Содержание стратегического менеджмента вклю- чает: определение назначения и главных целей органи- зации; анализ ее внешней среды; анализ внутренней организационной обстановки; выбор и разработку стра- тегии на уровне стратегических зон хозяйствования (СЗХ) организации; анализ альтернативных направле- ний деятельности организации; проектирование орга- низационной структуры; выбор степени интеграции и систем управления; управление комплексом «страте- гия — структура — контроль»; определение нормативов поведения и политик организации в отдельных сферах ее деятельности; обеспечение обратной связи результа- тов и стратегии организации; совершенствование стра- тегии, структуры, управления (см. рис. 6.2).
Рис. 6.2. Содержание стратегического менеджмента
Стратегическое управление предполагает, что орга- низация определяет свои ключевые позиции на перс- пективу в зависимости от приоритетности целей. Отсю- да возникают различные виды стратегий, на которые может ориентироваться фирма: продуктово-рыночная стратегия (направлена на определение видов конкрет- ной продукции и технологий, которые фирма будет раз- рабатывать; сфер и методов сбыта; способов повы- шения уровня конкурентоспособности продукции); стратегия маркетинга (гибкое приспособление дея- тельности фирмы к рыночным условиям с учетом, по-
Практический раздел
зиции товара на рынке, уровня затрат на исследова- ние рынка, комплекса мероприятий по формированию событий); конкурентная стратегия (снижение издер- жек производства, индивидуализация и повышение ка- чества продукции; определение — путем сегмента- ции — новых секторов деятельности на конкретных рынках); стратегия нововведений (инновационная политика, предполагающая объединение целей техни- ческой политики и политики капиталовложений и на- правленная на внедрение новых технологий и видов продукции; инновационная политика предусматрива- ет выбор определенных объектов исследований, с по- мощью которых организации стремятся содействовать систематическим поискам новых технологических возможностей); стратегия капиталовложений (опре- деление относительного уровня капиталовложений на основе расчета масштабов выпуска отдельных видов продукции и деятельности фирмы в целом; определе- ние конкурентных позиций фирмы по отношению к соперникам; выяснение возможностей фирмы на ос- нове результатов планирования и выполнения планов путем организации хозяйственной деятельности); стра- тегия развития (реализация идей обеспечения устой- чивых темпов развития и функционирования фирмы как в целом, так и ее филиалов и дочерних компаний; материнская компания определяет стратегию развития филиалов по следующим ключевым направлениям: разработка новых видов продукции, расширение вер- тикальной интеграции, повышение конкурентоспособ- ности продукции, увеличение экспорта, расширение зарубежных капиталовложений); стратегия поглоще- ния (приобретение акций других компаний с целью по- вышения эффективности деятельности организации); стратегия зарубежного инвестирования; стратегия ориентации на расширение экспортной деятельнос- ти; стратегия внешнеэкономической экспансии (со- здание заграничного производства, экспорт товаров и услуг в'третьи страны, заграничное лицензирование). Стратегическое управление появилось благодаря стратегическому планированию, составляющему его сущностную основу. Стратегическое планирование — это процесс формулирования миссии и целей органи- зации, выбора специфических стратегий для опреде- ления и получения необходимых ресурсов и их рас- пределения с целью обеспечения эффективной работы
912 организации в будущем397. В современных организаци-
Глава Б. Современные направления организационного менеджмента
ях стратегический менеджмент напрямую связан с про- цессами планирования; при этом назначение планиро- вания как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть все внутренние и внешние фак- торы, обеспечивающие благоприятные условия для нор- мального функционирования и развития организации. В зависимости от направленности, содержания и характера решаемых задач различают три вида плани-
рования:
• стратегическое, или перспективное, планирова- ние (прогнозирование), которое заключается в основном в определении главных целей деятель- ности организации и ориентировано на обозначе- ние намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей, а также обеспечения необходимыми ре- сурсами. Стратегическое планирование охваты- вает период в 10—15 лет, а потому имеет отда- ленные последствия;
• среднесрочное планирование, которое чаще всего охватывает пятилетний срок. В среднесрочных планах формулируются основные задачи на уста- новленный период, стратегия сбыта; финансовая стратегия; кадровая политика и т. п. Среднесроч- ные план предусматривают разработку в опре- деленной последовательности мероприятий, на- правленных на достижение целей, намеченных долгосрочными программами развития.
• тактическое, или текущее (бюджетное, опера- тивное) планирование, которое, как правило, пре- дусматривает разработку планов сроком на" один год. Основными звеньями текущего плана являют- ся календарные планы (месячные, квартальные, по- лугодовые), которые представляют собой деталь- ную конкретизацию целей и задач, определенных перспективными и среднесрочными планами.
Не умаляя значения двух других видов планирова- ния398, современные организации уделяют все больше внимания развитию стратегического планирования как инструмента централизованного управления. В основу разработки стратегического плана ложатся: анализ перспектив развития организации, задачей которого является выяснение тенденций и факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций; анализ по- зиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении того, насколько конкурентоспособна