Этнические стереотипы - разновидность стереотипов социальных.
Этнические стереотипы - упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической общности, распространяемый на всех ее представителей.
С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представлений о других народах. Нередко при определении этнического стереотипа подчеркивается, с одной стороны, его целостность, ярко выраженная ценностная окраска, а с другой — наличие так называемого ошибочного компонента, препятствующего более полному, адекватному взаимопониманию людей и выступающему в качестве своеобразных шор, которые искажают видение особенностей поведения даже собственного этноса.
Система представлений, настроений, действий и свойств отдельных этнических общностей, отраженных в стереотипах, является элементом этнической психологии.
Этнические стереотипы представляют собой устойчивые представления не только о себе (автостереотипы), но и представления о других народах и чужих элементах культур.
|
|
Иногда разные этнические группы приписывают друг другу один и тот же обычай. Например, в нашей стране и во Франции, когда человек уходит из гостей не прощаясь, это называется «уходить по-английски». В Соединенных Штатах и Англии тот же самый обычай называется — «уйти по-французски».
Впервые понятие «стереотип» ввел в науку американский психолог У. Липпман. С оциальный стереотип -упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой «картинку мира» в голове человека.
Две причины выработки стереотипов.
1. Реализация принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления.
Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие явления каждый раз по-новому, а подводят их под уже имеющиеся категории. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на типичных для данной общности представлениях.
Для продуктивного функционирования стереотипа необходимо расчленение индивидом окружающей действительности с помощью процессов категоризации. При этом категоризация может разворачиваться посредством либо когнитивных, либо аффективных, либо поведенческих составляющих психики индивида.
2. Защита групповых ценностей реализующейся в виде утверждения своей непохожести, специфичности. Образно говоря, стереотипы — это крепость, защищающая традиции, взгляды, убеждения, ценности индивида, ему уютно за стенами этой крепости, ибо там он чувствует себя в безопасности.
|
|
Социальный стереотип -устойчивое психическое образование, в котором схематизирован-но, упрощенно и эмоционально отражается некоторый достаточно сложный факт действительности, прежде всего образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.
Стереотипы являются чувственно окрашенными образами, аккумулирующими в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношений индивидов.
Стереотип обладает рядом качеств:
в статическом плане — целостностью, оценочностью, ценностной окраской, наличием доли ошибочной информации;
в динамическом плане —устойчивостью, ригидностью, консерватизмом, низкой пластичностью в отношении новой информации;
в структурном плане — сочетанием эмоционального, волевого и рационального элементов.
Этнический стереотип - обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп.
В стереотипе выделяют четыре основных параметра:
1. Содержание —набор характеристик, приписываемых этнической группе.
2. Степень согласованности — единообразие характеристик, приписываемых этнической группе.
3. Направленность — общее положительное или отрицательное восприятие объекта стереотипизирования.
4. интенсивность – степень предубежденности по отношению к стереотипизируемой группе, выраженная в стереотипе (можно получить ранжированием характеристик, приписываемых этнической группе).
На социальном уровне этнический стереотип имеет две функции:
идеологизирующую (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы)
идентифицирующую (создание и сохранение положительного образа «мы», что достигается прежде всего с помощью ритуалов и невербальных средств).
Этнический стереотип может быть
автостереотипом, то есть описывать собственную этническую группу, и гетеростереоти-пом, то есть описывать другую этническую группу.
На становление этнических авто- и гетеростереотипов влияют три группы условий:
1. Политическая, экономическая и религиозная системы общества, формирующие определенный набор норм, ценностей, идеалов, императивов. В идеальном случае формирование этого набора происходит в непротиворечивом единстве, присущем ценностному отражению, ценностному атрибутированию действительности этнической элитой.
2. Социально-психологическая представлеыность норм, ценностей, идеалов и императивов внутри непосредственного окружения индивида. Установлено, что индивид тем легче идентифицирует себя с определенной группой, чем больше его коммуникативных связей замыкается внутри нее.
3. Индивидуально-психологическое бытие индивида, то есть совокупность реальных фактов его жизни.
Вопрос о соотношении понятий «стереотип», «установка», «предрассудок», несмотря на сравнительно давнюю историю исследований, пока является дискуссионным.
Одни исследователи склонны рассматривать стереотип как когнитивный элемент установки.
Другие отождествляют понятия «установка» и «стереотип».
Третьи считают, что сначала у людей формируется установка, а затем стереотип наполняется соответствующим этой установке содержанием.
Четвертые склонны считать стереотип формой выражения установки, которая придает стереотипу определенную направленность и интенсивность.
Некоторые авторы под этническим предрассудком понимают прежде всего этнический стереотип, наполненный враждебным отношением к стереотипизируемой группе; при этом этнический стереотип представляется как результат этноцен-трирования, то есть четко выраженной склонности рассматривать ценности другого народа сквозь призму ценностей своего этноса.
|
|
В отечественной социальной психологии подход к данной проблеме разрабатывается в рамках теории отношений. Стереотип и установка рассматриваются как стадии созревания и становления психологических отношений, понимаемых как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.