Методы диагностики художественной культуры и творческих способностей личности

Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка, его творческие способности рекомендуется понаблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:

- предпочитаемые виды занятий, игр;

- самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);

- отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);

- инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);

- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);

- использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).

Творчески одарённые дошкольники могут проявлять большой интерес к различным видам занятий и игр, но преимущественно к тем, в которых они могут себя творчески проявить – открыть, создать что-то новое. Как правило, такие дети с радостью и большой увлечённость занимаются творчеством, проявляя при этом активность и инициативу; они достаточно самостоятельны в творческом поиске, но вместе с тем могут обращаться к старшим за необходимой информацией и за сведениями, как эту информацию получить. Такие дети целеустремлённы и настойчивы в осуществлении задуманного, их полностью поглощает сам процесс творчества.

Основные принципы диагностики творческих способностей:

Диагностические методики должны замерять показатели шаблонности и стереотипности мышления (что отображается в употреблении слов и образов в определённой ассоциативной связи). Индикатор креативности — в отдалённости от стереотипов (устоявшихся связях).

Оригинальность определяется как число обратных величин с точки зрения частоты встречаемости нестандартных ответов.

Замер уникальности осуществляется с точки зрения количества не встречающихся ранее идей по отношению к общему количеству ответов.

«На заметку. Низкие результаты диагностики вовсе не говорят о том, что человек неспособен к креативности: нужно учитывать, что творческие проявления бывают спонтанными и неподвластными регуляции».

На основе анализа характеристик одарённых детей психологи Дж. Рензулли и Р. Хартман предложили оценивать творческий потенциал ребёнка по следующим параметрам:

Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;

Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;

Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво, энергично отстаивает его;

Склонен к рискованным действиям;

Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;

Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;

Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов;

Нонконформист, не боится отличаться от других;

Ориентируясь на эти характеристики, можно оценить проявление творческого потенциала ребёнка.

Художественно-творческая деятельность как основа педагогического процесса.

Особая роль в осуществлении художественно-творческой деятельности принадлежит предметам художественно-эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство и др.), в результате изучения которых в сознании учащихся складывается единая художественная картина мира, развивается их эмоционально-чувственная сфера.

Художественно-творческая деятельность – это организованное взаимодействие ребёнка с художественными объектами, в процессе которого дети созидают, познают эстетический образ мира, преобразуют этот мир. Однако, чтобы являться субъектом художественно-творческой деятельности и творить по законам красоты, школьнику нужен ориентир. Жизненный опыт младших школьников ещё ограничен и ученики не сразу научатся выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога – воспитать у младшего школьника способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Накопление знаний, опыта – это значительная предпосылка для развития творческого воображения, фантазии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: