Глава III. Сущность и роль юридических фикций в правовом регулировании

 

§ 3.1. Научная разработка понятия "юридическая фикция"

 

3.1.1. О термине "юридическая фикция"

 

В современной профессиональной сленговой интерпритации фикция (англ. fiction) понимается как:

1) надуманный, созданный искусственно путем догматического обоснования известных хозяйственных правил пункт договора, контракта, требуемый иногда с точки зрения формальности, но не всегда исполняемый из-за невозможности его проверки, например, в части гарантий или авторских прав;

2) юридическая фикция - заведомо неистинное положение, которое не может по каким-либо причинам возникнуть в силу юридического факта, например, признание безвестно отсутствующего гражданина умершим.

Рассматривая вопрос о философском значении фикции, в первую очередь необходимо обратиться к философскому словарю, согласно которому фикция (от лат. fictio - выдумка, вымысел) - в научном мышлении предположение, невероятность, даже невозможность которого осознаются, но оно, тем не менее, может сослужить большую службу человеческому разуму как временное вспомогательное понятие, которое потом снова исключается из теоретического рассуждения (напр., пустое пространство)*(320). Фикции существовали в науке, искусстве, литературе и во многих других сферах деятельности человека. Приведем некоторые рассуждения Мишеля-Поля Фуко (1926-1984), французского философа, историка и теоретика культуры, видного представителя современного французского структурализма, который анализирует известный роман "Дон Кихот" в своей книге "Слова и вещи". Впервые эта книга вышла на русском языке более 20 лет назад, сейчас практически недоступна и является практически единственной работой философа, опубликованной у нас в стране. Мишель-Поль Фуко отмечает, что в произведении Сервантеса "Дон Кихот" автор рисует нам мир эпохи Возрождения в виде негативного отпечатка: письмо перестало быть прозой мира; сходства и знаки расторгли свой прежний союз; подобия обманчивы и оборачиваются видениями и бредом; вещи упрямо пребывают в их ироническом тождестве с собой; перестав быть тем, чем они являются на самом деле; слова блуждают наудачу без своего содержания, без сходства, которое могло бы их наполнить; они не обозначают больше вещей; они спят в пыли между страницами книг. Магия, дававшая возможность разгадки мира, открывая сходства, скрытые под знаками, служит теперь для лишенного смысла объяснения того, почему все аналогии всегда несостоятельны. Эрудиция, прочитывавшая природу и книги как единый текст, возвращается к своим химерам: ценность знаков языка, размещенных на пожелтевших страницах фолиантов, сводится лишь к жалкой фикции (курсив мой - О.Т.) того, что они представляют. Письмена и вещи больше не сходствуют между собой. Дон Кихот блуждает среди них наугад, сражаясь с ветряными мельницами*(321).

Как видно, в языке (в том числе и литературном) фикция выражается преимущественно с помощью конструкции "как бы", которая применялась уже Кантом. Ницше создал современное теоретико-познавательное понятие фикции. Под влиянием Канта и Ницше Файхингер развил теорию фикций ("фикционализм"); в своей работе Philosophie des Als-Ob (1911) он "отличает наивную иллюзию от художественного вымысла и от научной фикции, которая выступает или как полуфикция, или как полная фикция"*(322).

Фикция как категория юридической науки. Под правовыми понятиями подразумеваются содержательные научные представления, воспроизводящие (идеально) в мышлении объективную суть реальных процессов правовой действительности и выражающие специфически их юридическую качественную определенность. В категориях теории права концентрируются, выражаются накопленные ею знания, раскрывается ее предмет. Понятия выполняют роль своего рода системообразующих логических узлов, с помощью которых научное познание проникает в сущность и содержание государственно-правовых явлений. Правовые понятия и термины - своеобразный и единственный в своем роде "строительный материал", используемый законодателем при конструировании и изложении правовых норм. Правовые понятия заключают в себе в концентрированном виде информацию о реальной и желательной действительности и позволяют правовым нормам относительно лаконично и обобщенно моделировать значимые для правового воздействия определенные ситуации. Имея предметом отражения в форме обобщения соответствующие государственно-правовые явления, правовые понятия, закрепленные в тексте закона, становятся понятиями права. На основе понятий права базируются представления и оценки социальной направленности законов, их технико-юридические достоинства. Правовые понятия - это сгустки знаний об определенных социальных реалиях, а также информация о волевых устремлениях законодателя, обращенных в будущее*(323).

Одним из правовых понятий, которое используется в юридической науке, является понятие "юридическая фикция". Значение фикций в современном праве мотивируется так же, как пятьдесят лет назад, тем, что именно доктринальное и судебно-практическое толкование имеет своей задачей поддержание гармонии между законом и жизнью.

Юридическое понятие должно иметь точный и определенный смысл, быть однозначным. Правовое понятие обычно должно состоять из структурных элементов - существенных признаков предмета, составляющих содержание понятия. Основная функция понятия состоит в том, чтобы отразить сущность предмета, причем не только правовую, но и в значительной мере реальную*(324).

В противном случае, как считает О.И. Крассов, "юриспруденция погружается во мрак юридических фикций, лишенных как правового, так и здравого смысла"*(325), с чем, однако, трудно согласиться. Во-первых, автор употребляет термин "юридическая фикция" совсем не в том значении, как это принято в юридической науке. Очень зловеще звучит его фраза "мрак юридических фикций", а во-вторых, юридическая фикция не может быть лишена "правового и здравого смысла". Правовой и здравый смысл фикций в праве не оспаривали даже противники теории фикций. Еще наши далекие предки применяли их в своих источниках права*(326). Видимо, автор совершенно не знаком с понятием "правовая фикция" и не представляет, сколько фикций, без которых невозможно обойтись, содержится в праве и законодательстве. Хочется надеяться, что данное исследование позволит ликвидировать пробелы в знаниях о юридических фикциях.

Фикция находит применение не только в праве, в частности гражданском, но и во многих иных областях науки. Востребованность фикций в этой сфере в значительной степени обусловлена тем, что данный прием избавляет от необходимости давать излишние объяснения по поводу тех или иных предметов, явлений, а также тем, что многие методы научного исследования весьма условны. Даже такие точные науки, как физика и математика, вынуждены прибегать к фикциям в силу отсутствия совершенного логико-понятийного аппарата. Таким образом, использование фикций для объяснения тех или иных закономерностей в праве было неизбежным.

С целью формулирования объективного определения понятия "юридическая фикция" рассмотрим ее в качестве элемента содержания права и приема законодательной техники.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: