Образ действий и подходов, определяющих стратегию компании
Усилия по качественнным изменениям в стратегии Усилия по точной подстройке основной стратегии Действия по решению специфических для компании про- блем и стратегические внутренние действия
Действия по закреплению новых возможностей (НИОКР, новые рынки, приобретения и т.д.)
Действия по достижению краткосрочной прибыли Решения в функциональной области управления Подходы к диверсификации, поиск новых отраслей
Действия по изменению условий в отрасли
Действия по усилению долгосрочной конкурентной позиции
Защитные действия против отечественных и зарубеж- ных конкурентов
Рис 6.1. Основные компоненты стратегии компании
Согласно распространенным представлениям, организационная стратегия является важной харак- теристикой внутренней среды организации, опреде- ляющей способы ее функционирования и организа- ционную структуру, тип социальной организации. Стратегия организации — ключевое понятие в форми- ровании одного из важных направлений современной уп- равленческой деятельности — стратегического управле- ния, суть которого заключается в том, что в организации, с одной стороны, существует четко организованное ком- плексное стратегическое планирование, а, с другой — структура организационного управления адекватна «фор- мальному» стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной страте- гии для достижения целей организации и создание уп-
|
|
равленческих механизмов реализации этой стратегии че- рез систему планов. О.С. Виханский и А.И. Наумов определяют стратегическое управление как «... т ком-п- равление организацией, которое опирается на человечес-
кий потенциал как основу организации, ориентирует про- изводственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со сторо- ны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организа-
II. Практический раздел
ции выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе»391
Несмотря на то, что стратегический подход к разви- тию организации имел место еще в 20 —30-е гг. XX в., понятие организационной стратегии прочно вошло в понятийный аппарат теории организации и управлен- ческую практику лишь в 1950— 1960-е гг., когда под стра- тегией организации подразумевались, главным образом, выбор направлений диверсификации392 и определение перспективных рынков. Возникновение и применение методологии стратегического управления было вызва- но объективными причинами, вытекающими из харак- тера изменений, происходящих в первую очередь во внешней среде организации. Широкое использование стратегического выбора при планировании организа- ционного развития совпало с изменениями условий хо- зяйствования, перенасыщением рынка. В начале 70-х гг. XX в. стратегия организации начинает трактоваться как планирование и сознательное393 изменение организа- цией видов деятельности в целях обеспечения благо- приятных позиций на рынке. В конце 1960-х —начале 1970-х гг. целый ряд интересных публикаций по про- блеме появляется и в России: многие отрасли приступа- ют к разработке долгосрочных планов развития произ- водства. При этом субъектами планирования выступали министерства и ведомства, не имевшие из-за чрезмер- ной перегруженности оперативными вопросами доста- точных возможностей, стратегической информации и времени на подобную работу. План формировался как
|
|
«жесткая конструкция», в которой игнорировался осно- вополагающий принцип стратегического планирова-
ния адаптивность394
Современные представления о природе, роли и ти-
пах организационных стратегий сформировали сторон- ники социотехнического (Р. Дабин), эмпирического (П. Друкер, А. Чендлер мл.) и ситуационного (Дж. Томп- сон) подходов, теории ресурсной зависимости (Дж. Пфеф- фер, Дж, Саланчик), представители астонской группы (Дж. Чайлд) и др395 . Так, например, в современных раци- ональных версиях организационно-управленческой тео- рии стратегия организации рассматривается как основ- ное средство организационного развития396 . В рамках этой теории сформировалось направление, именуемое стратегическим менеджментом, сторонники которого трактуют стратегию организации как установленную на определенный (достаточно длительный) период совокуп-
Глава Б. Современные направления организационного менеджмента
ность ориентиров (целей), направлений, сфер, способов и правил деятельности в сложных — крупных многоце- левых, многоуровневых и многопрофильных, состоящих из нескольких относительно автономных подразделений и действующих в условиях высокой неопределенности — организациях.
Философия современного стратегического ме- неджмента основана на системном и ситуационном подходах. Деловая организация рассматривается как
«открытая» система, иными словами, главные пред- посылки успеха изыскиваются не внутри, а вне ее — успех деятельности связывается с тем, насколько быстро и удачно фирма приспосабливается к эконо- мическому, социально-политическому, социально- культурному окружению.