Краткий словарь персоналий 6 страница

Тойнби, Арнольд (1889–1975) — английский историк, культуролог, дип­ломат и общественный деятель. Автор  оригинальной концепции локальных ци­вилизаций; представлял всемирную историю как совокупность отдельных замкнутых и своеобразных цивилизаций. Создал теорию исторического круговорота культуры. Каждая цивилизация, по мнению Тойнби, подобна организму, и проходит стадии зарождения, роста, кризиса, надлома, разложения. Объясняя механизмы развития локальных цивилизаций, предлагал теории «вызова-и-ответа» и «ухода-и-возврата». Каждый народ с самого начала своего исторического развития встречается с «вызовами» истории, проявляющимися в климатических, географических, геополитических, внешнеполитических условий существования, на которые следует дать «ответ». В зависимости от того, как даётся этот «ответ», Тойнби делил народы на несколько категорий: тех, кто не смог дать ответа и погиб; тех, кто дал ответ, но исчерпал при этом энергию для дальнейшего развития; тех, кто смог дать адекватный ответ и сохранил силы для дальнейшего развития и превращения в цивилизацию; тех, кто идёт за лидерами – творцами цивилизаций. Теория «ухода-и-возврата» связана с проблематикой выработки новых идей, в частности, «ответов» на «вызовы» истории, а также определения роли личности в истории. Основной труд – многотомная работа «Постижение истории».

Толанд, Джон (1670—1722) – английский, ирландский философ-материалист, деятель английского Просвещения. Развивал учение о единстве движения и материи, согласно которому движение есть существенное и неотъемлемое свойство материи. Выдвинул идею о неразрывной связи пространства и времени с движущейся материей, предложил концепцию беспрерывного движения «мировой материи», извечного круговорота природы, постоянного созидания и разрушения, возникновения и уничтожения явлений и предметов внешнего мира. Одна из центральных идей Д. Толанда - мысль о материальности вечной и бесконечной Вселенной. Выступал с критикой религиозной догматики и культа и был близок к атеизму. Наиболее известные сочинения: «Христианство без тайн», «Письма к Серене».

Топоров, Владимир Николаевич (1928-2005) – выдающийся отечественный филолог, языковед, культуролог. К основным направлениям его исследований в лингвистике относились сравнительно-историческое языкознание, индоевропеистика, славистика, балтистика, русистика; в литературоведении  - проблемы поэтики, структуры текста, истории литературы. Кроме того, в сферу научных интересов ученого входили исследование фольклора, религии, мифологии, проблем семиотики. Основные публикации: «Санскрит» (в соавторстве с В. В. Ивановым); «Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья» (в соавторстве с О. Н. Трубачевым); «Славянские языковые моделирующие семиотические системы: Древний период» (в соавторстве с В. В. Ивановым); «Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов» (в соавторстве с В. В. Ивановым); «Прусский язык»; «Труженичество во Христе (творческое собирание души и духовное трезвение)»; «Святость и святые в русской духовной культуре». Т. 1: «Первый век христианства на Руси»; Т. 2: «Три века христианства на Руси (XII—XIV вв.): Память о Преподобном Сергии»; «Древнеиндийская драма Шудраки «Глиняная повозка»: Приглашение к медленному чтению»; «Предыстория литературы у славян: Опыт реконструкции»; «Начало литовской письменности. Мартинас Мажвидас в контексте времени» и др.

Тоффлер, Олвин (1928 г. р.) — американский футуролог, писатель, один из тео­ретиков постиндустриального общества, известный своими работами об информационной революции и технологическом перевороте. Исследовал ответную реакцию общества на эти феномены и происходящие в обществе изменения. Чтобы описать ощущение страха, которое будут испытывать «застрявшие» в прошлом общества, Олвин и Xэйди Тоффлер ввели понятие «шока будущего». О. Тоффлер разработал концепцию «третьей волны», т.о. новой постиндустриальной цивилизации изменений. «Первая волна» изменений совпала с неолитической революцией и переходом к производящему хозяйству, начавшейся 10 тысяч лет назад; «вторая волна» связана с промышленной революцией. По мнению О. Тоффлера, современность может быть охарактеризована как эпоха «блип-культуры», в рамках которой вместо взаимосвязанных друг с другом идей распространяются «блины» информации: объявления, команды, обрывки новостей и т.д., из которых человек информационного общества вынужден сам собирать и складывать целую картину. К числу особенностей современного общества О. Тоффлер относил  и «механизацию» человеческой жизни, вытеснение культуры техникой, которая начинает править человеком, создающим и обслуживающим её. Основные работы: трилогия — «Шок будущего», «Третья волна» и «Смещение власти», «Предпосылки и прогно­зы».

Трёльч, Эрнст (1865-1923) – немецкий протестантский теолог, философ, социолог, историк религии, представитель неопротестантизма. Основная тема его творчества – вопрос о познаваемости Бога и своеобразии христианства. Познание Бога представители неопротестантизма связывают с познанием себя. Э. Трёльч считал, что Бог – не вне мира, а в мире; учение о Боге представлено мыслителем в форме учения о человеке. При этом подлинным человеком может быть лишь верующий; из состояния страха и тревоги человека способна вывести лишь религия. Учёный исследовал важнейшие понятия и идеи, связанные с философией истории; считал, что осмысление истории возможно путём основанного на религиозной вере и исходящего из определённой системы ценностей «культурного синтеза». Свой синтез Трёльч обозначил как «европеизм», подразумевая значимую для европейских культур систему ценностей. При этом всемирную историю учёный понимал как «всемирную историю европоцентризма», поскольку, с его точки зрения, лишь народы Европы наделены историческим самосознанием и критическим отношением к прошлому. Э. Трёльч развивал представление о культуре как непрерывном становлении «индивидуальной целостности». Основные работы: «Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории», «Историзм и его преодоление».

Трубецкой, Евгений Николаевич (1863–1920) — русский религиоз­ный философ, правовед, общественный деятель. Последователь В. С. Соловьева, брат С.Н. Трубецкого. Критически переосмыслил философию В.С. Соловьева, пытаясь согласовать её с ортодоксальной христианской доктриной, устранив из учения о «положительном всеединстве» элементы пантеизма, эволюционизма и теократической социальной утопии. Абсолютное всеединство у Е.Н. Трубецкого не является сущностью всего в мире, а объемлет мир как всеведение, включающее действительное и возможное, правду и заблуждения. «Божественная премудрость» (София), у Е.Н. Трубецкого не тождественна всеединому знанию, а представляет возможность, идеальный замысел о мире. Основные сочинения: «Миросозерцание В. С. Соловьева» (Т. 1—2), «Метафизические предположения познания», «Смысл жизни», «Религиозно-общественный идеал западного христианства в 5 в.», «Религиозно-общественный идеал западного христианства в 11 в.», «Философия Ницше», «Социальная утопия Платона», «Умозрение в красках», «Иное царство и его искатели в русской народной сказке» и др.

Трубецкой, Николай Сергеевич (1890-1938) - лингвист, культуролог и этносоциолог. Сын философа С. Н. Трубецкого. Считал, что изучение русского самосознания нельзя ограничивать узко национальными рамками; необходимо изучение культур всех рядом проживающих народов. Разработал тройственный подход к сравнительному изучению языков и культур: историко-генетический, реально-исторический, и типологический. Сформулировал закон о существовании многообразия национальных культур; критиковал европоцентризм, считая его следствием агрессивной по сути романо-германской культуры. Выступал против заимствований Россией культуры Западной Европы; полагал, что реформы Петра I имели разрушительное значение для отечественной культуры, т.к. «подражательство» может привести к деградации и гибели национальной культуры. В целом стоял на позициях славянофильства, но, в отличие от них, признавал влияние на русскую культуру элементов восточной культуры, выступив одним из основоположников и теоретиков евразийства. Идеи философа близки культурологическим воззрениям И. И. Гердера, Н.Я.Данилевского, О. Шпенглера, П.Сорокина, А. Тойнби. Основные работы: «Европа и человечество»; «Верхи и низы русской культуры (Этническая база русской культуры)»; «К проблеме русского самопознания»; «Наследие Чингисхана»; «Избранные статьи по филологии» и др.

Трубецкой, Сергей Николаевич (1862—1905) — русский религиозный философ, публицист и общественный деятель. Брат Е. Н. Трубецкого и отец Н. С. Трубецкого, последователь В.С. Соловьёва. Центральные проблемы его творчества - соотношение и взаимосвязь философии и религии, обоснование христианского вероучения. В рамках религиозной философии «конкретного идеализма» С.Н. Трубецкой уделял большое внимание разработке закона «универсальной соотносительности», связывая логическую последовательность знания с универсальным разумом, второй ипостасью Троицы. С помощью этого закона сделал попытку преодолеть односторонность как рационализма и эмпиризма, так и мистицизма, объединив их подходы к познанию: разум, опыт и интуицию. Основные работы: «Метафизика в древней Греции»; «Религиозный и общественный идеал западного христианства»; «Учение о Логосе в его истории. Философско-историческое исследование».

Тэн, Ипполит Адольф (1825–1893) — французский историк, искусствовед, философ, эстетик, писатель, психолог. Создатель культурно-исторической школы в искусствознании. Стремясь объединить индивидуальные и неповторимые явления культуры, выдвинул идею о зависимости изменений в искусстве от изменения общественных потребностей, быта, нравов и представлений. Рассматривал искусство как органическую составную часть общества и выделял основные факторы, определяющие и своеобразие национального искусства, и самого человека: врождённые свойства расы; географическую, социальную, политическую среду обитания; конкретную историческую эпоху. Основные работы: «Философия искусства»; «Происхождение современной Франции».

Уайт, Лесли (1900–1975) — американский антрополог, исследователь культуры. Представитель неоэволюционизма. возродивший эволюционный подход к изучению культур. Ввел в науку термин «культурология», предложенный В. Оствальдом; является основателем исследования культур в рамках целостной науки. Раскрывал ключевые проблемы культу­рологии: понятие культуры, концепцию науки о культуре, типоло­гию и динамику культуры и методы ее интерпретации. Культура, с точки зрения Л. Уайта, не зависит от человека и общества, она «объективное образование», подчиняющееся только внутренней логике развития, поэтому её можно рассматривать без обращения к человеку. Концепция Л. Уайта испытывает влияние марксизма: с точки зрения учёного, главную роль играет материальная культура, базис, определяющий и духовный, и социальный, и интеллектуальный уровни развития общества. Все аспекты культуры – лишь отражение «материально-технического базиса». Идеям Уайта присущ технологический детерминизм, поскольку, по мнению антрополога, ведущая роль в эволюции культуры принадлежит усовершенствованию орудий труда и науке. Основные работы: «Эволюция культуры», «Культурология», «Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и нации».

Уисслер, Кларк (1870-1947) – американский культурантрополог; исследователь физической антропологии, этнографии и этнологии. Полевые исследования проводил среди индейских племён Северной Америки. Описывал культуры в их взаимосвязи и взаимодействии с природной средой. Большое внимание уделял проблемам культурной диффузии и адаптации, культурным универсалиям, генезису культуры и т.д. Создавал схему целостного культурного комплекса, куда входили: речь (язык), письменность, материальная культура (от пищи до одежды и жилища), искусство (во всём многообразии), религиозная практика, мифологии, семья, социальные системы, собственность, война, управление. Основные работы: «Американские индейцы: введение в антропологию Нового Света», «Введение в социальную антропологию», «Человек и культура», «Отношения природы и человека в аборигенной Америке», «Индейцы в Соединённых Штатах: четыре столетия их истории и культуры».

Успенский, Борис Андреевич (р. 1937) – филолог, историк культуры, представитель тартуско-московской семиотической школы, последователь Ю.М. Лотмана и М.М Бахтина. Автор научных трудов в области общей лингвистики, филологии, семиотики, славистики и истории. Основные работы: «Структурная типология языков»; «Архаическая система церковнославянского произношения (Из истории литургического произношения в России)»; «Первая русская грамматика на родном языке (Доломоносовский период отечественной русистики)»; «Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского)»; «Из истории русского литературного языка XVIII - начала XIX века (Языковая программа Карамзина и ее исторические корни)»; «Краткий очерк истории русского литературного языка; Семиотика искусства»; «Семиотика истории. Семиотика культуры»; «Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)»; «Борис и Глеб: восприятие истории в Древней Руси»; «Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов»; «История русского литературного языка (ХІ-ХѴІІ»); «Крестное знамение и сакральное пространство»; «Этюды о русской истории; Историко-филологические очерки»; «Крест и круг (Из истории христианской символики)»; «Ego Loquens. Язык и коммуникационное пространство» и др.

Февр, Люсьен (1878—1956)— французский историк, один из основателей «Школы Анналов» и «истории ментальностей». Внес значительный вклад в разработку теоретических проблем исторического знания. Путь к познанию истории, по мнению учёного, лежит через всестороннее познание общества. Л. Февр выделил две основные категории — общество и цивилизацию, в его концепции представляющие единство различных сторон материальной и духовной жизни людей. Каждая цивилизация (культура) качественно отличны друг от друга: каждая имеет свои особенности и собственную систему миросозерцания; при этом в каждую эпоху существует свое, особое, восприятие настоящего и прошлого, свой образ мира, соответствующий лишь данной цивилизации. Февр исследовал и стремился реконструировать присущий людям прошедших эпох способ восприятия действительности, занимался проблематикой исторической психологии. Основные работы: «Судьба: Мартин Лютер»; «Проблема неверия в XVI веке: религия Рабле» и др.

Федоров, Николай Федорович (1828–1903) — русский религиозный мыслитель, родоначальник русского космизма. Выступил с проектом «регуляции природы», преображения космоса силами всеобщего труда, науки и искусства; создал утопиче­скую неохристианскую теорию, включающую идеи преодоления смерти современной наукой и «патрофика­ции» (воскрешения), - воссоздания всех живших поколений. Высшим принципом объединения людей считал веру в «общее дело», объединяющее всех и разрушающее расовые, национальные, территориальные, классовые перегородки. В «Философии общего дела» усматривают черты утопического коммунистического идеала, сближая мыслителя с Т. Кампанеллой и Ш. Фурье. В отличие от утопистов, Н.Ф.Фёдоров предлагал не социальную, а космическую утопию, поскольку в основе проектов мыслителя - мечта о полном овладении тайнами жизни, победе над смертью и достижении человеком богоподобной власти в преображенном мироздании. В интерпретации идей Н.Ф. Фёдорова выделяют естественнонаучное направление (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и др.) и религиозно-богословское (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. Н. Ильин, Г. П. Федотов, С. Н. Булгаков и др.). Основная работа: изданная после его смерти учениками «Философия общего дела».

Федотов, Георгий Петрович (1886–1951) — русский религиозный мыслитель, философ, историк, культуролог, публицист. Основные его исследования посвящены истории средневековой культуры, размышлениям о смысле и перспективах истории, судьбах культуры и цивилизации, религии и церкви, раздумьям об историческом прошлом России, о ее месте между Востоком и Западом. Главное условие духовного и национального возрождения России учёный видел в политической свободе, освоении духовного наследия при одновременном сохранении европейского измерения ее духовности. Проанализировал состояние и перспективы отечественной культуры после революции, обнажившей ее «московские» основания, которые оказались неустойчивыми перед тоталитарной цивилизацией Запада, «смывшей» их национально-культурные особенности. Культурно-историческую миссию России связывал с авангардной духовной ролью интеллигенции. Основные работы: «Русское религиозное сознание»; «Трагедия древнерусской святости»; «Социальное значение христианства»; «Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам»; «Эсхатология и культура»; «Судьба и грехи России». (Т. 1—2); «Святые Древней Руси»; «Письма о русской культуре», «Русский человек»; «Завтрашний день»; «Создание элиты».

Филофей Псковский (1-я половина XVI в.) — монах Псковского Елеазарова монастыря, писатель-публицист, автор ряда посланий, в том числе посланий к псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю Мунехину. Выступил с опровержением идеи первенства католического Рима в христианском мире. Высказал мысль о переходе роли центра и опоры восточного христианства к Московскому государству, так как ни Рим, ни Константинополь более не способны играть эту роль. Стремясь определить роль Московской Руси во всемирно-историческом процессе, Филофей сформулировал церковную, по сути, идею «Москва — третий Рим», провозглашающую Москву новым центром христианства. Возлагал на великого князя ответственность за судьбу христианства, обязывал государя блюсти интересы церкви. Основные произведения: «Послание по случаю морового поветрия», «Послание на противящихся божьей воле», «Послание на звездочётцев».

Фихте, Иоганн Готлиб (1762–1814) — немецкий философ, представи­тель немецкой классической философии, оказавший влияние на мировоззрение эпохи Романтизма; один из представителей субъективного идеализма. Философия Фихте послужила своего рода «мостом» между идеями И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. Исходным пунктом его философии является тезис об автономности «Я». Особенность философии Фихте - способность к самоанализу и проникновению в суть природы самосознания. Мотивом его философских размышлений, так же, как у Декарта и у Канта, была проблема объективности и сознания. Фихте отвергал идею непознаваемости «вещи в себе» и подчеркивал моральную и познавательную автономию человека. Основные сочинения: трактаты «Основа общего наукоучения», «Опыт критики всяческого откровения», «Основа естественного права», лекция «Понятие образованного человека», «Речи к немецкой нации» и др.

Фичино, Марсилио (1433–1499) - итальянский гуманист, философ-неоплатоник, организатор платоновской Академии во Флоренции. Перевёл на латинский язык сочинения Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла, часть «Ареопагитик». Развил философскую систему, представляющую собой оригинальную переработку неоплатонизма и мистических учений поздней античности в духе согласования с догматами христианства. Важнейшая тема философии Фичино - о достоинстве человека, происходящего из его божественного происхождения, бессмертия души и способности к слиянию с Богом на высшей ступени созерцания; ступенью к высшему мистическому созерцанию считал созерцание земной красоты. Все существовавшие когда-либо религии и философские учения рассматривал как этапы в развитии «всеобщей религии». Основные сочинения: «Платоновская теология о бессмертии души», «О христианской религии» и др.

Флоренский, Павел Александрович (1882–1943) — священник, рели­гиозный философ, ученый, инженер, один из выдающихся мыс­лителей XX в. Разработал понятие «культа» - одной из важнейших культурологических категорий. Культ понимался учёным как «первоакт» жизни, предопределяющий и направляющий деятельность человека. Так как смысл культового действия, по мнению философа, постигается в направлении «сверху — вниз», то любое действие культуры осознается одновременно и в рамках земного, и в рамках идеального пространства и времени. В сознании человека эта «встреча» разнородных субстанций предстаёт антиномией, которая является опорой разума в теоретической и практической деятельности. Анализируя «прямую» и «обратную» перспективу в изобразительном искусстве, философ выделял два противоположных построения культуры: «прямая» перспектива лишена организации и исходит от субъекта, передавая «содержание пространства»; её развитие связано со светской культурой нового времени. «Обратная перспектива» связана с религиозной культурой, которая объективна и содержит в себе свойства духовного пространства, раскрывающие пространственно-символический образ мира. Основные работы: «Столп и утверждение истины. (Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах)», «У водоразделов мысли», «Иконостас», «Имена», «Философия культа».

Фома Аквинский, Фома Аквинат (1225 или 1226 – 1274) - средневековый итальянский философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; в 1323 г. был причислен католической церковью к лику святых. Принадлежал к так называемым «номиналистам»: в отличие от «реалистов», исходивших из философии Платона и признававших реальное существование характеристик Бога (идей, «универсалий»), «номиналисты» исходили из учения Аристотеля, признавая реальное существование отдельных вещей и считая «универсалии» существующими лишь в языке. При этом для «реалистов» первичными были идеи, а тело, природа воспринимались как «ничто». «Реалист» Августин Блаженный, например, зло видел в человеческой природе, и считал, что вера не вытекает из разума. Понимая, что учение «реалистов» ведёт к противопоставлению духа и природы, к «вырождению» христианства в мистику, Фома Аквинский обратился к наследию Аристотеля, согласно которому идеи содержатся в самих вещах. Следовательно, вещи таковы, как мы их ощущаем, и, значит, истину можно познавать путём изучения фактов, применяя законы логики. Смысл томизма - учения Фомы Аквинского, - заключается в оправдании здравого смысла и чувственного познания истины, признании науки как пути к истине. Человека надо изучать в единстве души и тела, поскольку он – личность, которую Бог ведёт к блаженству. Природа – вовсе не злое, а доброе начало, т.к. её создал Бог. Поэтому надо жить в единстве с природой, стремясь не только к спасению, но и к земному благополучию. В своей антропологии богослов исходил из представления о человеческом индивиде как соединении души, которая нематериальна и субстанциальна, и тела, в котором душа получает завершающее осуществление. Основные труды: «Сумма против язычников», «О троице», «О сущем и сущности», «Сумма теологи», «О вечности мира», «О правлении государей».

Франк, Семён Лю́двигович (1877 — 1950) — отечественный философ, религиозный мыслитель и психолог. Стремился к синтезу рациональной мысли и религиозной веры. Выступал против субъективного идеализма, который исходит из «Я», стоящего в центре мироздания. По мнению философа, в диалоге с миром человек открывает в себе то, что можно назвать «ты»; но есть и то, что называется «мы». Франк подчеркивал, что человеческие сознания, «Я», не отрезаны друг от друга, и потому реальное познание и реальное бытие возможны лишь тогда, когда между людьми возникает единство. Основные работы: «Ницше и любовь к дальнему», «Предмет знания», «Душа человека», «Смысл жизни», «Непостижимое».

Фрейд, Зигмунд (1856–1939) — австрийский врач­-невропатолог, пси­хиатр, ученый, основатель психоанализа и психоаналитического подхода к искусству. Выдвинул гипотезу о поведенческой причине неврозов, которые истолковывались не как обычные заболевания, а как порождения общечеловеческих конфликтов, следствия нарушений возможности самовыражения личности, межличностного взаимодействия людей, отношений личности с окружающим миром. Учёный показал связь внутренних состояний личности с внешним социокультурным миром. Психоанализ позволил сделать предметом изучения разнообразные аспекты этнокультурных стереотипов в поведении людей. Важным для анализа культур аспектом психоанализа стало разработанное З. Фрейдом понятие либидо, энергии влечений, а также учение о сновидениях — «воротах в бессознательное». Учёный подчёркивал огромную роль подсознания – сферы влечений, инстинктов, неосознанных представлений. Психоаналитическая теория З. Фрейда предполагает изучение скрытых основ человеческой души; она подготовила многочисленные исследования особенностей взаимодействия личности и культуры, начавшиеся в конце 20 — начале 30-х гг. XX в. Сам 3. Фрейд использовал свой подход для анализа отдельных элементов культуры: мифов, классических произведений искусства, а также таких специфических явлений, как оговорки, забывания, остроумие. Важнейшие для теории культуры работы: «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Леонардо да Винчи, этюд по теории психосексуальности».

Фромм, Эрих (1900–1980) — философ, социолог, один из главных представителей неофрейдистской школы, или «культурного пси­хоанализа». Размышлял о смысле существования человека, его назначении в истории, об особенностях современной культуры. Пытался «синтезировать» фрейдизм и марксизм, увлекался учением буддизма. Предлагал теорию «гуманистического психоанализа», выступив сторонником «радикального гуманизма» как теоретической концепции личности и культуры. Радикальный гуманизм Э. Фромма предполагает реализацию определенных принципов в обществе: производство должно служить человеку, а не экономике; отношения между человеком и природой должны строиться на основе гармоничной кооперации; антагонизмы в современном обществе должны смениться отношениями солидарности; высшей целью культуры должно быть человеческое благо и предотвращение страданий; лишь разумное потребление должно стать основой современного общества. Э. Фромм смотрел на культуру антропоцентрически, с точки зрения реализации основных качеств человека, предложив идеальную модель культуры. Основные произведения: «Бегство от свободы»; «Психоанализ и религия»; «Сказки, мифы, сновидения»; «Здоровое общество»; «Психоанализ и дзен-буддизм»; «Революция надежды»; «Анатомия человеческой деструктивности»; «Иметь или быть».

Фрэзер, Джеймс Джордж (1854–1941) — английский ученый, иссле­дователь первобытной магии. Считается виднейшим представителем классического эволюционизма в антропологии, одним из основоположников сравнительного религиоведения. Опираясь на данные истории и этнографии, стремился представить целостную картину верований и обрядов всех эпох. По мнению Д. Фрэзера, человечество прошло три стадии в своем развитии: стадию магии, стадию религии и стадию науки. Учёный видел фундаментальное различие между магией и религией: считал, что магия предшествует религии и исчезает вместе с появлением последней. Фрэзер внес значительный вклад в исследование первобытных культов, в частности, тотемизма и культа природы. Основные работы: «Тотемизм», «Золотая ветвь», «Тотемизм и экзогамия», «Фольклор в Ветхом Завете», «Вера в бессмертие и почитание умерших», «Почитание природы».

Фуко, Мишель Поль (1926-1984) – французский философ, культуролог, эстетик, представитель структурализма, позже перешедший на позиции постструктурализма и постмодернизма. «Доксологию» как комплекс представлений о единой и непрерывной истории и культуры, объяснявшей изменения в них борьбой мнений, потребностями, прогрессом разума, философ предложил заменить концепцией «археологии знания», в центре которой находится проблема языка. Предметом «археологии» должен стать «архаический уровень », глубинный и фундаментальный, который философ обозначил термином «эпистема». Эпистемы, «фундаментальные коды» культуры, которые находятся в сфере бессознательного, определяют конкретные формы мышления, знания, наук. Понятие эпистемы иногда сравнивают с «абсолютной идеей» Г.В.Ф. Гегеля. С точки зрения философа, эпистемы подобны своего рода сеткам, пронизывающим реальный мир, упорядочивающим вещи и создающим условия их познания, но при этом остаются недоступными для тех, чьё мышление определяют; они. Согласно концепции Фуко, европейская культура распадается на несколько эпох, развивающихся по принципу «историчности» - у каждой эпохи своя история, «открывающаяся» в начале и «закрывающаяся» в конце её существования. Каждая новая эпоха ничем не обязана предыдущей, и ничего не передаёт последующей. Основные работы: «Слова и вещи», «Археология знания», «Порядок дискурса», «Надзор и наказание».

Хайдеггер, Мартин (1889–1976) – немецкий философ-экзистенциалист, ученик Эдмунда Гуссерля. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но ко всему причастной стихии. Считал, что главным вопросом философии должен быть вопрос о бытии, решать который можно лишь поняв «смысл» самого человека. Человека в изначальном смысле философ понимал как «экзистирующее», то есть «сущее», а способ его бытия обозначал как «экзистенцию», то есть «существование». Поскольку человек «конструирует» бытие, постольку уяснение сущности человека раскрывает сущность бытия. Сущностью человека философ считал существование «в страхе». Живущий в страхе человек чувствует себя одиноким, мир перестаёт его интересовать; он обращается к себе и начинает себя понимать. Хайдеггер создал ориги­нальную концепцию «технической цивилизации», порож­дающей кризисные явления, обезличивающей человека, прими­тивизирующей его духовный мир, коммерциализирующей искусство, приводящей к засилью массовой культуры, сциентизирующей образова­ние и угрожающей существованию языка. Основные работы: «Бытие и время», «Кант и проблема метафизики», «Что такое метафизика», «О сущности основания» «Лесные тропы», «Тождество и различие», «На пути к языку», «Что такое мышление?», «Ницше» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: