Философия и ее место в культуре

РАЗДЕЛ 1. ВОПРОС 1

 

           Философия как род знаний содержит знания двух видов: 1

           1)Знание, которое мы называем мудрствованием. Это «реальная философия», как говорит Мамардашвили. Когда мы говорим о философии, как о мудрствовании, то это всегда есть обсуждение экзистенциальных ситуаций человеческой жизни, обсуждение вечных вопросов человеческой жизни, обсуждение мировоззренческих проблем, вечных тайн человеческой жизни. Философия как личный опыт. Присуще любому человеку.

           2) Философия существует как теоретическое знание. Философия как система теорий. Философия разрабатывает свой, категориальный язык, методологические принципы. Это дело профессионалов: людей, которые рассуждение о предельных ситуациях сделали предметом своей работы.

           Философия -исследование предельных оснований бытия мира и человека. Философия - нечто всеобщее в системе отношений человека к миру. Философия - особый тип практика - духовного освоения мира. (курсив-Шестаков)

Характеристики философии из коневской статьи «Искусство и философский анализ»

• Философия вырастает на основе культурных форм-принципов (форм, выражающих глубинные основания деятельности, дающих человеку свободу в отношении деятельности).                                                                                                 

• Философия и само теоретическое познание начинается с разделения знания «по мнению» и знания «по истине». «Знание по истине», за которое ратует философия со времен Парменида, является, говоря современным языком, знанием абстрактным, знанием общего, которое тождественно истинному подлинному бытию, то есть такому, которое не может исчезнуть стать небытием ни при каких обстоятельствах.

• Философия основывается на интеллектуальной интуиции. Для философии важна целостность связи мира и человека, < о которой философия говорит как о бытии. Философия в конце концов всегда решает вопрос, что собой представляет - человек и каково его место в мире. Для философии эта проблема оборачивается обсуждением конечных оснований человеческой жизнедеятельности.

• Философия феноменологически гомогенна, и ей практически не свойственна сложная морфология.        

• Философия обращается к целостному человеку, уже преодолевающему дифференциацию

• Философия способна выражать целостную характеристику культуры, определяя тип мышления и деятельности.

Нечитанная нам лекция Конева - «В самом общем виде о роли философии в культуре можно сказать словами Гегеля «Философия-самосознание культуры. Философия-квинтэссенция культуры, выражающаяся в понятиях». Философия-то, что выявляет образ человека, философия помогает самосознанию человека. Помогает в том, что философия прямо ставит вопросы о сущности человека, о смысле жизни, о назначении человеческой жизни... Это мировоззренческие, вечные вопросы, как говорил Лейбниц. Марсель говорил: наука занимается проблемами, а философия тайнами. Вокруг этих вопросов вертится культура, обсуждение этих тайн есть философия.

Итак, функции философии в культуре:

           1. Отвечая на вопросы, люди познают себя. Через обсуждение вопросов человек говорит о том, что он есть.

           2.В культуре есть люди, которые профессионально занимаются этим. Они-то и задают тональность культуре, распространяют свои идеи на нее. Философия организует систему, культурные значения, мысли, ценности.

           3. Философия как теоретическое знание разрабатывает понятийный язык культуры, «разрабатывает объективные мыслительные формы культуры», как говорил Маркс. Философия разрабатывает категориальные структуры культуры.

итак, философия-это особая отрасль духовной деятельности культуры. Это духовная квинтэссенция культуры, в которой выражаются глобальные вопросы человеческой жизни. Философия как проба ответа на тайны человеческого существования. Философия - теоретическое рассуждение о строении бытия и сущности познания. Философия-рефлексия человека над самим собой, осмысление человеком своей деятельности».

           I. Одна из центральных проблем, возникающих при определении сущности философии - вопрос о том, является ли философия наукой. Философия часто строит теории и системы по научной модели, имеет свой категориальный аппарат. Внешне в философии присутствуют все критерии науки (объективность, рациональность, эссенциальная направленность (нацеленность на воспроизведение сущности и закономерностей объекта, особая организация знания-системность и даже в какой-то степени, проверяемость. Это дает основания считать философию наукой. Однако

1. Философия не наука, так как к ней нельзя подходить с теми же критериями оценки достоверности знания, что и в < науке. Существует проблема демаркации— процедура, которая показывает отличие науки от ненауки. Здесь действуют 2 принципа - принцип верифицируемости (достоверные знание выводятся на основе эмпирических данных) и принцип фальсификации, (любое утверждение науки можно опровергнуть опытом) Однако оба эти принципа не действуют применительно к философии: Так, утверждение «материя первична» доказать с помощью эмпирических данных невозможно. Философия изучает вещи, которые выходят за пределы непосредственного опыта— вера, любовь, человек, (то  ,-. есть верификация не осуществима) Философские положения не могут быть опровергнуты. Принцип «не убий» не может быть опровергнут каким-либо убийством. Ср. пример с лебедями для научного знания. Утверждение «все лебеди белые» опровергается наличием хотя бы одного белого лебедя, (то есть фальсификация в философии не осуществима).

2. В отличие от науки в философии существует национальное своеобразие Изучение атома не зависит от нации и политического строя. Но мы говори о русской философии, китайской философии, немецкой философии. А у мусульман ее фактически нет (Коран содержит запрет на постижение мира человеком).

3. Метод (форма или способ постижения реальности) в науке зависит от предмета. У философии нет специфических   методов.

4. У каждой науки есть свои проблемы, которые с ходом времени находят свое решение (классическая механика уже завершена). У философии проблемы всегда одни и те лее, они неразрешимы. В философии нет точек.

5. Каждая наука имеет свой язык. Язык же философии неопределен и размыт (субстанция, материя, сущность) Нет терминологичности, нет четких формулировок. Так материя - вещественное наполнение факта (у Гуссерля), материализм (у Ленина)

«Этика» Спинозы написана в математическом стиле и математическим языком. На основе понятий формулируются теоремы. Ньютон способен подтвердить свои теоремы эмпирически. Спиноза нет. Математика у Спинозы только в плоскости языка.

 

           Т.о. философия напоминает науку лишь по форме (это мое)

           Конева в лекции: Европейская философия возникает после искусства и до науки. Поэтому она вбирает в себя черты и того и другого. Как и искусство, философия постигает целостный мир, а как наука - постигает мир теоретически. То есть философия нечто среднее между искусством и наукой.

           II. Существует проблема понимания истории философии. С одной стороны, история философии понимается как история накопления человеческого знания (Гегель), с другой - история философии не ряд восходящих теорий, а обсуждение одного и того же вопроса. Каждая философская система в любое время сохраняет свою значимость. В этом смысле в философии нет прогресса. Один этап в философии не отменяет другой. (Мамардашвили)

Синтезирующая точка зрения (Конев): с одной стороны, история философии представляет собой поле взаимодействия, взаимовлияния, конкурирования различных равноправных философских идей и концепций. Философская мысль не умирает и не уносится рекой забвения. С другой стороны, в истории философии можно все-таки наблюдать смену определенных парадигм. В истории философии можно выделить своеобразные общие парадигмы философствования, тип построения и решения философских проблем:

           1) Парадигма «on he on» (бытие как бытие) Главная парадигма античной философии. Выросла из тезиса Парменида «Бытие есть, небытия нет». Античная философия разделила мир на мир подлинного и мнимого бытия. Подлинное бытие-то, что есть всегда, неизменно и неуничтожимо (бытия не может не быть) Подлинное бытие может быть только помыслено, это интеллигибельное (умопостигаемое) бытие. Истинная мысль тождественна бытию. Бытие может быть только в мысли. Подлинное бытие может быть представлено по-разному (Идея у Платона, атом у Демокрита, Бог в Средневековье, природа в Новое время), но оно всегда есть. Онтологическая парадигма философского мышления ориентирует человека в познании и деятельности на мир вне человека, на мир не только объективный, но и абсолютный, с которым человек должен согласовывать свой как свой ум (теории), так и свои цели и ценности. Истина здесь - нескрытость бытия, то есть свойство самого бытия, а не мысли.

           2) Парадигма «cogito». Парадигма эпистемологизма в философском мышлении зарождается в античной философии в период софистики, когда Протагор выдвигает тезис «Мера всех вещей человек, существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют». Вместо «on he on» в поле философского внимания входит реляция (с лат. - донесение) человека и бытия, в которой первый независим от второго. Ни в античности, ни в средние века эта парадигма не получила полного развития. Парадигма философии нового времени вырастает из тезиса Декарта «Мыслю следовательно существую». На основе этого тезиса развивается эпистемология как главная философская дисциплина новой философии и философская критика как классическая форма ее реализации. Философская парадигма cogito приводит философскую мысль к вsделению трансцендентального разума, который выступает рациональным условием всякого познания и логика которого определяет логику науки. «Cogito» у Канта - трансцендентальное априорное сознание, у Гегеля - абсолютная мысль, у Маркса - общественная мысль. Его скрытое функционирование рационализирует чувственный опыт и наглядный мир предметов. Философия «сogito» ищет обоснование достоверности научного знания, анализируя саму науку и способы ее действия. Наука о природе в той форме, в какой она возникла во времена Галилея, является для философии воплощением «cogito». Складывается представление об универсальной математике, которая охватывает весь мир.. «cogito» - «чистое» мышление, которое несет в себе либо врожденные идеи и логику их связи, либо врожденные априорные формы познания и логику их связей. Истина в парадигме «cogito» есть то, что всеобще и необходимо, а бытие есть то, где реализуется главный научный принцип -«если А, то В»

           3) Парадигма «existenz» В новейшей философии развивается новая парадигма философского мышления, стремящаяся увидеть бытие как жизнь и способы ее постижения. Вместо бытие как бытие перед взором философии оказывается бытие как жизнь, а вместо «cogito»-переживание, понимание жизни, интуиция. Основные вопросы парадигмы: Что такое человеческое бытие? Как оно открывается человеку? Как человек реализует это бытие? Вопрос о конкретном существовании человека.. Философия стремится выработать категориальный аппарат (экзистенциалы человеческой жизни, ситуации человеческого существования, который может описать конкретное человеческое существование.

           Новое философское видение действительности свое наиболее развитое представление нашло в экзистенциализме. Хайдеггер создает фундаментальную онтологию-учение о бытии, которое открывает конечные смыслы, которые определяют человеческое существование. Суть этой философии — рассматривает бытие и знание не как существующие сами по себе, а как моменты человеческого мира. Нет бытия вне человека и нет человека вне бытия. Знание также всегда участвует в бытии. Парадигма «existenz» как бы соединяет в себе онтологические и эпистемологические начала, видит новую действительность, которая не является ни чистым бытием, ни чистым мышлением. Действительность «existenz» не поддавалась старым, разработанным в классической философии когито методам анализа, поэтому необходимость ее схватывания в мысли вела к новой системе категорий и новому методу философского рассуждения (экзистенциальному методу). Парадокс философской парадигмы «existenz» заключается в том, что, выделив новую действительность философского рассуждения - бытие человеческого существования, она одновременно показывает его недоступность рациональному познанию, а, следовательно, и философскому познанию, которое должно быть рациональным.

           4) Парадигма «affirmo» Только зарождается в настоящее время. Парадигма «existenz» повернула философскую мысль к человеку. Неуловимость для рационального мышления неповторимого и единственного бытия человека как личности заставила философию искать этому индивидуальному бытию замещающий объект, который был бы объективным бытием человека, реперзентовал бы его и одновременно был бы доступен рациональному размышлению. Таким бытием выступает культура. Она объективирует в себе человека как возможность становления его бытия и его судьбы - его индивидуальности. Культура является необходимым условием и пространством существования, жизни и деятельности человека. Философия культуры должна дойти до последних оснований культуры как таковой, культуры «абсолютной», очищенной от ее конкретных культурных проявлений. В этом случае философия культуры становится критикой культуры в кантовском смысле, стремящейся выявить необходимые условия познания вообще в свойствах чистого разума как абсолютной способности познания. Для философской критики культуры также важно вычленить абсолютную способность культуры, абсолютный культурный акт, в котором и благодаря которому культура становится возможна. Чистый культурный акт должен быть актом утверждения «affirmo», которые вбирает в себя как мысль, так и действие. Утверждение ведет к появлению того, кто утверждает и того, что утверждается, ведет к становлению бытия, отличного от бытия натурального, ведет к реальности культуры. Исходный пункт философского анализа - «affirmo ergo est» -«Утверждаю, значит есть».

           Чистый культурный акт «affirmo» не является порождением конкретного субъекта, но каждый конкретный культурный акт является всегда актом конкретного субъекта, конкретного «Я». Поэтому в «affirmo» скрыто я-культурное, как в когито скрыто Я-трансцендентальное. Это Транскудьтурное Я как способность аффирмапии утверждает определенное бытие- мир культурных явлений, в котором живет человек и одновременно несет в себе бытие «Я» как личности.

 

Общие характеристики парадигмы «affirmo»:

           1. Небытие есть. Мир культуры включает в себя как бытие, так и небытие. Бытие культурного проявления тождественно с утверждением, с его возникновением, с его становлением. Его бытие выходит из небытия в акте утверждения и не может быть рассмотрено в отрыве от своего небытия. Реальным в культуре является не только утверждение чего-либо как существующего, но и утверждение чего-либо как несуществующего. Последнее выступает в культуре как негация, запрет, табу, которые утверждают возможные границы реального бытия человека, а через это указывают и на существование небытия

           2. Логика без противоречия. Классический аристотелевский принцип мышления через противоречие в культуре не действует. Здесь свои особенности

а) мышление о культурных явлениях допускает негативные дефиниции.

б) так как для человека мышление о культуре совпадает с ее пониманием и соединением с нею, а понимание совпадает с реализацией замысла, то философия культуры не может быть только критикой культуры (движением к ее основаниям), но и открытием логики ее построения и овладения ею Т.о, логика культурного познания должна быть логикой продуктивной силы аффирмации.

в) мышление о культурных явлениях допускает тавтологию. Принцип тождества усиливается вместо «а есть А» он принимает форму «Если А, то уж необходимо А», то есть тождество усиливается до постижения индивидуальности.

           3. Понимание истины в философии культуры. Истинность культурных явлений зависит не от того, соответствуют ли они чему-либо, «по-за» ними существующему, а от того, будут ли они утверждаться в действительности. С культурными явлениями связано два отношения истинности.

а) культурное явление может нести информацию о каких-либо внешних по отношению к нему ситуациях и объектах. Тогда вопрос об истинности встает как вопрос об адекватности культурного явления. Этот аспект присущ, прежде всего, научному знанию.

б) Культурное явление, утверждаясь и превращаясь в быте человека здесь-и-теперь, одновременно должно утверждать саму культурную способность человека, способность утверждения культуры, продуцирования культуры и своей жизни. Следовательно, подлинное, истинное культурное явление должно быть носителем самой силы аффирмации как силы креативной. Выходит, что мерой истинности культурного явления выступает близость этого культурного явления к акту аффирмации.

           Поиски нового мышления и нового видения мира, которые явно ощущаются в наше время, пытающееся изменить направленность развития современной цивилизации, могут быть более успешны, если возникнет философская парадигма

«affirmo».

 

РАЗДЕЛ 1. ВОПРОС 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: