Методы выполнения декоративного тематического панно

Панно (фр. pannean) – произведение декоративного назначения (живопись, мозаика, рельеф, роспись по ткани, вышитое на ткани), прикрепленное к стене или потолку архитектурного сооружения. Панно – плоская текстильная замкнутая композиция. Тематика панно разнообразна (натюрморты, жанровые сцены, пейзажи, фантазийные сюжеты и т.д.). Как правило, панно занимает в интерьере определенное положение, либо является композиционным центром, либо декоративным пятном.

Декоративное панно – это живописное произведение, выполненное на стене или полотне с возможностью применения разнообразных декоративных эффектов. Декоративное панно может быть выполнено либо как самостоятельный элемент в виде оригинальной «вставки» в интерьер, либо занимать собой значительную площадь помещения, когда стены и потолок представляют собой взаимосвязанный сюжет.

Во всех странах в любые времена ценились эксклюзивные, уникальные интерьеры, которые существуют только в единственном экземпляре и которые невозможно повторить. Одной из разновидностей оригинальных дизайнерских решений является декоративное панно.

Уникальными элементами декора служат настенные панно, созданные своими руками. Особенно необычно и стильно смотрятся картины панно, выполненные на холсте в технике акрил. Ведь акрил обладает способностью привлечь внимание своим благородным блеском, необычайным переливам, фантастическим орнаментом. Декоративное панно, выполненное на холсте своими руками, - один из вариантов украшения жилого помещения. За основу можно взять сюжетную композицию, соответствующую интересам человека, способную не оставить его равнодушным.

Технологическая последовательность создания вышитого изделия может быть представлена в виде следующих действий:

- создание эскиза;

- подготовка материалов для изготовления изделия;

- изготовление изделия

1 подготовительныйэтап. Подбор искусствоведческой и методической литературы по изучению мордовской вышивки, текстильного дизайна. Определение спроса на практическую потребность изделия, использование материала и инструментов для работы.

На этом этапе мы продумывали взаимосвязь композиции и материала, в котором должна быть воплощена работа, определяли формат и размер композиции, размеры и формы, характер и расположение орнамента. По своему содержанию, по возможности декоративного обобщения, для создания декоративного произведения нами были использованы материалы и орнаментальные ритмы присущие мордовской вышивке. После того, как было сделано несколько зарисовок и фотографий, просмотрена специальная литература и проведен анализ орнаментов вышивок, мы приступили к созданию эскиза.

2этап – технологический. Создание эскиза или схемы будущего рисунка, подбор ткани, ниток. Нами предварительно было сделано несколько эскизов на основе собранного материала, рассмотрены возможные варианты композиционных схем, цветового решения, различие масштабности, количественный набор, характер мотивов. Выполнение отобранного эскиза в тоне и цвете.

 

32. Организационные основы работы коллектива народного художественного творчества.

Педагогический процесс в коллективе НХТ имеет свою специфику. Обусловлена она, во-первых, особенностями участников коллектива, которые нередко не имеют художественного образования, посвящают искусству лишь свой досуг, обладают разными творческими способностями и эстетическими пристрастиями.

Во-вторых, специфика любительства проявляется в определенной самостоятельности развития его видо-жанровой структуры, быстром отклике на возникающие направления художественного творчества, в полихудожественности (интеграция разных видов искусства).

К сожалению, художественное обучение отличается консерватизмом, поэтому возникает проблема приспосабливания руководителя к условиям ушедшей вперед художественной жизни.Появляется противоречие между реалиями жизни и полученными руководителем знаниями, умениями, навыками. Происходящие глубинные изменения в художественной культуре требуют от руководителя коллектива народного художественного творчества соответствия запросам современного общества.

В-третьих, необходимым условием любительства является свобода в реализации творческого потенциала личности. Но зачастую процесс взаимодействия руководителя с участником представляет собой модель, привнесенную из авторитарной педагогики, когда руководитель требует беспрекословного выполнения своих указаний, управляет поведением и деятельностью личности в ее свободное время. Специфика педагогического руководства народным художественным творчеством заключается в воздействии на личность не через прямое побуждение к действию в заданном направлении, а через создание необходимых психолого-педагогических условий для ее развития.

Из этого следует необходимость специфических подходов к педагогическому руководству художественной деятельностью любителей. Оно не должно дублировать ни руководство профессиональными художественными коллективами, ни свойственные только фольклору механизмы народной педагогики.

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого. Основой педагогического процесса в коллективе НХТ выступают художественно-образовательная и художественно-воспитательная деятельности. Педагогический процесс в коллективе НХТ создается руководителем и имеет следующую структуру: цель – задачи - принципы – содержание – методы – формы обучения – формы педагогического контроля – результат обучения.

Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся руководитель и участники коллектива. Глобальная цель педагогического процесса - духовно-нравственное возвышение личности.

Задачи.

1. Формирование и развитие знаний об истории, теории искусства, о реальных процессах современной художественной практики.

2. Овладение технологией художественной деятельности.

Однако судить о художественной культуре личности только по имеющимся у нее знаниям, умениям и навыкам невозможно. Если же они приобретают личностную окраску, вплетаются в духовный мир личности и влияют на ее отношение к искусству, к художественной культуре общества, то можно говорить об успешной художественно-воспитательной деятельности в коллективе. Основу такой деятельности составляет целенаправленное использование искусства как средства воспитательного воздействия на участников, с одной стороны, и формирование у них ценностного отношения к искусству – с другой. Поэтому возникают следующие задачи:

3. Воспитание художественных потребностей и ценностного отношения к искусству.

4. Развитие художественного вкуса.

Принципы педагогического руководства – это исходные положения, определяющие содержание и направленность педагогического процесса в любительском коллективе. Они являются своеобразным мостом из теории в практику. В качестве основных принципов педагогического руководства коллективом народного художественного творчества Т.И. Бакланова выдвигает следующие:

- принцип идейно-художественного плюрализма. Этот принцип обеспечивает многообразие идейного содержания, свободу выражения и столкновение различных идей;

- принцип взаимосвязи элитарного и любительского искусства, который трактуется как требование повышения общего художественно-эстетического уровня любительского искусства путем педагогической ориентации творчества участников на наиболее высокий уровень художественной деятельности и ее предметных результатов;

- принцип преемственности художественно-исторических традиций. Преемственность проявляется в наследовании законченных художественных произведений; художественных традиций; технологий творчества. Различают преемственность абсолютную, вбирающую все ценное, непреходящее, служащее стимулом дальнейшего творческого развития, и преемственность относительную, которая, в отличие от абсолютной, избирательна по своей сути.

- принцип взаимосвязи национального и интернационального. «Истинный патриотизм, - считал академик Д.С. Лихачев, - в том, чтобы, обогащая других, обогащаться самому духовно. Национализм же, отгораживаясь от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее. Культура должна быть открытой…» (4);

- принцип художественности, предполагающий развитие народного художественного творчества в соответствии с передовыми эстетическими идеалами общества.

Содержание – это часть опыта поколений, которая передается участникам коллектива для достижения поставленной цели. Содержание педагогического процесса в художественном коллективе включает знания об истории искусства, умения и навыки художественной деятельности. При построении содержания педагогического процесса необходимо учитывать как историческое развитие художественной культуры, так и ее обогащение новыми ценностями, обновление стилевой палитры и разветвление видов художественного творчества.

Специфику методов обучения и воспитания в коллективе народного художественного творчества определяет художественная деятельность, представляющая собой процесс взаимодействия личности с произведениями искусства. Такое взаимодействие осуществляется посредством художественных образов, на эмоциональной основе.

Методы художественно-образовательной работы: объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ, игра, метод эмоциональной подачи материала, показ, метод художественно-образных ассоциаций, упражнение; встречи с деятелями искусства и др.

Методы художественно-воспитательной работы: беседа, рассказ; посещение концертов, спектаклей, выставок; обсуждение произведений искусства; разработка декораций и костюмов, знакомство со СМИ, посвященных искусству, сайтов в Интернете и др.

Форма педагогического процесса – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Формы педагогического процесса отражают специфику художественной деятельности: индивидуальные или групповые занятия искусством (репетиции, тренинги и т.д.).

Формы педагогического контроля: концерты, спектакли, выставки, мастер-классы, прослушивания, сдачи партий и т.д.

Результатом педагогически целесообразной художественной деятельности должны стать:

- повысившийся уровень художественной культуры личности участника коллектива;

- активная художественно-познавательная и художественно-творческая деятельность участников как в рамках коллектива, так и в свободное от занятий время.

Педагогическое воздействие руководителя на участника является суммой одновременно действующих интеллектуальных, эмоциональных и волевых факторов, которые приводят к потребности саморазвития участника и последовательно преобразуют его в субъект социально-культурного творчества.

33. Требования к профессиональным и личностным качествам современного педагога.

Педагог как носитель профессии, по результатам исследований ученых, должен обладать такими качествами, как: адекватность самооценки, оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, настойчивость, трудолюбие, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается наличие такого качества, как остроумие, наличие ораторских способностей, артистичность.

Требования второго уровня, предъявляемые к педагогу вообще — это личная готовность к педагогической деятельности, которая предполагает широкую и профессиональную системную компетентность.

Отделяя профессиональную компетентность от других личностных качеств, имеем ввиду, что усвоение знаний (накопление информационного фонда)- не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии» т. е. умений и навыков- главного критерия профессиональной готовности.

В педагогике разграничивают наиболее общие, интегральные или «сквозные» умения, которые являются неотъемлемыми для педагогов любой специальности и частных умений.

Наиболее общими умениями являются умение педагогически мыслить и действовать, которые тесным образом связаны с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу.

В результате модель проф. компетентности педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в 4 группы:

1)Умение ставить педагогические задачи, связанные с

· изучением личности и коллектива с целью определения уровня подготовленности к активному овладению знаниями;

· проектированием на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся;

· выделением комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач; их конкретизацией;

· определением доминирующей задачи.

2) Умение программировать способы педагогического взаимодействия, позволяющие

· комплексно реализовывать образовательно-воспитательные и развивающие задачи;

· делать обоснованный отбор содержания образовательного процесса;

· оптимально выбирать формы, методы и средства его организации.

3) Умение выполнять педагогические действия, включающие;

· создание необходимых условий осуществления образовательного процесса;

· развитие деятельности, превращающей школьника из объекта в субъект педагогического процесса;

· организацию и развитие совместной деятельности

· обеспечение связи школы с окружающей средой;

· регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4) Умение изучать процесс и результаты решения педагогической задачи(самоанализ и анализ хода педагогического процесса и действий педагога.

Мастерство педагога формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником мастерства. Таким источником является только труд осознанный, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональных компетентностей.

Учителя мастера отличает от учителей не мастеров характер конструктивной деятельности. Так при разработке урока по конкретной теме учитель - мастер имеет ввиду всю систему знаний ученика и тот результат, который он хочет получить от ученика через несколько лет.

Исследованиями установлены характерные отличия учителей - немастеров от мастеров. «Знание предмета и те и другие выдвигают на первое место. Но если не мастера далее называют знание методики преподавания, то вторые, мастера, называют «знание психологии детей, а уже потом умелое применение методики благодаря этому знанию.

Итак, профессиональная компетентность, выступая условием становления и развития мастерства и готовности к работе со школьниками, составляет содержание педагогической культуры. Однако и они сами по себе не могут гарантировать успеха в профессиональной деятельности. Изучение биографий выдающихся педагогов показывает, что именно преодоление профессиональной ограниченности, способность рассматривать вопросы с узко-профессиональные вопросы с точки зрения широких философско-методологических и социально-культурных позиций дает наивысшие результаты в деятельности педагога. (гуманитарная культура).

· Гуманистическая культура педагога - оптимальная совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистических ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности. Именно наличие такой культуры позволяет педагогу изучать и диагностировать уровень развития учеников, понимать их, вводить в мир духовной культуры, организовывать духовно-насыщенную деятельность, формировать социально-ценностные ориентации.

34. Приобщение детей и подростков к народной культуре и творчеству в системе общего и дополнительного этнохудожественного образования.

Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа.

«Культура – это совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. Творчество возможно только в культуре, творчество и культура неразделимо связаны». К.М. Хоруженко

«Культура –материальное и духовное богатство, созданное и накопленное человечеством» (Г.Н. Волков);

«Культура-ценность, выполняющая межпоколенную трансмиссию»

(В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, М. Мид, И.Б. Орлова).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: