Этнические экспектации

Этнические экспектации -  ролевая и нормативная регуляция соци­ального взаимодействия людей.  (ожидаемое поведение членов этнической группы).

 

Социальная роль - социальная функция, реализуемая человеком на уровне со­циального поведения как представителя определенной эт­нической группы.

 

Упорядоченность повседневной жизни обуслов­ливается последовательностью выполнения человеком тех или иных социальных ролей, которые связаны с правами и обязанностями. Обязанность — это то, что человек вынуж­ден делать, исходя из своей социальной роли, вне зависи­мости от того, нравится ему это или нет.

 

социальная роль имеет два аспекта изуче­ния: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Определен­ная согласованность ролевого ожидания с ролевым испол­нением служит гарантией оптимального социального взаи­модействия.

 

Суть социальных ролей – исполнять обязанности, которые диктуются определенной ролью, и осуще­ствлять свои права по отношению к другим.

 

В зависимости от общественных от­ношений выделяют социальные и межличностные роли.

 

Со­циальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). В интеракционистских концепциях такие роли называются конвенционными (конвенция — соглашение). Это стандарт­ные безличные роли, состоящие из прав и обязанностей, не­зависимо от того, кто эти роли исполняет.

 

Выделяют социально-демографические (этнические, профессиональные и т. п.) роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщи­на — это тоже социальные роли, предполагающие специфи­ческие способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями, экспектациями.

 

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются статусом человека (лидер, кумир, любимый, изгой и т. д.).

 

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. – социально-типические роли.

 

По степени проявления выделяют активные и л атентные социальные роли.

 

Активные роли обусловливаются кон­кретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (учитель на уроке);

 

латентные не отража­ются в актуальной ситуации, хотя человек потенциально яв­ляется носителем данной роли (например, этнофоры).

 

По­скольку каждый человек, как правило, входит в разнооб­разные социальные группы, в которых он не может находиться одновременно, он имеет большое количество латентных социальных ролей.

 

По способу усвоения роли де­лятся на предписанные (определяются возрастом, полом, на­циональностью) и приобретенные, которые человек усваи­вает в процессе социализации и этнизации.

 

Способ получения роли зависит от того, насколько не­избежной является данная роль для человека.

Так, роли юноши, старика, мужчины, женщины автоматически опре­деляются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их выполнения. Здесь может быть только про­блема соответствия человека своей роли, которая уже су­ществует как данность.

Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека в результате це­ленаправленных специальных усилий. Например, роль сту­дента, специалиста, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями че­ловека.

 

Социальные роли существенно различаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себе определен­ные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания, вызванные утратой близкого человека, явля­ются вполне естественными и оправданными. Однако су­ществуют такие роли, которые предписывают эмоциональ­ную сдержанность и самоконтроль, как, например, работа следователя или хирурга.

 

Экспектации окружающих, соци­альные нормы, обычаи или даже мода могут определять те или иные уровни эмоций человека в определенной ситуа­ции. Даже исторические эпохи могут предопределить эмо­циональные проявления у людей, обусловленные их соци­альными ролями.

 

Мотивация принятия роли зависит от потреб­ностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены раз­личными мотивами.

Человек, по теории Парсон­са, чуть ли не с первых дней жизни оказывается интегриро­ванным в социальную систему, где существуют определен­ные экспектации и санкции тносительно его поведения.

 

 

Без прогнозирования ответ­ного поведения невозможно представить нормальное, конструктивное взаимодействие.

Неадекватность этнических экспектаций служит причиной большинства конфликтов, возникающих на этнической почве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: