Философию Древней Греции, кроме других периодизаций, часто разделяют на два этапа: ту, которая была до Сократа, то есть от ее возникновений до второй половины – конца V в. до н. э., и философию от начала IV века и далее. Досократовскую философию принято считать натуралистической, космической, приближенной к естественным наукам. Религиозные классификаторы называют ее догматической, то есть не интересующейся человеком и проблематикой, связанной с душой и сознанием человека. И тогда сократовская философия – это «поворот к человеческой проблематике», проблемам сознания, познания, духа, духовности и т. д. Автор данного пособия не согласен с таким противопоставлением. Согласно позиции, высказанной в подразделе «2.1. Возникновение философии», уже самое начало философствования представляет собой размышления наиболее чутких членов общества о судьбах человечества и о путях его выхода из исторического кризиса, вызванного господством позитивистско-рассудочной организации жизни. Уже самые первые философы были не просто естествоиспытателями и «космистами», они учили людей жить, преодолевая индивидуалистический рассудок и руководствуясь универсальным разумом, или мудростью. Они были именно мудрецами, любителями и учителями мудрости – фило-софами. Но раз уж такая периодизация принята, будем пользоваться ею. Рассмотрим сначала доскоратовскую философию.
|
|
Первые греческие философы начинали с изучения природы, ее целостности, ее общих закономерностей. Это были преимущественно материалистические направления. Философия повсеместно – и в Китае, и в Индии, и в Греции возникает как преодоление первоначального религиозно-мифологического мировоззрения и мышления, как объяснение природы из нее самой, без привлечения гипотез о сверхприродных и сверхъестественных (потусторонних) ее причинах. «Преодоление религии, – отмечал виднейший советский философ Э. В. Ильенков, – составляет в архаической античной культуре основной пафос философского развития» (Ильенков Э. В. Проблема единства бытия и мышления в античной философии // Принципы материалистической диалектики как теории познания. – М., 1984, с. 13). Уже ранние греческие философы заявляли, что «Этот мир не создан никем из людей и никем из богов» (Гераклит), «не богами создан воздух, но они сами произошли из воздуха» (Анаксимен. См.: История философии. – М.: Политиздат, 1941. – С. 39). Ксенофан (VI в. до н. э.) заявлял, что боги – это результат воображения людей. «Эфиопы, – писал он, – говорят, что их боги курносы и черны, фракияне же представляют своих богов голубоглазыми и рыжеватыми. Но если бы быки, лошади и львы имели бы руки и могли бы ими рисовать…, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же – похожими на быков и придавали бы им тела такого же рода, каков телесный образ их самих» (см. там же, с. 63 – 64).
|
|
Одновременно ранней греческой философией была выработана категория логоса – как реальной объективной логики, организующей порядок в мире. Эта категория аналогична категории Дао в древнекитайской философии. Искали также единое материальное первоначало мира, называя его первовеществом, или первоматерией, или просто материей. Представители Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, VII – VI века до н. э.) полагали, что все многообразие вещей и явлений возникает из единой материальной основы (вода, либо воздух, либо некоторое неопределенное материально-вещественное начало – «апейрон»).
К милетской школе примыкает Гераклит (ок. 550 – ок. 480 гг до н. э.), родиной которого был город Эфес. Первоначалом мира, с точки зрения Гераклита, является вечно живой Огонь, «мерами возгорающийся и мерами угасающий». «Мера» становится важной категорией античной философии, ставшей основой развития диалектики как учения о единстве и борьбе противоположностей. Это единство реализуется в Логосе, общей мировой закономерности. У Гераклита Логос совпадает со вселенским мировым порядком, в соответствии с которым Огонь осуществляет свою миссию постоянного перетворения вещей.
Гераклит бросил миру крылатое изречение «Всё течет, всё изменяется». Ему же принадлежит фраза: «В одну реку нельзя войти дважды». В них он отразил поразительное качество античной цивилизации: признание приоритета движения, изменения, развития, утверждение ценности нового. Этого мировоззренческого устремления не было на Востоке. Его отсутствием, или недостаточной его ценностью Восточная цивилизация до сих пор отличается от Западной. Гераклит, таким образом, родоначальник современной диалектики, которая, к сожалению, практически не имеет поддержки у нынешних руководящих слоев общества: они заинтересованы скорее в консервации сложившегося миропорядка, остановке исторического процесса на уровне современной буржуазной организации общества.
Природу движения исследовала и элейская школа, по названию города Элеи. (Конец VI – середина V в. до н.э.). Ее представители – Парменид, Зенон, Мелисс и другие. Логика развития элейской школы в целом вела от материализма к идеализму (учение Платона было основано на концепции Парменида). Самый яркий деятель элейской школы Парменид. Центральная категория его учения – бытие. Бытие предстаёт у него в виде огромного сплошного шара, неподвижно покоящегося в центре мира. Одновременно он утверждал, что мысль – это всегда мысль о предмете, следовательно, это одно и то же: мысль – это и есть бытие. Никакого небытия нет, существует только бытие, и познать такое бытие можно только при помощи интеллектуальной интуиции. И это бытие неподвижно и неизменно.
Ученик и друг Парменида Зенон находит свои аргументы в защиту неподвижности бытия, известные как апории Зенона. У элеатов движение – видимость, бытие в своей сущности неподвижно. Третий представитель элейской школы – Мелисс выдвигает идею о бесконечности мира. Стремясь устранить из учения Парменида все непоследовательности, он пришёл к выводу, что если бытие едино, то оно должно быть бестелесным.
Почти одновременно с Гераклитом о противоречивости и динамике мира размышляли пифагорейцы. Пифагорейский союз был основан Пифагором (ок. 580 – ок. 500 гг. до н. э.) в Южной Италии. Пифагор полагал, что сущностью вещей являются количественные отношения (числа). Каждое число у пифагорейцев имело свой мистический смысл, но особое отношение было к числам 3 и 10. Всё мироздание управлялось некоей «троицей», а число небесных сфер равнялось десяти. Небесные сферы, вращаясь, создают особую «музыку небесных сфер», которую могли слышать только чуткие к гармонии философы. Пифагорейцы установили понятие музыкального интервала, заложив тем самым основы современной теории музыки. В целом это было раннее объективно-идеалистическое направление в античной философии. Пифагорейцы стали называть мир космосом, имея в виду его гармонию и совершенство («космос» – порядок, отсюда «косметика» – упорядочивание, украшение).
|
|
Значительной вехой в ранней (досократовской) античной философии было учение Демокрита (ок. 460 – ок. 370 гг до н. э.). Из обширных путешествий по станам Востока Демокрит вынес материалистические убеждения. Его философия была сознательным вызовом предрассудкам, основанным на вере в приметы, гадания и заклинания оракулов. Он отвергал чудеса и мистику и искал реальные материальные причины всего происходящего в мире. Мир реален и материален. Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы – мельчайшие неделимые частицы природы, и движутся они сверху вниз сплошным неостановимым потоком. Завихрения в их движении образуют материальные предметы. Человек, его тело и его душа также состоят из атомов. Тело – из крупных и тяжелых, душа из легких, круглых и подвижных. Возникает душа в результате познания, которое представляет собой процесс истечения с предметов легкий слоев атомов и проникновения их через органы чувств внутрь человеческого тела. С предметов как бы слетают тонкие пленки, мы как бы снимаем с предметов эти слои атомов. Явно отсюда наше высказывание о фото- снимках. Что мы «снимаем»? Душа, по Демокриту, следовательно, смертна. Пока человек жив, он удерживает в себе «снимки» с предметов, смерть уничтожает тело, а вместе с ним разлетаются в пространстве и атомы его души. Согласитесь, прекрасное материалистическое объяснение процесса познания и факта существования человеческого сознания – «души». Конечно, это объяснения примитивно-механично, даже вульгарно-материалистично, но важно, что оно материалистично. Из него, как из научной гипотезы, в XIX – XX веках развилось учение великих русских физиологов И. М. Сеченова – И. П. Павлова о рефлектоной природе психики животных и человеческого сознания, удостоенного Нобелевской премии (И. П. Павлову) в 1904 году.
|
|
Таким образом, первые греческие философы стремились выяснить, что же существует в действительности и остается неизменным во всех ее изменчивых формах, а что существует только по видимости. Но еще более важным было то, что уже у первых философов формировалась категория мудрости как сущностного и одновременно нравственного знания и высказывалась мысль о необходимости «любви к ней» – то есть необходимости следовать ей, а не рассудочным «мнениям». Философия с самого своего возникновения претендовала на функцию универсального учителя жизни.