Бюджетные правоотношения - это урегулированные нормами БП, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств гос и местных бюджетов, осущ в порядке, уст БК. (Не санкции)
Налоговые отношения возникают между налогоплательщиком и кредитными организациями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей. В свою очередь бюджетные отношения - это отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов, на бюджетные счета в кред организациях.
Группы правоотношений:
1) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осущ расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления гос и мун заимствований, регулирование гос и мун долга
2) Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учёта, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчётности
|
|
Особенности:
–они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории;
–права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования;
–в бюджетных правоотношениях, помимо органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно участвуют в качестве субъектов этих отношений государство, государственные или муниципальные образования;
- обязательным субъектом бюджетных правоотношений является государство или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). Юридические и физические лица в состав субъектов бюджетных правоотношений не входят.
При этом права и обязанности участников бюджетных правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон;
- бюджетные правоотношения являются временными, действуют в течение одного финансового года и изменяются каждый раз с принятием закона о бюджете (федеральном, субъекта Федерации или муниципального образования) на очередной год;
- обязательным объектом бюджетных правоотношений являются соответствующие денежные фонды - бюджеты различных уровней.
Субъекты бюджетного правоотношения: понятие, виды.
Субъекты бюджетных правоотношений – это участники конкретных общественных отношений по образованию, распределению и использованию средств бюджетов всех уровней, вступившие в них для реализации своих юридических обязанностей и прав, закрепленных бюджетным законодательством РФ.
|
|
1) публично-правовые образования (РФ, субъекты и МО)
2) ЗАТО, особые экономические зоны (тер-рии спец правого режима)
3) Органы гос власти и МС
4) Финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, кредитные организации
5) Главные распорядители, получатели бюджетных средств, казённые учреждения
6) Главные администраторы и администраторы доходов бюджета (контролируют отдельные поступления доходов)
7) Главные администраторы и администраторы источников финансирования дефицитов бюджета.
Субъекты БП принимают участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, явл участниками бюджетного процесса либо получают из бюджета денежные средства в форме бюджетного финансирования или бюджетного кредитования
За нарушение несут бюджетные меры принуждения (а не санкции).
Бюджетное устройство РФ.
Бюджетное устройство - это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в неё бюджетов по линии их доходов и расходов.
Бюджетная система РФ:
* федеральный бюджет
* Бюджеты субъектов РФ
* Местные бюджеты (МР, сельские и гор поселения, ЗАТО)
Основные принципы бюджетной системы: (по БК)
* принцип единства бюджетной системы
* Принцип самостоятельности бюджетов
* Принцип равенства бюджетных прав субъектов и МО
* Принцип сбалансированности бюджета (соотвествие доходов и расходов)
* Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (бюджетные средства должны использоваться целесообразно целям их использования)
* принцип прозрачности (жоходы и расходы бюджетов закрепляются в статьях законов и статьях расходов)
* Принцип достоверности бюджета (реальность расходов и расходов)
* Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (есть от-ть за нецелевое использование бюджетных средств)
* Принцип подведомственности расходов бюджета (ведомственная классификация расходов)
* Принцип единства кассы (все счета открыты в системе банков России или банка казначейства)
* Принцип общего покрытия расходов
* Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансовых бюджетов
* Принцип разграничения расходов, доходов и источников финансирования бюджетов между бюджетами бюджетной системы
Доходы бюджета - это поступающие в бюджет средства, за исключением средств источников погашения бюджетного дефицита.
Расходы - это выплаты из бюджета по опр направлениям расходных средств