Краткий словарь персоналий 5 страница

Панвитц, Рудольф (1881—1969) — немецкий представитель философии культуры, поэт. В работе «Кризис европейской культуры» (1917) ввел в научный обиход термин «постмодернизм»; «постмодернистского человека» определял как «гибрида декадента и варвара», «выплывшего» из водоворота радикальной революции и европейского нигилизма. Призывал к единению человеческого духа и природы; считал, что человек будущего должен освободиться от религиозного и метафизического мировоззрения. Основные работы: «Кризис европейской культуры», «Kosmos atheos»; «Die Freiheit des Menschen»; «Beitrage zu einen europaischen Kulture» и др.

Панченко, Александр Михайлович (1937-2002) – выдающийся русский историк культуры, литературовед, филолог. В центре научных интересов учёного - русская литература ХVII в. как переходного периода в русской истории; проблемы славянского барокко, смеховой культуры Древней Руси. Разработал концепцию русского литературного развития в ХVII в., исследовал феноменологию юродства, специфику скоморошества. Ряд работ учёного посвящен развенчанию историографических мифов. А.М. Панченко создал ряд историософских работ, работал над проблематикой русской цивилизации, разрабатывал идею национальной исторической топики, и т.д.. Одним из центральных в творчестве А.М. Панченко был тезис о равноправии культур; учёный разрушал европоцентристский миф об однородности русского культурного процесса в допетровскую эпоху, не оспаривавшийся ни славянофильской, ни либеральной исторической мыслью. Основные работы: «Чешско-русские литературные связи ХVII в.», «Русская силлабическая поэзия ХVII—ХVIII вв.», «Смеховой мир Древней Руси» (совместно с Д.С. Лихачёвым), «Роль скоморохов в культуре Древней Руси»; «Русская культура в канун петровских реформ», «О специфике славянской цивилизации», «Чтобы свеча не погасла» (совместно с Л.Н. Гумилёвым); «Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: история и культура», «Другая история».

Паскаль, Блез (1623–1662) — французский математик, физик, религиозный философ, писатель. Среди его работ – труды по физике, арифметике, теории чисел, алгебре, проективной геометрии, теории вероятностей. Разочаровавшись в точных науках, отвлечённых от реальной жизни, мыслитель обратился к проблемам религии и философской антропологии. Выступал против насилия и деспотизма, высказал идею о трагичности и хрупкости человека, находящегося между двумя безднами — бесконечностью и ничтожеством. Определял человека «мыслящим тростником». Основные философские работы: «Письма к провинциалу», «Мысли господина Паскаля о религии и о некоторых других предметах».

Парсонс, Толкотт (1902-1979) – американский социолог-теоретик, один из создателей теоретической социологии и социальной антропологии, один из главных представителей структурно-функционального анализа в социологии. Ключевая тема для учёного - поведение человека в социальной среде; разрабатывая которую, Т. Парсонс создал «теорию действия». Культуру связывал с духовными и материальными достижениями людей, результатами  их деятельности на уровне социальной и собственно культурной систем. Тогда как социальная система во многом обусловлена целью биологического самосохранения, культурная система лишена биологической обусловленности и представляет сложную систему символов и норм, которые постоянно совершенствуются людьми. Внутри культурной сферы учёный выделил принцип реципрокности (reciprocity) – «взаимности», говорящий людям об их обязанностях, регулирующих отношения между индивидом и коллективом. Учёный рассматривал социальную историю с позиций эволюционизма, как процесс последовательного повышения адаптивных способностей общества, реализующийся через постоянно усложняющуюся дифференциацию функций в социальной среде. Делил общества на примитивные, не знающие дифференциации функций; промежуточные, в которых выделяются функциональные подсистемы, появляются письменность, социальная стратификация; и современные, характеризующиеся рыночной экономикой, демократическими режимами, бюрократией, универсалистской правовой системой. Основные труды: «The Social System»; «Social Structure and Personality»; «Sociological Theory and Modern Society»; «Social System and the Evolution of Action» и др.

Петров, Михаил Константинович (1924-1987) – выдающийся отечественный философ, науковед, культуролог. Работы  его посвящены генезису науки, науковедению, организации научной деятельности, проблемам мышления, творчества, взаимодействию искусства и науки, история философии, семиотике. М.К. Петров стремился создать теорию культуры, которая была бы способна в одном ключе рассматривать дописьменные и письменные культуры; изучал проблемы взаимовлияния, общения и преемственности культур; генезис и пути образования культурных типов, например, индийского, античного, средневекового европейского и нового времени; исследовал функционирование социокодов в различных культурах. Основные работы: «Системные характеристики научно-технической деятельности»; «Как начиналась наука»; «Перед Книгой Природы. Духовные леса и предпосылки научной революции XVII в.»; «Пентеконтера. В первом классе европейской школы мысли»; «Мы через призму традиции»; «Язык, знак, культура»; «Самосознание и научное творчество»; «Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность».

Пико делла Мирандола,  Джованни (1463 —1494) - итальянский мыслитель эпохи Возрождения. В центре его философии - представление о достоинстве человека, связанном с его положением в мироздании, поскольку человек причастен и земному, и небесному планам, наделён свободой выбора и возможностью творческого самоопределения. При этом, свобода творчества уподобляет человека Богу. В работах мыслителя присутствуют пантеистические тенденции, сближающие его с М. Фичино и Н. Кузанским. Основные сочинения: «О достоинстве человека», «Апология», «Против предсказующей астрологии», «Гептаплус», «О Бытии и Едином».

Пирс, Чарльз Сандерс (1839–1914) — американский философ, логик, математик и естествоиспытатель, основатель семиотики. Ввел термин «прагматизм» (от греческого слова «прагма» - дело действие), а также основополагающий принцип прагматизма, который получил название «принципа Пирса»; в центре концепции - понятие «прагматической веры», или верований, которые руководят нашими желаниями и действиями. При этом верования-убеждения противоположны сомнениям. Пирс выделил и исследовал главные методы закрепления веры, такие, как априорный и научный, а также упорство, авторитет. В семиотике Ч. Пирса выделяется идея «радикальной теории знаков», которая ведет к семиотическому, или знаковому, редукционизму, то есть сведению человеческого сознания и деятельности к сумме знаков и знаковым действиям. Основные работы: «Закрепление верования», «Как сделать ясными наши идеи».

Платон (428 (427) г. до н. э. 348 (347) г. до н. э.) – великий древнегреческий философ. Основная часть его философии — учение об идеях (эйдосах). Платон выделял два мира: мир идей, или эйдосов, и мир вещей, или форм. Эйдосы - истоки и прообразы вещей, образованных из бесформенной материи, которая без идей сама ничего не может породить. У человека роль эйдоса выполняет его бессмертная душа, которую Платон представлял в виде колесницы с возницей и двумя лошадьми, белой и черной: возница символизирует разумное начало; белый конь — благородные, высшие качества души, черный конь — страсти, желания и инстинкты. Когда человек оказывается в ином мире, возница вместе с богами созерцает вечные истины. Идеи обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности. Мир идей существует вне времени и пространства; в нём есть иерархия, на вершине которой - идея Блага. Благо тождественно абсолютной Красоте, оно же - Начало всех начал и Творец Вселенной. В «Государстве» Платон предложил учение о частях человеческой души, у каждой из которых свои добродетели, составляющие справедливость: у разумного начала души - мудрость, у страстного начала души — умеренность и воздержанность, у яростного начала — мужество и способность подчиняться разуму. Проводя параллели между частями души и типами людей в государстве, философ считает справедливым государство, в котором каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более способен. Платону приписывают 34 сочинения, из которых 23 точно принадлежат ему самому. Основные произведения: «Диалоги», которые делят на «тетралогии»; среди известнейших - «Евтифрон, или О благочестии», «Апология Сократа», «Критон, или О должном»,  «Федон, или О душе», «Кратил, или О правильности имен», «Теэтет, или О знании», «Софист, или О сущем», «Политик, или о Царской власти», «Парменид, или Об идеях», «Филеб, или О наслаждении», «Пир, или О благе», «Федр, или О любви», «Протагор, или Софисты», «Горгий, или О риторике», «Менон, или О добродетели», «Гиппий первый или О прекрасном», «Гиппий второй или О должном», «Государство, или О справедливости», «Тимей, или О природе», «Критий, или Атлантида», «Минос, или О законе», «Законы, или О законодательстве», «Послезаконие, или Ночной совет, или Философ».

Потебня, Александр Афанасьевич (1835–1891) — русский и украинский филолог­-славист, философ. Разрабатывал проблемы этнографии, фольклора, языка, мышления, общего языкознания, теории словесности, природы поэзии, поэтики жанра и т. д. Развивал идеи В. Гумбольдта о том, что народ является творцом языка. По мнению Потебни, язык обусловливает развитие культуры данного народа, а созданные в традициях и фольклоре народа ценности питают и культуру народа, и его дух, и искусство. Учёный создал оригинальную философско-лингвистическую теорию, согласно которой миф, фольклор, литература - производные от языка, которые можно представить в виде знаково-символической системы. Исследования Потебни оказали влияние на творчество теоретиков символизма (В. Иванова, А. Белого, В. Брюсова). Основные работы: «О некоторых символах в славянской народной поэзии»; «Мысль и язык»; «Из записок по теории словесности»; «О некоторых символах в славянской народной поэзии»; «Эстетика и поэтика»; «Слово и миф».

Пропп, Владимир Яковлевич (Герман Вольдемар) (1895—1970) — выдающийся отечественный фольклорист, один из основоположников современной теории текста. Работы Проппа оказали влияние на развитие структуралистских исследований мифологических, фольклорных, литературных текстов. Выделив повторяющиеся постоянные элементы —31 функцию действующего лица, - положил начало структурно-типологическому изучению нарратива (текста). Видел в народных сказках отголоски тотемических ритуалов инициации, - устных преданий, рассказывавшихся при инициации; подтверждением этого считал сходство мотивов и функций персонажей в сказках разных народов. Пришёл к выводу о единстве происхождения волшебной сказки. На основании изучения огромного фольклорного материала указывал на аграрный характер многих славянских праздников и верований. Основные работы: «Морфология сказки», «Исторические корни волшебной сказки»; "Русские аграрные праздники", «Фольклор и действительность», «Русский героический эпос».

  Ратцель, Фридрих (1844—1904) - немецкий географ и этнограф. Один из основателей «антропогеографической школы», сторонники которой стремились изучать явления культуры в связи с конкретными, в первую очередь, географическими условиями. Полагал, что различия в культурах народов вызывают природные условия; эти различия постепенно сглаживаются в процессе внешних сношений. Рассматривал явления культуры с точки зрения взаимных связей между народами. Изучал конкретные условия и закономерности распределения культур по странам и зонам. Основные работы: «Antropogeographie»; «Народоведение»; «Земля и жизнь» и др.

Рерих, Николай Константинович (1874–1947) — художник, мысли­тель, учёный, исследователь индийской и тибетской культур, писатель, путешественник, общественный деятель. Создатель оригинального нравственно-философского и религиозно-эстетического учения, в центре которого стоит культура. На художественное творчество и философию Н.К. Рериха оказали большое влияние идеи Л.Н. Толстого, в частности, идея непротивления злу; Рерих отвергал насилие и осуждал войну, разъединение, бездуховность, а также технические достижения западной цивилизации как антикультурные явления. Мыслитель представлял историю становления и развития культуры как извечную борьбу света с тьмой, знания с невежеством, красоты с безобразием, духовного творчества и механического стандарта. В основе культурологической концепции Рериха - рассматривавшаяся рядом отечественных мыслителей, например, П.А. Флоренским, гипотетическая этимология слова «культура» от латинского слова «культ», означающего «преклонение, почитание, священнослужение», и суффикса «-ур» - архаического корня во многих восточных языках, означающего «свет, огонь». С такой точки зрения, культура всеобща и космополитична; она восходит к древнему культу огня и света, первичной прарелигии всех народов, историческому фундаменту духовной жизни человечества, образуя единое «древо культуры».  Н.К. Рерих написал более 6000 картин. Декоративность, элементы театрализации и эстетизм творчества позволяют относить Н.К Рериха к представителям русского модерна; художник был близок к объединению «Мир искусства». Н.К. Рерих стоял у истоков искусствоведческого исследования и коллекционирования русской иконописи, ратовал за профессиональное изучение и бережное сохранение древнерусского наследия. Основные сочинения: «Цветы Мории»; «Держава света»; «Пути благословения»; «Сердце Азии»; «Твердыня пламенная»; «Нерушимое»; «Священный дозор»; «Врата в будущее»; «О вечном»; «Восток — Запад»; «Культура и цивилизация»; «Об искусстве»; «Россия»; «Человек и природа».

Риккерт, Генрих (1863–1895) — немецкий философ. Понимал фило­софию как учение о ценностях. Исходил из противопоставления естественного и гуманитарного знания, «наук о природе», познающих общие законы явлений, и «наук о культуре», познающих единичные явления в их индивидуальной неповторимости. В науках о культуре и в истории, по мнению философа, важно связать все явления с определенными ценностями (истина, красота, святость и т. д.). Основные работы: «Науки о природе и науки о культуре»; «Ценности жизни и ценности культуры»; «Философия жизни».

Розанов, Василий Васильевич (1856–1919) — выдающийся русский философ, писатель, публицист, автор религиозно-философских и культурологических сочинений. Предлагал нетрадиционную трактовку русской культуры, христианства и Церкви: придавал большое значение роли пола в развитии культуры. Считал, что специфика русской культуры изначально связана была с женским началом; впоследствии, подчинившись «мужским инстинктам», она пошла по пути воспитания ума, а также забвения и пренебрежения своими истоками. Основные произведения: «Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского»; «Сумерки просвещения»; «Религия и культура»; «Природа и история»; «Опавшие листья», «Уеди­ненное», «Апокалипсис нашего времени».

Розенау, Джеймс (1924-2011) – классик американской теории международных отношений, один из теоретиков глобализации. Занимался изучением макропроблем – динамики мировых политических процессов, делая акцент на переплетении и взаимовлиянии между внешней и внутренней политикой; разрабатывал понятия «мирополитического пространства» и «глобального управления», изучал антропологию международных отношений. Основные работы: «Общественная политика и внешняя политика: опыт прикладного исследования», «Международные отношения и социология: проблемы, приоритеты и перспективы в США», «Количественные методы во внешнеполитических исследованиях», «Изучение глобальной взаимозависимости: очерки теории транснационализации международных связей», «Мировая политика в движении: теория изменений и преемственности», «Вдоль границы между внешней и внутренней политикой: изучая принципы управления в турбулентном мире», «Удаленные близости: динамика глобализации», «Люди имеют значение. Человек и сети в глобальной политике».

Руссо, Жан Жак (1712–1778) — выдающийся французский просветитель, писатель, философ, один из теоретиков педагогики. Выступал за буржуаз­ную демократию и гражданские свободы. Среди основных идей мыслителя - культ природы и естественности, предпочтение сердца разуму. Подвергал критике городскую культуру и цивилизацию, по мнению Ж.Ж. Руссо, искажающих изначально непорочного человека. Осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти, идеализировал «естественное состояние» всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по мнению Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Является одним из идеологов европейского сентиментализма; выдвинул лозунг: «Назад, к природе!» В литературном творчестве ставил в центр повествования душевную жизнь, способствуя становлению психологизма в европейской литературе.   Основные работы: «Рассуждение о начале и основаниях неравенства...», «Об общественном договоре», «Эмиль, или о воспитании», «Юлия, или Новая Элоиза», «Исповедь», «Пигмалион». 

Рэдклифф-Браун, Альфред Реджинальд (1881-1955) - английский социальный антрополог, развивавший структурно-функциональный подход в антропологии. Приверженец позитивизма и естественнонаучных методов исследования, большое значение придававший сбору эмпирического материала. Стремился к созданию «естественной науки об обществе», которая должна рассматривать общества в структурном, функциональном и эволюционном аспектах, отвечая на вопросы о том, как общества структурированы, как они функционируют, как они развиваются. Основные работы: «Жители Андаманских островов», «Социальная организация австралийских племён», «Метод социальной антропологии», «Структура и функция в примитивном обществе».

Сартр, Жан Поль Шарль (1905–1980) — французский писатель, драматург и эссеист, философ, публицист, представитель атеистического экзистенциализма. Основными темами его художественных произведений являются одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность бытия. Одно из центральных понятий всей философии Сартра - понятие свободы, которая понималась не как свобода духа, ведущая бездействию, а как свобода выбора, которую никто не может отнять у человека. С понятием свободы связывается понятие «отчуждение»: современного индивида Сартр понимал как отчуждённое существо, индивидуальность которого стандартизирована и подчинена различным социальным институтам. Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами, которые «давят» на него своим присутствием. Согласно теории «проекта», предложенной Сартром, индивид не «задан» самому себе, а проектирует, «собирает» себя, полностью отвечая за себя и за свои поступки. Понятием «экзистенция» Сартр обозначал не устойчивую субстанцию, а постоянную потерю равновесия. Мир не имеет смысла, а человеческое «Я» не имеет цели; смысл окружающему миру придаёт человеческая деятельность. Основные теоретические произведения: «Что такое литература»; «Бытие и ничто»; «Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность»; «Воображение», «Трансцендентность эго»; «Экзистенциализм — это гуманизм»; «Картезианская свобода»; «Почему я отказался от премии» и др.

Сенека, Луций Анней (4 до н.э. — 65 н.э.), древнеримский философ, представитель философской школы стоиков. В соответствии с представлениями Сенеки, главная задача человека заключается не в том, чтобы жить, а в том, чтобы жить достойно, в соответствии с императивами морали. То есть, человек является культурным настолько, насколько он является человеком моральным. Сенека ввёл в свое философское учение понятие совести - осознанной разумом и пережитой чувством нравственной нормы. Путь к достижению нравственности — в самосовершенствовании человека, воспитании верности жизненным принципам, нечувствительности к утратам, пренебрежении к внешним благам. Одним из первых в европейской философии высказал идеи о безграничности способностей человека, об отсутствии предела в накоплении знаний, о духовном прогрессе. Основные работы: «Нравственные письма к Луцилию», трактаты «О милосердии», «О благодеяниях», «Исследования о природе» и др.

Сепир, Эдуард (1884-1939) - американский этнолог, лингвист, культуролог, один из последователей Ф. Боаса. Как этнолог занимался изучением языков и культур американских индейцев. Исследовал проблемы общего языкознания; известен своей классификацией языков и называемой «гипотезой Сепира-Уорфа», лежащей в основе этнолингвистики и  основанной на предположении, что язык участвует в формировании системы представлений о мире. Выступал с критикой эволюционистской интерпретации истории культуры. Являлся сторонником междисциплинарного подхода к проблемам культуры. Культура, по мнению Э. Сепира, - социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений. Основные работы: «Language and Environment»; «Time Perspective in Aboriginal American Culture: A Study of Method»; «Language»; «Culture, Genuine and Sourios»; «The Status of Linguistics as a Science»; «Symbolism» и др.

Сократ (469 — 399 до н.э.) – великий древнегреческий философ, скульптор по профессии. Являлся представителем софистики, о чём говорит публичность преподавания, применение им спора или беседы для выяснения вопроса, скептицизм:  одновременно выступал борцом против софистики. Отверг многие традиционные для древнегреческой философии вопросы (о первоначалах, их числе и природе, возникновении и строении мироздания) считая, что решение их недоступно познанию, - именно поэтому философы, пытавшиеся разрешить эти проблемы, запутались в противоречиях. Важнейшей философской проблемой считал познание человеком самого себя. Сократ считается одним из основоположников рационалистической философии;  способствовал возникновению учений объективного идеализма. Мотивом для политического обвинения Сократа послужило его религиозное вольномыслие: якобы отрицание им старых богов и почитание некоего нового божества.

Соловьев, Владимир Сергеевич (1853–1900) — выдающийся русский религиозный философ, поэт, публицист и критик, считается «духовным отцом» русского символизма. Сын великого русского историка С.М. Соловьева. Философия В.С. Соловьёва основывалась на религии и любви; в центре её - понятие «всеединства», подразумевающее сплочение всех народов мира. Философ считал главным субъектом исторического процесса все человечество как реально существующий собирательный организм.  Суть всеединства, по мнению философа, состоит в полном равноправии и равноценности между общим и единичным, между целым и частями; при этом принцип всеединства рассматривался как воплощение божественной воли, проявляющий себя повсеместно во вселенной. В.С. Соловьёв различал два вида всеединства — истинное, или положительное, при котором единое существует «в пользу всех», и ложное, которое подавляет элементы, входящие в него. Среди последователей В.С. Соловьёва - князья Е.Н. и С.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский. Вся философия  В.С. Соловьёва пронизана идеями, касающимися развития русской и мировой культуры. Основным признаком «культурности» человека В.С. Соловьёв считал благоговение перед традицией и ощущение долга перед предками; истинно культурный человек чувствует, что обязан сохранять и приумножать завещанное предками и передавать его потомкам. В представлениях о развитии культуры философ был эволюционистом, сторонником идеи поступательного движения культуры от «природного» к «духовному», от звероподобного состояния к идеалу, которым является Бог. В.С. Соловьёв выступал против явления, позже обозначенного как потребительство, призывая к сознательному ограничению человеком его потребностей. Основные сочинения: «Русская идея», «Философские начала цельного знания», «Три силы» и т.д.

Сорокин, Питирим Александрович (1889–1968) — русский и американ­ский социолог и культуролог. Разработал учение о социокультур­ной динамике: теорию повторяющихся фаз в жизни культурных суперсистем. В основе любой культуры лежит основополагающий принцип, её главная ценность. Главной ценностью средневековой западной культуры был Бог. Культура же ХХ в. – чувственная; ее основные принципы — светскость и утилитарность. Учёный утверждал, что имеет место кризис всего западного общества и его культуры, кризис искусства и науки, философии и морали, религии и права, образа жизни и нравов. Однако кризисное состояние культуры знаменует переход к новому культурному синтезу, идущему на смену чувственной культуре. Утверждал, что религия формируется под влиянием социальной среды; в основе религии видел не комплексы идей, а чувственно-эмоциональные переживания. Основные работы: «Система социологии», «Голод и идеология общества», «Кризис нашего времени», «Социальная и культурная динамика».

Соссюр, Фердинанд де (1857–1913) — швейцарский лингвист, заложивший основания нескольких направлений современной лингвистики. Предложил непротиворечивую общелингвистическую теорию, под влиянием  которой в языкознании XX в. сформировалось лингвистическое направление, получившее название структурализма. Ф. Соссюр стоял у истоков семиотики, предложив идею создания науки, «изучающей жизнь знаков внутри жизни общества». Учёный впер­вые предложил рассматривать язык как систему (структуру), сравнив его с другими знаковыми системами; заявил о необходимости различать язык и речь. Язык рассматривался им как система условных средств (норм), речь – как форма существования этой системы. Ф. Соссюр первым разделил и противопоставил два возможных подхода к исследованию языка: диахронический (исторический) и синхронический (современный). Поскольку язык – это система отношений, и с течением времени старые системные связи разрушаются, изучать эти отношения и понять их можно только на синхроническом уровне. Основные работы: "Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках", "Курс общей лингвистики".

Спенсер, Герберт (1820–1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Внес значительный вклад практически во все сферы гуманитарного знания. Центральное место в философии Спенсера занимает идея эволюции, понимавшейся им как плавный и постепенный прогресс, источником которого является взаимодействие внутренних и внешних сил. Возникновение религии в ходе эволюции общества связывал с чувством страха перед умершими предками. По мнению Спенсера, представления о сверхъестественных сущностях и богах возникли на основе единообразного для всех первобытных людей почитания предков. Основные труды: многотомная «Синтетическая философия»; «Первые принципы», «Принципы социологии», «Природа и реальность религии».

Спиноза, Бенедикт (Барух) (1632–1677) — нидерландский философ-материалист, пантеист и атеист. Стремился к созданию целостной картины природы, опираясь на механико-математическую методологию и традиции пантеизма. Центральной идеей Б. Спинозы была мысль о тождестве Бога и природы, которую философ понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию. Философ признавал реальность бесконечно многообразных отдельных вещей, понимая их как совокупность модусов — единичных проявлений единой субстанции. Качественные характеристики субстанции связаны с понятием атрибута - неотъемлемого свойства субстанции; человеческому уму открываются два атрибута — протяжение и мышление, хотя количество атрибутов бесконечно. Целью знания философ считал завоевание господства над природой и совершенствование человека; являлся сторонником теории естественного права и общественного договора. В антропологии Спиноза отвергал идею свободы воли; рассматривал человека как часть природы, распространяя на человеческое поведение законы механистического детерминизма и доказывая необходимость всех действий человека. Обосновывал диалектическую идею о совместимости необходимости и свободы (свободной необходимости). В центре этической концепции Спинозы — понятие «свободного человека», руководствующегося в своей деятельности только разумом, а также идеи гедонизма и утилитаризма.  Основные работы: «О Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей», «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», «Богословско-политический трактат» и др.

Тайлор (Тэйлор), Эдуард Бернетт (1832–1917) — английский этнограф, иссле­дователь первобытной культуры, разработал анимистическую те­орию происхождения религии. Один из основателей этнографии и антропологии. Сторонник эволюционной теории развития культуры. Считал культуру синонимом цивилизации, рассматривая её как сознательно созданное рациональное устройство для улучшения жизни людей в обществе (по мнению Тайлора, так были «изобретены» моральные нормы, моногамия, парламентская форма правления и т.п.). Учёный понимал под культурой разнообразные явления, составляющие жизнь конкретного народа. Считал естественной неравномерность развития человеческих обществ; предлагал универсальную шкалу культурного прогресса, на вершине которой находятся западные общества. Считал, что чем больше культурных (воспитанных) людей в обществе, тем более оно развито. Метод Тайлора напоминал работу натуралиста: нужно расчленить культуру на составные части, классифицировать их в зависимости от географической и исторической принадлежности, и составить из них генетические ряды. Явления культуры, по мнению учёного, распадаются на роды, виды, подвиды. Сходство культурных черт у разных народов объяснял тем, что, подобно животным или растениям, обычаи и другие культурные явления могут «мигрировать» из одного географического района в другой, из одной исторической эпохи в другую. Основная работа: «Первобытная культура».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: