Возможность внедрения инноваций в управление туристической организации

Инновационный менеджмент - это система управления разработкой и освоением каких-либо новшеств, направленных на совершенствование и развитие объекта управления и увеличение его капитала. Новшествами могут быть: выпускаемая продукция (товары, изделия, турпродукты), выполняемые производственные и бытовые услуги, технологические процессы изготовления, методы и способы организации, выполнения, испытаний, контроля, оценки, стимулирования и т. п. Процессы управления инновациями в мировой практике получили название инновационных процессов.[26]

Сущность, содержание и специфика инновационного менеджмента обусловливают особенности управления исследовательскими, аналитическими, проектными и другими работами на стадиях разработки и освоения новшеств. Управление такими работами требует и от исполнителей, и от руководителей-менеджеров профессионального владения разнообразными методами поиска и реализации решений в условиях повышенной неопределенности и хозяйственного риска. Объектами управления в инновационном менеджменте могут быть не только предпринимательская фирма и ее составные части, но и отдельные инновационные идеи, предложения, проекты, новые комплексы, системы, методы и процессы.

Проблематика инновационного менеджмента отличается разнообразием и сложностью. В теоретических работах и в практической деятельности используются различные принципы систематизации функций инновационного менеджмента.[15] Путем обобщения разных подходов и трактовок можно выделить две определяющие группы функций инновационного менеджмента: основные и обеспечивающие.

Эффективность реализации основных и обеспечивающих функций достигается за счет соответствия целей инновационной деятельности следующим принципам[26]:

¾ планируемые инновации должны быть измеримыми, т. е. иметь конкретное выражение по характеру и своей ориентации, отражать свою специфику и устанавливать внутренние и внешние ориентиры организации;

¾ инновационные намерения должны быть достаточно строго ориентированными во времени, т. е. устанавливать сроки достижения желаемых результатов.

¾ инновационные цели должны быть достижимыми даже в случае возможных сложностей, неопределенностей, наличия риска и носить мобилизационный и мотивирующий характер;

¾ разнообразные цели в программе развития организации должны быть взаимоувязанными и непротиворечивыми.

Практический потенциал инновационной деятельности в значительной степени определяется уровнем развития инновационной инфраструктуры.

Понятие и состав инновационной инфраструктуры зависят от совокупности внешних факторов, условий, стимулов и ограничений, прямо или косвенно определяющих как возможность, так и необходимость становления и развития систем управления инновациями.

Элементы инновационной инфраструктуры по характеру воздействия классифицируются на следующие группы[20]:

¾ научно-технические (достижения научно-технического прогресса (НТП), предоставляющие возможность качественных преобразований и развития);

¾ законодательно-правовые (свод законодательных положений по предпринимательской деятельности, обеспечивающих свободу и альтернативность использования объектами рынка своего технического и экономического потенциалов);

¾ социально-экономические (уровень развития экономики и социального обеспечения, определяющий темпы и направления изменений и возможностей удовлетворения рыночных потребностей);

¾ рыночные (складывающаяся рыночная конъюнктура, расширение конкуренции, изменения условий для выживаемости рыночных объектов).

Эффективность инновационных преобразований требует развитой научно-технической и инновационной инфраструктуры, формирование которой - одна из главных задач в общей проблематике инновационного менеджмента. Ее создание и постоянное совершенствование отвечает интересам государства, отдельных его регионов и каждого субъекта рыночной экономики.

В качестве примера инноваций в сфере туризма можно привести кластеры.

Научная проблематика изучения туристского кластера носит прикладной характер, имеющий свою специфику Являясь комплексным понятием, «кластер» в общем виде определяется как «группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определённой сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». При определении туристских кластеров в России основной упор делается на их прямое государственное управление [18].

Примерами успешного функционирования туристских кластеров являются кластер в Белокурихе Алтайского края, в Республике Алтай, Сахалинский туристский кластер и др.

Для эффективности внедрения инноваций на предприятиях туристической сферы важен кластерный подход. Необходимость поддержания и развития туристских кластеров отмечается практически во всех документах стратегического развития туристской сферы в России, как на федеральном, так и региональном уровнях. В связи с этим проблемы выявления туристских инноваций, их воздействия на экономику региона, а также управления новациями в сфере туризма приобретают всё большую актуальность.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: