Онтология и гносеология Платона

 

           1. Онтология Платона. Платон впервые формулирует понимание нового типа бытия -интеллигибельное бытие. Это момент, относительно которого все философские проблемы обретают новое основание, момент открытия сверхчувственного надфизического пространства, признаки которого не просматриваются в предшествующей философии физиса, искавшей причины феноменов физического и механического порядка (вода, воздух, огонь, холодно, разряжение, конденсация и т.п.) Платон здесь исходит из Сократа, который показал, что в общих понятиях закреплено знание абсолютное и полное. Платон распространил критерий общего не только на этические (как у Сократа), но и вообще на все понятия. Свойство понятий по Платону:

а) постоянство и единство.

б) предметы, которые соответствуют понятиям должны иметь эти самые свойства. Предмет должен обладать единством и постоянством.

           Предмет и понятия не принадлежат эмпирической действительности. Предмет и понятия -это идеи. Идея - это то, что можно созерцать и то, что в созерцании обладает единством и постоянством. Предмет и понятие - это иное бытие, на данное нам непосредственно. Мир идей -особый мир. По Платону, необходимо постулировать существование некой последней причины, которая, чтобы быть абсолютной, должна быть чем-то нечувственным, но умопостигаемым. Таковой является идея иди Эйдос или Форма. Т.О. у Платона происходит удвоение мира.. Рядом с миром вещи - мир идей. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергийностью и управляют вселенной. Они вечные образцы, парадигмы, по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Отношения между идеями аналогичны отношениям между понятиями. Существует иерархия идей и понятий от более конкретным к более общим. Мир идей можно представить как пирамиду, на вершине которой идея Блага, которая придает смысл и силу всем другим идеям. Все идеи стремятся к Благу. Бытие для Платона это только то, в природе чего лежит быть и что не может перестать быть. Идеи вечны и неуничтожимы по своей природе. Платон говорит, что идеи существуют. Вещи же возникают и исчезают. Только идеи обладают бытием. Вещи же подобны идеям и зависят от идей. Зависимость может быть причинная, а может быть по образу и подобию. Идеи-образы вещей. Порядок реальный подобен порядку в мире идеальном.

           Резюме онтологии Платона (это из какого-то конспекта к практике, наверное - Лосев, ТахО-годи.

           1) Идея вещи есть смысл вещи. Чтобы различать вещи, мы должны ответить на вопрос: что такое данная вещь и чем она отличается от всех прочих? Идея вещи и является ответом на этот вопрос, так как идея вещи -это ее смысл.

           2) Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части этой вещи и представляет собой в сравнении с ними новое качество.

           3) Идея вещи есть та общность составляющих ее особенностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений

           4) Идея вещи невещественна. Вода может кипеть, идея воды кипеть не может

           5) Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть своего рода «идеальная вещь», которая в своем реальном совершенном виде существует в «области идей» (на небе или выше неба, «умное место») -объективный идеализм

            2.Гносеология Платона

По Платону, познание-это «анемнез», то есть некая форма «воспоминания» «Искать и познавать-значит припоминать». Теория познания Платона опирается на его учение о душе.

           Душа-источник жизни, очень тонкая материя. Платон противопоставлял тело как материю душе как идеальному источнику жизни. Душа принадлежит миру идей. По Платону, материя телесна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же-это независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание о вещах. Чувственное восприятие порождает лишь мнение о вещах. Представления Платона о процесса познания наиболее развернуто в мифе о «Пещере». Человеческое познание подобно тому, что видят узники, сидящие в пещере спиной к истинной жизни. Тени, пробегающие перед ними- жалкие проекции людей и вещей. Участь большинства людей-пещерное знание теней. Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине -подъем души в область умопостигаемого. Подлинным знанием обладают лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей, избавить свою душу от телесного гнета, воспарить в мир вечных идей. Такое по силам только философам. Задача философии поэтому-направить духовную деятельность человека на запредельное бытие абсолютных ценностей.

           Коневская добавка Любовь-путь познания мира идей, (не вписывается в общую концепцию лекции)

 

РАЗДЕЛ 1. ВОПРОС 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: