Тема 2. 1. Возникновение философии.
Философия Древнего мира
А. Возникновение философии
Сущность и социальный смысл философии красноречиво иллюстрируются процессом ее возникновения. Первоначально человечество довольствовалось нерасчлененным, «дологическим», мифологическим мышлением. Такое мышление было чрезвычайно «нерентабельным», малопроизводительным. Кроме обеспечения реальной практики, это мышление заставляло «общаться» с олицетворенными в богах и духах силами природы, приносить им жертвы, строить для них «жилища» (капища, храмы) и т. п.
Эпоха неолита – отцовский род, начало производства, первичное социальное расслоение, территориальное обособление племен, первые великие переселения народов – это эпоха разрушения первоначального мифологического мышления. К началу I тысячелетия до н. э. в развитых регионах мира (Китай, Индия, Греция) в мышлении людей стала преобладать логика: объективность, последовательность, непротиворечивость, доказательность, безэмоциональность, беспристрастность мыщления. Мир стал противопоставляться человеку как внешняя и чуждая среда; любовная валентность к нему заменилась духом преобразования и даже насилия. Человек этой эпохи отрывается от природного и общественного целого, его мышление начинает служить преимущественно задачам его собственного выживания и индивидуального жизненного успеха. Такое мышление и, шире, такая форма духовной жизни и есть рассудочное мышление, рассудочно организованная духовность.
|
|
Господство рассудка содействовало взлету цивилизации. За исторически кратчайшие сроки происходит расцвет городов, искусств, наук, мореходства, военного искусства, систем образования и воспитания. В общество хлынуло неведомое дотоле изобилие. Однако всё это имело и оборотную, отрицательную сторону. Господство рассудка это еще и индивидуализм, социальный атомизм, разобщенность людей. Это их отношение друг к другу как к средству, а не как к цели. Это отношение к миру как мертвому объекту – предмету корыстных преобразований и завоеваний. Рассудок – это мышление человека частичного, забывшего о своей универсальности (или еще не доросшего до нее), по существу раба своих индивидуальных страстей, хотя внешне он и господин. Рассудок – это недоверие и войны, страдания всех, это тупик в движении цивилизации. Господство рассудка это всеобщий, тотальный кризис человечества, который, однако, заметен далеко не для всех. Только самые чуткие души способны улавливать перепады «атмосферного давления» в обществе и предупреждать людей о предстоящих бурях в, казалось бы, самую безоблачную погоду. Этими «барометрами общества» и были философы, их идеи и боли и есть возникающая философия. Философия начинается с критики рассудка и той цивилизации, которая им опосредствована.
|
|
Кризис общества, вызываемый господством рассудочной духовности, замечала не только философия. Против него восставали и зарождающиеся в эту эпоху религии: зороастризм, иудаизм, буддизм, христианство. Однако правильный диагноз далеко еще не означает правильного лечения. Справедливо видя зло в господстве рассудка, возникающие религии стали отрицать его полностью, предлагали человечеству вовсе отказаться от «скверны» логики, науки, познания и объективного беспристрастного мышления. Религия предлагала движение назад, к дологическому мышлению и любовно-благоговейному, созерцательно-недеятельному отношению людей к природе, равно как и отношениям между самими людьми. Никакого рассудка, никакой логики и науки! «Наука – похоть очей» – заявлял один из основоположников христианства Августин Аврелий (V в. н. э.) Этот антирационалистический дух остается в любой религии до наших дней.
Вопреки религии философия не отбрасывает рассудок стопроцентно. С момента своего возникновения она предлагала соединить рассудок с противоположным ему любовно-гуманистическим началом. И не только соединить, но подчинить рассудок добру и красоте – морали и эстетике в единстве духовной жизни. Духовность должна быть не однобокой и разорванной, а цельной и гармоничной. Она должна быть единством истины, добра и красоты – то есть разумом, или мудростью, которые единственно достойны человека. Возникновение, становление и развитие разума, мудрости, логики, превышающей рассудочную формальную – то есть возникновение материалистической диалектики и есть возникновение философии.
Философия и религия это два полюса решения одной и той же проблемы, два рецепта, предлагаемые больному человечеству. Как показывает история культуры, это последнее с самого начала и до сегодняшнего дня в массе своей не прислушивается к рекомендациям философии. Воспользуется ли оно ими в ближайшем будущем или будет, как и прежде, искать «спасение» в новейших («нью эйдж» и т. п.) религиях? Слово за человечеством.
Б. Философия Древнего Востока
Из всех древневосточных цивилизаций философия зародилась и, далее не прерываясь, развивалась только в Китае и Индии.
Древний Китай
В Китае переход от первобытной общины к государству завершился в IV тысячелетии до н. э. Ранняя китайская цивилизация дала возникновение городов, сложную социальную иерархию, иероглифическую письменность, становление логически-рассудочного мышления, сравнительно высокий уровень техники. К VII – VI векам до н. э. двухтысячелетняя единая империя распалась на несколько государств. Наступила «эпоха враждующих царств». Духовной оппозицией этой социальной катастрофы был протест тонких умов и душ против массового индивидуализма и рассудочности, приведших к раздробленности страны, складывалось требование более человечной, нравственно-разумной жизни. Возникала некая метафизика мировоззрения и нравственности – она и была первой философией.
Первым китайским философом следует считать полулегендарного учителя мудрости Лао Цзы. Жил он в VI веке до н. э. Точные даты его жизни не сохранились. О нем складывались легенды, что он родился 60-летним стариком. Достоверно известно, однако, что он был старшим современником Конфуция, и последний брал у него уроки. Лао Цзы ничего не писал, проповедовал свое учение устно. Впоследствии его ученики сложили из его высказываний книгу, которую назвали «Дао де цзин» – «Книга о Дао и Де». Основным понятем в философии Лао Цзы было понятие Дао, что означает «Путь», «Закон», «Первоначало». То есть это некоторая Логика мира, универсальный закон его существования. Термином «Де» обозначалась реализация Дао, реальный мир в его конкретных процессах и событиях. Дао вечно и неизменно и в то же время присутствует в вещах, оно проявляется в их разнообразии и придает ему единство. Мир един и вечен и в то же время постоянно изменяется, не выходя, однако, за пределы закономерности Дао. Отсюда и человек должен жить в соответствии с этим универсальным законом природы. Мир, управляемый Дао, является священным сосудом, которым никто не вправе повелевать. Мудрость жизни состоит в познании и следовании Дао. Человек в своем поведении должен руководствоваться не субъективными страстями и прихотями, а осознанной общей закономерностью. В этом заключается знаменитый принцип недеяния или, лучше сказать, невмешательства в закономерности природы и общества. При условии, что так будут жить все, включая императоров и их чиновников, в Поднебесной (т. е. Китае) будет порядок и благоденствие.
|
|
Конфуций (ближе к китайскому звучанию – Кун Фу-цзы, учитель Кун. 551 – 479 до н. э.), ученик, но не последователь Лао Цзы. В молодости он был пастухом, сторожем и учиться начал только в 15 лет. В возрасте 50 лет организовал свою философскую школу. Основные идеи Конфуция изложены в книге «Лунь юй» – «Суждения и беседы», также записанные его учениками. Суть конфуцианства заключается в том, что Учитель Кун видел средство достижения порядка в обществе в почитании предков, в подчинении всех воле императоров и соблюдении традиций. Народ обязан любить предков и начальников всех рангов или, во всяком случае, демонстрировать любовь через специальные ритуалы чинопочитания (отсюда выражение «китайские церемонии»). Гармоничным может быть только общество, в котором господствует принцип «сыновней почтительности». «Отношения между старшими и младшими должно уподобиться отношениям ветра и травы: трава клонится туда, куда дует ветер». Это, собственно, и есть еще один конфуцианский принцип – «человеколюбие». Одновременно это является и идеалом «благородного мужа». Этот идеал достигается соединением природных качеств человека и воспитания. «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому книжнику. После того, как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем».
|
|
За вклад Конфуция в китайскую культуру его называли «царем философов». Но одновременно он был и «философом царей»: его философия, говоря современным языком, входила в арсенал официальных политтехнологий правящей элиты.
Явным продолжением восходящих к мифологии идей социально-природной гармонии была школа Мо Цзы («учителя Мо»). Мо Цзы жил в 479 – 380 гг до н. э. Он происходил из знатного рода, занимал высокие административные посты. Основным понятием его учения была категория гармонии. Он пропагандировал любовь в обществе, которая бы распространялась не только «снизу вверх», как у Конфуция, не только от низов к вышестоящим структурам, но и «сверху вниз», всех ко всем, то есть это был своеобразный первоначальный древнекитайский гуманизм.
Широкого распространения учение Мо Цзы, по-видимому, не получило, потому что в IV в. до н. э. в Китае распространились идеи неукоснительного служения и подчинения человека обществу и государству. Стала господствовать так называемая школа легистов, или законников (по-китайски «Фа цзя»). Она требовала подчинения людей уже не природным, как у Лао Цзы, а юридическим законам, издаваемым государством.
Неистовым реализатором этой «философии» был император Цинь Ши Хуан (годы правления: 221 – 210 до н. э.). Он положил конец многовековой эпохе Воюющих Царств. Он установил единоличное господство на всей территории Внутреннего Китая и вошёл в историю как правитель первого централизованного китайского государства. Основанная им династия Цинь, планировавшая править Китаем на протяжении 10 тысяч поколений, была свергнута через несколько лет после его смерти. По свидетельству современных психиатров этот император страдал депрессивной паранойей – манией преследования и яростно боролся с предполагаемыми заговорами и военными провокациями против его правления. Он устраивал массовые репрессии по отношению к ближайшему окружению, включая родственников, организовывал массовые кампании по борьбе с «инакомыслием». Он всерьез решал проблему обеспечения бессмертия самому себе. Конфуцианские учёные видели в этом пустое суеверие, за что жестоко поплатились: как гласит предание, император велел закопать 460 из них живыми в землю. Сжигались даже книги великого Кофуция.
В 213 г. император приказал сжечь все книги, за исключением тех, что трактовали о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях. Кроме того, были пощажены книги из императорского собрания и хроники циньских правителей. Была организована кампания преследования философов-гуманистов, в общественность был брошен клич «Книги в огонь – философов в выгребные ямы!» Цинь Ши Хуан известен еще тем, что, по преданию, он начал строительство Великой Китайской стены. Кроме того, укрепляя оборону от врагов, он «удвоил» свое войско тем, что изготовил терракотовые копии в натуральную величину всех своих воинов – конных и пеших и расположил это «войско» в выработанных подземных соляных копях. В случае нападения на Поднебесную из-под земли выйдет удвоенная каменная армия… Сегодня эта «армия» является огромной исторической ценностью и интереснейшим экспонатом для многочисленных туристов.
Таким образом, первая китайская философия носила ярко выраженный общемировоззренческий и нравственно-практический характер.
Древняя Индия
В Древней Индии философия возникает по схеме, напоминающей китайскую. В III – II тысячелетиях до н. э. на Индостанском субконтиненте складываются первые государственные образования – Мохенджо-Даро (долина реки Инд, современный Пакистан), Магадха (южный Бихар, граница с Непалом), Хараппа (Пенджаб, Пакистан) и другие. Они находились на достаточно высоком уровне цивилизационного развития. Например, в них имелись централизованное водоснабжение и смывная канализация. В первой половине II тысячелетия до н. э. эти государства были уничтожены белыми пришельцами – нашими славными арийскими предками. Сложилась тысячелетняя брахманская империя (брахманы – жрецы, управлявшие арийскими племенами). Идеология, культура этой эпохи была основана на Ведах – религиозно-бытовых текстах, являвшихся подробными «конституциями», или инструкциями для жизни каждого человека. В недрах этих текстов имеются общемировоззренческие, философские моменты.
В VII – VI веках до н. э. происходит так называемая кшатрийская революция (кшатрии – сословие воинов в арийском обществе). Это сословие оттеснило брахманов от власти, в результате чего образовалось более 20 независимых государств, боровшихся с брахманским наследием. Моментами «идейной революции» этой эпохи является возникновение целого ряда антиведических философско-этических школ. Крупнейшие из них – Буддизм, Джайнизм и Чарвака-локаята.
Возникновение буддизма связано с именем человека по имени Сиддхартха Гаутама. Он родился в 563 г. до н. э. в царской семье. Живя в роскоши, он однажды, оторвавшись от своей свиты, оберегавшей его от отрицательных впечатлений, увидел простой народ и его страдания: болезни, старческую немощь и смерть. Потрясенный, он бежал в джунгли и стал лесным отшельником, изучал Веды и занимался медитациями на темы, вызванные увиденным. И ему «открылись» «четыре великих истины»: «Жизнь полна страданий»; «Имеется причина страданий»; «Есть путь избавления от страданий»; «Этот путь состоит в отказе от желаний». Нет желаний (потребностей, намерений, вожделений, привязанностей, амбиций, претензий и т. п.) – нет и страданий, связанных с возможностью их не удовлетворить. Освободитесь от любых привязанностей – и вам будет хорошо.
И тут имеется еще одна важная особенность. Все наши желания и привязанности проистекают не из нас самих, их вкладывает в нас общество – эта, в сущности, враждебная внешняя среда. Всё наши желания – это соблазны, идущие из общества, сладкие яды, к которым мы привыкли и от которых в результате зависим. Мы не живем так, как могли бы жить без этих насильственно, без нашего ведома вложенных в нас программ. Мы не видим мир таким, каков он на самом деле, не видим его своими собственными глазами, мы видим его сквозь очки, напяленные на нас обществом. Поэтому надо сбросить с себя эти очки и увидеть мир своими глазами, и тогда он откроется нам таким, каким он является на самом деле. Надо последовательно сбросить с себя всё наносное, всё, навязанное нам обществом. Именно всё. Привязанность к комфорту, благополучию, деньгам, славе, политическим, научным, творческим амбициям, привязанность к семье, детям, сексуальным вожделениям, преодолеть стремление пользоваться любой техникой, пренебречь даже речью, прямохождением, даже самим мышлением. Молчать, не двигаться и не мыслить. Ловить промежутки между мыслями и всячески расширять эти промежутки до полного погружения в ничто – в нирвану. И тогда нам будет хорошо. Это и будет просветление, состояние Будды. Разумеется, это трудно. Это – подвиг, на который не все способны. Один только Сиддхартха Гаутама и очень некоторые монахи. Остальные обречены жить в миру, погруженные в его соблазны и нормы. И ничего не поделаешь, жить здесь приходится, но надо стараться жить так, чтобы не привязываться к этому миру, жить так, чтобы в любой момент ты мог бы встать и отряхнуться от праха этого мира. Жить, зная, что зов нирваны «уже здесь, при дверях». Жить без привязанностей к этому миру. В качестве иллюстрации изложим кратко один буддистский коан. Идут два монаха, вокруг дождь, лужи. На краю лужи стоит соблазнительная девица. Один из монахов взял ее на руки и перенес через лужу. Идя дальше, монах, который не нес девицу, говорит напарнику: Нам ведь не положено прикасаться к женщинам, а я видел, ты ее даже крепко обнимал. На что монах, несший девицу, ответил: Я ее оставил на краю лужи, а ты ее несешь на себе до сих пор. (Не то ли же самое у Иисуса Христа: Вас учили: «Не прелюбодействуй», а я вас учу: Не вожделейте к чужой жене!) То же и в множестве других коанов: о непривязанности к деньгам, семье, славе и т. п. Все религии одинаковы, и сердцевина их не в наличии бога, а в пропаганде непривязанности к этому миру, к этой чужбине, юдоли страданий, временному пребыванию на территории сатаны, откуда надо поскорее уйти. В буддизме – в себя и нирвану, в христианстве – в потустороннее царство божие. Вместо решения проблем, уход от самой их постановки. Вместо замены плохих норм хорошими, отказ от них как таковых: уход из мира, бегство в иной мир, в недеяние, в небытие, в нирвану.
По своему отношению к традиционной брахманской религии буддизм похож на европейский протестантизм XVI века. Буддисты не протестуют против ведической религии, они, точно так же, как и христианские протестанты, выступают только против иерархии тунеядцев-брахманов как «посредников» между человеком и «миром богов», где душа человека после его смерти может найти освобождение от «земных страданий». С религией сохраняются в буддизме и философские моменты древних Вед. Буддизм – это массовая, низовая, направленная против брахманизма идеология.
Джайнизм (от слова Джин – победитель) – это явно идеология кшатриев. Она в принципе подобна буддизму, отличаясь от него разве что большей регламентацией поведения индивидуального человека на пути к «спасению» его души от земных «страданий».
Чарвака-локаята – учение материалистическое. В его основе – «четыре слова»: огонь, вода, земля и воздух. Это идеология, скажем так, культурного слоя населения, продвинутой интеллигенции. Это последовательно материалистическое и атеистическое учение с соответствующими рекомендациями человеческому поведению. Не нужны не только брахманы, но и сама религия вед. «Мошенники, шуты, бродяги – вот кто составил три веды». «Агнихотра, три веды, триданда и посыпание себя пеплом – всего лишь способ прокормиться тех, кто лишен мудрости и трудолюбия» - так отзывались чарваки о господствовавших в обществе брахманах (Антология мировой философии, М., 1969. – Т. 1. – С. 171). Нет и вечной, не привязанной к телу души, которую надо спасать от мучений после смерти человека. Есть только четыре природные стихии, из которых состоит человек, и со смертью его тела исчезает и душа. «Не существует ни богов, ни освобождения, ни дхармы, ни не-дхармы, а также нет воздаяния ни за добросовестное поведение, ни за порочное». «Существует только этот видимый мир, который воспринимается чувствами», и жить надо только в нем. «Отказ от видимого во имя невидимого чарваки считают глупостью этого мира» (там же, с. 152 – 153). Известный советский историк философии, московский профессор А. Н. Чанышев так писал о месте чарваков-локаятиков в индийской культуре: «На фоне всеобщей мистики потусторонних миров и страха перед смертью чарваки были единственными трезвыми среди пьяных».
В. Древняя Греция.