Типология и виды управленческих решений

Типология – научный метод, используемый в целях сравнительного изучения существенных признаков, сведений, функций, отношений, уровней организации объектов. Его основой является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой модели (типа). Основным инструментом метода являются классификация и систематизация. Применительно к управленческим решениям типология понимается как инструмент поиска, анализа, оценки и выбора управленческого решения.

Принимая и реализуя решение, менеджеры проходят через серию интегрированных (комплексных) действий, в которую вовлечено большое число лиц, принимающих решения (ЛПР), и охватывающую всю иерархию целей фирмы. Исходя из степени охвата целей и количества ЛПР, была разработана типология решений, включающая:

· объектные решения – решения, принимаемые в организации относительно отдельных предметных направлений её деятельности (таких, как решение о потребительских свойствах выпускаемой продукции, об объёмах производства, ценах, объёме запасов на складах, последовательности изготовления, типах используемого оборудования);

· организационные решения – решения, принимаемые руководителем для выполнения обязанностей, обусловленных занимаемой им должностью. Основной задачей решений данного типа является выбор мероприятий по управлению реализацией объектных решений Организационные решения по степени разработки подразделяют на:

запрограммированные – решения, принятые как результат реализации определённой последовательности действий или шагов, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. УР данного вида разрабатываются в отношении стандартных (периодически повторяющихся) для объекта управления задач (заключение договоров на поставку сырья или на отгрузку готовой продукции). Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор нужно сделать в пределах направлений, заданных организацией;

незапрограммированные – управленческие решения, принимаемые в ситуациях, которые в определённой степени новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами.

Стоит отметить, что в чистом виде запрограммированные и незапрограммированные решения существуют очень редко. Даже самое структурированное решение подразумевает личную инициативу ЛПР, а для принятия незапрограммированного решения почти всегда могут быть использованы моменты методологии принятия запрограммированных решений.

· коммуникационные решения – решения о передаче определённой информации руководителю или другому члену организации, не связанному по иерархической лестнице с носителем информации. Содержание передаваемой информации может быть различным: сообщения о наблюдаемых индикаторах; промежуточные итоги и выводы по поводу реализации приняты решений; запросы о предоставлении требуемой информации и др. Такие решения могут иметь:

- нисходящий характер, когда соответствующий уровень управления передаёт подчинённому информацию с целью воздействовать на его поведение в плане принятия решений, т.е. когда речь идёт о мероприятиях по управлению нижестоящим уровнем управления;

- восходящий характер, когда подчинённые сообщают вышестоящему уровню руководства о результатах выполнения принятых организационных решений;

- перекрёстный характер, когда сотрудники обмениваются информацией между собой в ходе выполнения принятых организационных решений.

Следует заметить, что каждая организация может рассматриваться как система объектных, организационных и коммуникационных решений, т.к. принятие организационных решений, в конечном счёте, ориентировано на разработку «грамотных» объектных решений, а воздействие на объектные решения нередко осуществляется не напрямую, а через промежуточные организационные и коммуникационные решения. Это особенно ярко проявляется на крупных предприятиях, в которых многообразные конкретные объектные решения принимаются не главным руководством и делегируются подчинённым.

С учётом многообразия сфер управленческой деятельности и форм принятия решений, рассмотренные типы УР формирует огромное видовое разнообразие, разобраться в котором поможет классификация, представленная в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Классификация видов управленческих решений

Признак классификации Виды решений
1 2
1. по организационному оформлению - формальные (приказ, распоряжение, требование); - неформальные (консультация, совет).
2. по направлению воздействия - внутренние; - внешние.
3. по сфере управления (деятельности) - финансовые; - экономические; - социальные; - производственные; - маркетинговые и др.
4. по масштабам воздействия - общие и частные; - ситуационные и реорганизационные. Ситуационные не предусматривают глобальных изменений и связаны с решением текущих проблем организации. Реорганизационные подразумевают значительные изменения (перестройку организационной структуры или выбор новой стратегии организации).
5. по времени действия - стратегические – направлены на достижение долгосрочных целей организации; - тактические – обеспечивают выполнение стратегических и преследуют достижение среднесрочных целей организации; - оперативные – принимаются руководителями ежедневно для достижения краткосрочных целей и выполнения текущих работ в организации.
6. по прогнозируемым свойствам - с определённым результатом; - с вероятным исходом.
7. по числу критериев - однокритериальные; - многокритериальные.
8. по глубине воздействия - одноуровневые; - многоуровневые.
9. по способу фиксации - письменные; - устные.
10. по методам переработки информации - алгоритмические – имеют чёткую математическую модель принятия решения; - эвристические – последовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых решений.

 

Продолжение таблицы 1.1

1 2
11. по степени обоснования - интуитивные решения – основаны на чувствах и ощущении человеком того, что эти решения правильные (характерны для оперативного управления); - логические (решения, основанные на суждении) – опираются на знания, накопленный опыт и логические суждения (порой они кажутся интуитивными, т.к. их логика не всегда очевидна; характерны для оперативного управления); - рациональные решения – основаны на объективном анализе проблемных ситуаций с использованием компьютерных технологий и методов экономического анализа, обоснования и оптимизации (характерны для стратегического и тактического управления).
12. по способу принятия - индивидуальные – принимаются руководителем самостоятельно без согласования с другими работниками; - коллективные – принимаются руководителем на основе предварительного коллективного обсуждения решаемой проблемы.
13. по возможности реализации - допустимые – удовлетворяют всем объективным ограничениям (ресурсным, временным, правовым, организационным, этическим и т.д.) и могут быть реализованы на практике; - недопустимые – нереалистичные решения, которые не удовлетворяют одному или нескольким ограничениям.
14. по степени достижения цели - неразумные – недопустимые решения или решения, не приводящие к достижению цели управления; - удовлетворительные – решения, приводящие к достижению цели управления; - оптимальные – решения, обеспечивающие максимальную степень достижения цели управления организацией.
15. в зависимости от характеристик ЛПР - уравновешенные решения – принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке; - импульсивные решения – их авторы легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить, поэтому решения оказываются недостаточно обоснованными и надёжными; - инертные решения – результат осторожного поиска в ходе, которого контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей (в них нет оригинальности, новаторства); - рискованные решения – отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей; - осторожные решения – характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу (ещё меньше, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью).

С учётом необходимости формирования экономики инновационного типа особую актуальность приобретает классификация управленческих решений по уровню творческого вклада ( инновационности ), в рамках которойвыделяют:

1) рутинные решения – хорошо известные стандартные способы действий для разрешения возникшей типовой проблемы. На этом уровне не требуется творческого подхода, т.к. все процедуры заранее предписаны. Руководитель ведёт себя в соответствии с имеющейся программой, т.е. распознаёт ситуацию и поступает по заранее заданной программе. Трудности могут возникнуть, если руководитель:

• не обладает чутьём;

• неверно трактует имеющиеся указания на ту или иную ситуацию;

• действует нелогично;

• принимает ошибочные решения;

• проявляет нерешительность или не может обеспечить эффективные действия в нужное время;

2) селективные решения – решения, предполагающие выбор одной альтернативы из определённого набора способов действий. Данный уровень подразумевает, что лицо, принимающее решение, хорошо знакомо с имеющимся множеством альтернатив и от него требуется лишь выбрать одну из них. Руководитель оценивает достоинства возможных решений и старается выбрать из хорошо отработанных альтернативных наборов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме. Результативность зависит от способности руководителя выбрать направление действий с максимальной вероятностью, что оно окажется приемлемым, экономичным и эффективным;

3) адаптационные решения – решения, принимаемые в условиях меняющейся среды и требующие некоторой модификации известных вариантов с учётом особенностей новой ситуации. На этом уровне руководитель ищет новое творческое решение известной проблемы, т.к. здесь имеется набор проверенных возможностей и ряд новых идей. Успех руководителя зависит от его личной инициативности и способности сделать прорыв в неизвестное. Подобные решения дают ответ на проблемы, которые могли существовать и ранее, но в иной форме;

4) инновационные решения – решения, принимаемые в условиях, когда проблема не может быть, решена с помощью известных способов действий или их модификаций и требует разработки принципиально новых подходов, не используемых ранее. Это наиболее сложные решения, с которыми сталкивается менеджер. Руководителю следует найти способы решать совершенно неожиданные и непредсказуемые проблемы, которые требуют развития способности мыслить на новый манер и могут потребовать, для их решения создавать новые приёмы и технологии.

В таблице 1.2 представлены ключевые навыки, требующиеся руководителю в зависимости от уровня инновационности управленческих решений. Руководителям, работающим над принятием решений высокого уровня, требуются все навыки более низких уровней инновационности.

Таблица 1.2 – Соотношение профессиональных навыков менеджера и управленческих решений по уровню инновационности

Уровень творческого вклада Вид решения Необходимые профессиональные умения менеджеров
Первый Рутинный • неукоснительное следование процедуре; • разумная оценка ситуации; • гуманное лидерство; • контроль и мотивация.
Второй Селективный • установление целей; • планирование; • анализ информации; • формирование направлений развития.
Третий Адаптационный • идентификация проблемы; • систематизированное решение проблем; • создание рабочих групп; • анализ возможного риска.
Четвертый Инновационный • творческое управление; • стратегическое планирование; • системное развитие.

В ходе стратегического и тактического управления любым объектом от менеджера требуется принятие рациональных решений (основанных на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации).

Как мы видим, любое организационное решение – компромисс, в котором руководитель должен сделать выбор между неизбежными отрицательными моментами. При этом хорошего руководителя отличает способность психологически абстрагироваться от существующих отрицательных моментов при принятии решений (т.е. их наличие не должны мешать индивиду принимать УР).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: