично обоснованы тем, что отдельные кредиторы стали применять более осторожный подход к выдаче кредитов, что вызвало увеличение стоимости и сократило доступность кредитных ресурсов для отдельных видов заёмщиков. Путем сокращения издержек на привлечение ресурсов и таким образом, предоставляя кредитным учреждениям более простой доступ на рынки капиталов, сокращение норм резервных требований поставило банки в лучшее положение по предоставлению кредитов. Сокращение резервов для неличных срочных вкладов напрямую имело целью стимулирование банковского кредитования, так как эти счета часто используются как источник финансирования.[65]

Как и во многих других странах, в России переходный период сопровождался высоким уровнем инфляции, что имело своё отражение на использовании резервных требований в России в 90‑годах. Активное применение данного инструмента было направлено на борьбу с инфляцией. В то время резервные требования активно не использовались в США. Устойчивость американской экономики позволяет не прибегать к таким жёстким мерам денежно-кредитного регулирования. ФРС давно использует операции на открытом рынке для текущего регулирования экономической конъюнктуры.

В США дифференциация обязательных отчислений производится по степени ликвидности привлечённых средств. В то время как в России имеются различия в резервных требованиях по счетам в национальной валюте и счетам в иностранной, что отражает довольно высокую степень долларизации российской экономики, так как почти во всех странах нормы отчислений по вкладам в национальной валюте и по вкладам и иностранной валюте одинаковы[66]. Сейчас данный инструмент денежно-кредитного регулирования в России направлен на её снижение.

Активное применение обязательных отчислений имело место в США только в периоды экономических кризисов, как элемент стимулирующей макроэкономической политики. То есть использования норм обязательных резервов в США в основном направлено на достижение антикризисной цели. В России резервные требования применялись для достижения антиинфляционной макроэкономической цели. Следовательно, Банку России приходилось часто менять уровень резервных отчислений вслед за изменением уровня инфляции[67], что отличает российскую денежно-кредитную политику от американской, где последнее изменение уровня норм обязательных резервов имело место в 1994 году[68]. Только в последние время в России использование данного инструмента направлено на достижение стабилизации макроэкономического положения.

Краткая характеристика применения данного инструмента денежно-кредитной политики в США и в России представлена в таблице 3.

Таблица 3.

Сравнение норм обязательных резервов в США и в России.

 

Критерий Россия США
Частота использования часто относительно редко
Активное использование инструмента направлено на: борьбу с инфляцией на проведение расширительной политики
Текущее использование инструмента направлено на сдерживание роста денежной массы обеспечение ликвидности коммерческих банков
Текущий уровень резервных требований относительно высокий не очень высокий
Дифференциация норм обязательных отчислений разделение счетов в национальной и иностранной валюте по степени ликвидности привлечённых средств

Заключение

В ходе данной работы было изучено воздействие резервных требований на ход экономических процессов в стране. Была дана характеристика денежно-кредитной политики, проанализированы меры денежно-кредитного регулирования и выделена роль и место резервных требований среди них. Подробно рассмотрено воздействие последних с выделением микро- и макроэкономических аспектов. Также было проанализировано применение резервных требований в России в 90‑х годах и их воздействие на важнейшие макроэкономические процессы в стране. Был проведён сравнительный анализ данного инструмента в денежно-кредитном регулировании в России и в экономически развитой стране (США).

Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Денежно-кредитное регулирование может быть направлено на сдерживание активности субъектов в периоды экономического подъёма в стране для сдерживания инфляции или на стимулирование увеличения предложения денег в экономике в периоды экономических кризисов. Воздействие на экономическую систему реализуется при помощи инструментов денежно-кредитной политики.

Резервные требования играют не маловажную роль в денежно-кредитном регулировании страны. Являясь прямым и очень жёстким инструментом, нормы обязательных отчислений воздействуют не только на величину кредитных возможностей коммерческих банков, но и изменяют величину денежного мультипликатора. Поэтому рестриктивное воздействие увеличениянорм обязательного резервирования на сокращение совокупного предложения денег дает эффект только в комплексе с проведением других мер по регулированию экономической активности.

В мировой экономике наблюдается общая тенденция к отходу от активного использования резервных требований Центральными Банками в качестве регулирующего инструмента. Отказ вызван наличием таких специфических свойств, как негибкость и неспособность по ряду причин, в том числе и из-за своего дестабилизирующего воздействия, оперативно влиять на рынок ссудных капиталов.

 

Переход российской экономики к рыночным отношениям привёл к довольно высокой инфляции, которая долгий период времени оставалась одной из главных проблем в России. Анализ применения резервных требований в России показал, что их воздействие было направлено на достижение главной макроэкономической цели – сдерживание инфляции. Центральный Банк России также использовал данный метод макроэкономического регулирования для стабилизации положения на валютном рынке в1995, 1997 годах.

Можно сказать, что сейчас в России наблюдается отход от активного использования резервных требований как инструмента регулирования экономических процессов. Последние изменения имели место 1 января 2000 года. Это говорит о завершении переходного периода и начале стабилизации российской экономики, потому что большинство экономистов рассматривают данный инструмент денежно-кредитной политики как метод долгосрочного регулирования.

Сравнение применения норм обязательных отчислений в России и в экономически развитой стране (США) показало большие различия в подходе к использованию данного способа регулирования экономики. Активное применение резервных требований в России было направлено на борьбу с инфляцией. В то время как в США данный инструмент активно не использовался. Устойчивость американской экономики позволяет не прибегать к таким жёстким мерам денежно-кредитного регулирования. Редкие корректировки норм обязательных требований в США имели место только в периоды кризиса, как элемент стимулирующей макроэкономической политики. Только в последние время в России наблюдается тенденция к использованию данного инструмента на достижение стабилизации макроэкономического положения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: