Пятидесятники во ВСЕХБ

Августовское соглашение, заключенное 24-25 августа 1945 года в Москве, в действительности никогда по-настоящему не удовлетворяло ни ту, ни другую сторону и держалось только на диктате государственных органов. Никак нельзя сказать, что объединение произошло на равных правах и условиях.

Общины христиан веры евангельской потеряли свое наименование христиан веры евангельской и стали называться общинами евангельских христиан-баптистов (см. статью Я. И. Жидкова в журнале «Братский вестник» № 4 за 1946 год) - со всеми вытекающими от этого последствиями, в результате чего точного количества общин и членов в них не было известно; кроме того, сами члены общин - христиане веры евангельской стали называться «бывшими христианами веры евангельской», (см. «Обращение к бывшим христианам веры евангельской» подписанное Пономарчуком и Панько 11 июня 1946 года, и все последующие журналы «Братский вестник» за 40 лет). Областные и республиканские старшие пресвитеры (по команде сверху) требовали от этих общин соблюдения порядка богослужений, принятых у баптистов; малейшее неподчинение старшим пресвитерам давало повод ставить вопрос перед властями как об изуверской секте, подлежащей снятию с регистрации и закрытию, в результате чего многие общины, принявшие Августовское соглашение, были сняты с регистрации и закрыты, а молитвенные дома, бывшие собственностью общин, были изъяты для нужд местных властей.

После подписания соглашения только один Пономарчук был введен в руководящий состав в качестве члена ВСЕХБ. В состав руководящего центра (членами или кандидатами в члены ВСЕХБ, не говоря уже о членстве в Президиуме) до съезда 1963 года не было введено ни одного представителя из христиан веры евангельской. На съезде 1963 года во ВСЕХБ (15 человек) избраны были из христиан веры евангельской Д. И. Пономарчук - членом Совета и Г. Г. Понурко - кандидатом в члены, в состав же президиума ВСЕХБ из пяти человек ни один из представителей веры евангельской не вошел. На съезде 1966 года в состав ВСЕХБ (общее количество - 25 членов и 8 кандидатов) были избраны только Н. В. Кузьменко и А. А. Нестерук. Даже присутствовавший и выступавший на съезде Г. Г. Понурко был исключен из списка на голосование. В состав Президиума (9 человек) из ХВЕ не был избран никто.685

Позднее в состав ВСЕХБ вводились B. C. Глуховский (1969-1989) и Л. С. Владыко (1979-1985), а также П. К. Шатров (от христиан в духе апостолов) -с 1969 года, Д. Л. Вознюк - с 1974 года, Р. И. Билас - с 1979 года, а также Ф. И. Попроцкий - с 1985 года. Бывая от случая к случаю на совещаниях (и то только по вызову), не имея реального веса и влияния в руководстве ВСЕХБ, никаких особых интересов христиан веры евангельской они в действительности не отстаивали и не защищали, оставаясь большей частью номинальными членами. В члены Президиума ВСЕХБ впервые введен был П. К. Шатров в 1969 году, затем Глуховский и Вознюк - в 1979 году, Билас и Попроцкий - в 1986 г.686 Можно к этому добавить, что кандидатами в члены ВСЕХБ, кроме Г. Г. Понурко, были еще А. П. Вашишин и В. Е. Зенкин (оба - с 1979 г.).687 Словом - не густо.

После внезапной смерти Вознюка в 1986 году, на его место был кооптирован из кандидатов в члены Президиума Р. И. Билас В непосредственном же руководстве - в качестве председателя, заместителя председателя, заместителя генерального секретаря или на иной подобной должности не было ни одного из христиан веры евангельской за все 44 года истории объединения, за исключением Л. Д. Вознюка, занимавшего должность одного из трех заместителей председателя ВСЕХБ в 1979-1985 гг.688

В состав редколлегии печатного органа - журнала «Братский вестник» в течение всего периода его издания ни один из руководителей христиан веры евангельской не входил, за исключением Шатрова, которого пятидесятником называли тогда, когда его так нужно было назвать для представительства. Пользуясь полной властью в подборе и редактировании статей, руководство ВСЕХБ через журнал нередко показывало христиан веры евангельской как людей, стоящих на неправильном пути и пребывающих в ложном учении, называя их зачастую «так называемые верующие», «крайние» и т. д. В течение всего 44-летнего периода пребывания в объединении, служители христиан веры евангельской не имели возможности изложить на страницах журнала, хотя бы кратко, свое вероучение или понимание о действиях и дарах Духа Святого.

Руководство центра и бывших республик СССР целенаправленно и упорно любыми средствами препятствовало выдвижению на руководящее служение людей из среды христиан веры евангельской, мотивируя это тем, что в их среде нет людей достаточно способных и заслуживающих доверия.

Что же касается тех пятидесятников, которые представляли пятидесятнические церкви во ВСЕХБ, то отношение к ним было двойственным, согласно рамкам «двойного стандарта» - в необходимых официальных случаях всячески подчеркивались их равные права во ВСЕХБ, в реальной жизни - все обстояло далеко не так. Даже много времени спустя, в 1977 г. эта двойственность вполне осязаемо давала о себе знать, о чем свидетельствует разочарованное заявление заместителя старшего пресвитера ВСЕХБ по Украине B. C. Глуховского, которое он 10 мая 1977 г. написал в адрес президиума ВСЕХБ в Москву. Вот его текст.

В пятницу 1 апреля вечером состоялась очередная братская беседа с руководителями церквей г. Киева в канцелярии старшего пресвитера ВСЕХБ по Украине. На беседе присутствовали 20 братьев, в том числе сотрудники канцелярии: Я. К. Духонченко, И. Я. Калюжный, B. C. Глуховский и М. В. Мельник.

Брат Я. К. Духонченко в своём вступительном слове заявил: «Поскольку среди нас есть бр. Глуховский, то братья давно желают послушать его мнение по вопросам: крещение и исполнение Духом Святым». На что присутствующие дали своё согласие. На заданные мне вопросы я дал соответствующие разъяснения на основании Слова Бозкия и Августовского соглашения.

Мое объяснение все присутствующие одобрили. Были высказывания присутствующих о крайних действиях пятидесятников, а также прочитано письмо за 1909 год баптистов Германии, где в самых темных красках осуждаются пятидесятники.

Затем последовали и другие вопросы ко мне лично:

1. Как я понимаю Коринфские языки 14 гл. 1 послания и являются ли они от действия Святого Духа?

2. Считаю ли я имеющиеся иные языки в настоящее время у пятидесятников от действия Святого Духа?

Я ответил, что проявление иного языка у Коринфян и у пятидесятников настоящего времени считаю от действия Святого Духа, согласно Слову Божию и Августовскому соглашению.

Тогда брат И. В. Музычко выступил и заявил, что он и все присутствующие братья не признают Коринфские и современные языки от действия Святого Духа. Все присутствующие подтвердили заявление Музычко.

Музычко вновь заявил: «У нас состоялась серия бесед в присутствии старших братьев, на которых рассматривались эти два вопроса, и было принято решение: не считать Коринфские языки (1 Кор. 14 гл.) и языки настоящего времени у пятидесятников за действие Святого Духа».

Музычко обратился к присутствующим братьям, которые подтвердили данное решение.

Я возразил против такого решения и заявил, что такое решение является односторонним и может внести раскол в Союзе. Мое замечание было отвергнуто.

Музычко и др. доказывали, что Августовское соглашение не соответствует, так как в 5-м пункте ничего не вспоминается о 1 Кор. 14 гл., а значит, и иные языки не есть действия Духа Святого.

Я. К. Духонченко подтвердил, что он не разделяет мнения Глуховского по отношению Коринфских языков и считает их не от действия Святого Духа. Я. К. Духонченко ничего не возразил по вопросу решений на имеющихся братских беседах, о чем неоднократно заявлял Музычко.

Пресвитер Киево-Святошинской церкви бр. Лабунский Л. М. (где я и моя семья состоят членами) дважды обращался с вопросом к присутствующим: «Как же теперь будет, если кто из членов нашей церкви спросит Глуховского за 14 гл. к Коринфянам и он скажет, что языки их от Духа Святого, а я сказку, что нет?» Ответа не последовало. Беседа имела возбужденный характер. Были предложения оформить беседу письменно и показать в ней мнение большинства.

Так называемые «серийные беседы» ведутся с 1976 г., которыми руководили братья: Я. К. Духонченко, И. С. Гнида, И. Я. Калюжный. Характер бесед в основном заключался якобы в том, чтобы оградить общины ЕХБ от автономных общин пятидесятников в г. Киеве и одновременно делались анализ и выводы по отношению объединенных пятидесятников в Союзе ЕХБ. Что и создало нездоровую обстановку в церквах г. Киева по отношению к пятидесятникам, а также и ко мне лично. Несмотря на то, что мне никогда, ни разу не было никаких замечаний или поправок за мои проповеди.

Считаю, что создавшаяся атмосфера в канцелярии старшего пресвитера и церквах г. Киева не соответствует духу единства и братского взаимопонимания, а, наоборот, служит поводом к отмежеванию от пятидесятников.

30 апреля я присутствовал на богослужении в Киево-Святошинской церкви и пресвитер Л. М. Лабунский сказал мне: «Вы, Владимир Сергеевич, сейчас проповедовать не будете, а после собрания с вами будет беседа».

На беседе присутствовали 12 братьев. Лабунский заявил мне: «У нас было решение братского совета не допускать вас к проповеди, так как вы 1 апреля в канцелярии сказали, что вы считаете Коринфские языки и языки пятидесятников от действия Святого Духа и если это сказать баптистам, то они все уйдут к пятидесятникам». Лабунский также заявил, что такое решение по поводу меня принято во всех церквах г. Киева.

8 мая я присутствовал на богослужении Ямской церкви, где также не был допущен до проповеди, и когда я спросил бр. П. И. Павловского о решении, то он сказал: «Да, у нас такое решение принято братьями нашей церкви, на котором присутствовали многие братья нашей церкви».

Я попросил Павловского познакомиться с решением, но он сказал, что оно имеется в Киево-Святошинской церкви и я могу там с ним познакомиться.

В этот же день вечером я был на богослужении в Дарницкой церкви, где пресвитер бр. В. Я. Купец также заявил, что он не может допускать меня к проповеди, чтобы не нарушать общего решения Киевских церквей.689

В заключение Глуховский просил, чтобы на расширенном Республиканском Совете Украины с участием пресвитеров больших общин ХВЕ, а также президиума ВСЕХБ «рассмотреть и решить создавшуюся критическую обстановку вопроса единства в г. Киеве и принять соответствующие меры воспитания», ибо «принятые решения Киевских церквей ЕХБ грубо нарушают вопрос единства и отвергают Августовское соглашение». В письме подчеркивалось, что «такие отрицательные явления, по вопросу единства ЕХБ с ХВЕ» имеют место и в других областях Украины.690

Если даже в 1977 году заместителя старшего пресвитера ВСЕХБ по Украине не допускали к проповеди и отказывались показать решение, которое было принято в этом ключе, легко себе представить, что происходило в предыдущие десятилетия на местах. Впрочем, на такие жалобы во ВСЕХБ из Москвы приходили примирительные советы, что «старшие братья советуют жить в любви и единстве по заповеди Иисуса Христа иметь мир между собою». А на полях копии письма Глуховского, которое было аккуратно подшито в дела Совета по делам религий, чья-то рука написала для справки следующую заметку.

Вопрос рассматривался на пресвитерском совете и президиуме ВСЕХБ. Состоялось примирение Глуховского с представителями баптизма. Благотворное влияние оказала воспитательная работа со стороны руководства Совета с работниками канцелярии старшего пресвитера по Украине и со старшими пресвитерами по областям.691

Можно представить, каким было «благотворное влияние» властей в 50-е годы.

Правда, официальное издание ВСЕХБ - журнал «Братский вестник»,-развивая идеи единства в объединенном братстве, о пятидесятниках старалось отзываться корректно. Например, в 1954 году в статье Я. И. Жидкова «Праздник Жатвы - день Единства» говорилось:

Добрые порядки евангельской простоты и свободы, которые были у евангельских христиан, стройность церковной организации и добрый порядок церковного строительства, который был у баптистов, и особо ревностное стремление находиться под водительством и управлением Духа Святого (без шумливости и ненужных крайностей), что перешло к нам от христиан веры евангельской (пятидесятников) находятся и будут сохраняться в наших объединенных общинах и впредь.692

Сообщая о пленуме ВСЕХБ, состоявшемся 22-26 февраля 1955 года, журнал «Братский вестник», провозглашал следующее:

В вопросе об объединении с так называемыми пятидесятниками было отмечено, что, несмотря на то, что большая часть пятидесятников (около 80%) (это было большим преувеличением. - В. Ф.) уже объединена с общинами ВСЕХБ и ревностно участвует в работе нашего братства, по отдельным областям СССР все еще имеются не объединившиеся во ВСЕХБ пятидесятники. Правда, это наиболее крайние люди, которые не желают соблюдать Августовского соглашения. Но и среди них имеются как отдельные верующие, так а целые группы, которые зкелают войты в единстве с ВСЕХБ, чтобы совместно служить Господу, согласно Его первосвященнической молитвы: «Да будут все едино.693

Специальное заседание президиума ВСЕХБ с «бывшими руководителями христиан веры евангельской (пятидесятников)», как записано в официальных документах, проходило также 26-30 января 1957 года в Москве. Участие в совещании принимали: Д. И. Пономарчук, Г. Г. Понурко, М. С. Бут, Н. В. Кузьменко, A. M. Теслюк, СИ. Марин со стороны пятидесятников; Я. И. Жидов, К. Л. Андреев, А. В. Кареев, И. Г. Иванов, А. Н. Карпов, А. И. Мицкевич и И. И. Моторин со стороны ВСЕХБ. Сохранилась в архивах Совета по делам религий запись этого совещания.694

Согласно записи, совещание началось в субботу 26 января 1957 года вступительным словом А. В. Кареева и молитвой, после чего последовал доклад А. Л. Андреева о состоянии дел по объединению с пятидесятниками. Выступившие Понурко и Бут говорили о том, что есть случаи, когда после объединения пятидесятники снова выходят из единства.

На совещании говорилось также, что «много вреда приносит делу единства» послание Бидаша к церквам, где он приводил слова Андреева, сказанные им на предыдущем пленуме президиума ВСЕХБ 31 октября 1956 г. о том, что «пятидесятники являются гостями в Союзе ВСЕХБ».695 Совещание установило, что у «дела единства» есть «три главных врага»:

1) Бидаш и его сторонники,

2) внутренние бидашевцы, то есть сторонники Бидаша внутри общин,

3) проповеди евангельско-баптистских проповедников, задевающие пятидесятников.

На вопрос, есть ли еще какие-либо причины, мешающие объединению, один только Марин мужественно ответил, что это само Августовское соглашение, которое требует пересмотра и внесения изменений.

Было отмечено также, что есть места, где молитвенные дома общин ВСЕХБ слишком малы для объединения с пятидесятниками, и поскольку «двум организациям после объединения не поместиться, пятидесятники предпочитают оставаться не объединенными и собираются отдельно».

После перерыва в воскресенье в последующие дни совещание продолжало свою работу. В течение вечера субботы и воскресенья участники совещания пытались беседовать об объединении с московскими пятидесятниками, но в понедельник они доложили, что успеха в этом предприятии было мало, ибо «беседы носили бурный характер, поведение пятидесятников было воинствующим, особенно у молодежи».696

Единственным результатом было то, что согласился прийти на беседу один из руководителей московских пятидесятников И. В. Сизов.

В сообщении A. M. Теслюка было сказано, что в его общине (Полтавской) осталось только 17 не объединенных пятидесятников. Противодействуют объединению, по его словам, их руководители: Гуляев Софрон Петрович, 60 лет, проживает в г. Крюкове, и Оздаев Борис, 30 лет, проживает в с. Каменные Потоки, в 6 км от Крюкова. В Кременчуге пятидесятники объединились, и в их числе Резник и Андреев. Теслюк отметил также, что известный деятель бывшего Союза баптистов Татарченко Иван Яковлевич (проживает в Кировоградской области) приезжал в Кременчуг протестовать против принятия пятидесятников в общину. В целом, по словам Теслюка, по всей Полтавской области найдется не более 40 не объединенных пятидесятников, разбросанных по области. В заключение Теслюк высказал мнение, что Бидаш «не сам занимался расколом - его кто-то подогревал на это дело, и подогревал его - СИ. Марин».

В своем выступлении Н. В. Кузьменко упомянул о том, что является «одним из самых старых работников христиан веры евангельской», что «работал с самим И. Е. Воронаевым», который и «рукоположил его пресвитером в Маяках», что «был участником съездов пятидесятников в 1923 и 1924 годах» и что «еще в те годы у него возник вопрос: почему не вместе пятидесятники с евангельскими христианами и баптистами?» Поэтому он «с первого же дня объединения пятидесятников с ВСЕХБ в 1945 году приступил горячо к работе по объединению». В Кировоградской области, где он в то время работал, было объединено 90% пятидесятников.

Были и противники объединения Когда он был пресвитером в Кировограде, там «сильно протестовали против единства Татарченко и Басистый», а «Татарченко вообще большой враг единства с пятидесятниками, да и евангельскими христианами».

Кузьменко упомянул, что «в Одессе Лучинец держит под своим влиянием около 200 человек пятидесятников» и что он «рьяно работает против единства», а также что «много вредил делу объединения бывший пресвитер Одесской общины Колесников - своими проповедями с кафедры». В Николаеве пятидесятники дали согласие на объединение с ВСЕХБ, но просили регистрации своей общины.

В заключение Кузьменко от имени всех присутствующих пятидесятников поблагодарил ВСЕХБ за доверие, которое им оказывается.

Д И. Пономарчук рассказал о своей беседе в 1944 году в Совете по делам религиозных культов в Москве по вопросу о регистрации отдельного Союза пятидесятников В Совете, как он выразился, «было указано на вредные явления в пятидесятничестве. на языки, пророчества, психические заболевания и, в конечном счете, как известно, произошло объединение христиан евангельской веры с ВСЕХБ».

Он также предложил, чтобы данное совещание «выработало какое-то письмо ко всем общинам - объединенным и не объединенным».

Когда слово предоставили Марину, он рассказал историю Днепродзержинского подпольного съезда, упомянув о том, что там был рассмотрен материал о повсеместных нарушениях Августовского соглашения, кропотливо собранный до съезда во многих местах. Серафим Иванович также напомнил, что там было выработано обращение, один экземпляр которого направлялся Я. И. Жидкову, другой - председателю Совета по делам религиозных культов И. В. Полянскому. Характеризуя съезд, Марин сказал, что он «носил бурный характер» и что имели место «предложения отделиться от ВСЕХБ и организовать свой союз», причем большинство участников высказались именно «за организацию своего союза». Утром в 6 часов 18 марта 1948 г. участники съезда были арестованы.

Марин рассказал также, что после освобождения из заключения они снова собирались в Пятихатках, где вырабатывали письменное изложение веры и другие документы, а потом состоялся съезд в Харькове, на который «Бидаш приехал с планом отдельного союза христиан веры евангельской». Марин также сказал, что на этом съезде он услышал пророчество И. Д. Малюты, пастора церкви христиан евангельской веры из Мариуполя. Смысл этого пророчества состоял в том, что свобода придет, но что она еще не объявлена.

В конце концов, Марин приехал в Москву, и здесь он подал заявление во ВСЕХБ о желании работать в единстве.697

Д. И. Пономарчук сделал дополнительное сообщение о беседе с И. В. Сизовым, который приходил к нему вечером для беседы в канцелярии ВСЕХБ вместе с Гавриком Фроловым. Сизову был задан вопрос, согласен ли он на объединение на основании Августовского соглашения. Он ответил, что согласен, но при условии, чтобы соглашение не нарушалось с обеих сторон и чтобы дали право проповедовать с кафедры о крещении Духом Святым со знамением иных языков. Сизову сказали, что если он объединится, то объединятся также и его овцы. Он ответил, что если бы он сам и объединился, то овцы его не пойдут за ним. По его словам, «в 1940 г. в Москве были всего два пятидесятника, а теперь их 200 человек, и это он сорганизовал их». Сизов также сказал, что «он заявил уполномоченному по делам культов о своих собраниях и просил о регистрации своей общины». В заключение он «дал понять, что он не объединится, о том же заявил прямо и Гаврик Фролов».698

A. M. Теслюк прибавил к этому свое сообщение «о беседе с 8 старушками и 1 старичком из пятидесятников, которые пообещали посещать собрания Московской общины ЕХБ».699

Слово снова предоставили СИ. Марину, который сказал, что в Средней Азии, где нет таких нарушений Августовского соглашения со стороны баптистов, «пятидесятники отменные: они более склонны к объединению, чем, например, украинские пятидесятники, за исключением некоторых руководителей». В частности, присоединились во Фрунзе 300 человек, в Токмаке в основном объединились, за исключением нескольких человек, в Алма-Ате - объединились, в Караганде - сперва выразили желание объединиться, а потом отказались, получив, по-видимому, письмо Бидаша. (В Караганде имелись также 300 человек смородинцев во главе с Броваренко). В Чимкенте, по словам Марина, выразили желание объединиться, в Джамбуле - заверили, что объединятся, но «там сильно препятствует делу единства Славик», а кроме того, «сильно тормозят объединение также Чуб в Чимкенте и другие».700

Г. Г. Понурко и М. С. Бут сделали заявление о «недовольстве среди христиан веры евангельской положением Д. И. Пономарчука», которого перевели с должности заместителя старшего пресвитера Украины на должность его помощника. Этот вопрос решили перенести на следующий день - вероятно, требовались дополнительные консультации.

На следующий день обсуждался вопрос о переводе Д. И. Пономарчука на постоянную работу в Молдавию в качестве старшего пресвитера Молдавской ССР в связи с переводом оттуда на работу в Белоруссию Ф. Р. Астахова, у которого возникли очень серьезные проблемы в отношениях с Кишиневской церковью.

Пономарчук дает свое согласие на переезд в Молдавию. Не возражают против этого и другие участники совещания из христиан веры евангельской.

Все единодушно выражают свое согласие также кооптировать в члены ВСЕХБ Г. Г. Понурко. Обсуждается вопрос о посылке М. С. Бута на 1-2 месяца в Среднюю Азию для посещения не объединенных пятидесятников и работы среди них с целью их присоединения. Бут «не отказывается от этого, тем более, что он два года прожил в Средней Азии и знает руководителей пятидесятников в этой местности».701 (Если перевести эту дословную запись в протоколе совещания на понятный язык, это значит, что Бут несколько лет в 30-е годы отсидел там в тюрьмах, как и «прочие руководители пятидесятников», которые там остались для служения после своего освобождения).

А. В. Карев в своем слове сказал:

Мы имеем здесь не конференцию, не съезд и даже, в сущности говоря, не совещание, а дружескую встречу. Поэтому мы не будем здесь вырабатывать какую бы то ни было резолюцию или документ.

И все же мы должны прийти к чему-то конкретному. К чему же? Здесь предлагалось составить письмо ко всем пятидесятникам. Но каким должно быть это письмо? Повторять то, что уже сказано в письме, рассылаемом из Киева А. Л. Андреевым, не требуется. Теперь имеется нужда в другого рода письме. Мы наблюдаем печальнейшее явление у не объединенных пятидесятников, а именно: они главное сделали второстепенным, а второстепенное главным и с величайшим фанатизмом проповедуют второстепенное, забывая о главном. В этом трагедия нашего пятидесятничества. Омовение ног, пресный хлеб, говорение на «языках», пророчества - все это заняло у не объединенных пятидесятников первое место во всей их работе и отодвинуло на задний план главное, основное, что объединяет всех христиан, все церкви. Наша задача: поставить у пятидесятников все на свое место - главное на первое, второстепенное на второе место, и только тогда они избавятся от своих крайностей. Вот о том, что главное и что - второстепенное, и следует написать в нашем новом письме.

Это новое письмо следует составить после нашего совещания, дать его на просмотр и подпись всех видных пятидесятников и разослать всем пятидесятникам, как объединенным, так и не объединенным.702

Протокольная запись говорит, что «с этим предложением согласились все».703

Не совсем ортодоксальные выступления Марина понравились далеко не всем. Было выражено желание поговорить о СИ. Марине без его присутствия. После того, как он вышел, в его отсутствие «высказывается единодушное недоверие к нему в его искренности, к его работе, выражают пожелание, чтобы он не был представителем христиан веры евангельской в Москве, а если ВСЕХБ все же намерен его использовать на работе, то пусть он будет послан туда, где его не знают, а где его знают - там он авторитета иметь не будет». Как говорит запись, «все высказывают единодушное мнение, что он - главный вдохновитель Бидаша и его работы».704

В то же время выражается от имени всех объединенных со ВСЕХБ пятидесятников пожелание, чтобы Д. И. Пономарчук был введен в Президиум ВСЕХБ от христиан веры евангельской, для чего ему не обязательно быть в Москве - он может жить и в Молдавии. Члены президиума ВСЕХБ дипломатично обещают рассмотреть этот вопрос в ближайшее время.

В заключение Н. В. Кузьменко «сердечно благодарит Президиум ВСЕХБ /за доверие и великое гостеприимство и радушие, оказанное работникам из христиан веры евангельской в Москве», и на этом совещание заканчивается.705

ВСЕХБ продолжал интенсивную работу по вовлечению христиан веры евангельской в объединенные общины, для чего использовались частые поездки присоединившихся пятидесятнических руководителей. Из письма старшего пресвитера ВСЕХБ по Украине Андреева, которое он писал уполномоченному Совета Вильховому 13 марта 1957 г., следует, что только за март-май месяцы 1957 года направлялись в командировки:

1. Понурко Г. Г. - старший пресвитер общины ЕХБ Днепропетровской области - в Запорожье и Запорожскую область с 22 марта по 5 апреля;

2. Бут М. С. - пресвитер Верховцевской общины ЕХБ Днепропетровской области - в Симферополь и Крымскую область с 22 марта по 30 апреля;

3. Кузьменко Н. В. - пресвитер Одесской общины ЕХБ - в Житомир и Житомирскую область с 22 марта по 25 мая.

В этом же письме Андреев любезно информирует Вильхового, что «свою работу они будут проводить совместно со старшими пресвитерами указанных областей и по плану, согласованному с уполномоченными этих областей», а также пишет, что, кроме этого, им «вызван в Киев для собеседования Слободяник П. А - бывший пресвитер Апостоловской общины ХВЕ (теперь ЕХБ)», которого Андреев «намерен после собеседования послать в Сталинскую область для проведения работы среди не объединившихся ХВЕ совместно со старшим пресвитером Сталинской области».706 В заключение Андреев заверял, что от него «старшие пресвитеры указанных областей получили должное указание».707

Четырнадцать месяцев спустя, 27-29 мая 1958 г. старший пресвитер ВСЕХБ по Украине А Л. Андреев провел с работниками бывшего Союза ХВЕ новое совещание, программа которого включала следующие вопросы:

1. Сообщение старшего пресвитера ВСЕХБ по Украине о состоянии дела единства по УССР (результаты проведенной работы по объединению в 1957 году, о присоединившихся общинах бывших ХВЕ, о письме Екатерины Воронаевой, о дальнейших планах проведения работы по укреплению и расширению единства).

2. Дополнительные сообщения братьев, подписавших Московское соглашение и присоединившихся к нему (Пономарчук, Панько, Понурко, Бут).

3. Сообщения присутствующих на собеседовании работников недавно присоединившихся ко ВСЕХБ и (еще не присоединившихся) об их взглядах на проведение дальнейшей работы по единству и об их личном участии в этом. Сообщение о состоянии единства в их местности и опыт их работы.

4. Выработка нового обращения к неприсоединившимся ХВЕ и подписание его всеми участниками собеседования.

5. Разработка плана посещений неприсоединившихся общин ХВЕ по отдельным областям Украины.

6. О мероприятиях, способствующих укреплению единства.708

В целях, которые невозможно назвать иначе, как спекулятивными, было использовано и письмо Е. А. Воронаевой о том, что она присоединилась к Одесской общине ЕХБ. Как подробно рассказывалось в пятой главе, это «присоединение» у пожилой и измученной жизнью, тюрьмами, болезнями и гонениями женщины, у которой не было ни крыши над головой, ни средств к существованию, выторговали в обмен на адрес ее детей в Америке. Теперь же это ее растиражированное письмо рассылалось по всему Советскому Союзу в назидание всем христианам веры евангельской.

В архивах сохранилось секретное письмо уполномоченного Совета П. А Вильхового, которое он написал председателю Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР А. А. Пузину в отношении этого совещания.

В связи с тем, что ряд видных руководителей пятидесятников -Нестерук, Калитвинцев, Вернадский, Воробец и др., которые долгое время не признавали Московское соглашение по объединению пятидесятников с ЕХБ, а в текущем году согласились признать это соглашение, по инициативе «соседей» и с моего согласия ст. пресвитер ЕХБ по Украине Андреев провел в г. Киеве 27-29 мая 1958 г. совещание с бывшими руководителями сектантского течения христиан веры евангельской с целью продолжения работы среди не присоединившихся к ЕХБ пятидесятников.

На данном совещании присутствовали Пономарчук Д. И. - ст. пресвитер ЕХБ по Молдавской ССР (бывший епископ пятидесятников); Панько И. К. - пресвитер общества ЕХБ в г. Минске (бывш. председатель союза ХВЕ в Белорусской ССР); Понурко Г. Г. - ст. пресвитера ЕХБ по Днепропетровской области (бывш. председатель союза ХВЕ на Украине); Бут М. С. - пресвитер Верховцевского общества ЕХБ Днепропетровской области (бывш. член правления союза ХВЕ на Украине); Тараненко П. С. - проповедник общества ЕХБ в г. Пятихатки Днепропетровской обл. (бывш. благовестник ХВЕ), Кузьменко Н. В. -пресвитер Одесского общества ЕХБ (бывш. член правления союза ХВЕ на Украине), Теслюк A. M. - пресвитер ЕХБ Полтавской области (бывш. пресвитер ХВЕ в Западных областях УССР), Нестерук А. Е. -пресвитер Ковельского общества ЕХБ (бывш. пресвитер ХВЕ), Никитчук А. В. - пом. ст. пресвитера ЕХБ по Ровенской области (бывш. ст. пресвитер ХВЕ по той же области), Калитвинцее А. И. -пресвитер Краснодонского общества (бывш. пресвитер ХВЕ), Вернадский В. Е. - проповедник (бывш. пресвитер ХВЕ в Хмельницкой области), Воробец И. С. - пресвитер Каменского общества ЕХБ Черновицкой области (бывш. ст. пресвитер ХВЕ по той лее области).

Участники данного совещания вместе с представителями ВСЕХБ Андреевым и Мельниковым обсудили заранее разработанные мероприятия по дальнейшему объединению неприсоединившихся групп верующих пятидесятников к религиозному объединению ЕХБ, разработали и приняли обращение к неприсоединившимся пятидесятникам. Это обращение с нами согласовано и рассылается Андреевым всем пресвитерам обществ ЕХБ, действующих на Украине.

По просьбе «соседей» мы также дали согласие послать участников указанного совещания в разные области УССР, которые совместно со спи пресвитерами ЕХБ должны будут провести на местах необходимую работу среди неприсоединившихся к ЕХБ групп пятидесятников.

Все материалы этого совещания: протокольная запись выступавших, обращение участников совещания к неприсоединившимся пятидесятникам, письмо ст. пресвитера ЕХБ по Украине Андреева к пресвитерам обществ ЕХБ - передано Совету через инспектора Челнокова Ф. М.709

Совещание также приняло «Обращение ко всем братьям и сестрам из христиан веры евангельской, находящимся вне единства и не вошедшим в объединенный союз евангельских христиан-баптистов», текст которого приводится полностью.

Дорогие во Христе братья и сестры, мир вам от Господа!

Мы, нижеподписавшиеся, известные вам ваши братья, как по вере во Христа Иисуса, так и по нашей работе в бывшем Союзе христиан веры евангельской, обращаемся ко всем вам, которые еще находитесь вне единства детей Божьих. В нашем обращении мы имеем только одну цель - это благо всех детей Божьих, которые искренне любят Господа и Его дело.

Мы, ваши братья, в мае-месяце сего года встретились в г. Киеве в канцелярии старшего Пресвитера ВСЕХБ по Украине бр. Андреева А. Л. и имечи собеседование по вопросу единства. Об этом вопросе мы рассуждали с молитвой пред Господом и в соответствии с Его святым словом, и Дух Святой побудич нас написать вам это обращение.

Как вы знаете, начало единства ХВЕ с ЕХБ было положено в 1945 году в г. Москве, где представителями нашего братства вместе со ВСЕХБ было подписано соглашение о единстве. Это соглашение подписали наши братья: Пономарчук Д. И., Бидаш А. И., Вашкевич СИ. и Панько И. К. К этому соглашению присоединили свои подписи братья Кузьменко Н. В., Бут М. С., и Теслюк A. M., а позднее к этому соглашению и единству присоединились брат Понурко ГГ. (бывший после бр. Воропаева председателем Союза ХВЕ), брат Шокало Ф. П. из Кривого Рога и другие братья. Однако впоследствии брат Бидаш, поддавшись влиянию некоторых братьев, не вошедших в единство, отошел от единства. Этим он повлиял на некоторых братьев и сестер, которые хотя и имели желание присоединиться, но, видя его отход, стали воздерживаться от присоединения, причем отдельные лица даже стали выступать против единства. Вне единства стояли и некоторые из нас, которые теперь написали вам это обращение, а именно: Воробец И. С, Калитвинцев А. И., Бернадский В. Е., Тараненко П. С. и Никитчук А. В., причем мы даже были в близких отношениях с Бидашем.

Однако взвесив все пред лицом Божиим в соответствии с Его словом, мы заявляем, что нельзя больше никому оставаться вне единства, так как, оставаясь вне единства, мы будем нарушать волю Божию. Во исполнение молитвы Господа Иисуса Христа: «Да будут все едино!» (Иоан. 17:21), мы, подписавшие это обращение, все присоединились к единому союзу детей Божиих ВСЕХБ. Наши братья, подписавшие Соглашение о единстве - Пономарчук, Вашкевич, Панько и другие, также остаются верными этому Соглашению и трудятся для созидания дела Господня, и особенно единства.

Мы приняли это единство, как волю Божию в отношении всех Его чад, Им искупленных (Иоан. 10, 16 и Ефес. 4, 13).

Господь Сам побудил руководство евангельских христиан-баптистов к объединению детей Божиих и привлек также и нас участвовать в этом святом деле.

Глубоко сожалея, что имеются еще отдельные группы христиан веры евангельской, которые, благодаря недооценке значения единства и своих личных взглядов по вопросам, разделяющим христиан веры евангельской с евангельскими христианами-баптистами, как-то: о крещении Духом святым, иных языках, пророчествах и омовениях ног, до сего времени находятся вне объединенного братства, вне союза, вне должного пастырского руководства, наблюдения и воспитания.

Мы не можем пройти равнодушно, видя все это. Мы возвышаем наш голос и призываем всех вас проверить свое состояние пред Господом. Ведь мы сами были в таком состоянии и сами поддерживали взгляды, которые служили не единству, а разделению. Теперь при тщательном рассмотрении Соглашения и сверкой его со словом Божьим, мы пришли к убеждению и выводу, что оно от Господа, а потому заявляем вам, что мы одобряем его и присоединяемся к этому Соглашению об объединении в один союз и согласны с вопросами о воздержании от молитв на иных языках в богослужебных собраниях, и чтобы никто из нас, имея отдельные свои взгляды, не переубеждал другого, чтобы не вносить этим разделения в объединенные церкви.

Мы принимаем единство, как волю Божию не только потому, что об этом нам говорится в Св. Писании, но еще и потому, что мы воочию видим, как чудно Господь осуществляет единство и оно с каждым днем растет и крепнет, а там, где разделение - благословение Господне не пребывает. Мы лично убедились, что те братья, которые были за разделение, не имели Божьего благословения и успеха.

Почти все братья-работники бывшего союза ХВЕ вошли в единую семью и Союз детей Божьих. Жена брата Воропаева И. Е. - бывшего Председателя Союза ХВЕ, наша сестра в Господе, Екатерина Афанасьевна Воропаева также присоединилась к единству и является членом объединенной общины ЕХБ. О своем присоединении она лично написала письмо старшему пресвитеру ВСЕХБ по Украине брату Андрееву, где она заявляет, что благодарит Господа за то, что и она теперь может находиться в полном общении со всеми искупленными Господом Его детьми. При личной беседе с братом Кузьменко Н. В. и другими братьями она заявила, что убеждена в том, что ее муж: И. Е. Воронаев, безусловно, присоединился бы к этому единству, если бы он теперь был, т. к. он сам в последние дни своей работы высказывал пожелания единства. Брат Кузьменко свидетельствует, что он лично в последние дни работы Воропаева беседовал с ним и Воронаев говорил ему, что следует что-то сделать, чтобы христиане веры евангельской были едины с ЕХБ. Теперь же мы благодарим Господа, что мы являемся не только свидетелями осуществления этого единства, но вкладываем и наш труд в это великое дело.

Поскольку верующие из евангельских христиан-баптистов также имеют Духа Святого (Римл. 8: 4) и являются, как и мы, детьми Божьими по вере во Христа Иисуса (Гол. 3:26) и поскольку все мы имеем одного Бога и отца, одну веру во Христа, одно крещение (Ефес. 4:5), то поэтому все мы и должны составлять одно тело Христово, т. е. одну церковь, один братский союз (Ефес. 4:4). Посему, возлюбленные Господом братья и сестры, просим вас, по слову Господа, прийти к единству и последовать нашему личному примеру, а также примеру многих тысяч верующих ХВЕ, присоединившихся к Союзу ЕХБ, чтобы вместе со всеми детьми Божьими, прославлять Искупившего нас Господа и служить Ему.

При принятии решения о присоединении к единству просим вас обращаться и уведомлять старшего пресвитера ВСЕХБ по вашей области, а также желательно сообщать об этом и в Киев старшему пресвитеру ВСЕХБ по Украине брату в Господе Андрееву А. Л.

Руководитель собеседования - старший пресвитер ВСЕХБ по Украине АНДРЕЕВ А. Л.

Член Президиума бывш. Союза ХВЕ, член ВСЕХБ и старший пресвитер ВСЕХБ по Молдавской ССР (подписавший соглашение о единстве)

ПОНОМАРЧУКД. И.

Председатель бывш. Союза ХВЕ по Белоруссии и пресвитер Минской общины ЕХБ (подписавший соглашение о единстве)

ПАНЬКО И. К.

Председатель бывш. Союза ХВЕ по Украине - старший пресвитер общин ЕХБ Днепропетровской области ПОНУРКОГ. Г.

Член Правления бывш. Союза ХВЕ, пресвитер Верховцевской общины ЕХБ

БУТ М. С.

Благовестник бывш. Союза ХВЕ и работник Пятихатской общины ЕХБ

ТАРАНЕНКО ПС.

Член правления бывш. Союза ХВЕ, пресвитер Одесской общины ЕХБ

КУЗЬМЕНКО Н. В.

Районный пресвитер бывш. Союза ХВЕ, старший пресвитер общин ЕХБ Полтавской области ТЕСЛЮК A. M.

Районный пресвитер бывш. Союза ХВЕ, пресвитер Ковельской общины ЕХБ

НЕСТЕРУК А. Е.

Старший пресвитер бывш. Союза ХВЕ по Ровенской области, пом. старшего пресвитера общин ЕХБ по той же области НИКИТЧУК А. В.

Районный пресвитер бывш. Союза ХВЕ и зам. старшего пресвитера по Луганской области, пресвитер Краснодонской общины КАЛИТВИНЦЕВ А. И.

Пресвитер бывш. Союза ХВЕ общины с. Новое Село Хмельницкой области БЕРНАДСКИЙ В. Е.

Старший пресвитер бывш. Союза ХВЕ по Черновицкой области, пресвитер Каменской общины ЕХБ

ВОРОБЕЦ И. С.

Старший пресвитер общин ЕХБ по Киевской области ЕНЮКОВ Д. И.

Зам. старшего пресвитера ВСЕХБ по Украине МЕЛЬНИКОВ Н. Н.710

В 1945 году выражалась полная надежда, что полное присоединение пятидесятников закончится через год-два, но спустя 14 лет оптимизма по этому поводу было гораздо меньше. Вот какими обтекаемыми фразами характеризуется следующее совещание, касающееся единства, которое состоялось в Москве еще год спустя:

С 20 по 24 августа 1959 года состоялось совещание ВСЕХБ с руководящими работниками христиан евангельской веры (пятидесятниками) по вопросу дальнейшего объединения ХЕВ с ВСЕХБ. Помимо членов ВСЕХБ присутствовали братья: И. К. Панько, Г. Г. Понурко, Н. В. Кузьменко, A. M. Теслюк, М. С. Бут, А. А. Нестеренко, П. Ф. Дубинин.

На совещании было установлено, что к ВСЕХБ присоединилось значительное количество членов из ХЕВ. Вне единства осталось некоторое количество членов. После заслушивания вопроса о состоянии единства был внесен целый ряд предложений в целях усиления воспитательной работы и вовлечения оставшихся вне единства христиан евангельской веры в общее братство ЕХБ. 711

Материалы из архивов проливают гораздо больше света на это событие.

 

ЗАПИСЬ СОВЕЩАНИЯ

ВО ВСЕХБ ПО ВОПРОСУ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЕЩЕ НЕ

ОБЪЕДИНИВШИХСЯ ПЯТИДЕСЯТНИКОВ с ЕХБ, состоявшегося с 21 по 24 августа 1959 года в г. Москве.

На совещании присутствовали:

1. ЖИДКОВ Я. И. председатель ВСЕХБ (Москва)

2. КАРЕВ А. В. секретарь ВСЕХБ (Москва)

3. ЛЕВИНДАНТО Н. А. первый зам. председателя ВСЕХБ (Рига)

4. АНДРЕЕВ А. Л. второй зам. председателя ВСЕХБ (Киев)

5. ИВАНОВ И. Г. казначей ВСЕХБ (Москва)

6. МИЦКЕВИЧ А. А. пом. секретаря ВСЕХБ (Москва)

7. МОТОРИН И. И. член ВСЕХБ (Москва)

8. КАРПОВ А. Н. пресвитер Московской общины ЕХБ

9. ПОНОМАРЧУК Д. И. ст. пресвитер ВСЕХБ по Молдавии (Кишинев)

10. ВЕЛИСЕЙЧИКК. С. ст. пресвитер ВСЕХБ по Белоруссии (Минск)

11. ПАНЬКО И. К. пресвитер Минской общины ЕХБ

12. МЕЛБНИКОВ Н. Н. зам. ст. пресвитера ВСЕХБ по Украине (Киев)

13. ПОНУРКОГ. Г. ст. пресвитер по Днепропетровской области

14. ТЕСЛЮК A. M. ст. пресвитер по Полтавской области.

15. БУТМ. С. пресвитер Верховцевской общины ЕХБ (Днепропетровская обл.)

16. КУЗШЕНКОН. Н. пресвитер Одесской общины ЕХБ

17. НЕСТЕРУКА. А. пресвитер Ковельской общины ЕХБ (Ковель Волынской области).

18. ДУБИНИН П. Ф. пом. старшего пресвитера по Брянской области.

19. МАРИН СИ. работник ВСЕХБ (по поручению) по объединению пятидесятников (Москва)

2О. САВЕЛЬЕВ В. Е. зам. пресвитера Московской общины

Председатель ВСЕХБ Жидков Я. И. начал заседание 20 августа молитвой и огласил программу совещания. Также Жидков объявил, что секретарь ВСЕХБ Карев А. В. сделает специальный доклад о пятидесятничестве.

КАРЕВ А. В., в течение 50 минут делает обстоятельный доклад о пятидесятничестве. Свой доклад он закончил призывом приложить все усилия к тому, чтобы вовлечь оставшихся не объединенных пятидесятников в ряды ЕХБ.

ЖИДКОВ Я. И. объявляет, что участники совещания сделают теперь доклады о проделанной работе по объединению еще не объединившихся пятидесятников за последние два года. Первым делает доклад ст. пресвитер ВСЕХБ по Украине АНДРЕЕВ А. Л.712

Доклад Андреева был тщательно подготовлен, а также, как и «полагалось» в те времена, второй экземпляр доклада был сдан в Совет по делам религиозных культов и потому в целости и сохранности был найден в Центральном Государственном архиве высших органов власти и высших органов управления Украины, где я работал в течение двух лет. Вот текст этого доклада без сокращений.

 

ДОКЛАД

СТАРШЕГО ПРЕСВИТЕРА ВСЕХБ ПО УКРАИНЕ АНДРЕЕВА А. Л. о проделанной работе по объединению еще не объединившихся ХВЕ с ЕХБ по областям Украины по состоянию на 15 августа 1959 г.

После проведенной по Украине в 1945-46 году первой стадии объединения ХВЕ с ЕХБ на основе Московского Августовского соглашения в дальнейшем объединение необъединившихся ХВЕ осуществлялось нами через постоянную работу по объединению через старших пресвитеров областей Украины.

Однако, учитывая, что часть общин и групп ХВЕ все же оставалась вне единства, а некоторые руководители их вели противодействующую работу, было решено провести более широкую работу по объединению. Начало этой работы было положено проведенным в Киеве старшим пресвитером ВСЕХБ по Украине Андреевым собеседованием с работниками бывшего Союза ХВЕ. На этом собеседовании было написано специальное обращение ко всем не объединившимся ХВЕ с призывом прийти к единству с ЕХБ. Это обращение было распространено почти по всем неприсоединившимся группам ХВЕ. Также во все области, где имеется значительное количество не присоединившихся ХВЕ, для проведения работы по единству были командированы братья-работники из присоединившихся ХВЕ. Эта работа дача положительные результаты, что и было отмечено в имеющихся отчетах о проделанной работе.

Затем в мае-месяце 1958 г. в г. Киеве старшим пресвитером ВСЕХБ по Украине было проведено вторичное собеседование с братьями-работниками бывшего Союза ХВЕ, в котором приняли участие также братья Панько из Белоруссии и Пономарчук из Молдавии. Всего в собеседовании приняло участие 15 человек. На этом собеседовании было решено продолжить начатую в 1956 году работу по объединению еще не объединившихся ХВЕ и присутствовавшие братья изъявили желание включиться в эту работу.

На собеседовании было написано и принято специальное Обращение ко всем неприсоединившимся ХВЕ, которое затем было распространено по всем областям Украины. Также было написано старшим пресвитером ВСЕХБ по Украине Андреевым специальное письмо во все общины, где имеются неприсоединившиеся ХВЕ. В этом письме были даны указания руководству общин о порядке приема в общины присоединяющихся ХВЕ и указание, как вести работу по единству. Когда обращения и письмо были разосланы, то из разных областей Украины в адрес старшего пресвитера поступило еще более 30 писем от братьев-работников бывшего Союза ХВЕ, которые просили чтобы присоединить we подпись на обращении к уже имеющимся там 15 подписям.

Кроме этого, с. Воропаева Е. А. - жена бывшего Председателя Союза ХВЕ также написала письмо старшему пресвитеру ВСЕХБ по Украине с просьбой распространить ее письмо, в котором она призывает всех неприсоединившихся ХВЕ прийти к единству, что и было сделано.

По всем областям Украины среди неприсоединившихся ХВЕ были распространены в большом количестве, как обращения, так и письмо старшего пресвитера ВСЕХБ по Украине и письмо Воронаевой.

Для проведения работы по единству в области Украины были командированы следующие братья:

1. Понурко Г. Г., который провел работу в Днепропетровской, Черкасской и Киевской областях и Крымской области.

2. Бут М. С. - вел работу в Винницкой и Кировоградской обл., а также в Полтавской области.

3. Кузьменко Н. В. -в Одесской, Николаевской и Херсонской обл.

4. Тараненко П. С. - в Днепропетровской и Крымской областях.

5. Теслюк A. M. - в Полтавской, Тернопольской и Черниговской обл.

6. Нестерук А. А. - в Волынской, Львовской, Станиславской обл.

7. Никитчук А. В. - в Ровенской, Хмельницкой и Житомирской обл.

8. Калитвинцев А. И. - в Луганской и Сталинской обл.

9. Вернадский В. Е. -в Хмельницкой и Житомирской обл.

10. Воробец И. С. - в Черновицкой и Днепропетровской обл.

11. Гуляев СП. - в Полтавской и Кировоградской обл.

,

Кроме этих братьев также старшие пресвитеры областей вели основную систематическую работу по единству, к которой они привлекли пресвитеров всех общин, где имеются неприсоединившиеся ХВЕ.

Каковы же результаты проделанной работы?

Начиная с сентября 1956 г. и по 1 января 1959 г. количество ХВЕ, присоединившихся к общинам ЕХБ, увеличилось на 3.661 человек, которые официально вошли членами в зарегистрированные общины ЕХБ.

Однако ряд общин и групп ХВЕ не имеют возможности присоединиться к зарегистрированным общинам ЕХБ, т. к. таковых общин вблизи не имеется. Из числа этих общин и групп присоединились к ВСЕХБ 57 общин с общим количеством 3.303 чел., которые подали заявление с ходатайством зарегистрировать их общину как общину ЕХБ, но поскольку они до сих пор не зарегистрированы, то в состав членов общин ЕХБ они не входят.

На 1 января 1959 г. по Украине имелось 204 самостоятельных общины бывших ХВЕ (пятидесятников), вошедших в единство с ЕХБ с количеством членов 14.424 человека и еще 3.770 чел. входят членами в 227 объединенных общин. Таким образом, на 1 января 1959 г. официально находилось в единстве 18.194 человека, и если прибавить сюда 3.303 чел. условно присоединившихся (незарегистрированных), то количество присоединившихся будет составлять 21.497 человек.

По имеющимся у нас приблизительным данным, по всем областям Украины на 1 января 1959 г. оставалось вне единства примерно 295 групп и общин ХВЕ с общим количеством членов примерно 7.618 человек. Наибольшее количество ХВЕ вне единства имеется в областях:

Винницкая - 1152 чел., Днепропетровская - 524 чел., Житомирская -773, Ровенская - 601, Сталинская - 756 человек.

В 1959 г. работа по единству по областям Украины проводилась только старшими пресвитерами областей, к которой привлекались и пресвитеры отдельных общин. Несмотря на то, что эта работа в 1959 г не носила широкого характера, все же с 1 января 1959 г. по 15 августа с. г. к общинам ЕХБ из бывших ХВЕ, по приблизительным имеющимся у нас данным, присоединились еще 210 человек Также поступили сведения от старших пресвитеров областей, что еще есть ХВЕ, желающие присоединиться к ЕХБ. Таким образом, в результате проведенной работы присоединились к ЕХБ 7.174 чел бывших ХВЕ. Считаем, что можно было бы достичь более лучших результатов, если бы были устранены причины, мешающие проведению работы по объединению.

В каком состоянии находятся присоединившиеся ХВЕ!

В большинстве общин присоединившиеся ХВЕ соблюдают установленный порядок богослужений в общинах ЕХБ и никому не навязывают своего мнения Однако в отдельных общинах все же встречаются лица, ведущие разлагательскую работу среди ЕХБ и навязывающие верующим свое пятидесятническое мнение.

Мы считаем, что для ликвидации таких явлений нужно вести более широкую воспитательную работу в объединенных общинах ЕХБ, которая могла бы приблизить понятия присоединившихся ХВЕ к понятию ЕХБ. К сожалению, такая работа ведется недостаточно и некоторые из присоединившихся работников бывших общин ХВЕ самоустраняются от такой работы.

Присоединившиеся за последнее время ко ВСЕХБ 57 общин бывших ХВЕ остаются до сих пор незарегистрированными, несмотря на то, что некоторые из них уже два года назад подали заявления с ходатайством о регистрации. Некоторые из этих общин совершают свои богослужения в незарегистрированных молитвенных помещениях, а некоторые не совершают, т к. местные власти им в этом категорически препятствуют. Плохо то, что старшие пресвитеры областей не могут обслуживать эти общины, поскольку они не зарегистрированы (за исключением случайных посещений). Это не служит тому, чтобы эти общины придерживались полностью порядка и Положения ВСЕХБ для общин ЕХБ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: