Посещение гостями из США богослужений Киевских общин ЕХБ

7.09.1957 г. гости из США, которые все являются пасторами общин церквей Христовых в США, посетили вечернее богослужение в Дарницкой общине ЕХБ.

На богослужение прибыли следующие гости: Р. Т. СМИТ, Д. РОИС, Л. Е. КРАНФОРД, К. СПЕЙН, а также вместе с ними переводчица из гостиницы «Интурист» и еще один гость из Германии из города Франкфурт-на-Майне, некто Шамшуля Вальтер. Этот Шамшуля В. сказал о себе, что он в прошлом являлся гражданином Чехословакии, по национальности - немец и выехал из Чехословакии в Западную Германию во время войны. Сам он по религиозному убеждению католик. Он сказал, что когда гости из США были во Франкфурте-на-Майне на собеседовании представителей церквей Христовых, то он там с ними познакомился и они, узнав, что он может говорить по-русски и по-английски, взяли его с собой с его согласия в качестве переводчика.

На богослужении в Дарнице присутствовали также: старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Андреев А. Л., его заместитель Мельников Н. Н. и старший пресвитер по Киевской области Енюков Д. И. Богослужением руководил местный пресвитер Журило В. Н., затем краткое слово сказал проповедник местной общины, а в заключение говорил слово Енюков Д. И.

Гости принесли с собой на богослужение портативный магнитофон и сделали запись трёх псалмов хорового пения, так как они очень интересовались хоровым пением. Записи выступлений и даже общего пения или чего-либо другого они не делали, и магнитофон выключался. В конце богослужений старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Андреев А. Л. объявил всем присутствующим, что на богослужении присутствуют гости из США и что они просят передать от их общин так называемых церквей Христа привет всем присутствующим. Все присутствующие на богослужении поблагодарили за приветствие и просили передать привет в США от Дарницкой общины. Никаких собеседований с гостями не было, да они, очевидно, и сами не интересовались вступать в собеседование, так как вели себя как-то настороженно и сдержанно.

Когда гости после богослужения выходили из молитвенного дома, то один из них подарил трём хористам по открытке с видом гостиницы в Вашингтоне и одному хористу брошюрку «Что такое церковь Христова». На обратной стороне открыток был написан адрес этого пастора. Гости, усевшись в машину, уехали в гостиницу «Интурист».

В воскресенье 8 сентября утром гости нигде на богослужении не были, так как выезжали в один из колхозов в Белоцерковском районе Киевской области.

Вечером лее в воскресенье они прибыли на богослужение в Киево-Святошинскую общину ЕХБ. Они прибыли в 17.40 вечера и были приняты старшим пресвитером ВСЕХБ по Украине Андреевым А. Л., который пригласил их к себе на квартиру при молитвенном доме, где после приветствия предложил им угощение из фруктов. Гости прибыли в том же составе, в каком приезжали в Дарницу.

Во время угощения состоялась краткая беседа. Беседа касалась их поездки в колхоз и того, как понравился им Киев. Гости выразили свое полное удовлетворение всем ими виденным и своими поездками. Так как ровно в шесть вечера началось богослужение, то беседа была очень краткой и гости только познакомились с пресвитером общины Л цен ко И. А. и диаконом Тринадцатко А. Т. Они подарили каждому из них по одной Библии и Евангелию. Гости с собой привезли еще 36 Евангелий карманного формата. Из них 15 штук было завернуто и упаковано с перевязкой шнуром, и на упаковке написаны адреса, для кого предназначаются эти Евангелия. Гости просили, чтобы эти Евангелия старший пресвитер ВСЕХБ по Украине направил по указанным адресам, и они заявили, что и на остальные 21 шт. Евангелий они утром 9 сентября также предоставят адреса, кому их выслать. Однако утром 9 сентября адреса не были предоставлены, а гости улетели самолетом в Москву. Старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Андреев заявил гостям, что постарается выполнить их просьбу, насколько это будет возможно, так как адреса, написанные гостями, нужно проверить. Сами гости тоже просили об этом, так как это давние адреса, которые были у пастора Сацевича, проживающего сейчас в Варшаве и который дал им эти адреса.

По окончании богослужения старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Андреев также, как в и Дарнице, объявил всем присутствующим, что гости из США просили его передать от них и от их церквей привет всей общине. Все присутствующие” поблагодарили за привет и просили передать привет и от Киево-Святошинской общины. Андреев А. Л. сказал всему собранию, что гости, посетив ряд общин в СССР, а также в Украине, теперь сами увидели нашу духовную жизнь и как мы служим Господу и какой живой дух проявляется в служении в наших церквах. Гости могли также сами увидеть как живут трудящиеся колхозники в нашей стране. Надеемся, что все то, что они увидели, послужит сближению не только верующих из США, но и советского и американского народов. Гости могли убедиться, что все то, что они слышали в США о нашей жизни, было не чем иным, как неправильным представлением о нашей жизни, и они могли увидеть, что слышанное ими не соответствует действительности. Все советские граждане, в том числе и мы, верующие, стараемся делать все то, что слузкит укреплению мира между народами, в том числе для улучшения взаимоотношений между Америкой и СССР. Мы, верующие, не только поддерживаем дело мира, но и молимся, чтобы Господь сохранил и утвердил мир во всем мире.

Переводчица переводила гостям частично проповеди, а также перевела и сказанное Андреевым А. Л. Тогда один из гостей не удержался и, поднявшись с места, где сидел, сказал: «Еще раз я передаю сердечное приветствие всем верующим от наших американских общин и заверяю всех, что мы также вместе с вами будем поддерживать дело мира и будем молиться о мире».

В заключительном пении гости пожелали спеть два псалма вместе со всеми верующими, то есть такие псалмы, мелодия которых одинакова как у них, так и у нас. Заключительный псалом был спет вместе с гостями: «Бог с вами, доколе свидимся». Как в Дарнице, так и в Святошино гости пожелали записать хоровое пение. Здесь, в Святошино, они записали четыре псалма, но во время пения четвертого псалма пленка на магнитофоне вышла, и они могли записать только половину псалма. Никакой другой записи гости не делали.

Было видно, что гости остались очень довольны богослужением в Святошино, да и само помещение, хотя оно и небольшое, произвело на них приятное впечатление. Было видно, что им особенно понравилось пение хора, так как хор пропел хорошо изученные псалмы. При прощании гости заявили старшему пресвитеру ВСЕХБ по Украине Андрееву, что они остались очень довольны посещением богослужения в Святошино и вообще в Киеве. Они просили Андреева, чтобы он и другие с ним могли бы прибыть к ним в США, и они с радостью покажут украинским верующим свои церкви и будут рады вообще видеть верующих из Украины в США. При выходе из помещения пастор Карл Спейн вручил одной хористке открытку с видом гостиницы Вашингтона, а другой хористке Надежде Добренко вручил карманный Новый завет. Верующей Биценко В. И. он вручил свою визитную карточку со своим адресом.

Никаких других собеседований с ними не было, и никто из верующих не вступал с ними в беседу, кроме личного приветствия рукопожатием.573

Под этим документом стоит дата - 9 сентября 1957 г. И подпись - старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Андреев.

Трудно понять сегодня, почему пунктуальные иностранцы не вручили Андрееву дополнительно 21 адрес, как обещали. Но кому-то при этом очень крупно повезло. Ибо, как бесстрастно свидетельствуют архивы, Андреев передал эту литературу вместе с адресами «кому следует». Вот что он имел в виду, когда говорил, что «адреса нужно проверить». Проверкой адресов занялись компетентные службы, задачей которых было выявление «связей с заграницей».574

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при исполкоме Киевского областного Совета депутатов трудящихся, «не епископ, а коммунист», как он себя называл, А. Олейников тоже понимал важность контроля за «связями с иностранцами». Сохранилось его секретное донесение от 28 августа 1956 г., направленное председателю Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР И. В. Полянскому, уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Совете Министров Украинской ССР П. А. Вильховому и секретарю Киевского областного комитета КП Украины Г. Е. Гришко.

В дополнение к моей информации от 17 августа с. г. за № 40-с о пребывании в г. Киеве и Киевской области руководителей американских баптистов сообщаю:

20 августа с. г. мною был принят ст. пресвитер ВСЕХБ по Киевской области Мицкевич, который сопровождал американских баптистов в Одессу, Крым и Харьков.

На приеме Мицкевич рассказал следующее:

«Когда мы с делегацией ехали из г. Симферополя в г. Ялту, по дороге в автомашине генеральный секретарь Всемирного Союза баптистов Арнольд Эрн вынул какое-то письмо и, передав его Кареву (ответственному секретарю ВСЕХБ), попросил перевести это письмо на английский язык. Карев, прочитав письмо, не стал его переводить дословно, а сказал, что автор письма жалуется на то, что в г. Киеве по ул. Спасской, 6 молитвенное помещение мало, что видели и сами гости. Письмо же Карев передал Жидкову (председателю ВСЕХБ).

В Харькове американцы напомнили, что они хотят, чтобы им дословно перевели это письмо, но так как спешили с отъездом делегации из г. Харькова в Москву, то письмо им не было переведено и оно осталось у Жидкова.

Я лично (продолжает Мицкевич) читал это письмо. Прежде всего, оно анонимно, написано женским почерком, а содержание его сводится к следующему.

Аноним в этом письме жалуется американским баптистам, что органы советской власти в г. Киеве в 1949 году отобрали молитвенное помещение по ул. Жилянской, которое было подарено обществу одним баптистом - хозяином этого дома. Далее, в том же году был отобран и второй молитвенный дом по ул. Ленина, 53а, который был когда-то построен на средства религиозного общества и силами верующих. После этого (пишет аноним) их общество поместили в маленькое помещение (по ул. Спасской), где они задыхаются, а Андреев (ст. пресвитер ВСЕХБ по УССР) и Мицкевич никаких мер к возвращению этих молитвенных домов, а равно и к созданию условий с молитвенным помещением для общества не принимают; что Жидкову (председателю ВСЕХБ) живется хорошо и он также не думает принять меры к возвращению отобранных молитвенных домов и созданию нормальных условий для моления верующим их общества.

К сожалению, никто из нас в Киеве не видел, когда, кто и кому из американцев передал это анонимное письмо. Но этот факт для нас очень неприятен».

Мой вопрос: «Кто мог передать это анонимное письмо американским баптистам?»

Мицкевич: «Этого я не знаю. Письмо было анонимно. Народу в момент посещения американскими баптистами молитвенного дома по ул. Спасской, 6 было очень много. На мой взгляд, письмо было написано женской рукой, но кто его написал - трудно судить. Это письмо увез с собой Жидков в Москву».

Пользуясь случаем, одновременно сообщаю, что в моей информации № 40-с от 17 августа фигурирует фамилия Лысенко как уполномоченного по заготовкам. Мицкевич в беседе со мной 20 августа с. г. сказал:

«В с. Саливонки Гребенского района во время пребывания там американцев вместе с работником милиции, который был в милицейской форме, беседовал со мной лично один человек в штатском, который назвался Лысенко, но не уполномоченным по заготовкам, а работником Комитета госбезопасности».

Об этом приеме Мицкевича проинформированы по телефону зам. председателя Совета тов. В. И. Гостев и наши республиканские и областные «соседи». О чем и сообщаю на Ваше усмотрение.575

Миф о религиозной свободе в СССР поддерживался на международной арене при помощи интенсивных заявлений руководителей религиозных объединений в Советском Союзе. Нетрудно догадаться, что за этим стояли опытные профессиональные «дирижеры», задача которых состояла в формировании общественного мнения за границей. Вот аналитический объективный материал упомянутых «профессионалов» об успехах этой дезинформационной кампании.

Наличие в Советском Союзе подлинной свободы совести и свободы отправления религиозных культов многократно подчеркивали в своих общественных выступлениях и в печати руководители существующих в СССР религиозных объединений и служители культов. Так, выступая 12 ноября 1954 г. с проповедью в мечети «Тилля-Шейх» в г. Ташкенте, где присутствовали около 3.000 чел. верующих, председатель Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана муфтий Ишан Бабахай ибн Абдулмаджитхан заявил: «Служители мусульманского культа и верующие приветствуют Советское правительство, которое {проявляет заботу о верующих, обеспечивает свободу отправления религиозных обрядов. Мы вознесем свою молитву за наше правительство».

Епископ армянской церкви Вардан 20 сентября 1954 года в проповеди, которую он произнес в армянском соборе в г. Ростове, заявил: «Пользуясь Конституцией СССР, предоставляющей свободу совести советским гражданам, мы всегда беспрепятственно выполняли свои обязанности и совершали церковные обряды. Служители армянской церкви занимают вполне лояльные позиции по отношению к Советской власти, и никто и ничто не может поколебать нашу преданность правительству…».

Находясь в Осло, Генеральный секретарь Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов Александр Карев, по сообщению газеты «Ворт-Ланд» (Осло), 23 августа 1955 г. выступил в г. Осло в лютеранском соборе с проповедью, в которой сказал: «В СССР религия имеет широкое распространение. Русский народ был и остается народом, жаждущим Бога. В СССР имеется большое число всякого рода сектантов и, в частности, около 3 миллионов человек баптистов».576

По сообщению агентства Франс-Пресс из Каира 23 августа 1955 года, находясь проездом в Каире, мусульманские паломники из Советского Союза заявили на пресс-конференции, что «13 с половиной миллионов мусульман Советского Союза пользуются полной свободой культа». Представитель Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана указал, что «священная книга Коран сейчас переведена на многие языки народов СССР».

Находясь в Лондоне в составе делегации христианских церквей Советского Союза, архиепископ лютеранской церкви Туре, по сообщению газеты «Скотсмен» от 6 июля 1955 г., на пресс-конференции, устроенной в Эдинбурге, сделал следующее заявление: «Отношения лютеранской церкви с правительством такие же, как и русской православной церкви. Лютеранские церкви Балтийских республик также полны верующими, как и православные церкви. В Латвии 280 лютеранских церквей, 105 пасторов. Верующих, регулярно посещающих церкви, 240.000, а если принять семьи верующих, то их число будет свыше 700.000…» (см. газету «Скотсмен» от 6 июля 1955 г., статья «Религиозная жизнь в России»).

Член той зке делегации христианских церквей СССР председатель Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов Я. И. Жидков, по сообщению эдинбургской газеты «Ивнинг-Диспэтч» от 5 июля 1955 года, заявил: «До революции было бы невозможно для нас приехать вместе с одной делегацией, потому что до революции православная церковь была государственной церковью, а баптисты подвергались преследованиям. Сейчас все церкви имеют равные права, между ними существуют дружеские отношения». Жидков передал баптистам Британии привет от баптистов России. В России баптистская церковь имеет более 500.000 крещеных членов и 5.400 молитвенных домов и их число растет с каждым днем» (газ. «Ивнинг-Диспэтч» от 5 июля 1955 г., статья «Русские свободно верят - говорит советский прелат»).

В № 6 журнала «Ньюс» за 1956 год опубликована статья председателя Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири муфтия Хиялетдинова Шакира Шаехислановича под названием «Мы протягиваем руки всем мусульманам». В этой статье Хиялетдинов подробно останавливается на существующей в Советском Союзе религиозной свободе (см. журнал «Ньюс» № 6 за 1956 г., статью «Мы протягиваем руки всем мусульманам»).

С аналогичными заявлениями выступали и другие руководители религиозных объединений в СССР.577 Руководящим работникам ВСЕХБ нужно было иметь редкую сноровку, чтобы ртвечать на непростые вопросы иностранцев, которые они, по простоте своей, задавали. Это требовало подлинного умения в деле эквилибристики.

Согласно отчету Н. Н. Мельникова, в беседе с Ивоной Райт из Лондона 15 апреля 1962 г. Мельников, отвечая на ее вопрос, почему на богослужении не присутствуют дети, ответил, что, дескать, «у нас такой порядок, что дети не приходят в церковь, а воспитываются дома». Когда же она удивленно спросила, что это за такой порядок и на чем он основан, он ответил, что «плохо говорит по-английски и не может ей объяснить».578 Старший пресвитер по Крыму Мирошниченко в своем отчете за 1962 год о пребывании в Крыму иностранной делегации упоминает, что «Овсянкина передала записку и просила выслать ей Библию, указав адрес в записке».579 Это, надо понимать, было возмутительным действием, ибо далее Мирошниченко пишет, что «остальные люди вели себя хорошо».580

Среди прочих достопримечательностей, если верить отчетам руководства ВСЕХБ, восторженные гости «осматривали памятник В. И. Ленину -основателю Советского государства, память которого свято чтит украинский народ».581

О том, как велись частные беседы с иностранными гостями, дает представление запись беседы старшего пресвитера ВСЕХБ по Украине Андреева с гостем-туристом из США по имени К. В. Радклифф. Он проживал в Айдахо, по его словам и по представленным визитным карточкам, он, во-первых, являлся представителем торговой фирмы «Марко Поло» в Айдахо. Далее, он служил лектором в одном из клубов и еще являлся представителем фирмы по продаже сельскохозяйственных машин. Сопровождавшая его переводчица заявила, что Радклифф является еще представителем одной из телевизионных компаний в США. По религиозному вероисповеданию - методист. Он посетил молитвенный дом Киево-Святошинской общины 26 августа 1959 г.

Старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Андреев принял гостя в своей квартире. При беседе присутствовали как переводчик «Интуриста», так и переводчик канцелярии старшего пресвитера Небесный Г. В.

После взаимных приветствий и представления друг другу гость начал беседу, которая подробно излагается в записи.

РАДКЛИФФ: Сколько баптистских общин и членов этих общин имеется в Киеве?

АНДРЕЕВ: В Киеве 4 баптистские общины, в которых имеется более 2.000 членов.

РАДКЛИФФ: Сколько членов в Киево-Святошинской общине и имеется ли в Киеве большая община, чем эта?

АНДРЕЕВ: В Киево-Святошинской общине 420 членов и имеется другая, еще большая община.

РАДКЛИФФ: Как посторонние люди узнают о Вашей церкви и приходят в нее?

АНДРЕЕВ: Кто интересуется верой в Бога и ищет Бога, тот находит Его и церковь.

РАДКЛИФФ: Я был на богослужениях в Ленинградской и Московской церквах, где видел среди верующих большинство стариков и старух. Какой процент молодежи имеется в Киево-Святошинской общине?

АНДРЕЕВ: В Киево-Святошинской общине имеется приблизительно 20 процентов РАДКЛИФФ: Ведется ли в школах атеистическая пропаганда и разрешается ли детям посещать богослужения? Каким образом дети получают религиозное воспитание?

АНДРЕЕВ: У нас в Советском Союзе школа отделена от церкви и преподавание ведется по общепринятой программе. Религиозное же воспитание дети получают от своих родителей, которые воспитывают их в том убеждении, которое исповедуют сами. Членами же наших общин становятся только взрослые люди, которые лично сами избирают для себя определенный путь веры и вероисповедания.

РАДКЛИФФ: У меня 4 детей и если бы хотя один из них сказал мне, что он стал атеистом, то для меня это было бы большим горем, я был бы несчастен.

РАДКЛИФФ: Есть ли изменения за последние 10 лет в сторону увеличения свободы религии в Вашей стране, поскольку нам известно, что при Сталине было сильное давление на религию?

АНДРЕЕВ: Мы имели и имеем свободу вероисповедания на протяжении всего времени, но поскольку Вы раньше получали информацию об этом от американской тенденциозной пропаганды, а теперь Вы сами видите, как мы живем, то у Вас и сложилось такое неправильное представление о давлении на религию в нашей стране. Конечно, в наших церквах религиозная деятельность отличается от деятельности церквей в США, но мы имеем полную свободу вероисповедания в наших церквах.

РАДКЛИФФ: Вы сказали, что государство не производит давления на религию и что вы имеете свободу вероисповедания, но разве атеистическая пропаганда в школе не есть давление на религию?

АНДРЕЕВ: Я уже говорил, что у нас церковь отделена от государства и школа от церкви и что в школах дети воспитываются по утвержденной государственной программе, но государство у нас не вмешивается в церковь, и мы, верующие, воспитываем детей так, как этому учит нас Св. Писание.

РАДКЛИФФ: Пополняются ли ваши церкви новыми членами и за счет кого? У нас в США церкви главным образом пополняются за счет детей верующих родителей.

АНДРЕЕВ: Наши церкви пополняются новыми членами как за счет детей верующих родителей, а также и посещающих наши церкви посторонних, которые ранее не принадлежали к нашей церкви. Родословных верующих у нас не имеется. Среди членов церкви имеются верующие, которые имеют детей-атеистов, и имеются дети, которые имеют неверующих родителей.

РАДКЛИФФ: Меня интересуют все эти вопросы, поскольку в США в наш город приезжал из советского посольства тов. Федоров, который прочел лекцию и ответил на ряд вопросов. На вопрос, будет ли окончательно ликвидирована религия при коммунистическом обществе, он ответил, что «да» и что это девиз коммунизма. Мы были все потрясены и пришли в недоумение. Как Вы думаете, приемлемо ли коммунистическое общество для верующих и для русских людей?

АНДРЕЕВ: Мы видим, что первые христиане стремились к общественному распределению труда и ценностей, к ликвидации классов богатых и бедных. Таким образом, система коммунизма вполне оправдывает себя и удовлетворяет все потребности.582

Не будем утверждать, что Андреев говорил в этой беседе неправду. Однако тщательно размеренное соотношение правды и чего-то другого и создавало ту полуправду, о которой справедливо говорят, что она хуже неправды. Конечно, нужно принять во внимание, что Андреева слушали два переводчика, из которых даже брат Небесный вряд ли был «небесным», нужно принять во внимание, что и стены имеют уши, да и вообще… Спустя годы об этом будут примирительно говорить, что, дескать, «время такое было».

Время такое было, что сообщалось буквально все - вплоть до того, что иностранцы кого-то сфотографировали на память. Заведующий канцелярией старшего пресвитера ВСЕХБ по Украине Маслов в июле 1957 года написал докладную Вильховому следующего содержания:

По указанию заместителя старшего пресвитера ВСЕХБ по Украине Мельникова Н. Н. сообщаю Вам, что 19 июля с. г. канцелярию старшего пресвитера по Украине посетили туристы из Чехословакии - муж и жена по фамилии Тэтива Богуслав и Тэтива Зора из Брно. Они посетили Батуми, Сухуми, Сочи, Ялту, Одессу. В Киев они прибыли из Одессы. В канцелярию они пришли в 18 ч. 45 м., пробыли до 19.30. Спросили, сколько общин в Киеве, какое количество членов, в какие дни бывают собрания. На все вопросы они получили соответствующие ответы. Они - баптисты. Жена Тэтива немного знает русский язык и вопросы задавала сама. После беседы я проводил их до автобуса маршрута М» 8 на площади Победы. Там около бульвара Шевченко жена Тэтива сфотографировала меня вместе со своим мужем на память, как они сказали.583

В связи с поездками руководителей ВСЕХБ за рубеж, требовалось иногда идти на некоторые «уступки», чтобы помочь им вносить свой вклад в создание благоприятного имиджа СССР.

В папке с секретными документами найдено письмо уполномоченного Совета П. Вильхового от 24 июня 1953 г., адресованное главе Совета Министров УССР Коротченко Д. С. и секретарю ЦК КП Украины Кириченко О. И., в котором Вильховый писал относительно (первой после длительного перерыва с 20-х годов!) поездки руководства ВСЕХБ за рубеж.

В связи с этой поездкой за границу старшего пресвитера ЕХЬ (митрополита) гр. Андреева А. Л. считал бы целесообразным (в интересах Советского государства) провести некоторые минимальные необходимые меры и этим самым дать возможность гр. Андрееву А. Л. выехать за границу в надлежащем настроении, а именно: а) Дать распоряжение главе Киевского горсовета тов. Давидову А. И. немедленно выполнить решение горсовета от 31 марта 1949 г. М» 561 о предоставлении помещения для канцелярии и квартиры старшему пресвитеру (митрополиту) гр. Андрееву А. Л., удобного для принятия заграничных делегаций; б) Принимая во внимание то, что религиозные общины евангельских христиан-баптистов в г. Киеве не имеют ни одного культового помещения, в котором можно было бы принимать им представителей разных религиозных объединений, которые приезжают из-за границы в Киев, целесообразно было бы давать указания горсовету передавать религиозной общине евангельских христиан-баптистов, которые находятся в коммунальном доме по улице Спасской, 6, отдельное помещение (из бывших недействующих культовых помещений или отдельный дом, который можно было бы использовать в качестве молитвенного дома, изолированный от посторонних жителей и который вмещал бы 500-600 человек верующих этого культа).

Руководство этой религиозной общины (находящееся по ул. Спасской, 6) на этих днях направило делегацию в Москву с прошением вернуть им бывшее помещение (дом по ул. Ленина, 53а), из которого они в мае 1949 года были отселены на ул. Спасскую, б.584

Как справедливо писал Вильховый, создать видимость благополучия и свободы - это, в самом деле, было в «интересах Советского государства».

Во второй половине 50-х годов, после смерти Сталина, поток иностранных посетителей в СССР резко возрос, соответственно, увеличилось и число верующих, которые, приезжая в Советский Союз, пытались что-то узнать о судьбе своих единоверцев.

Запись заседания президиума ВСЕХБ, состоявшегося в Москве 30 октября - 2 ноября 1956 года, свидетельствует, что за лето 1956 года во ВСЕХБ побывали 206 человек из разных стран, а всего из 21 страны. Так, из 12 европейских стран было 58 человек, из США - 129 человек, из Канады 5 -чел., из Южной Америки - 3 чел., из Азии - 8 человек, из Австралии - 3 чел. На президиуме говорилось, что на будущий, 1957 год поток иностранцев резко увеличится и, по некоторым данным, ожидается приезд более 2.000 человек. Особенно много ожидалось посещений в августе-месяце, когда должен был состояться в Москве международный фестиваль молодежи. 585

Ожидался приезд видного проповедника из США, некоего Аппельмана, а также и «других видных религиозных деятелей», как говорит стенограмма заседания пленума.586

А. В. Карев по вопросу, что говорит иностранная пресса о братстве ВСЕХБ, подробного сообщения делать не стал, а только сказал, что ВСЕХБ раздаст отпечатанные на машинке выдержки из иностранной прессы. 587 Больше было уделено внимания участию представителей ВСЕХБ в высоких приемах. В честь приезда из Канады министра Пирсона В. М. Молотов сделал прием, на который в числе гостей были приглашены Я. И. Жидков и А. В. Карев. А также Жидков, Карев и Карпов были приглашены на прием у посла США Боллена по случаю дня независимости. Жидков и Карев были также на приеме в Верховном Совете в честь делегации Норвежского парламента.588

На богословскую учебу в Англию были направлены четыре студента: Орлов, Жидков, Кирюханцев и Мельник (Мельник из Киева, а остальные из Москвы).589

31 января 1961 г. в Москве под председательством А. А. Пузина проходило заседание Совета по делам религиозных культов. Согласно протоколу № 5, было решено разослать пропагандистский фильм о полной свободе религии в Советском Союзе под названием «Буддисты в СССР» во многие страны мира (за счет государственного бюджета, разумеется). Причем фильм этот, переведенный на французский язык, решено было послать в Камбоджу и Лаос - в количестве по два экземпляра, а в Непал, Бирму, Цейлон, Таиланд и Японию - по несколько копий этого же фильма на английском языке. О характерном советском лицемерии свидетельствует и тот умопомрачительный факт, что в этом же протоколе № 5 содержится масса решений о «закрытии религиозных организаций и изъятии у них здании».590

Через три недели - 21 февраля 1961 г. - очередное заседание Совета по делам религиозных культов, согласно протоколу № 7, единодушно принимает решение одобрить рассылку только что напечатанного в СССР Корана «в Советские посольства в зарубежных странах, а также оставить резерв в распоряжении Совета для международных выставок» как доказательство полной свободы религии. И - снова в этом же протоколе соседствует длинный ряд решений Совета о «закрытии религиозных организаций и изъятии у них зданий».591

Пропагандистские фильмы о полной свободе вероисповедания посылались по всему миру, но историческим фактом является то, что только в Украине в течение 1959 - 1961 гг. было закрыто 314 церквей, в т. ч. церквей:

ЕХБ 204

АСД 24

Католиков 24

Старообряд 9

Реформатов 8

Иудеев 24

Караимов 1

Таким образом, - по состоянию на 01.01.1962 г. в Украине оставались легально действующими (кроме приходов православной церкви) всего 1.518 церквей, в том числе:

ЕХБ и ХВЕ 1.138

АСД 90

Католиков 122

Староверов 63

Реформатов 83

Иудеев 17

Молокан 5 592

«Сжатие» продолжалось. Одновременно с этим росло число незарегистрированных церквей и групп. Именно в это время в значительной мере благодаря самоотверженному, жертвенному труду евангелиста и пастора из Молодечно (Белоруссия) Александра Хомицевича пятидесятническое движение начинает распространяться и на территории последней области Украины, где пятидесятников не было до того времени - в Закарпатье. И уже в 1963 г. в Закарпатье было 22 группы незарегистрированных пятидесятников, а в них, согласно неполным данным Совета по делам религиозных культов, 620 членов.593

Безо всякой помощи с Запада, безо всякого спонсорства, техники, оборудования и громких евангелизационных проектов, в самые критические часы истории, когда решался вопрос «быть или не быть» пятидесятническому движению в СССР, оно тихо и спокойно завоевывало новые территории, движимое Духом Святым. Перед началом судебного заседания демонстрировались кинофильмы на антирелигиозные темы, вызывавшие яростное озлобление толпы, которую готовили к тому, чтобы она с пеной у рта требовала у неправого суда «сектантов этих проклятых стрелять и вешать, как собак». А Слово Божие продолжало проповедоваться на земле нашей.

Наступала эра попыток создания новой безбожной религии - начиналось создание новой советской обрядности. Вместо православных «крестин» начали на Ивано-Франковщине и Полтавщине устанавливать «звездины» и прочие советские выдумки, которые вскоре власти распространили на все другие регионы СССР. (Впрочем, выдумки эти были зряшными, ибо новые советские праздники так нигде и не прижились, несмотря на мощную государственную поддержку программы создания новой советской обрядности).

А под покровом ночи совершали служители Евангелия святые водные крещения по вере - и тысячи новообращенных христиан вступали в завет с Господом.

Такой была эта страна, когда я родился. Год моего рождения совпал с годом начала подъема новой нарастающей волны гонений. Это был 1959 год.

Возможно, какие-то силы ада решили отметить столетний юбилей, ведь именно ровно за 100 лет до этого, в 1859 г. в истории естественных наук была открыта новая страница: появилась книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов». В том же 1859 г. была опубликована «Критика политической экономии» Карла Маркса, положившая начало новому направлению в политических движениях. Именно тогда, как было заявлено, началась непримиримая война между наукой и религией.

Век спустя, началось новое наступление.

Уполномоченный Совета по Украине П. Вильховый 7 февраля 1959 г. разослал секретной почтой уполномоченным Совета по делам религиозных культов по всем областям Украины директиву № 056 следующего содержания:

Прилагая при этом список лиц, являющихся активными руководителями не присоединившихся к ЕХБ групп пятидесятников, находящихся в Вашей области, просим сообщить нам по возможности дополнительные данные, характеризующие их как лиц допускающих грубые нарушения законодательства о культах, в частности нарушающих 359 статью Админкодекса УССР (X раздел «Правила о культах»), в которой говорится: «Ни одно религиозное общество какого бы то ни было культа не может открыть свои действия ранее регистрации своего устава в порядке правил, установленных для регистрации обществ и союзов, не преследующих целей извлечения прибылей».

В своем письме мы ориентировали Вас какими статьями Административного Кодекса УССР и другими законодательными актами пользоваться в деле решительного пресечения незаконной деятельности отдельных лиц из групп пятидесятников, иеговистов и т. п. Некоторые уполномоченные Совета, руководствуясь 359 статьей Админкодекса, обстоятельно изучили собранный материал на наиболее злостных нарушителей законодательства о религиозных культах, в частности были привлечены через прокуратуру

 разжигая религиозный фанатизм отдельных групп верующих, подстрекая их не выполнять тех или иных мероприятий Советской власти, вели особенную работу среди молодежи, в частности учащейся, с целью вербовки ее.

Просим сообщить нам какие меры Вы уже принимали к лицам, состоящим в прилагаемом списке, и какой результат имеете. Просим изложить свои мероприятия на 1959 г., предусматривающие решительную борьбу с незаконной деятельностью вышеуказанных лиц. Ответ ждем до 8 апреля 1959 г.594

Что же касается зарегистрированных церквей, с ними также необходимо было бороться, выполняя директивы правительства. Аппаратом Вильхового в 1959 г. была задумана хитрая комбинация, как еще более «сжать религиозную сеть» - для этого им предлагалось издать закон, что для регистрации церкви нужно не менее 50 членов - и если такой закон будет принят, массу мелких общин можно будет закрыть на «законных основаниях».595 Это увязывалось с письмом отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды», которое в октябре 1958 г. ЦК КПСС направил партийным организациям. Упоминая это письмо, Вильховый писал в Совет Министров Украины, что оно «имеет прямое и непосредственное отношение к нашей работе» и что в этом письме ЦК «дается резкая критика недостатков в работе Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР и его уполномоченных на местах».596 Затем, 25-28 ноября Совет по делам религиозных культов провел в Москве совещание всех уполномоченных, на котором обсудили задачи, вытекающие из этих указаний ЦК КПСС.597

«Исходя из этого, - писал Вильховый под грифом «Секретно» в адрес правительства Украины 18 декабря 1958 г., - я наметил план мероприятий на 1959 г.»

В длинном плане мероприятий, которые следовало осуществить в 1959 г. фигурировала и такая позиция: разработать мероприятия по ликвидации в течение 3-5 лет групп пятидесятников (мероприятия обсудить на групповом совещании уполномоченных Совета в сентябре 1959 г. 598

Для осуществления мероприятий по «окончательному решению вопроса», требовалось расширение кадров и укрепление этого участка работы. Вильховый обращался к правительству:

Учитывая, что на посту уполномоченного Совета по делам религиозных культов должны быть люди опытные, политически вполне подготовленные (так как это ответственный участок идеологической работы), прошу ЦК КП Украины дать снова указание обкомам КП Украины об укреплении этого участка работы более подготовленными к этой деятельности лицами. Одновременно с этим прошу Совет Министров УССР и ЦК КП Украины ориентировать руководство областей с целью улучшения материально-бытового положения уполномоченных Совета, установить уполномоченным Совета персональные ставки.599

К наступлению готовились серьезно. Всей этой адской кухне противостояла горстка гонимых верующих, которые не имели ни подготовленных кадров, ни финансовой базы, ни адекватного образования, ни материальных ресурсов, ни поддержки советского общества. Они могли противопоставить только одно - силу Духа Святого. Но этого было достаточно.

Как следует из документов, власти были весьма обеспокоены тем, что количество верующих в стране Советов не уменьшается. Сменивший Вильхового Полонник в донесении с грифом «Секретно» докладывал в Центральный Комитет Коммунистической партии 9 сентября 1959 г., что «отчетные материалы предыдущих лет и устные донесения уполномоченных Совета по делам религиозных культов в областях позволяют сделать вывод, что религиозные организации на Украине, несмотря на все меры, активизируют свою деятельность и что количество верующих продолжает увеличиваться».600

К. Полонник писал:

Нельзя не обращать внимания и на такой факт: ни один из баптистских или адвентистских проповедников и пресвитеров на Украине не имеет высшего или среднего образования, а миссионерскую, пропагандистскую работу по привлечению новых членов в свои секты все они ведут достаточно умело и эффективно. В Сталинской области в 1959 году баптисты завербовали заведующую детяслями, члена КПСС с 1939 года Борисенко. Вызванная в обком партии, она заявила: Исключайте из партии, я верующая. Там же в Сталинской области завербовали шофера совхоза им. Парижской коммуны, участника Великой Отечественной войны, который имеет 6 правительственных наград, члена КПСС с 1944 года Криштина. В Дружковке Сталинской области баптисты завербовали работницу-крановщицу Терехову, 1939 года рождения, комсомолку. Молитвенный дом баптистов в селе Зноба Зноб-Новгородского района Сумской области стал посещать член партии Булаков, участник Великой Отечественной войны, отмеченный 4 правительственными наградами. Он падал на колени, молился. Вызванный в райком партии, этот «коммунист» заявил, что идейных расхождений между учениями Христа и коммунизмом не видит. Пришлось исключить его из партии.601

Знакомясь с делами, Полонник делился первыми впечатлениями о палитре религиозных верований и о способах борьбы с ними. В частности, он писал:

Обращает на себя внимание полное отсутствие лекций и печатных изданий, которые раскрывали бы вредность иудаизма. Среди верующих евреев антирелигиозной работы по сути не ведется. А она до крайности нужна. Особенно, если взять во внимание, что на почве религиозной общности Израиль пытается всеми способами «шефствовать» над верующими евреями других стран, в том числе СССР: рассылает всем еврейским религиозным общинам мацу, так называемые эсрики (для осенних праздников) и т. п. Это «шефство» пытается осуществлять и Израильское посольство в Москве: посол и его сотрудники инспектируют синагоги в Киеве, Одессе, Днепропетровске и других городах Украины, раздают религиозную литературу, культовые вещи (талесы, например).

С этим «шефством» нужно решительно кончать.

Во-первых, нужно запретить членам посольства Израиль в СССР разъезжать по синагогам страны, интересоваться их положением, делать различные подарки: такая деятельность в функции дипломатического представительства иностранного государства не входит.

Во-вторых, нужно принудить руководителей всех еврейских религиозных общин СССР публично заявить, что какие-либо посылки от учреждений государства Израиль они впредь принимать не будут, решительно протестуют против попыток израильского раввината шефствовать над ними, так как они - граждане Советского Союза и в иноземном покровительстве и в иноземной помощи никакой потребности не имеют и решительно ее отбрасывают, что с учреждениями иноземного государства они не хотят иметь никаких отношений.

В-третьих, нужно всей советской хлебопекарской и торговой сети категорически запретить выпекать и продавать мацу, так как маца - не хлебопродукт, а сугубо культовый атрибут (так же, как и христианские куличи). Для этого запрета можно воспользоваться из священной для верующих евреев пятой книги Моисея, так называемого «Второзакония», где в главе 16, стих 7, про мацу прямо сказано: «И испеки и съешь». То есть, сам верующий должен испечь себе мацу, а не купить ее готовую в пекарне или в магазине…

Нужно добиться, чтобы с подобным (нам выгодным) толкованием Библии в советской прессе и выступила группа видных представителей еврейских религиозных общин.

Нужно всеми возможными способами подсекать иудаизм, вносить различия в религиозные отправления верующих евреев СССР и Израиля, ломать их одинаковость и тем самым ломать общность евреев на религиозной основе, что вызовет неприязнь и враждебность раввината Израиля к верующим евреям СССР.

Прежде всего нужно, чтобы какая-то инициативная группа верующих евреев выступила в советской прессе с предложением пересмотреть молитвенники и выбросить оттуда молитвы об Израиле, «обетованной земле каждого еврея», советским евреям эта обетованная земля не нужна, так как они - полноправные граждане СССР.602

Между тем, факты красноречиво свидетельствовали о том, как именно к «полноправным» верующим гражданам относились в ту пору.

Из города Верховцево на Днепропетровщине пришло письмо в адрес Андреева. М. С. Бут, бывший пастором этой церкви в то время встревожено писал:

30 октября 1959 г. Верховцевский горсовет объявил всему населению, что в 17 часов вечера состоится собрание трудящихся в Ж. Д. клубе, где и собралось до 1.000, если не больше, народа. На это собрание прибыл из г. Днепропетровска какой-то лектор или докладчик, многолетний работник-атеист, как он отрекомендовал себя. Собранием управлял секретарь Криничанского райкома партии. И на это собрание, для чего были выделены специальные люди, организовав усиленный автотранспорт и велосипедистов, под благородным насилием свезли всех верующих ЕХБ и нелегальных пятидесятников, не считаясь с возрастом и здоровьем: молодых и стариков до 82 лет. Среди них были такие слабые, которых надо было вести под руки, как старушка Воробкасова.

Руководитель собрания объявил собрание открытым и докладчик, прибывший из Днепропетровска, выступив, объяснил смысл доклада: о сектантах и о их вреде для Советской страны, а также и г. Верховцево. Доклад вызывал насмешки и озлобление в народе против верующих.

После докладчика выступали отпадшие от веры в Бога, отрекшиеся через газету, которые также говорили всякую ложь и критику, вызывали в народе смех, касались некоторых отдельных личностей и их нехристианской жизни, с которыми и мы ничего общего не имеем. Все это собрание обернулось насмешкой и критикой верующих и натравливанием народа против верующих. Вот результат: когда я по окончании собрания выходил из клуба домой, выходили и другие граждане, среди которых были возгласы: «Доколе они будут морочить голову с этими попами и евангелистами, пора им рубить головы». Это говорит о том, что такое натравливание народа может вызвать террор в отношении верующих. Исходя из сделанного доклада и выступления других выступавших против верующих, которые бросали всякую грязь на верующих, это собрание постановило: ходатайствовать перед органами власти о том, чтобы в г. Верховцево общину закрыть.603

В то время мне исполнилось 5 недель. Я родился в сентябре 1959 г, когда эта новая жуткая волна только начинала подниматься.

Пятидесятническое движение в Молдавии К большому удивлению людей, которые сталкиваются с изучением истории Молдовы, оказывается история этой небольшой страны необыкновенно сложной, да и само название этой независимой сегодня страны Европы несколько удивляет. Ибо происходит оно от названия малоизвестной несудоходной реки Молдова, которая берет свое начало в горах Восточных Карпат, течет некоторое время почти параллельно Сирету, а недалеко от города Роман впадает в Сирет, становясь его правым притоком, и катит волны свои в полноводный Дунай.604 И Молдова и Сирет и Роман - все это находится на территории Румынии А современная Молдова в большинстве своем лежит в границах географической местности, которая когда-то называлась Бесарабией, однако ее история тесно и неразрывно связана с сопредельными областями.

В далеком прошлом христианское Молдавское княжество, возникшее в 14 веке и просуществовавшее до 19 века, включало в себя собственно Молдову (на территории современной Румынии между Восточными Карпатами и рекой Прут), а также Буковину и Бесарабию Оно управлялось господарями. До 16 века официальным языком был славянский язык, позднее -молдавский. В основе письменности была кириллица, замененная в 19 веке обычной русской гражданской графикой.605 Во времена господаря Стефана Великого (был господарем в 1457-1504 гг.) Молдова подпала под власть Турции, которая тяжким игом легла на этот народ на долгие 300 лет.606

По Бухарестскому мирному договору 1812 года, завершившим русско-турецкую войну, Бесарабия и часть Северной Буковины, населенной, главным образом, русскими и украинцами, отошли к России, остальная часть Буковины находилась под властью Австро-Венгрии. После Крымской войны 1853-1856 гг. усилилось движение за создание единого государства, которое включало бы территории Дунайских княжеств, в том числе Молдовского и Валахского, что и привело в январе 1862 к созданию государства Румыния.607

В ходе гражданской войны 1918-1920 гг. Бесарабия и Северная Буковина отошли к Румынии, однако летом 1940 года Советский Союз предъявил ультиматум по поводу возвращения этих территорий СССР. Пытаясь избежать войны с Советским Союзом, Румыния вынуждена была оставить названные территории, что и было закреплено советско-румынским соглашением от 28 июня 1940 года.608 На этих территориях была установлена Советская власть. Бывшей Бесарабии было придано из состава Украины Приднестровье, однако южная часть Бесарабии (Измаил, Рени, Белгород-Днестровский) были включены в состав Одесской области Украины. Новая республика получила название Молдавской ССР или Молдавии. (Однако -следует иметь в виду, что и восточная часть современной Румынии продолжает иногда называться Молдавией до настоящего времени).

Как уже подробно говорилось в шестой главе, евангельское движение в Румынии, частью которой до 1940 года была Молдавия, стало, в основном, распространяться только после первой мировой войны. Несмотря на то, что деятельность баптистских и других евангельских церквей была очевидной, несмотря на то, что имело место обращение определенного числа румын и молдаван в протестантизм, в целом Румыния продолжала оставаться православной страной.

На территории Бесарабии проживало большое количество славян. Духовные поиски их привели к тому, что, например, в Кишиневе уже в 1806 году образовалась большая группа молокан. Эта община к 1900 году насчитывала двести членов.609 Из их среды выделилась группа людей во главе с А. Ф. Ивановым, которым суждено было стать первооснователями евангельской церкви в Молдавии. Примерно в то же время в Кишиневе образовалась еще одна группа евангельских верующих под руководством фельдшера Т. П. Хижнякова. Долгое время эти две группы ничего не знали друг о друге, проводя свои собрания по домам. Наконец, они встретились и слились воедино. К тому времени у Иванова уже были контакты с братьями в Петербурге и Одессе. Все они были крещены по вере в 1908 году в Одессе, с чего и началась история евангельской церкви в Кишиневе. Пресвитером церкви в 1909 году был избран А. Ф. Иванов. Т. П. Хижняков через некоторое время стал регентом хора этой общины.610 В 1912 году церковь баптистов была открыта и в Тирасполе.611 Из Кишинева и Тирасполя, которые стали духовными центрами благовествования, Слово Божие стало распространяться по окрестным районам. В 1920 году уже был создан Бесарабский союз евангельских христиан, которым руководили В. В. Асиев, Б. П. Бушило, А. Ф. Иванов, А. А. Лебеденко, Л. Я. Авербух, Т. П. Хижняков, К. Тафратов. В 1927 году на съезде в Кишиневе произошло полное слияние общин евангельских христиан и баптистов в один союз. На съезде 1928 года были приняты серьезные решения, касающиеся развития евангелизационной работы и был создан Союз христианской молодежи, который возглавил А. Г. Живов.612

В 20-е годы Союз выпускал также журналы «Свет жизни», «Друг», «Семейный друг», пособия для изучения Священного Писания. Директором издательства и пастором Кишиневской церкви был Б. П. Бушило. Журнал «Друг» выходил на русском и румынском языках, в румынском отделе журнала было опубликовано много назидательных статей Жана Станеску, который долгое время был директором Духовной семинарии в Бухаресте.613 Однако большинство верующих в церквах были русскими и украинцами. (Следует упомянуть, что в Кишиневе была и еврейская евангельская церковь под руководством Л. Я. Авербуха).614

Православный священник Думитру Корнилеску сделал великолепный перевод Библии на румынский язык. Румынская Библия была напечатана в 1921 году и в большой мере способствовала принесению духовного пробуждения в страну.615 Среди славянского населения в Румынии достаточно свободно циркулировали Библии на украинском (в переводе Пантелеймона Кулиша) и русском языках. Известно, что сотрудник Библейского общества Милишевский покупал в больших количествах Библии и Новые Заветы в Польше и распространял их по всей Буковине среди славянского населения.

В 1923 году православный священник Иосиф Трифа основал евангельское по своей сути движение, которое было названо «Божья армия».

Центр этого движения находился в городе Сибиу.616 В том же 1923 году другим православным священником Тудором Попеску было положено начало еще одному евангельскому движению. Последующие годы показали, что оба эти движения в значительной мере послужили для приготовления почвы, на которой началось и развивалось пятидесятническое пробуждение.617

Возникновение пятидесятнического движения в Румынии неразрывно связано с именем Георгия Брадина (1895-1962), который в своем собственном доме, расположенном в селе Пеулиш недалеко от Арада, открыл первую пятидесятническую церковь 10 сентября 1922 года. История возникновения этой церкви следующая.

Как раз в это время известная евангелистка пятидесятнического движения Эйми Семпл Макферсон из Лос-Анджелеса организовала большой евангелизационный крусейд в Соединенных Штатах Америки. На этих мощных евангелизационных кампаниях были обращены и приняли пятидесятническое учение некоторые румыны, в том числе Петру Перневан. Они писали письма в Румынию, рассказывая своим друзьям и родственникам о своем новом опыте жизни и новом понимании ценностей христианства. Иногда они посылали также различную литературу. Георгий Брадин также получил пакет с буклетами на румынском языке из Соединенных Штатов под названием «Библейская истина» от Петру Перневана. Эти буклеты были целиком посвящены вопросам крещения Духом Святым и сверхъестественным исцелениям. Жена Брадина по имени Персида была очень больна, и вся семья очень заинтересовалась вопросами, поднятыми в буклетах. Георгий Брадин написал письмо редактору этого буклета с просьбой написать ему больше информации о пятидесятническом учении и практике богослужения. Как раз в это время в июне 1922 года жена Брадина стала рассказывать, что пережила чудесное исцеление во время совместной молитвы со своим мужем. Это вызвало большой интерес в обществе и привлекло массовый интерес со стороны людей. Вскоре после этого в начале сентября 1922 года они получили длинное письмо от Павла Будяну, румынского эмигранта в США. В этом письме Павел Будяну (1886-1958) подробно описывал вероучение пятидесятников, объясняя Георгию Брадину их понимание харизматических проявлений. Таким образом, Брадины в воскресный день, 10 сентября 1922 года признали себя пятидесятниками и объявили открытие первой пятидесятнической церкви.618 К концу 1922 года число верующих достигло 30 человек, они сформировали маленький хор. В 1923 году открылась вторая пятидесятническая церковь в коммуне Кувин, I уезда Арад. Благодаря деятельности этих двух церквей, пятидесятническое движение было основано в Румынии и его председателем стал Георгий Брадин, а генеральным секретарем - Стой Думитру. В течение полутора последующих лет образовалось шесть церквей - безо всякой специальной теологии, подготовленных служителей и учебных заведений. Движение пошло из одного селения в другое - в Кувин, Мадерат, Пинкота, Шоймос и вскоре образовалась церковь также в центральном городе Араде, который стал одним из центров пятидесятнического движения в Румынии.

Когда священству и епископату православной церкви из Арада стало известно о существовании и деятельности пятидесятнической церкви, они немедленно обратились к государственным властям с настойчивым требованием запретить это движение. Епископ писал:

Почтительно просим господ префектов уездов в содействии с господами комиссарами полиции столиц тех же уездов и с господами комендантами легионов жандармерии наладить отношения с целью подавления этой деструктивной акции пятидесятнической печати в типографии… и также принять меры по отношению пропагандиста Георгия Брадина, а также начать следствие в отношении к его соработникам за не разрешенную законом пропаганду, и известить нас о происшедшем. Его святейшество Григорий, епископ.619

Поскольку православная церковь не просто была доминирующей, а являлась государственной, светские власти находились под ее сильным влияниям, и министр по религиозным делам Румынии дал официальный приказ запретить церковь пятидесятников.

Православный епископ в Араде также написал для населения два буклета, в которых он осуждал и клеймил пятидесятников, а также призывал полицию всемерно содействовать запрету нового евангельского движения. В 1924 году Павел Будяну посетил Румынию. Он имел серьезные проблемы с властями и был арестован. Однако в течение этого своего пребывания он провел первое водное крещение пятидесятников 16 октября 1924 в водах Муреша. Крещение должно было совершаться в 11 часов ночи из-за гонений, которым были подвержены в то время пятидесятники.

В те дни была сделана первая фотография церкви в Пеулишах. На этой фотографии сохранилась дата и название церкви. В то время это название было «Церковь Божья». Кроме того, во время пребывания Павла Будяну в Румынии было написано ходатайственное обращение к министру по делам религий с просьбой предоставить регистрацию и свободу для деятельности зарождающейся церкви пятидесятников, а также разрешить создание объединения церквей этого движения. Пятьдесят человек подписали это заявление, впервые представляя пятидесятнические церкви в Румынии на государственном уровне.

Однако и тогда своим решением № 5734 от 29 января 1925 года, министерство культов и искусств поддержало запрещение пятидесятнических церквей. Тем не менее, количество церквей продолжало расти по всей стране, а движение в целом продолжало крепнуть. Дело в том, что постановление 1925 года, вынесенное министерством по делам религий было опубликовано в газетах - и таким образом вся страна узнала о новом пятидесятническом движении. В этом постановлении фигурировало имя основателя объединения Георгия Брадина, и также адрес его местожительства, недалеко из Арада. Много людей, прочитав это постановление, были заинтересованы, чтобы лучше и глубже узнать доктринальные вероученческие отличия пятидесятнического движения. Как вспоминал впоследствии Георгий Брадин, к нему стала приходить масса писем и также стало приезжать много посетителей из различных частей Румынии.620 Таким образом, для довольно бедного семейства Брадиных это была редкая возможность распространять пятидесятническую проповедь по всей Румынии с минимальными затратами.

Продолжались попытки вести переговоры с румынскими властями, но прогресса не было. В 1928 года власти снова законодательно запретили пятидесятническое движение в Румынии.

К тому времени постепенно сложилось (непризнанное еще государством, но вполне признанное уже существовавшими - хотя и без официального статуса - церквами пятидесятников) руководство пятидесятнического движения, в которое входили Георгий Брадин, Александр Избаша, Михай Олару, Иван Бододия и Михай Раду.

В 1928 году руководство приняло решение переименовать название объединения в «Апостольскую Церковь Божью». Это новое название было принято 22 февраля 1929 года.621

В 1932 году центр движения на какое-то время переместился из Арада в Браилу, где начал издаваться журнал «Голос правды», впоследствии переименованный в «Слово Правды». Редактором журнала был Михай Раду.

В 1933 году по поручению центра генеральный секретарь Иван Дангу снова обратился к властям за официальным признанием государства для свободной деятельности пятидесятнических церквей, однако однозначного признания не последовало.

В 1937 году журнал «Слово правды» был закрыт, и началось нарастание гонений.

Евангельские верующие на Буковине и в прилегающей к ней северной Молдавии стали появляться сравнительно поздно. Известно, что во времена Австро-Венгрии в 1911 году Тодор Гриженко был в армии и возвратился домой в свое родное село Петровцы (сейчас - Сторожинецкий район Черновицкой области) евангельским верующим. К 1914 году количество таких людей, возвращавшихся из армии евангельскими верующими, заметно увеличилось. В Каменке такие христиане появились в 1918 году. Они активно проповедовали, делились своей верой с односельчанами - и таким образом постепенно стали возникать евангельские церкви по всей Буковине. Они устанавливали между собою связи, образовали братство, по своему вероучению и практике служения близкое к баптистскому. Они имели также своих признанных рукоположенных служителей.

Проникновение евангельского движения имело также место со стороны Венгрии. Одна из первых евангельских общин образовалась в Петроуцах (сейчас - на территории Румынии). Были такие общины в Серете и Стырче. Евангельская церковь в Виков де Сус существовала с 1917 года. В значительной мере росту евангельских церквей на Буковине способствовала доступность Библии или Новых Заветов на родном языке.

Пятидесятническое движение на Буковине началось практически одновременно из двух источников - непосредственно из Арада и из Америки.

Вероятно, будет правильным считать, что первым пятидесятником на Буковине был Филат Ротару. Во время своего пребывания на заработках в Америке в 1906-1909 г. г. он работал на деревообрабатывающей фабрике по распиловке леса в районе Лос-Анджелеса. Как самый молодой в бригаде, он был приставлен смазывать трансмиссионные ремни. Однажды произошел несчастный случай: ремни его захватили и переломали ему кости. Хозяин фабрики был верующим и принадлежал к церкви пятидесятников. Он заботливо ухаживал за пострадавшим и делился своей верой. Филат Ротару принял пятидесятническое учение и затем вернулся домой в Румынию в 1916 году. Вскоре его призвали в армию, три года потом он был на войне. Попадал в русский плен, откуда вернулся в 1919 году. После этого он присоединился к баптистской церкви и был известен как евангельский проповедник. Жил в Удештах (юг Украины на границе со Старым Угатом). В 1928 году на Буковину стало проникать пятидесятническое движение из Арада. Кристиан Гаврил, родом из села Билки, некоторое время работал в Араде, откуда и принес пятидесятническое учение о Духе Святом, который сходит на людей в настоящее вмремо как во дни апостолов. Среди евангельских церквей началось оживленное движение, которое привело к образованию пятидесятнических церквей в Билке, Виков де Сус, Дубравень и в других местах. В самом начале этого движения в селении Дубравень Филат Ротару был приглашен придти и объяснить, что это такое. Он подробно рассказал, что был очевидцем таких явлений в Америке и начал проповедовать пятидесятническое учение. (Пастором в Дубравень был известный служитель Михай Гуранда, много способствовавший затем распространению пятидесятнического движения на Буковине).

Вторым источником распространения был городок Солка. Там существовала евангельская церковь, в которой насчитывалось в 1928 году 100 членов. Пастором этой церкви был Тодор Данилюк. Начало пятидесятнического движения там связано с приездами из Америки румынской эмигрантки Марии Влассе, родом из Солка. Первый ее приезд был еще в 1924 году, однако серьезные признаки движения обозначились в 1928 году. Из Солка движение перекинулось в Петроуцы, где пастором служил Василий Раскол. Нужно отдать должное Марии Влассе - она имела силу переубеждать баптистских пасторов и членов их церквей.

Конечно, имело место сопротивление баптистского руководства. Однако верующие очень интересовались новым движением, и иногда приходили познакомиться с ним даже под покровом ночи. Из Солка пятидесятническое движение пришло в Воловец, затем в Костиши и во многие другие места.

Постепенно одним из наиболее признанных руководителей пятидесятников на Буковине - как в румынских, так и в украинских церквах - стал Иван Воробец. После его присоединения к пятидесятническому движению Буковины, оно шаг за шагом стало укреплять свои взаимоотношения с движением в Араде, завязались тесные отношения. 20 августа 1934 года Иван Воробец был рукоположен на пресвитерское служение Георгием Брадиным.

Так из этих двух источников - из Арада и Соединенных Штатов - было начато пятидесятническое движение на Буковине и в той части, которая и сейчас называется румынской Молдавией. Практически повсеместно, где ранее существовали евангельские общины, образовались также пятидесятнические церкви.

26 апреля 1930 года в Сучаве на совещании церквей был установлен фундамент вероучения и практики богослужения пятидесятнических церквей и был избран для служения руководства церквами в Буковине и Молдавии (на территории тогдашней Румынии) Гаврил Кристиан.622

На юге Бесарабии пятидесятническое движение появилось в 1928 году.623 Оно связано с именем Михая Раду из Галаца, который начал проповедовать учение о крещении Духом Святым в селе Кабапша Белгородского уезда (сегодня село Широкое Бел город-Днестровского района Одесской области в Украине). Пастором этой церкви был избран Василий Михайлович Браткевич, который также руководил делом домостроительства в церквах всего уезда.624 По свидетельству 92-летнего Даниила Волоха, это была первая пятидесятническая церковь в этой местности, которая и стала затем эпицентром распространения пятидесятнического движения.625 Вскоре, в том же 1928 году, образовалась церковь пятидесятников в соседнем селе Паланка в уезде Тигина (в районе известного сегодня села Маяки Одесской области) через проповедь двух сестер: Миланки Козловской и Параски Чебан, которые ходили в село Кабапша на заработки. Руководителем церкви в Паланке стал Николай Домбров.626 Впоследствии в 1956 году на это служение был рукоположен Яков Шамота.627 А что касается пастора Василия Браткевича, то, согласно свидетельства Ивана Тарасенко, в 1940 году после установления советской власти он был арестован новыми властями и больше о нем никто ничего не слышал.628 Однако, начиная с 1949 года, пятидесятническое движение начало быстро распространяться по всему югу Молдавии.

Достоверно известно, что в 1934 и 1936 президент Восточно-Европейской миссии Пауль Петерсон и суперинтендант Полевой квартиры ВЕМ в Данциге Густав Шмидт дважды приезжали в Черновцы. Их сопровождал переводчик из Чехии.

В 1936 году в Яссах были образованы Библейские курсы, на которых преподавали Пауль Петерсон и Густав Шмидт. На румынский язык их лекции переводил переводчик Тельман Сибилу. Читал также лекции и Еуген Бодор. Курсы проходили в молитвенном доме. Собственно, это было здание, принадлежавшее на правах частной собственности кому-то из членов церкви и предоставленное для церковных служений. Курсы вначале были трехмесячными и существовали за счет добровольных пожертвований как самих студентов (они жертвовали по своему достатку, кто сколько мог), так и членов церквей. Впоследствии программа занятий была расширена до двух лет обучения. Периодически Шмидт приезжал в 1937 и 1938 годы и лично преподавал некоторые предметы. Кроме занятий в Яссах, Библейские курсы проводились также на Буковине в Радеуцах.

Восточно-Европейская миссия поддерживала также отношения и с движением в Араде - и там также были проведены трехмесячные Библейские курсы.

Благодаря контактам с Восточно-Европейской миссией, церкви на Буковине и в Бе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: