Общее гармоническое представление о квантово-оптическом корреляторе

 

Прежде, чем начать изложение своей концепции взгляда на морфологию нейрона и наличие в его строении гармонического квантово-оптического коррелятора, мы просим читателя заглянуть в конец книги, и внимательно посмотреть иллюстрации раздела 10.

Учёные (Р.Пенроуз и С.Хамерофф, в русской транскрипции фамилия последнего – Гомеров [Hameroff, это совсем не Hummer, а «а» в закрытом слоге читается как «о»]. Это разъяснение для того, чтобы привычнее было склонять его фамилию в русскоязычном тексте, а первый – нобелевский лауреат за теорию «чёрных дыр»), представившие миру великолепный морфологический материал, явившийся венцом труда многих исследовательских институтов, выдвигают свою концепцию понимания электронно-гистологических картинок. По их мнению, ритмически меняющиеся конфигурации систем микротубулинов (микротрубочек) в дендритах и аксоне нейрона, и есть субстрат (?), или аналог «потока сознания», так долго искомый философами, психологами и врачами психиатрами.

Такая интерпретация тайны нейрона вызвала, на первом этапе, трепетный шок всей научной общественности, но на втором, вплоть до настоящего времени – шквал критики, готовой с грязной водой выплеснуть и ребёнка. Мы не стали переводить и цитировать в своей книге критические материалы на эту тему, приходящие авторам от научного корреспондента в Чикаго (США), Tony Jegorovas (Анатолий Яковлевич Егоров, врач патологоанатом и детский невролог), за что приносим ему искреннюю благодарность. Суть всей критики сводится к тому, что как MAPs, так и «оркестрованная OR» – это белковые субстраты, и критикам не понятно, как молекулы белка могут трансформироваться в «момент сознания», даже по принципу аналоговой системы.

Авторы не склонны ни критиковать, ни поддерживать, ни комментировать Пенроуза и Гомерова, в этом последние не нуждаются, тем более, что в научном мире они – очень «тяжёлые фигуры». Мы предпочли воспользоваться их бесспорным морфологическим материалом и создать собственную концепцию (поставить свой патологоанатомический диагноз). Напомним читателю, что материал этого раздела целесообразнее читать параллельно с разделом 10.4 этой книги.

Мы отвлеклись на разъяснение предыстории вопроса в тот момент, когда предложили рассмотреть один такт сегмента кварто-квинтового круга. Но предварительно, давайте заменим абстрактную топографию круга с 12 секторами из детского Сольфеджио, на конкретную (природную), топологию систем микротрубочек в дендритах и аксоне нейрона. Это легко сделать после того как мы рассмотрим сам абстрактный такт.

Все 12 секторов учебного (т.е. смоделированного, упрощённого) кварто-квинтового круга относятся к его нотации, а, следовательно, к виртуальному отображению действительных частотных (вибрационных) событий, или сообщений. Как же нам представить события виртуального пространства? Китайцы, к примеру, в «Книге Перемен И-Цзинь», изображают состояния событий и порядок их чередования, комбинациями из 6 непрерывных и прерывистых черточек. Мы предпочли нотную нотацию не только потому, что лучше разбираемся в музыкальной гармонии, чем в «И-Цзинь», но и потому, что можем пользоваться русским языком без переводчика, переводы же с китайского, особенно такого абстрактного текста, как «Книга Перемен», часто вызывают сомнения.

Первое, что нам следует уяснить в согласовании пространств, это то, что любому сообщению в пространстве действительности материального мира, соответствует строго определённое, комплементарное этому сообщению состояние структур виртуального информационного пространства. Так нота «ля» первой октавы (440 Гц) найдите, если у Вас, случайно, есть под рукой рояль, или любой keyboard, эту ноту (это можно сделать и на компьютере, сейчас есть и такие программы). Она (нота) расположена на клавиатуре между «соль» и «си». Клавиша «ля» – это всего лишь «идея», аналогия тона «ля». Если мы ударим по клавише, то наверное услышим, как звучит вибрация 440 Гц. Человек, обладающий абсолютным слухом, слышит её и без инструмента в своём виртуальном «пространстве слуха». Это главное, чего не разъяснили Пенроуз и Гомеров о согласовании пространств, без него не понятно с системой какого количества аналогий и иерархии сложности мы будем иметь дело, подступаясь к нейрону, и как взаимным расположением микротрубочек в нём, можно описать состояние другого (виртуального) пространства, называемое термином «сознание».

Как мы опишем «состояние» ноты «ля» первой октавы? Очень просто: определим её местоположение в координатной сетке (нотный стан) виртуального пространства! Улавливаете СУО отношения в триаде «состояние – сознание – звучание»? Сейчас начнётся принцип Метамашины. Чтобы установить состояние, необходим эталон, надо знать его звучание в пространстве действительности. Поэтому, установив эмпирически, что звук «ля» соответствует своей клавише (инструмент настроен), и располагается между клавишами «соль» и «си», мы переносим это «знание» в виртуальное пространство структур, где ничего не звучит (просто нечем звучать, нет субстанции, которая бы могла вибрировать), и по аналогии с клавишами располагаем «образ ля» между «соль» на второй линейке и «си» на третьей линейке, в виде ноты «ля» между второй и третьей линейками нотного стана в скрипичном ключе. Такой элементарный способ пространственного переноса только для линейных сообщений одноголосья. Для плоскостных сообщений двухголосья (интервалы звучания) и объёмных сообщений полифонии (аккордов, в частности), способ пространственного переноса усложняется на порядки сложности иерархий, перемноженные друг на друга. Кварто-квинтовый цикл относится к иерархии пространственных переносов объёмных сообщений, поэтому, для простоты, мы и приступаем к рассмотрению только одного сектора (из 12-ти пар возможных для круга октавных структурных трансформаций, и несчётного количества секторов для сложной системы цикла 2-х разно вращающих спиралей) кварто-квинтового круга.

И всё же, предваряя разъяснение, мы рекомендуем читателю запастись достаточным количеством нотной бумаги, чтобы чертить и иметь навык графического понимания структур, а не представления, как это сделано в БСЭ. Рисунок, помещённый в академическом издании понятен, но понятен на уровне «коротких штанишек» учащихся музыкальных школ начальных классов. Для музыканта, получившего консерваторское образование, обсуждение циклической трансформации структур лада (кварто-квинтового цикла) столь же интимный вопрос личного знания, не подлежащий публичному обсуждению, как не подлежит обсуждению вера в Бога.

Итак, структуры одного сектора кварто-квинтового круга – это виртуальное отображение всех структурных согласований лада, придерживаясь которых в пространстве материальной действительности можно исполнить на любом музыкальном инструменте несчётное количество мелодий и аранжировок в пределах одной тональности. Это не аксиома, а практическая банальность, данная нам в умении играть на инструменте. В кварто-квинтовом цикле сектора располагаются парами (в представленной нами иллюстрации из БСЭ пары секторов обведены пунктирной линией, но это пары секторов энгармонических сглаживаний, которые приводят к замыканию системы в круг), истинные же пары секторов носят название мажора и параллельного ему минора. Музыкальный термин «параллельный» минор – это памятник человеческой деградации, когда исчезло понимание процесса, но осталось представление о нём. Лучше всех, до наших дней, объяснить соотношение мажора и минора (мужского и женского) по трезвучиям, мог бы Пифагор, на примере египетского треугольника. Структуры интервалов мажорного трезвучия составят 3:5:4 и 4:5:3 в минорном, что можно выразить через синус и косинус одного и того же угла в прямоугольном треугольнике. Отношение же синуса к косинусу будет всегда 90 градусов (перпендикуляр), но мы продолжаем говорить о параллельном миноре, даже в БСЭ.

Отношения внутри структур системы одного сектора кварто-квинтового круга – квантовые. Поясним, что это означает. Мы привыкли к тому, что квантовые отношения существуют только в оптических, или электронных системах, когда приобретение, или испускание фотона, электрона, приводит всю систему сразу, в возбуждённое состояние, которое будет продолжаться до наступления стабильности, сопровождающееся качественными её изменениями. Не следует забывать и путать то, что оптические и электронные системы принадлежат пространству материальной действительности, следовательно, изменения в них могут быть зарегистрированы некими датчиками, аналогичными нашим органам чувств, а структуры лада кварто-квинтового круга – виртуальному пространству мышления, и в пространстве действительности не регистрируются никакими датчиками, кроме умения играть в правильной тональности.

Роль кванта (электрона, фотона) в секторе структур лада выполняет знак альтерации (диез, бемоль). Диез означает повышение на пол тона, бемоль – понижение. Чтобы создалась полная аналогия добавим, что диез совместим с понятием процесса перехода электрона на более высокую орбиталь, а бемоль – на более низкую. Введение в ключ к структурам системы (напомним, что интервалы в структурах мажора: тон, тон, пол тона, тон, тон, тон, пол тона) одного знака альтерации приводит к нарушению стабильности её гомеокенеза, для поддержания которого система вынуждена начать поиск правильной последовательности интервалов в диапазоне октавного круга внутри себя. В этом полная аналогия с математическим клеточным автоматом. Когда правильная последовательность интервалов структур (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон – эту скороговорку ученик музыкальной школы вспомнит, даже проснувшись среди ночи) будет найдена, система приобретёт новое качество (музыканты говорят, что переходит в другую тональность). При накоплении одного диеза в ладу виртуального пространства, тональность пространства действительности меняется так, что первая её ступень отличается от исходной на квинту вверх, а вся виртуальная система структур делает один шаг по восходящей спирали диезов (по часовой стрелке). Этот процесс называется не сигнальным движением контекстов. Вот Вам иная интерпретация философского закона перехода количественных изменений в новое качественное состояние.

В случае накопления в ключе структур лада одного бемоля, что в пространстве действительности равносильно отдаче электрона, или испусканию системой фотона, стабильность возбуждённой системы восстанавливается гомеокинезом (этот процесс мы рассмотрим отдельно несколько позже), что приведёт всю систему структур лада в движение на один шаг по нисходящей спирали бемолей против часовой стрелки, а в пространстве действительности проявится новой тональностью, чья первая ступень будет отличаться от исходной на кварту вниз.

В секторе структур лада параллельного (так уж принято) минора, при получении системой одного знака любой (диезной, бемольной) альтерации, в ней происходят аналогичные мажору изменения, с той лишь разницей, что гомеокинез поддерживает иной, женский порядок (тон, полутон, тон, тон, тон, полутон, тон) интервалов структур лада.

 Рассмотрение квантовых процессов, и связанных с ними изменениями структур лада всех 12 пар секторов кварто-квинтового круга, далеко выходит за ознакомительные рамки предлагаемой читателю книги. Именно этим объясняется предложение ему запастись нотной бумагой и самостоятельно изучить изменения тональностей, связанные со структурами лада. Исследовав полный цикл (не прибегая к энгармонизмам) октавной трансформации структур в кварто-квинтовом круге, Вы сами придёте к выводу, что цикл трансформаций, начатый от до-мажора, ля-минора, по своему завершению никогда не приведёт к исходным, как об этом написано в БСЭ. А куда приведёт? На этот вопрос, по прошествии нескольких месяцев, или лет, внимательного труда, Вы ответите себе, главное – не уставайте сомневаться. Сомневайтесь и проверяйте то, что читаете сейчас в этой книге, но проверяйте Природой, а не «законами», предписываемыми её наукой.

Но вообще-то в любом случае можно говорить о «клеточных автоматах», отличительно от Улама выделенных здесь типов, как двумерных последовательностях: «время – его музыкальная характеристика», отличительных для любых мелодий. Далее надо заняться сравнительным анализом этих последовательностей и получить решение всех задач, стоящих по делу перед кварто-квинтовым кругом и его сравнением с клеточными автоматами. Что-то очень простое получается и неинтересно этим заниматься, ибо вылезает при этом битовая примитивность музыкального языка отличительная от вербального, хотя тоже количественно не маленькая. Именно при таком представлении музыки будут иметь человечески нормальный (математический) смысл все указанные далее термины и их количественное понимание, сводящее музыку в "до известной степени примитивное околоматематическое" понимание, которое могут проиллюстрировать такие, очень сложные компьютерные программы, как «Band in a Box», «Sonar», «Sound Forge» и другие аранжировщики и музыкальные студии. Снова повторимся: в основе всех этих программ лежит кварто-квинтовый круг, что делает их вычислимыми, но приводит к закрытости системы. Далее можно будет поставить вопрос о нахождении в мире «музыкального представления" некоторых его процессов, т.е. о гармонизации представления процессов.

Информодинамика старается быть поосторожнее в своей определяющей терминологии, и, из высказываний участников соответствующего «форума» Интернета, это видно. Авторы хотели бы пожелать им помимо общего представления о ИД, позаботиться о понимании предмета аналогии – Метамашины, метаустройства разумности, обойтись без которых нам здесь не удастся.

В дополнение излагаемого материала по вопросам соотношения математического аппарата и вербального укажем, что некорректное применение методов математики в живом, КЗ языке, может привести к комичным, порой, результатам. Во времена первых версий программ компьютерных переводчиков, задав компьютеру из какого-нибудь Руководства по технике безопасности эксплуатации ж.д. вагонов фразу: «Оголённые провода, прокинутые по крышам вагонов, чаще всего являются причиной пожаров на железных дорогах», Вы вполне могли получить перевод следующего смысла: «Голые проводники, бегущие по крышам вагонов и т.д.», а спросите любого пользователя, работающего с современными компьютерными переводчиками, и он приведёт Вам сотни примеров «цветочков красненьких, беленьких и афро-американцев».

Да, оглянитесь вокруг! Даже мы стали говорить на языке SMS, а лексикон ведущих, в особенности спортивных комментаторов т.н. СМИ, грамотнее и образнее, разве что, только языка «Людоедки Эллочки», какая уж там риторика! Поэтому, представителям «русского Бейсика» просьба не беспокоиться, им это соотношение языка и математики понятным не будет. Нам же, хотелось не только написать эту книгу научно-литературным языком, но и поговорить о месте «великого и могучего».

Мы живём в удивительное время тотального разделения, когда, выделив несколько, отличных от прочих, позиций, можно стать основателем новой науки, направления исследования. Так и мы, современники, спешим установить старшинство веток Русского, Украинского, Сербского, Польского, Литовского (извините, славяне, кого не упомянули) языков, забывая, что ветвь не может быть старше ствола единого Праславянского (Гиперборейского?) языка. Санскрит и Пали, коим большинство лингвистов отводят функцию ствола индоевропейских языков, по нашему мнению являются только большим суком, наряду с другими сучьями славянских, романо-германских и прочих языков. Но ствол должен обладать всеми суммарными признаками сучьев и веток.

Мы имеем своё субъективное мнение, что языком, обладающим всеми суммарными признаками и принципами языков индоевропейских, романо-германских, тюркских, семито-хамитских и др., в буквичных, алфавитных, рунических (иероглифических), и даже гармонических прописях, является язык (Гиперборейской?) ВсеЯСветной Грамоты. Не спешите ни принимать, ни отвергать наше заявление, пока сами не предвзято не познакомитесь с этой областью знания. Не забывайте, что читаете «Книгу Компромиссов», но компромиссов не невежества, а максимального знания – «ведения», или понимания.

Напомним читателю, что в отличии от теории познания диалектического материализма через представление, существует познание через понимание, где последнее является резонансом двух состояний: «знаю» и «умею» (это иллюстрация принципа Метамашины). Состояние резонанса возникает в единственный момент, когда «знаю» и «умею» окажутся на одной аллели. Теперь посмотрим на наш социум, где физики отстаивают только своё «знаю», а лирики – «умею», как если бы в модели двойной спирали ДНК Уотсона и Крика, один отстаивал первенство материнского, а другой – отцовского спирального генофонда. Пока первые и вторые не поймут своей принадлежности единому устройству разумности, выраженному через принцип Метамашины, академическая «грызня» неизбежна.

Вернёмся к стволовому праязыку, которым, по мнению авторов, вполне мог бы быть язык «Всеясветной Грамоты». Прежде всего, каким языком, с какой языковой ветви мы бы смогли анализировать ствол, который по определению всегда сильнее своей ветки? Читатель может только усмехнуться, ведь мы уже говорим по-русски, а значит, следующим шагом будет определить место нашего языка в кроне дерева языков (кстати, методом «деревьев и корней» пользуется не только Тибетская медицина, но и компьютерные системы). Современная лингвистическая наука, особенно это проявилось в Украине, пытается выяснить главенствующую роль, этакого primus inter pares (первого, среди равных), методом хронологии, т.е. сравнивая между собой дошедшие исторически письменные источники, а если артефакты не дошли до нас, или были намеренно уничтожены?

Линейная логика, принятая всеми Академиями наук, начиная с Парижской, в таком случае вынуждена констатировать, что «суждение затруднено, или невозможно», но как быть русскому человеку, просто впадающему в эйфорию, когда слыша от араба слово Палестина, он понимает его смысл: «палёный стан», турецкое Галипали он понимает как «голое поле», в британском Scotland (Шотландия) он слышит «скотовод», а японское самурай – как «сам у Ра»? Боевой и победный клич «уРа!» един на всём евразийском континенте, из чего такой «русский» человек сделает вывод, что его страна должна простираться от Индийского океана, до Атлантики, вот Вам, поле боя следующей войны и готово, а ведь всё так здорово и весело начиналось. Невежество (не ведение) приведёт славянские и арийские народы к тому, что выясняя, чей язык древнее и главнее, они не заметят, как начнут смотреть друг на друга через прорезь артиллерийского прицела (недавние события в Южной Осетии, ведь Аланы – иерархия «сучка», по отношению к славянским «ветвям», тому пример). Линейная логика поисков хронологических артефактов приведёт нас к летописям Киевской Руси (а что, была ещё и не Киевская? Псково-Литовская, Велико-Новгородская (желательно не путать с современным В.Новгородом на Волхове) с вечевыми демократиями, Царьградская [Византийская], Казанская, Ордынская?). Вопросы нарастают со скоростью снежной лавины, метод дедукции в действии. Неужели мы в когнитивном тупике?

Историки однозначно ответят: «Да, костюмчики у них были разные, обычаи и языки не очень совпадают», но у нас есть шанс применить метод редукции, нелинейной логики гармонических согласований (о принципах Гармонии – позже). Используя метод «деревьев и корней», мы можем выделить информационно более сильную систему, по отношению к системам «славянские языки». Такой системой является система «Церковнославянский язык», а ещё лучше – древнеславянский, в коем нам отказывает европейская историческая наука, который понимают, на котором отправляют службы в Евразии, Австралии, Америке и Африке. В основе его двух октавных согласований контекстов лежит принцип нарастания сообщения в кварто-квинтовом круге. Такой язык в бытовом отношении очень сложен, вспомните, хотя бы, двух октавную запись сообщения на церковных иконах, но люди, посвятившие себя его изучению в Духовной Академии, не знают географических ограничений в общении с себе подобными.

Ещё более информационно сильной системой, которую можно считать стволовой по отношению к системе «Церковнославянский язык», будет система языка «ВсеЯСветная Грамота». Такой вывод можно сделать на основании следующих признаков:

- универсальный 147-буквенный алфавит, сохраняющий цикличность диатонической (7) и хроматической (12) темпераций (буковица и латиница целостны), а также руны, которые можно рассматривать как единицы структур не пиктографических иероглифов;

- универсальное трёх октавное согласование контекстов (возможность чтения сообщения как слева направо, так и справа налево, как сверху вниз, так и снизу вверх). Это принцип оркестровой партитуры, к которому мы вернёмся при обсуждении квантово-оптического коррелятора в нейроне;

- трёх октавное согласование смыслов (явь – навь – правь), в основе которого лежит принцип кварто-квинтового цикла (обратим внимание, что цикл – не круг, и образован двумя полупериодами восходящей и нисходящей спиралей). Такой принцип ведёт к несчётному числу согласований бесконечного количества контекстов.

Последнее определение является, также, формулировкой принципа Метамашины, что лишни й раз подтвердило нам правильность собственных умозаключений. Вот теперь, уважаемый читатель, Вы можете делать свои выводы, принимать, или не принимать языки Всеясветной Грамоты, Древнеславянский язык староверов (просьба не путать со старообрядцами Никоновского раскола, как это делает история) Церковнославянский, да и вообще, продолжить ли чтение этой книги, или оставаться барахтаться в междоусобицах славяно-арийских (индоевропейских) и романо-германских (англо-саксонских) претензий на первенство. Методом редукции, помимо нас пользовались Л.Н. Гумилёв, М.М. Бахтин, П.П. Орешкин, чьи труды не пользуются популярностью из-за своей сложности. В книге последнего, названной «Вавилонский феномен» (изд-во Римского университета 1992, тир.70 экз. В 2002 г. книга издана на родине «ЛИО Редактор», СПб), высказана сходная с нашей версия стволового языка, с той разницей, что в качестве Метаязыка предлагается не Всеясветная Грамота, а – Русский. Но Пётр Петрович Орешкин – лингвист-практик, и свою правоту доказывает тем, что прочитывает (не читавшиеся до него никем) надписи на этрусских зеркалах, применив чтение их латиницы справа налево, и – по-русски, египетские же иероглифы, в его переводе, «заговорили» согласованно с их настенными фресками, а не бессмысленным набором трудно произносимых имён, предложенных Ж.-Б. Шампольоном, и поддерживаемых европейской египтологией до наших дней. Вдогонку заметим, что европейские «слависты» общаются между собой и переписываются по-английски не потому, что иерархия системы этого языка более сильная по отношению к нашему, а потому, что не могут осилить грамматику и правописание даже «урезанного» и «алфавитизированного» Кириллом и Мефодием азбучного русского языка. Так что, читатель, не расстраивайтесь, что понимаете в этой книге не всё, дорогу осилит идущий!   

Принцип Метамашины лежит не только в основании Метаязыка, но и – времени. Привычная из курса физики «стрела времени» Стивена Хоукинга – банальность линейного мышления, полезная для вычислителя и хронометриста. Даже, приписанная им же, «стрела психологического пространства», в понимании феномена не добавила.

В культурных традициях всех цивилизаций, время выражалось аллегорией, или календарём. Аллегория (Кронос, пожирающий своих собственных детей) – для «лириков», а календарь – для «физиков». Нами уже была предпринята неоднократная попытка [16] вербального разъяснения СУО отношений наблюдаемого и наблюдателя, соотносимости их разрядных сеток, но слова разъяснений не привели к пониманию у читателей. Причину этой неудачи мы видим в неопределённости границ семантического поля термина «время».

Тогда нами была предпринята следующая попытка раскрыть семантику термина через отношения хронологии событий времени (сутки, неделя, месяц, год), которые издревле носят название календаря (вспомним бессмысленные римские календы), хотя наши предки знали и смысл этого слова – «Коляды дар». Более того, они знали и иерархии согласований хронологических событий, для чего события материального, виртуального и причинного пространств (яви – нави – прави) освещались «разными солнцами»: Ярилой, Перуном и Ра (отсюда ВеРа – ведать, знать, понимать Ра, и Ра-дуга). Отголоски этих знаний мы находим у древних Египтян, в их триаде солнечных богов: Амон – Атон – Ра, где потеря целостного понимания согласований структур иерархий привела, в срок восемнадцатой династии (в частности, фараона Эхнатона), к большим религиозным, церковным и политическим конфликтам.

Время. Календарь

Тот, кто хоть раз задумался над тем, как организован наш календарь, представляет, что надо начать с объяснения себе частей того, что составляет целое. Так в минуте 60 секунд, в часе – 60 минут. На этом схожесть прерывается. Далее идут сутки, в них 24 часа, 7 суток – неделя, за ними месяц, где от 28 суток (однократно), до неравномерно чередующихся 30-31 дня, год (каждый 4-й – високосный), полнейший разрыв смыслов. Такой винегрет вполне можно намазывать на «стрелу времени» С.Хоукинга (тоже, кстати, нобелевского лауреата, поэтому он, как жена Цезаря – вне подозрений) и печатать отдельной статьёй в БСЭ, можно сразу после опуса о кварто-квинтовом круге, – блестящей иллюстрации наукообразной «пурги», удовлетворяющей тягу человечества к элементарщине, понятной ему. А как же Природа? Природа подождёт, надо быстрее объяснить устройство не совсем понятного мира понятными и, по возможности, простыми, удобными к употреблению моделями. Англо-саксонское тестовое образование ведёт именно к этому.

 Опять когнитивный тупик? Давайте совместными усилиями выбираться из него, находя новые (или старые) смыслы в привычных словарных комбинациях. Авторы уже высказывали своё мнение о цикличности деградации человеческих цивилизаций на примерах Древнего Египта, Вавилона, Античной Эллады и Римской империи. Недавнее крушение Советской империи – ещё один шар в ту же копилку. И дело, на наш взгляд, не столько в несоответствии производительных сил производственным отношениям, а в более глубинном разрушении универсальных структур СУО отношений. Когда объект отделён от субъекта – Вечного Наблюдателя, тогда молчит совесть (совместная весть), то можно делать всё, что захочу: свобода воли, свобода выбора.

У древних славян был другой взгляд на свободу: делать то, чего не хочу, и не делать того, что хочу. Очень странная для современного человека позиция, но при ближайшем рассмотрении мы были вынуждены с ней согласиться потому, что она относится к «знанию». Нам бы хотелось представить согласование пространств и циклическую октавную трансформацию структур лада в виде простенькой модели кварто-квинтового круга из БСЭ, но поиск истины заставил нас сделать над собой усилие и «раскопать» этот процесс на достаточную глубину. Так же и с календарём, можно было бы оставить банальную «стрелу времени» С.Хоукинга, летящую из прошлого в будущее, но пребывающую в вечном «нигде», на которую нанизывались бы бессмысленные минуты, сутки, недели и месяцы, составляющие собирательное понятие «год», но мы этого не сделали, а отправились искать смыслы времени в прошлом.

Наше внимание привлёк символ Двуликого Януса. Неужто он означает только тривиальный взгляд на прошлое и будущее из одной точки наблюдателя, как нам объясняют историки и археологи? Но, столкнувшись однажды с культурой мышления на уровне пифагоровой коммы и согласования пространств путём вписывания сферы в куб и – наоборот, мы отбросили такую версию. Символ должен относиться к другой, более высокой, иерархии сложности систем.

Тогда мы снова применили метод редукции – от общего к частному. Какой самый общий принцип разума? Метамашина [4] (без знания этого понятия читателю не обойтись, поэтому, помимо первоисточника, обратитесь к парадигме предмета, несколько ниже по тексту текущей главы). Если время – это атрибут разума, то мы должны разглядеть в нём Метамашину. И мы увидели единство Принципа Разума во Времени. Но, давайте по порядку, чтобы читателю было понятно.

Итак, Двуликий Янус. Универсальный символ СУО отношений: субъект, созерцающий объект. Так прошлое наблюдает будущее, ночь – день, смерть – жизнь, сон – бодрствование, и так ниже по иерархиям: язык самоописания наблюдается языком описания, паренхиматозная клетка органа – сеткой стромы, нейрон – глиальной сеткой, нота – сеткой лада.

 Чтобы возник феномен времени, необходимым и достаточным условием будет синхронное наблюдение и восприятие объекта субъектом и наоборот, субъекта – объектом. Это называется актом «сознания». Поясним примером. Механизм восприятия зрительного образа в мозгу синхронизирован сеткой хроматической темперации 24 кадра в секунду. Стоит изменить темперацию и подать на экран 25 кадров в секунду, как восприятие объекта раздвоится: сознательно он будет поддерживать образ «правильной» темперации, содержание же 25-го кадра окажется «вне сознания», за пределами разрядной сетки, что отнюдь не исключает его влияния на объект. Этим объясняется то, что использование 25-го кадра на телевидении запрещено международной конвенцией. Таким образом, время – акт сознания, являющийся результатом согласования пошаговых регистров устройств разума (регистры БД и БЗ Метамашины) объекта и субъекта (вспомните, как иллюстрацию, славянские хороводы).

Теперь, вроде, всё стало ясным: стоит нам согласовать темперации событий, и мы получим искомый календарь. Давайте, не будем спешить, ведь нам нужно не представление о времени, а его понимание.

До наших дней дошло много вариантов календарей, отличающихся друг от друга только выбором субъекта (Солнце, или Луна) для объекта (человек). Но наше внимание привлекли три, совершенно независимых календаря с разных континентов, относящихся к разным культурам, но объединённые единым признаком: в качестве объекта в них выбран не человек, а три последовательных наблюдателя: человек, планета Земля и её спутник – Луна. Эти календари следующие:

· тибетский календарь Калачакра (Колесо Времени) с матрицей (размерностью периода) 5/12;

· славяно-арийский календарь Круголет Числобога с размерностью периода 9/16;

· календарь индейцев Майя, Цолькин, с размерностью периода 13/20.

Нас совсем не интересовало обычное: когда празднуется Новый год, на какой месяц приходится начало того, или иного сезона и прочие, даже дни рождений христианских святых. Главное заключалось в порядковых числах их матриц, и для глаза, умеющего разбирать нотные партитуры, стало ясно, как «играть» каждый из календарей. Мы поняли принципы согласований пошаговых регистров, заложенные в них. Право, читатель, избавьте нас от труда, в который раз описывать словами то, что должно исполняться, играться на инструменте. Такие, на наш взгляд не весьма успешные попытки один из авторов сей книги уже предпринимал, поэтому мы оставили за собой право вынести их за рамки этого коллективного труда. В качестве иллюстрации наших слов, приведём пример размерностей, в которых, в основном, исполняются музыкальные произведения: 2/4, ¾, 4/4, 5/8, 6/8 и 7/8. Если в нотации размерностей пять и семь восьмушек сложностей, если правильно считать, не возникает, то вот исполнить, или спеть записанное – большая проблема (разрыв между «знать» и «уметь»). Сложные размеры приведённых выше календарей исполнить можно, но при условии согласования матриц в разных иерархиях (в Информодинамике такое согласование называется сложной системой вложенных динамик). Мы уже сказали, что сложность согласуемых иерархий определяется тем, что в СУО отношениях объект представлен тремя участниками: человек, Земля, Луна, при одном субъекте – Солнце. Именно это показывают три приведённых нами календаря.

 Прежде, чем приступить к разъяснению принципа согласования в сложной системе вложенных динамик, следует освежить в памяти читателя принцип часового циферблата: 12 равномерных дуг окружности образуют 12 равных секторов, отделённых друг от друга 13 чертами разрядной сетки (чертова дюжина). Цифры, от 0 до 12 проставлены (Рис. 1.2) против черточек разрядной сетки, поэтому у нас с часовым циферблатом связаны три прочные иллюзии (кто пользуется электронными часами не питает даже этих иллюзий):

 

                                                                                 Рисунок 1.8. 1

                                                                                          

- 1 час соответствует одной цифре на циферблате;

- количество цифр на циферблате соответствует количеству часов,

то есть 12.

- время от 0 до 6 имеет то же направление, что и от 6 до 12.

Развеем эти иллюзии, а заодно «реабилитируем» чертову дюжину, которую невежественное человечество стало относить не к разрядной сетке, а к «чёрту». Один час соответствует интервалу, равному длине дуги окружности, поделённой в размере хроматической темперации (13). Результатом будут 12 равных сектора круга. Остановимся на этом месте, чтобы выяснить различие между европейским и тибетским циферблатами, не зная которого невозможно понять принципа образования рун.

Не будем задерживаться на рассмотрении европейского циферблата, в нём, часовые мастера «схлопнули» матрицу 5/12, поделив один цикл на 60 минут (5х12=60), то же, соответственно, сделали и с секундами. При этом часы с тремя (секундная, минутная и часовая) стрелками, за сутки делают 2 полных, гомологичных оборота (день – ночь) часовой стрелки 24 часа (сутки), но были утеряны смыслы зеркального отражения дня – ночи.

 Тибетский циферблат, как предмет, не существует (тибетцы пользуются европейскими часами), и даётся только в знании о нём, в форме мантры. В тибетских сутках 12 часов, из которых половина – дневной аспект (Рама), а вторая половина – ночной аспект (Кришна). Читателю, которому не симпатичны символы Кришны и Рамы, мы советуем заменить их шахматной доской со сторонами 12 и 5, что ещё нагляднее. Каждый час также имеет дневной и ночной аспекты. Тибетский монах, посвятивший свою жизнь Календарю, ежедневно, в процессе медитации (созерцания), визуализирует в своём виртуальном пространстве «видения» (как музыкант может мысленно «проиграть» известную ему пьесу, даже извлечь неизвестную, тогда он – композитор, в виртуальном пространстве «слуха») смыслы мантры. Эти смыслы являют собой взаимное расположение стрелок мысленного циферблата. Две стрелки начинают своё движение от нуля относительно вертикали 12(0) – 6, разделяющей циферблат на день и  ночь (белая и чёрная клетки шахматной доски). Читателю уже трудно следить за мыслью? Это пример гармонического согласования. За один шаг короткой стрелки (1 час), длинная (белое – чёрное) сделает два шага. Взаимное расположение короткой и длинной стрелок относительно вертикали составит 24 руны алфавита. Мы не ввели согласование 5 циклов по 12 (60 минут) и чередование «чет» – «нечет» (женское и мужское) из-за перегрузки внимания читателя. Именно этим объясняется переход к европейскому циферблату. Советуем читателю не экспериментировать с виртуальным зрением, а сделать модель циферблата и составить свой «рунический алфавит», тогда станет понятной сама идея хроматической темперации, и её матрица 5/12, или воспользоваться буддийскими чётками из 108 камней, но их часовое, годичное, 3-х, 12-ти летние и т.д. вплоть до Манвантары и Кальпы согласования, требуют специальных разъяснений.

Следующие по сложности два Календаря, это славянский «Круголет Числобога» и майянский «Цолькин» с матрицами 9/16 и 13/20, соответственно. Формат книги не позволяет тупо «передрать» несколько томов комментариев индейцев и собственных исследований Хосе Аргуэльеса, посвященных Цолькину. У читателя будет счастливая возможность познакомиться с ними самостоятельно. Что касается славянского календаря, то он извлечен нами из текста источника, называемого «Славяно-Арийские Веды». Зная, мягко сказать, натянутое, а зачастую просто враждебное отношение археологов (Эрмитажных, в частности) и историков к этому источнику (аргумент: не могло быть у Славян, чьи корни появились только в VII-IXвв.н.э. письменного источника, датируемого многими тысячами лет, это фальсификация истории). Мы не историки, и не собираемся что-то доказывать в Вашей, господа, епархии, но когда нами извлечен очень сложный культурно-научный артефакт, выстраивающийся между двумя другими, не вызывающими сомнения в мире науки, и достраивающий картину Мироздания до целого, мы не будем думать о «сомнительности» его первоисточника. Более того, напрашивается мысль об очень не дружелюбном отношении со стороны академической науки к славянам и их знаниям – «ведам». Очень хочется погасить и не вызывать и тени национализма – истина дороже, заметив по ходу, что у половины авторов этой книги, кроме славян-татар, предки литовцы и шотландцы, но мы все одной расы, не имеющей партийности и национальности, и служим мы своей расе, называемой Расея (Россия).  

 В самом деле, если всё написанное нами выше о Калачакре «сжать» в контексте следующей иерархии сложности (октавы), то получится таблица в виде шахматной доски хроматической темперации матрицы (размерности) 5/12, каждый из прямоугольников (5х12) которой являет собой такую же таблицу, той же мерности.

Тогда Круголет Числобога (в первоисточнике таблицы нет, только словесное описание) можно представить таблицей диатонической (9 – разрядная сетка такой октавы) темперации (ниже читатель поймёт, зачем нам это надо) с матрицей 9/16. «Шахматная доска» такой таблицы неравномерна в пропорции темперации (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон), каждый из её неоднородных квадратов (9 по 9=16!, из-за углового сгиба и двойного наложения линий сетки) – такая же «шахматная доска». Эта сложная конструкция «движется» по оси диатонической темперации, меняя внутреннюю структуру в последовательности «Сокровенного цикла». Обращения ладов «Сокровенного цикла» придают системе спиралевидное движение так, что она неотличима от «лопасти» винта Архимеда. Если посмотреть на этот «винт» фронтально, то получим аналогию циферблата, на котором по вертикали 0 – 6 часов расположены точки зимнего и летнего солнцестояний, а по горизонтали 3 – 9 часов будут точки весеннего и осеннего равноденствий. В этом заключается смысл того, что славяне праздновали свой Новый год в 20-х числах марта. Он приходился аккурат на первый день после точки весеннего равноденствия, когда светлая часть дня становится чуть больше тёмной. Авторам очень бы хотелось посмотреть в глаза и поклониться тому «шалуну», который «подделал» Славяно-Арийские Веды, потому что Календарь, заключённый в одном из их томов, трудно не то чтобы понять, но даже – представить.

Календарь индейцев Майя «Цолькин», признан научными кругами всего мира в качестве памятника культуры Американских Соединённых Штатов. Авторам не известно, какое отношение США имеют к Календарю индейцев, давно истреблённых ими, но большое количество книг посвященных и комментирующих Цолькин, вселяет в них уверенность, что индейцы не подделывали свой артефакт, как это (по мнению учёных) сделали славяне со своим Круголетом. И на том спасибо.

Работая с литературой о Цолькине, у нас сложилось впечатление, что писать о нём – модно, а понять – сложно, поэтому все авторы (включая самого ведущего эксперта – Хосе Аргуэльеса) пишут о нём, не понимая ни предмета, ни его смыслов. Чтобы понять термины «кин», «хроматик», нужно родиться индейцем со способом мышления, современным самому Календарю. Мы педантично следовали всем рекомендациям в постижении Цолькина, но не смогли собрать даже радугу, а по словам высокоумных книжных наставников – должны были. Тогда у нас зародилось первое сомнение в том, что наши учителя правильно понимают «хроматик» как цвет, а не как темперацию. Вторым сомнением стала матрица Календаря, 13/20, размерность которой явно указывала на наличие хроматической темперации (13). Но что означает 20? Поиску ответа на этот вопрос вполне можно было бы посвятить пару книг, но по причине неистребимой российской лени, ответим сразу – это суммарная, хроматическая и диатоническая темперации.

Давайте сначала.

· Калачакра 5/12 – это календарь линейных хроматических согласований первой иерархии сложности систем «человек – Земля» (хроматическая гамма): «секунды – минуты», «минуты – часы», «часы – сутки». Можно представить таблицей в виде шахматной доски, в каждой клетке которой раскрывается такая же таблица, и которая, в свою очередь, является клеткой таблицы более высокого порядка;

· Круголет Числобога 9/16 – это календарь плоскостных диатонических согласований второй иерархии сложности систем «Земля – Луна» (диатоническая гамма): новолуние – 1-я четверть – вторая четверть; ещё одна гамма – полнолуние – 3-я четверть – четвёртая четверть. Можно представить таблицей в виде шахматной доски, являющейся лопастью винта Архимеда.

· Цолькин 13/20 – это календарь объёмных комбинированных (хроматических и диатонических) согласований третьей иерархии сложности систем «человек – Земля», «Земля – Луна» «Луна – Солнце». В музыкальной гармонии такая форма согласований носит название Кварто-Квинтового круга. Можно представить себе объёмной шахматной доской сложной разметки, совершающей круговые движения по оси винта Архимеда.

Только после того, как у нас возникла ясность относительно предмета исследований, с которым каждый человек сталкивается постоянно, мы позволили себе смелость сказать, что поняли «феномен времени». Обратите внимание на то, что понимание возникло не после анализа удобных в практической деятельности человека «солнечных» календарей Юлия Цезаря (до сих пор используется ортодоксальной христианской церковью), римского Папы Григория (используется всем миром в светской жизни), «лунных» – мусульманского и китайского, но после анализа очень сложных, абстрактных, не применимых в быту календарей, составляющих непрерывную шкалу иерархической сложности систем согласования, каждый из которых заслуживает отдельной книги.

Следующий шаг был подсказан нам в одной из книг Хосе Аргуэльеса, где упомянутый Аргуэльес ратует за применение универсального «Календаря 13 Лун». «Отчего же не применить?» – согласились авторы, и стали внимательно изучать предложенное в тексте, но, кроме лозунгов и рекламы быстрого рая на земле, ничего разглядеть не смогли. Стало очевидно, что древние индейцы знали о гармонических согласованиях много больше своего американского адвоката (хоть он и является основателем «Института Времени», с филиалом в Москве) в наши дни. Зная по собственному опыту, как трудно находить слова, конгруэнтно описывающие процессы в Гармонии, авторы решили, что лучше поймут идею универсального Календаря в разговоре, если не лично с Х.Аргуэльесом, часто бывающем в России на Алтае, то хотя бы с его учениками и последователями из «Института Времени» (благо, Интернет позволяет это сделать без промедлений). Первые же недели электронного общения показали, что мы говорим на разных языках, а участники «Института», по нашему мнению, проявили все признаки «элитарной тусовки». Вскоре почтовый ящик был забит призывами и лозунгами от «Хроматиков» и «Кинов» с территории всей России и ближнего зарубежья, но никакого позитивного диалога на форуме не происходило. Нас призывали верить, по факту международного авторитета Х.Аргуэльеса, в то, что «Календарь 13 Лун» просто необходим для светлого будущего всего человечества, но в коммунистическом прошлом нашей страны мы уже это проходили. Переписка, принявшая форму «службы знакомств последователей Хосе» должна была быть прекращена, и мы сменили электронный адрес.

 Неудачная попытка найти единомышленников не ошеломила, но подзадорила одного из нашей команды. Имея навыки нотации, он записал нотную партитуру «Календаря 13 Лун» на основе трёх описанных выше Календарей (здесь мы согласны с доктриной философии диалектического материализма, что критерием истины является практика).

Целью партитуры было выяснить, сойдутся ли пошаговые регистры разных иерархий согласования (часы – дни, дни – недели, недели – месяцы), пройдя полный годичный оборот в кварто-квинтовом круге, в одну ноту, которая на полтона выше исходной, и в тональность до-диез мажор. Сразу скажем грамотным вычислителям, что записывалась демонстрационная версия, в которой, для исключения сложно синкопированного (перенос акцента с ударной на не ударную долю) ритма, трудного в исполнении даже джазистам, длительности солнечных и лунных суток нами принимались как равные. Были исписаны и переписаны километры листов нотной бумаги (в тибетских монастырях таблицы гармонических согласований многих-многих лет занимают сотни метров архивного хранения), но результат оказался ошеломляющим: всё сошлось. Даже суммарные пифагоровы коммы пошаговых регистров сошлись в один эпигомональный (над гомологичный) 365-й день! За полную октаву структурных трансформаций в кварто-квинтовом круге (12 лет, цикл 12 животных в Восточном календаре, в Калачакре), пифагорова комма составила 3 дня, которую уже до нас договорились поделить на каждый 4-й год, называемый високосным.

Прекрасный результат, мы сами это понимали, но азарт исследователя заставил двигаться дальше: а можно ли эту партитуру сыграть? К нашему восторгу, партитура была сразу безоговорочно принята (чтобы принять, сначала необходимо было понять) музыкантами классического направления. Не обошлось без фактора везения (везёт тому, кто много везёт): посмотревший партитуру, руководитель классического струнного квартета «Chocafe» из Краснодара, Семён Мосинцев, предложил сделать её студийную запись. Так, в 2002 году, на краснодарской звукозаписывающей студии «Эдельвейс» (инженер звукозаписи Н.Еропкин) была записана CD версия «Календаря», в основе которой лежат древнейшие Календари Тибета, Славян и индейцев Майя. Для правильного понимания звуковых смыслов «Календаря», читателю следует прочесть рекомендации по прослушиванию CD, прилагаемые в конце книги.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: