Сравнительный анализ показателей социометрии

Расчеты произведены на основании сводной таблицы результатов исследования, которая находится в приложении.

 

Таблица 3. Сравнительный анализ показателей социометрии

  девочки мальчики t-критерий df p-уровень значимости
звезды 4,19 3,57 1,53 28,00 0,14
предпочитаемые 3,75 4,14 -0,96 28,00 0,34
принятые 2,75 2,86 -0,26 28,00 0,80
непринятые 1,06 1,07 -0,02 28,00 0,99
коэффициент взаимности 45,56 28,93 4,97 28,00 0,001
коэффициент удовлетворенности взаимоот 43,00 28,79 3,80 28,00 0,001
индекс изолированности 3,75 3,50 0,43 28,00 0,67

 

Рисунок 3. Показатели социометрии у мальчиков и девочек младшего школьного возраста данной выборки

 

Как на рисунке 3 по показателям социометрии среди девочек самые высокие результаты получены по переменной «звезды», чуть ниже показатели «предпочитаемых». В группе мальчиков самые высокие показатели по переменной «предпочитаемые», что возможно объясняется общим стремлением к доминированию, свойственным мальчикам данной выборки.


Рисунок 4. Показатели коэффициента взаимности и коэффициента удовлетворенности отношениями у мальчиков и девочек младшего школьного возраста данной выборки

 

Как видно из таблицы 3 статистически достоверные отличия по показателям социометрии получены по переменным: коэффициент взаимности и коэффициент удовлетворенности отношениями. Показатели девочек выше показателей мальчиков.

Коэффициент взаимности (КВ) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе. Коэффициент взаимности у девочек - 45%, из чего следует, что данная группа относится к первому уровню взаимности (высокий уровень). Коэффициент взаимности у мальчиков - 28%, из чего следует, что данная группа относится ко 2-ому уровню взаимности (средний уровень). Значение коэффициента взаимности на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы мальчиков на отдельные группировки по 3 - 2 человека. Причем мы заметили, что девочки и мальчики создают свои группировки обособлено друг от друга, то есть наблюдается высокая половая дифференциация в группе.

Коэффициент удовлетворенности своими взаимоотношениями (КУ) - 43% у девочек и 28% у мальчиков, то есть наблюдается большая удовлетворенность взаимоотношениями в группе девочек.

Из условного распределения детей на группы мы видим, что дети, которых выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те дети, которых может быть и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся. Индекс изолированности (ИИ) - 4%, т.е. данную группу можно считать благополучной.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: