Условия и факторы качества управленческих решений

Поскольку решения принимаются во всех сферах производственно-хозяйственной деятельности субъектов рынка, их следует рассматривать как основной фактор эффективной деятельности организации в целом. Таким образом, эффективность деятельности определяется качеством принимаемых менеджерами решений.

Под качеством управленческого решения понимают совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации, т.е. степень соответствия выбранной альтернативы решения характеру решаемых задач, внутренним требованиям организации или стандартам.

К параметрам качества управленческого решения принято относить:

· количественную упорядоченность проблемы (т.е. возможность количественно описать показатели принятия решения);

· степень адекватности теоретической (идеальной) модели решения фактическим данным;

· вероятность реализации решения по показателям результатов, затрат и сроков;

· степень риска.

С одной стороны, качество управленческого решения определяется совокупностью требований (свойств), предъявляемых к ним (рассмотрены ранее (рисунок 1.3) – своевременность, адресность, конкретность и пр.), а с другой – основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения (рисунок 1.7).

 

 

 


Рисунок 1.7 – Факторы, влияющие на качество управленческого решения

К данным факторам относятся:

1) информация;

Эффективность УР зависит от качества информации разных видов (нормативной, экономической, организационной, финансовой и др.) используемой менеджерами. Качество информации определяется требованием «трёх Д»:

- достоверность – требование, характеризующее правдивость и объективность изложения сведений о ситуации, не позволяющие вводить в заблуждение лицо, принимающее решение;

- доступность требование, связанное с принципом информационной открытости в отношении интересующих пользователей сведений. Поскольку не вся коммерческая информация является открытой её доступность определяется затратами на получение, обработку и хранение необходимой информации;

- достаточность – трактуется как рациональная информационная насыщенность (полнота), которая исключает предоставление как неполной, так и излишней информации;

Кроме того, на качество информации оказывает влияние такое её свойство как ценность, т.е. полезность/пригодность для практического применения в ходе принятия управленческого решения.

2) время, необходимое для разработки и осуществления решения;

Говорят, что «решение нужно принимать быстро, но не опережать время». Часто немедленно решить проблему невозможно, т.к. менеджер должен изучить причины её возникновения, на основе имеющейся внутренней и внешней информации. Время, необходимое для принятия решения, зависит от:

• целей организации и её концепции управления;

• квалификации менеджера;

• методики принятия решений;

• наличия системы принятия решений.

Время на осуществление решения зависит от:

- средств и ресурсов самой организации;

- системы мотивации;

- социально-психологического климата в коллективе.

3) компетенция (менталитет) менеджеров;

На процесс подготовки, принятия и реализации УР влияют личностные характеристики менеджера – особенности мышления, опыт, ответственность, профессионализм, склонностью к риску, темперамент, уровень эмоциональности. Однако особенное внимание с точки зрения подготовки и реализации УС представляют такие характеристики как:

· широта мышления – характеристика характера мышления, отражающая умение индивида оценить роль анализируемой вариации в общем сценарии деятельности (играет важную роль в эффективном применении методов «дерева решений» и «сценариев»);

· быстрота мышления – характеристика, определяющая время выполнения задания относительно среднего уровня, принятого в данной компании. Работники с быстрым мышлением разбираются в ситуации и принимают эффективные решения с меньшими затратами времени, что даёт фирме дополнительные возможности в конкурентной рыночной борьбе.

· гибкость мышления – способность человека своевременно и обоснованно переходить на новые методы разработки и реализации управленческих решений. Данная способность имеет особое значение при разработке управленческого решения (РУР) и вовлечении в работу необходимых для её выполнения людей, руководствуясь только здравым смыслом.

4) применение современных научных подходов к менеджменту отражает умение менеджера осуществить адекватный выбор подхода к решению управленческой проблемы из имеющегося арсенала (системный, ситуационный, комплексный, процессный, динамический);

5) применение методов моделирования состоит в умении менеджера осуществить выбор адекватных проблеме и ситуации моделей и методов принятия управленческих решений из имеющегося арсенала (эвристические, логические, математические, физические модели);

6) системы поддержки принятия решений (СППР) – компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь лицам, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных;

7) мотивация качественного решения – комплексный подход к управлению персоналом, направленный на создание побудительных мотивов, целью которых является продуктивное выполнение сотрудником своих обязанностей. С точки зрения компании, система мотивации подразумевает постановку целей, соответствующих индивидуальным потребностям и желаниям и таким образом способствующих поведению, необходимому для достижения этих целей. Это один из самых сложных факторов в системе рассматриваемых координат.

Формы подготовки и реализации управленческих решений

(подробно рассматриваются на практике)

При разработке управленческих решении перед руководителем стоит задача выбора соответствующей формы его представления, поскольку каждая форма имеет определённые особенности или юридический статус. Основные формы разработки/подготовки и реализации управленческих решений представлены на рисунке 1.8.

 

 


Рисунок 1.8 – Формы разработки и реализации управленческих решений

Следует отметить, что с целью успешного выполнения управленческих решений для каждой формы подготовки решения необходимо найти соответствующую ей форму реализации управленческого решения – механизм выполнения подготовленного решения. При этом каждая форма подготовки управленческого решения может иметь несколько форм реализации решения.

Подробные характеристики форм разработки и реализации управленческих решений представлены в таблицах 1.3 – 1.4.

Вопросы для повторения:

1. Раскройте содержание понятия «управленческие решения».

2. Опишите роль управленческих решений в процессах управления.

3. Раскройте понятия «проблема», «ситуация», «цель» и их значение в процессе принятия управленческих решений.

4. Перечислите основные характеристики управленческих решений.

5. Назовите основные принципы принятия управленческих решений.

6. Приведите типологию управленческих решений.

7. Приведите классификацию управленческих решений.

8. Назовите виды управленческих решений по уровню творческого вклада.

9. Перечислите основные требования к управленческим решениям.

10. Назовите основные факторы, влияющие на качество управленческих решений.

11. Опишите формы подготовки (принятия) и реализации управленческого решения.

 


Таблица 1.3 – Характеристика форм подготовки (разработки) управленческих решений

Форма решения Характеристика формы УР (определение) Лицо, принимающее УР Сфера применения формы УР Примечания (специфические особенности формы УР)
1 2 3 4 5
1. Указ вид и название нормативного или индивидуального правового акта, обычно издаваемого главой государства в странах славянских языков Президент Сфера государственного управления В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством.
2. Указания распоряжение вышестоящего субъекта, обязательное для исполнения нижестоящим Руководитель организации Сфера производственного управления Указания оформляются на общем бланке формата А4 или на специальном бланке для распоряжений. При составлении и оформлении указания используются следующие реквизиты: - реквизиты бланка; - заголовок к тексту; - текст; - визы; - подпись; - дата; - регистрационный индекс.
3. Приказы Вид акта управления, волевое властное официальное распоряжение руководителя, командира или начальника, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчинёнными. Руководитель органа государственного управления, государственного учреждения, коммерческой организации Сфера государственного и организационного управления Отменить приказ имеет право только начальник, его отдавший, либо вышестоящий начальник. Приказ может быть устным и письменным, нормативным и индивидуальным (ненормативным).
4. Распоряжения Вид подзаконного акта управления, изданный органом власти или управления в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано. Правительство, руководитель организации или ее подразделения Сферы государственного, муниципального, организационного управления Как правило, не носит нормативного характера, и издается по оперативным, текущим вопросам. В иерархии правовых актов распоряжение Президента Российской Федерации стоит ниже указа Президента. Распоряжение правительства — ниже постановления правительства.

Продолжение таблицы 1.3

1 2 3 4 5
5. Инструкции документ, содержащий правила, указания или руководства, устанавливающие порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо. Руководитель организации или ее подразделения. Сфера производственного управления. Не существует стандарта, регламентирующего содержание и процедуру разработки инструкции, в связи с чем каждая организация имеет возможность самостоятельно формировать описание той или иной должности.
6. Положения свод официальных правил или норм, регулирующих сравнительно узкую область деятельности общества. Исполнительные органы власти, руководство организаций. Сферы государственного, муниципального, организационного управления. Практическая польза положений состоит в том, что в них максимально конкретно прописано, кто и что должен делать, какие задачи выполнять и за что нести ответственность. В свою очередь, это значительно облегчает контроль за выполнением поручений руководителя.
7. Законы свод обязательных норм и правил, регулирующих общественные отношения. Представительным (законодательным) органом государственной власти (Федеральное собрание) Сфера государственного управления Особенностью законов является то, что они не могут противоречить вышестоящим законам и действуют только на конкретной территории.
8. Протоколы документ, фиксирующий какое-либо событие, факт или договорённость. Принимают участники фиксирующегося события или договорённости Сфера общественных отношений Обособленность, то есть – независимость документа от других правовых актов или менее значимых бумаг (в большинстве случаев). Значимость рассмотрения относительно какого-либо вопроса. Типовая структура оформления.
9. Правила закономерность, устойчивая систематическая взаимосвязь между явлениями, а также высказывание, описывающее эту закономерность. Руководитель организации или ее подразделения. Сфера производственного управления. Основная его задача — урегулировать поведение всех членов коллектива, подчинить их действия единой цели трудового процесса с учётом условий производства и специфики организации труда у конкретного работодателя. Соблюдение правил обеспечивает координацию во взаимоотношениях между работниками и работодателем, а также между самими работниками.
10. Модели система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе; представление некоторого реального процесса, устройства или концепции. Руководитель органа государственного управления, государственного учреждения, организации Сферы государственного, муниципального, организационного управления Виды: Эвристические, натурные, математические; Уровни: Функциональная, структурная, модель принципа действия, параметрическая.

Продолжение таблицы 1.3

1 2 3 4 5
11. Акты документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события, в том числе. Органами государственного управления, государственного учреждения, коммерческой организации Сферы государственного, муниципального, организационного управления. Ряд разновидностей акта обретает юридическую силу после утверждения. Отдельные виды актов (по материальным, финансовым вопросам) обретают юридическую силу при заверении грифа утверждения печатью. Все лица, упомянутые в акте, должны быть ознакомлены с его содержанием под расписку. Акты редко формируются в отдельные дела. Чаще всего их подшивают в дела по определенным направлениям деятельности организации в тех структурных подразделениях, куда были направлены экземпляры акта.
12. Договоры/контракты соглашение, которое заключается при найме работников. Преимущество письменной формы контракта состоит в том, что все условия контракта фиксируются в едином акте, обязательном для сторон. Руководитель органа государственного управления, государственного учреждения, организации Сферы государственного, муниципального, организационного управления К ним относят наименование договора и его номер, дату заключения, место подписания и собственно реквизиты и полное наименование самих сторон. Юридическая суть договора определяется экономическим содержанием.
13. Соглашения результат переговоров относительно какого-либо вопроса между заинтересованными сторонами. Руководитель органа государственного управления, государственного учреждения, организации Сферы государственного, муниципального, организационного управления Разграничиваются на генеральные, межрегиональные, региональные, отраслевые, территориальные и иные соглашения.
14. Оферты предложение о заключении сделки, в котором изложены существенные условия договора, адресованное определённому лицу, ограниченному или неограниченному кругу лиц. Руководитель организации или её подразделения Сфера организационного управления Оферент может поменять пункты договора в единоличном порядке. Отменить соглашение, даже если оно уже получено адресатом.
15. Акцепты ответ лица, которому адресована оферта, о её принятии. Руководитель организации или её подразделения Сфера организационного управления Широко применяется как форма расчетов за поставляемые товары и оказанные услуги во внутреннем и международным товарно-денежном обороте.
16. Планы заранее намеченная последовательность действий, обычно с описанием сроков и обстоятельств их выполнения. Руководитель органа государственного управления, государственного учреждения, коммерческой организации. Сфера государственного и организационного управления. Различают внутрипроизводственный (внутрифирменный) план, народнохозяйственный (общегосударственный) план, региональные и отраслевые планы; текущие (до 1 года) и перспективные планы.

Таблица 1.4 – Характеристика форм реализации управленческих решений

Форма решения Характеристика формы УР (определение) Лицо, принимающее УР Сфера применения формы УР Примечания (специфические особенности формы УР)
1 2 3 4 5
1. Отчёт документ, содержащий сведения о выполнении планов, заданий, мероприятий, представляемый вышестоящей организации или должностному лицу Руководитель органа государственного управления, государственного учреждения, организации Сферы государственного, муниципального, организационного управления Структура отчета: - титульный лист; - список исполнителей; - реферат; - содержание; - термины и определения; - обозначения и сокращения; - введение; - основная часть; - заключение; - список использованной литературы; - приложения.
2. Разъяснения Результат такого действия; изложение, вносящее ясность во что-либо, разъясняющее что-либо. Руководитель органа государственного управления, государственного учреждения, организации Сферы государственного, муниципального, организационного управления Акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, рассматриваются по правилам КАС РФ. По общему правилу в качестве первой инстанции их рассматривают региональные суды общей юрисдикции.
3. Заседания совещание или собрание, посвященное обсуждению каких-либо вопросов и решению проблем. Руководитель органа государственного управления, государственного учреждения, организации Сферы ГМУ, организационного управления Заседания бывают: судебными, пленарными, парламентскими.
4. Совещания форма организации делового общения коллектива группы с целью обмена информацией и принятия коллективного решения по актуальным для данного коллектива (группы) проблемам Руководитель органа государственного управления, государственного учреждения, организации Сферы государственного, муниципального, организационного управления Основные цели совещаний: - определение вероятного результата деятельности; - выработка необходимого решения проблемы; - предварительный обмен мнениями коллег; - подведение итогов работы; - составление планов деятельности подразделения или предприятия и другие.
5. Принуждение деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить управленческое решение путем угроз или повышенного вознаграждения. Руководитель органа государственного управления, государственного учреждения, организации Сферы ГМУ, организационного управления Сопряжено с навязыванием властной воли подвластным лицам, подавлением у них мотивов анти общественного. Оно всегда противоречит (частично или полностью) воле принуждаемого.

Продолжение таблицы 1.4

1 2 3 4 5
6. Сообщения информация, посланная отправителем адресату, которая получена, зафиксирована и доступна для обработки, извлечения и восприятия в информационной системе адресата Руководитель органа государственного управления, государственного учреждения, организации Сферы государственного, муниципального, организационного управления Многие организации заинтересованы сегодня в создании подобных каналов связи (сообщения) между администрацией и сотрудниками, т.е. речь идёт о передачи информации с низшего уровня фирмы на высший. Работникам всегда приятно быть услышанными руководством, а это мотивирует их к более эффективному труду. Основные типы посланий восходящей коммуникации связаны с проблемными ситуациями. Такие послания информируют администрацию о каких-либо проблемах развития отделов.
7. Предписание Юридический документ, требующий от человека или определённых органов и должностных лиц присутствовать в конкретном месте или выполнить определённые действия. Неисполнение требований влечет за собой наказание. Руководитель органа государственного управления, государственного учреждения, организации Сферы государственного, муниципального, организационного управления Суд вправе указать тому или иному лицу совершать или не совершать определённое действие. Предписание используется для предотвращения каких-либо действий, которые совершаются неподобающим или вредным для окружающих образом. Документ делится на части: - предписывающую, которая может содержаться предупреждение об ответственности, предусмотренной за неисполнение предписания.; - исполнительную часть документа, которая заполняется после проверки исполнения юридическим (физическим) лицом предписанных действий.
8. Обучение целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Руководитель, специалист HR-отдела организации, отделы обучения, а также сам сотрудник Сферы государственного, муниципального, организационного управления Даже разовое обучение того или иного сотрудника предполагает целый ряд контактов внутри компании, а построение системы развития персонала требует идеально отлаженных коммуникаций между HR-отделом или отделом обучения, руководителями и сотрудниками. Здоровая доверительная обстановка в компании мотивирует персонал на успешное обучение и повышение своего профессионального уровня. Притом важную роль играет то, как и за счет чего реализуется обучение — самые действенные методы совмещают в себе участие разных людей и наличие многофункциональных инструментов.

Продолжение таблицы 1.4

1 2 3 4 5
9. Тренинг метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок. Руководитель организации, так и сотрудники, обладающие соответствующими компетенциями Сферы государственного, муниципального, организационного управления В результате прохождения тренинга участники вырабатывают навык принятия поэтапного решения, способность эффективно формулировать задачи.
10. Наставление поучающий, нравоучительный совет Руководитель органа, непосредственный начальник государственного управления, государственного учреждения, организации Сферы государственного, муниципального, организационного управления Отдают в устной форме. Сотрудниками воспринимается как поучение, которое может быть как добровольным, так и принудительным.

 


Лекция 2. Процесс принятия и реализации управленческих решений

План занятия: 1. Этапы рационального решения проблем.

2. Целевая ориентация управленческих решений.

3. Диагностики и идентификация проблем.

4. Сущность и анализ альтернатив.

5. Организация разработки реализации и выполнения управленческих решений.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: