Краткий словарь персоналий 4 страница

Лотман, Юрий Михайлович (1922–1993) — отечественный теоретик и историк культуры, исследователь языка искусства и структуры художественного текста, основатель тартуско­-московской семи­отической школы. Ю.М. Лотман признаётся важнейшей фигурой мировой семиотики. Учёный создал ряд глубоких исследований отечественных традиций, духовной жизни и быта, преимущественно XVIII-XIX вв. Основным вкладом ученого в науку о культуре стали его труды по русской культуре, представленной под углом зрения семиотики, а также разработка собственной теории культуры. Ю.М. Лотман рассматривает культуру как открытую знаковую систему и структуру, включающую помимо основного компонента — естественного языка — множество других знаковых систем, которыми являются, в частности, все виды искусства. Кроме того, культура понимается учёным как «текст», существующий всегда в определенном «контексте», и как механизм, создающий бесконечное многообразие культурных «текстов», и как долгосрочная коллективная память, передающая во времени и пространстве интеллектуальную и эмоциональную информацию. Основные труды: «Лекции по структуральной поэтике», «Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы», «Структура художественного текста», «Анализ поэтического текста. Структура стиха», «Семиотика кино и проблемы киноэстетики», «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий», «Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя», «Культура и взрыв», «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)».

Макиавелли, Николо (1469–1527) — представитель итальянского Возрождения, мыслитель, писатель, политический мыслитель, историк. В знаменитом трактате «Государь» в качестве нормы политического действия провозглашалось положение о том, что цель оправдывает средства, употребленные для ее достижения. Впоследствии для определения политики, пренебрегающей нормами морали, применяется термин «макиавеллизм». Однако подлинной целью «нового государя», по мнению Макиавелли, должен быть вовсе не личный интерес, а «общее благо». Именно ради упрочения государства мыслитель считал допустимыми любые средства. Основные работы: трактат «Государь», «История Флоренции», поэма «Золотой осёл», комедия «Мандрагора» и др.

Маклюэн (Мак-Люэн), Херберт Маршалл (1911–1980) — канадский исследователь масс­ме­диа, социолог, культуролог, теоретик коммуникационных технологий, публицист. В центре внимания учёного - развитие культуры как совокупности «средств общения», формирующих людей, их сознание. Культуре Мак-Люэн отдает определяющую роль. В самой культуре ведущая роль при­надлежит коммуникационным технологиям, а эволюция культу­ры обусловлена появлением новых форм коммуникации. Смена исторических эпох всегда связана с очередным переворотом в культуре, который всякий раз происходит тогда, когда появляется новое средство общения: речь, книгопечатание, электричество, средства массовой коммуникации, ЭВМ, а затем и современные информационные технологии, развитие которых, по мнению учёного, имеет тенденцию к утере содержательности и гегемонии средств передачи информации, которые угрожают манипулятивным воздействием на индивида. Мак-Люэн предложил оригинальную классификацию культур и эпох, исходя из того, что культура — это совокупность средств общения, формирующих сознание людей и их образ жизни. Учёный выделяет три типа культур: племенного, книжного и информационного (экранного) общества. Основные работы: «The Gutenberg Galaxy»; «Understanding Media»; «War and Peace Inglobal Village» и др.

Малиновский, Бронислав Каспер (1884–1942) - Английский этнограф и социолог польского происхождения. Противостоял эволюционистским и диффузионистским теориям культуры. Культуру понимал как целостную, интегрированную, согласованную систему, все части которой связаны друг с другом, поэтому рассматривал каждый аспект культуры в том культурном контексте, в котором он функционирует. Главную задачу полевого антрополога учёный видел в понимании чужой культуры: необходимо увидеть её изнутри, глазами её носителя; поэтому считал, что антрополог обязан некоторое время быть наблюдателем в обществе, которое он изучает. Б. Малиновский рассматривал культуру как универсальный феномен, утверждал, что культуры принципиально сравнимы, причём сравнительный анализ способен открыть универсальные культурные закономерности. Поэтому придавал большое значение полевым исследованиям и сбору эмпирического материала: чтобы сравнивать культуры, надо иметь большой объём эмпирических фактов. Основные труды: «Аргонавты западной части Тихого океана», «Преступление и обычай в аборигенном обществе», «Секс и подавление в аборигенном обществе», «Коралловые сады и их магия», «Научная теория культуры», «Динамика культурного изменения», «Магия, наука и религия».

Мамардашвили, Мераб Константинович (1930 - 1990) — отечественный философ. Высказал ряд интересных мыслей о культуре и ее взаимоотношениях с наукой; справедливо замечал, что знание объективно, тогда как культура субъективна. Культура, по мнению учёного, субъективная сторона знания, и одновременно способ и технология человеческой деятельности, обусловленные «разрешающими возможностями человеческого материала». В целом, философ понимал под культурой «некий единый срез», который проходит через все сферы деятельности человека. Особый интерес для теории культуры представляет работа М.К. Мамардашвили «Наука и культура». 

Мамфорд, Льюис (1895—1990) — американский философ, социолог, культуролог. Основными темами работ Мамфорда были социологический анализ американской культуры и искусства, социология урбанизации, теоретико-социологический анализ фундаментальных проблем развития культуры и общества. Учёный исследовал городскую культуру, взаимосвязи между техническим прогрессом, развитием цивилизации и человеческими ценностями. По мнению Мамфорда, наука и техника в современном технократическом обществе сделались своеобразной религией, а ученые — своего рода жрецами. Л.Мамфорд предлагал «обуздать» технику, возвратив ей человеческий смысл и содержание. Основные работы: «Техника и цивилизация»; «Культура городов»; «Города в истории»; «Техника и природа человека»; «Миф машины» и др.

Мангейм (Манхейм), Карл (1893-1947) – немецко-английский философ и социолог, один из основателей социологии знания. Признанный классик социологии ХХ века. Полагал, что общественное бытие представляет исторический жизненный процесс, порождающий в разные эпохи различные жизненные доминанты, которые могут носить экономический, религиозный, или иной характер. Любая идеология – апология существующего строя, теоретизированные взгляды правящего класса. Идеологиям всегда противостоят утопии – как правило, недостаточно теоретизированные и эмоционально окрашенные, порождённые сознанием оппозиционных классов, слоёв, групп. С приходом к власти носителей утопий последние автоматически переходят в разряд идеологий. К. Мангейм поставил следующий «диагноз» цивилизации середины ХХ в.: кризис либерализма и демократии, движение к плановому обществу, и даже к установлению тоталитарных обществ. Чтобы этого избежать, необходимо применять «социальные технологии» - научно обоснованные социально-политические акции, которые должны рационально регулировать социальные процессы с помощью воздействия на социальные группы, групповое сознание, групповые отношения, ценности, нормы. Основные труды: «Идеология и утопия», «Человек и общество в эпоху преобразования»,«Диагноз нашего времени:очерки военного времени, написанные социологом».

Маритен, Жак (1882-1973) - французский религиозный философ, создатель оригинальной культурфилософской концепции, оказавшей влияние на эволюцию социальной доктрины католицизма. Ведущий представитель неотомизма ХХ в. Известен своей теорией «интегрального гуманизма», идеями о необходимости синтеза гуманизма и христианства, способного обновить цивилизацию, сплотив людей на основе признания религиозных ценностей. Во многом близок концепциям Н.А. Бердяева и Т. де Шардена. Отвергал идею О. Шпенглера, противопоставившего культуру цивилизации: считал, что и культура, и цивилизация не только материальны, но и духовны. Основные работы - «Antimodeme»; «Trois reformateurs»; «Religion et culture»; «Science et sagesse»; «Dieu et la permission du mal»; «L'intuition creatrice dans 1'art et dans la poesie».

Маркарян, Эдуард Саркисович (1929-2009) - отечественный философ, культуролог, теоретик культуры. Внес значительный вклад в разработку проблемы культуры как системы; впервые в отечественной науке начал применять термин «культурология». Известен как сторонник технологической концепции культуры. Автор большого количества работ, в которых нашли отражение его культурологические идеи: «Очерки теории культуры»; «О генезисе человеческой деятельности и культуры»; «Теория культуры и современная наука. Логико-методологический анализ»; «Культура как способ социальной самоорганизации: Общая постановка проблемы и ее анализ применительно к НТР»; «Культура как система»; «Принцип системного исследования культуры (Опыт культурологического анализа науки)»; «Проблемы целостного исследования культуры в антропологии США» и др. 

Маркс, Карл (1818–1883) — немецкий философ, социолог, экономист, основоположник марксизма, основатель диалек­тического и исторического материализма. Мыслитель, разрабатывавший широкий круг проблем политической экономии, философии, социологии, в философии основывался на двух традициях — немецкой классической идеалистической философии от Канта до Гегеля и на материализме эпохи Просвещения. Одной из методологических основ концепции Маркса является материалистическое понимание истории. Автор формационной теории развития общества. Основное произведение: «Капитал».

Маркузе, Герберт (1898–1979) — немецко-­американский философ, социолог, культуролог, один из основателей франкфуртской школы. Исследовал психологию коллектива и личности, рассматривал проблему деформации личности обществом,  ввел понятие «одномерного общества» - системы, в которой главной ценностью является индустри­альное развитие. Одномерное общество порождает одномерную культуру и одномерного человека. В этом обществе – все жертвы и все зомбированы, человек одномерен, поскольку им манипулируют; никто не действует по собственной воле. По сути, одномерное общество - неототалитарная система, которая с помощью гипноза средств массовой информации внедряет в сознание людей культ потребления, формирует созна­ние людей и манипулирует их мнениями, потребностями, страстями, нео­сознанными реакциями. Избавление от такого общества учёный видел в протесте и «тотальной революции». Основные произведения:«Онтология Гегеля и основание теории историчности»;«Разум и революция»; «Эрос и цивилизация»; «Советский марксизм: критический анализ»; «Одномерный человек»; «Культура и общество»; «Негации. Эссе по критической теории»; «Психоанализ и политика»; «Идеи к критической теории общества»; «Контрреволюция и бунт»; «Марксизм и феминизм» и др.

Марсель, Габриэль Оноре (1889-1973) — французский философ-экзистенциалист. Основные категории его философии — «бытие» и «обладание». Мир обладания вторичен по отношению к миру бытия. Особую роль в учении Марселя играет понятие «тело»: моё тело - не только то, чем я обладаю, но также элемент моего бытия, граница между «быть» и «иметь», т.е. наличие тела — необходимое условие всякого обладания. В отличие от тела, душа - идеальное бытие. Современная экономика и техника подталкивают человечество к тому, чтобы оно погрузилось в мир обладания, предав забвению мир бытия. Философ считал эту тенденцию роковой для человека и призывал к её преодолению. Основные труды: «Быть и иметь»; «Трагическая мудрость философии. Избранные работы»; «Пьесы»; «Опыт конкретной философии»; «Метафизический дневник».

Масуда, Йошита (1905—1995) — японский социолог и футуролог, один из авторов концепции информационного общества. В 1972 г. представил «План для информационного общества — национальная цель к 2000», который позже был расширен и издан в виде книги «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1980). Согласно концепции Масуды, компьютеризация Японии проходит в несколько стадий. На первой (1945 - 1970) компьютеры использовались в основном для решения научных задач; на второй стадии (1955 - 1980) решались главным образом задачи управления; на третьей стадии компьютеризации (1970 - 1990) должны были решаться социальные проблемы; на четвертой стадии компьютеризации (1980 - 2000) должны были решаться проблемы личности с целью создания условий для самореализации личности. Последняя стадия компьютеризации, согласно теории Масуды, - высшая ступень развития информационного общества, когда индивидам должна быть предоставлена возможность также свободно пользоваться информацией через национальные (глобальные) сети, как водопроводом и электричеством. Основная работа: «Информационное общество как постиндустриальное общество».

Мелети́нский, Елеаза́р Моисе́евич (1918 —2005) — российский учёный-филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Исследовал генезис, истоки, этапы формирования  и развития повествовательных традиций и эпических жанров; архаическую словесность и её социальную и этнокультурную обусловленность; темы и образы мифологического повествования; происхождение и эволюцию народной сказки. На основе огромного эмпирического материала, охватывающего фольклорные традиции народов всех континентов, учёный проанализировал основные жанры сказок и героического эпоса. Особое место в исследованиях Е. М. Мелетинского занимает мифология, которую учёный  изучал с помощью структурно-семиотического, синхронического и диахронического методов анализа, исторической и структурной типологии, интерпретации методик В. Я. Проппа и достижений структурной антропологии. Учёный пришел к концепции литературно-мифологических архетипов, и проанализировал архетипические значения в произведениях русской классики XIX в. Основные работы: «Поэтика мифа», «Герой волшебной сказки. Происхождение образа»; «Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники»; ««Эдда» и ранние формы эпоса»; «Палеоазиатский мифологический эпос (цикл Ворона)»; «Средневековый роман. Происхождение и классические формы»; «Историческая поэтика новеллы»; «О литературных архетипах»; «О происхождении литературно-мифологических сюжетных архетипов» и т.д.

Мёрдок, Джордж Питер, (1897-1985) – американский антрополог, социолог, исследователь проблем культуры и общества. Внес существенный вклад в развитие африканской этнографии. Проводил кросс-культурные сравнения; классифицировал огромное количество материала по различным культурам. Исследованные элементы 600 культур учёный зафиксировал и опубликовал в виде «Этнографического атласа». Д.П. Мёрдок сформулировал концепцию универсальной модели культуры,    выделив более 70 универсалий культуры, выражающих инварианты развития, или элементы культуры – нормы, ценности, правила, традиции и свойства, присущие всем культурам независимо от географического положения, историческоговремени и социального устройства общества.Примеры универсалий культуры: семья, брак, воспитание детей, приготовление пищи, религия, ритуалы, танцы, песни, декоративное искусство и т.д. Учёный предложил также теорию эволюции систем родства: все формы родства детерминированы экологическими условиями, определяющими также хозяйственный тип. Основные работы: «Социальная структура»; «Африка: её народы и их культурная история», «Культура и общество», «Этнографический атлас» (на англ. яз).

Мерло-Понти, Морис (1908-1961) - французский философ-идеалист, представитель экзистенциализма и феноменологии, последователь Э. Гуссерля. Ввёл понятие о досознательном («телесном») существовании (или экзистенции), которое осмыслено и открыто миру. Бытие человека представляет собой реализацию и раскрытие его экзистенции, осуществляющейся в диалоге субъекта с миром; при этом субъект и мир — два полюса единого «феноменального поля». Тело - не «вовне» и не «внутри», а между природой и культурой. Мерло-Понти создал концепцию непрямого характера смысла: смысл возникает только между знаками, и любое порождение смысла происходит как некая деформация, поэтому старое и новое, чужая и собственная речь, переплетены друг с другом. Философ является создателем также концепции непрямой (или косвенной) онтологии: в видимом напоминает о себе невидимое, в сознании присутствует несознаваемое; невидимое и неслышимое «вписаны» в видимый и слышимый мир. Задача феноменолога состоит в том, чтобы с помощью слов делать явным то, что ускользает от взгляда и прикосновения. Основные сочинения: «Феноменология восприятия»; «Гуманизм и террор», «Смысл и бессмыслица», «Приключения диалектики», «Знаки»; «Око и дух»; «Видимое и невидимое» и др.

Мёртон, Роберт Кинг (1910-2002)- американский социолог,один из ведущих теоретиков структурно-функционального направленияв социологии. Создал «теорию среднего уровня», обосновал связанные с ней теории социальной структуры и аномии, науки, бюрократии, а также основные понятия структурного функционализма - «функция» и «дисфункция». Функции Мёртон понимал как наблюдаемые следствия, служащие саморегуляции и приспособлению системы к среде; дисфункции – как наблюдаемые следствия, ослабляющие саморегуляцию и приспособление системы. Сформулировал основы социологического анализа науки как особого социального института с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами. Основной задачей науки считал постоянный прирост удостоверенного научного знания. Основные работы: «Эффект Матфея в науке: накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности»; «Социальная теория и социальная структура»; «Социальная структура и аномия»; «Явные и латентные функции», «Социология науки», «Социологическая амбивалентность».

Мид, Маргарет (1901-1978) - видный американский этнограф, представительница американской культурантропологии. Выступила продолжательницей этнопсихологического направления американской культурантропологии. Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных и современных обществах, а также детскую психологию; была первым антропологом, изучившим практику воспитания детей у разных народов и первым этнографом, для которой мир детства стал основным предметом изучения. Собрала огромный материал о социализации детей в архаических культурах. Создала типологию культур на основе возрастной специфики, выделив в человеческой истории три типа обществ по характеру трансляции опыта между поколениями: постфигуративный тип, в котором традиции и образцы поведения предков служат непререкаемым авторитетом для детей; конфигуративный тип, когда поколеблена незыблемость традиций, влияние старших падает, и дети учатся у сверстников; префигуративный тип, представляющий постиндустриальные общества, в которых дети ориентируются на собственный опыт, а взрослым приходится учиться у своих детей, так как темп обновления информации очень высок и молодежь часто оказывается более сведущей, чем старшее поколение. При этом обостряются межпоколенные конфликты, и молодежная культура часто перерастает в контркультуру. Основные работы: «Coming of Age in Samoa» («Взросление самоа»); «Growing Up in New Guinea: A Comparative Study of Primitive Education»; «The Changing Culture of an Indian Tribe»; «Sex and Temperament in Three Primitive Societies»; «The School in American Culture»; «Anthropology: A Human Science»; «Культура и мир детства» (сб. на рус. яз.) и др.

Милюков, Павел Николаевич (1859-1943) – выдающийся русский историк, политический деятель, культуролог. Первым предпринял попытку системно изложить историю русской культуры, в том числе в ее отношении к европейской культуре. В работах историка уделяется особое внимание истории славянофильства, а также истории русской интеллигенции и, позже, -  роли русской эмиграции в истории русской культуры. Основные работы: «Разложение славянофильства. Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев»; «Очерки по истории русской культуры»; «Из истории русской интеллигенции: Сб. статей и этюдов»; «Интеллигенция и историческая традиция»; «Эмиграция на перепутье» и др. 

Моль, Абраам Антуан (р. 1930) - французский физик, философ, культуролог. Предпринял попытку применения естественнонаучных методов к исследованиям гуманитарной сферы; попытался осмыслить культурологические аспекты массовой коммуникации; исследовал социокультурный цикл, а также циклический процесс распространения идей, который усиливается средствами массовой коммуникации. Учёный считал культуру интеллектуальным аспектом искусственной среды, создаваемой человеком. Разработал идею технологической культуры, выделил разные доктрины культуры, в том числе социостатистическую (демагогическую, догматическую, эклектическую или культуралистскую) и социодинамическую. Подверг критике западную культуру, основанную на определенной концепции знания. Высказал идеи о «мозаичности» усвоения культуры современным человеком: увеличение объема информации и каналов ее передачи приводит к «мозаичному», калейдоскопическому восприятию мира и обусловливает формирование у человека таких же «мозаичных» знаний, оценок, и сознания в целом. Основные сочинения: «Kunst and Computer»; «Micropsychologie et vie quotidienne»; «Labyrinthes du vecu», «Systemes de medias et systemes educatifs», «L'education aux communication et societe».

Монтень, Мишель де (1533–1592) — французский философ-­гуманист, писатель, крупнейший мыслитель европейского Ренессанса. Мрачная действительность подвигала мыслящих людей задаваться вопросами о том, правильным ли путем идет европейская цивилизация, верны ли базисные предпосылки, из которых исходили гуманисты. Вольнодумство, своеобразный гуманистический скептицизм философа направлены против церковной догматизма, ортодоксии и схоластики, господствовавшей в средневековых университетах, против суеверий и фанатизма, жестокости и цинизма правителей, феодальной анархии и произвола. Предмет критики Монтеня — моральная структура цивилизованного и всё ещё варварского общества. Философ рассматривал личность как самую боль­шую ценность. Многие его идеи созвучны скорее эпохе Просвещения, чем эпохе религиозных войн. Основное сочинение: «Опыты». 

Монтескье, Шарль Луи (1689–1755) — французский просветитель, правовед, философ. Его социальная философия оказала большое влияние на развитие правоведения, философии истории, социологии. Выступал против абсолютизма, стремился выявить и проанализировать различные формы государства, выявил зависимость законодательства страны от формы правления. Средством обеспечения законности в государстве считал принцип разделения властей. Монтескье сравнивал религии и оценивал их с точки зрения степени полезности для общества. По мнению учёного, религия, как и законы, должна сообразовываться с общественными интересами и моралью и способствовать воспитанию хороших граждан. Монтескье полагал, что всякая религия - гарантия честности людей, однако, по его мнению, самые святые догматы могут иметь дурные последствия для общества, если они не сообразуются с принципами общественной жизни, но наиболее пагубными становятся религиозные принципы, будучи вовлечёнными в политику. Основные сочинения: «Персидские письма», «О духе зако­нов».

Морган, Льюис Генри (1818-1881) - американский этнограф-эволюционист, историк, основоположник научной теории первобытного общества, идеи которого оказали значительное влияние на развитие этнографии, истории, культурологии. Утверждал идею прогресса и единства исторического пути человечества. Доказал, что родовая организация является универсальной для первобытного общества; обосновал положение о развитии собственности от коллективных форм к частным, доказывая, что частная собственность является результатом исторического развития. Высказал ряд плодотворных идей об эволюции семьи и брака от групповых форм к частным. Основная работа: «Древнее общество».

Моррис, Чарльз Уильям (1901–1978) — американский философ, сфор­мировавший основные понятия и принципы семиотики. Развивал идеи Ч. Пирса. Семиотику (науку о знаках) рассматривал как метанауку и «инструмент» различных наук. В основе теории Ч. Морриса лежит тезис о том, что символы соотносятся с объектом, с личностью, и с другими символами. Соответственно этому подразделил семиотику на семантику - науку об отношении означающего к означаемому, (или об отношении знаков к объектам); прагматику - науку об отношении знака к истолкователю (или об отношении знаков и тех, кто ими пользуется), и синтактику - науку об отношениях знаков между собой (или об отношениях знаков друг к другу). Эта классификация положена в основу семиотики, а во многом и лингвистики. Процесс формирования знаков Ч. Моррис назвал семиозисом, а сам знак считал структурой, состоящей из четырех элементов: собственно знака, значения (интерпретации), означаемого (десигната) и истолкователя. Реально существующий десигнат учёный именовал денотатом. Ч. Моррис предложил классификацию знаков, выделив характеризующие, оценочные, предписывающие, идентифицирующие и знаки-форматоры, а также разработал теорию человеческого поведения в соответствии с его реакций на знаки. Основная работа: «Основания теории знаков».

Мунье, Эммануэль (1905-1950) - французский философ, основоположник персонализма. В основе его концепции - признание абсолютной ценности личности. Культуру учёный понимал как глобальную функцию личностной жизни. Культура, по мнению Мунье, является трансцендированием (то есть, выходом за пределы материального мира) и бесконечным «самопревосхождением»; иначе говоря, культура связана с преодолением личностью самой себя. Основной труд – «Персонализм».

Ницше, Фридрих (1844–1900) — немецкий философ и культуролог, один из представителей иррационализма в европейской философии, основоположник «философии жизни». Центральное место в концепции Ницше отводится понятию «жизнь», в основе которой слепая и безотчётная воля к власти, могуществу, утверждающая власть сильного над слабым. Это – естественный порядок вещей; справедливость не нужна, т.к. жизнь сама несправедлива. Понять импульсы воли и выразить жизнь способно только искусство, которое представлялось философом как дополнение и завершение бытия. Исходя из того, что в греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис символизируют противоположность небесного и земного начал, философ различал два начала в искусстве: аполлоническое — рациональное, упорядоченное, критическое, и дионисическое — чувственное, вакхическое, стихийное. Подчинение Диониса Аполлону порождает трагедию, которая выражает состояние человека, у которого творческое художественное начало подавляется рациональным. Оба начала прорываются из самой природы; художник выступает лишь проводником этих природных сил. С точки зрения философа, рационализация европейской культуры исказила подлинную природу - «жизнь», уничтожила истоки ее процветания. Философ превозносилжизненный инстинкт, «дионисийское», стихийное начало жизни, аристократическую культуру «избранных», или «сверхлюдей», наделённых особыми способностями и творческой интуицией. Только «сверхчеловеку», «жизнелюбу», присущ истинно художественный вкус к жизни во всех ее проявлениях. «Сверхчеловек», с точки зрения философа, — это идеал, к которому стремится человечество; так как люди убили Бога, на место его должны прийти «сверхлюди». Наиболее известные работы: «Рождение трагедии из духа музыки», «Так говорил Заратустра».

Ортега-и-Гассет, Хосе (1883–1955) — испанский философ, близкий экзистенциализму; писатель, публицист. На его взгляды значительно повлияли идеи В. Дильтея. С точки зрения философа, человек - это «Я и мое окружение»; человек не может рассматриваться в отрыве от окружающих людей и обстоятельств. Предложил в качестве философии жизни соединение «Я» и вещей; каждая жизнь – это одна из точек зрения на Вселенную, и поэтому никто не может претендовать единственно верную истину; при этом жизнь – драма, экзистенциальный выбор. В ряде работ философ рассматривает различные стороны кризиса культуры ХХ в., в частности, «массовую культуру». Делил людей на два типа: элиту (духовную аристократию) и массу. Масса - совокупность индивидов, ориентированных на жизнь в массе; она лишена способности к самооценке и потому нетребовательна к себе; «человек массы» обычно посредствен, скучен, желает быть «как все». Основные работы: «Размышления о Дон-Кихоте», «Бесхребетная Испания», «История как система», «Тема нашего времени», «Дегуманизация искусства», «Восстание масс» и др.

Оствальд, Вильгельм Фридрих (1853–1932) — немецкий физик, химик и философ, специализировавшийся в области философии культуры, основатель концепции «энергетизма», лауреат Нобелевской пре­мии по химии (1909). Занимался исследованиями цветового спектра, а также проблемами психологии и физиологии; большое внимание уделял проблемам развития науки, внес важный вклад в становление науковедения. Один из инициаторов новой науки о культуре — «куль­турологии». Философию природы и культуры строил на основе идеи энергетизма; провозгласил «энергетический императив»: «Не растрачивай понапрасну никакую энергию, используй ее!» Культуру понимал как «то, что отличает человека от животных», а процесс культурного совершенствования основывал на идее трансформации свободной энергии, содержащейся в природе, в энергетические формы жизни и культуры. Основные культурологические идеи отражены в работах: «Натурфилософия»; «Письма о живописи»; «Изобретатели и исследователи»; «Великий эликсир» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: