Учение Аристотеля о сущем

 

           Аристотель создает первую продуманную и законченную философскую систему, в которой логически обосновано все. Европейская культура обязана Аристотелю существованием формальной логики как науки. Создал также отчетливое учение о государстве, в основу которого положил первое в истории социологическое исследование. Заложил основы эстетики как науки о прекрасном. Развил учение Сократа об этике, поставив ее в ранг науки о морали. Аристотель также осуществлял систематическую разработку категориального аппарата философии.

           Аристотель различил теоретическую и практическую философию и дал обоснование этому различию:

а) разум имеет 2 функции: познание основ бытия и познание основ действия. Поэтому разум имеет дело с 2 типами знания-знанием о бытии и знанием о действии.

б) Человек ведет двойной образ жизни: с одной стороны, исследует, с другой- предпринимает практические шаги. Поэтому человеку необходимы 2 типа знаний- теоретическое и практическое. Практическая философия-этика, политика, риторика, экономика, поэтика. Они позволяют человеку действовать в мире. Теоретическая философия: физика, математика и первая философия (термин Аристотеля). Они различаются степенью абстракции. Физика, например, менее абстрактна, чем первофилософия. Предмет философии-бытие как таковое. Все конкретные проявления этого бытия Аристотель предоставляет другим наукам. Эта философия- метафизика- учение о бытии, которое есть и имеет основания, чтобы не перестать быть. Здесь уместно вспомнить следующий тезис Аристотеля «Говорить о сущем, что его нет или о не-сущем, что оно есть-значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть- значит говорить истинное» Этот тезис заключает в себе как в зародыше всю логику, ставшую основой как теоретической мысли, так и практического действия европейского человека. Первая философия образует онтологию-учение Аристотеля.

 

           Свою онтологию Аристотель начинает строить с критики Платона. Аристотель не принимает удвоение мира, которое имеет место у Платона. Ведь идея вещи есть сущность вещи. Как же сущность вещи может находится в другом месте, вне самой вещи? По Аристотелю, нет двух миров. Есть один мир-мир конкретных вещей, которые образуют собой сущности первого порядка. Нет бытия вне конкретных вещей. В конкретной вещи можно выделить 2 элемента: например, человек. Некоторые свойства конкретного человека включаются в понятие «человек», а некоторые нет и находятся за пределами этого понятия. Аристотель выделяет в вещи то, без чего понятие перестает быть и то, что является добавочным компонентом - без чего понятие существует, а вещь нет. Для конкретной вещи эти компоненты нужны, а для понятия нет. Понятия образуют форму. Индивидуальные свойства вещи относятся к материи. У Аристотеля понятие формы не такое, как у Демокрита. У Аристотеля форма- сущностное определение, это понятие (хотя термин понятие Аристотель не использовал) Т.о. с пространственной формы Аристотель переключает внимание на понятийную (это влияние Платона) То, что у Платона идеи, у Аристотеля -формы, но она в отличие от идеи не материальна. Это уже понятие, (в этом значение Аристотеля). Материя, по Аристотелю есть все, что не есть форма. Форма определяет, разграничивает. Материя бесформенна. Материя у Аристотеля не есть материал, так как то, из чего уже что-то сделано есть оформленная материя. Материя - это та возможность, которая подвергается формированию и получает свое бытие. Материя - неопределенная основа явлений. Материя-возможность существования конкретной вещи. Материя не существует сама по себе, а существует только в вещи и только благодаря форме. Конкретные вещи состоят из материи и формы.

           По Аристотелю, существует 4 способа вычленения свойств конкретной вещи или (в учебниках) 4 первопричины:

а) по форме (формальная причина)

б) по материи (материальная причина)

в) по причине существования вещи (действующая причина)

г) по цели существования вещи, (целевая причина)

           Существование каждой конкретной вещи обусловливается всеми четырьмя причинами. Например, медный шар. Он образуется из меди, которая составляет его материю. Она приобретает форму шара благодаря действию кузнеца, которое направляется соответствующей целью

           Материя и форма-свойства самой вещи. Что же такое причина? Например, что есть причина статуи? Ее придумал скульптор в результате существования идеального образа у автора. Замысел-причина. Скульптура-следствие. Что связывает причину и следствие? Связующим узлом не может быть материя, так как замысел нематериален. Замысел - тоже не причина. Причина- образ, форма. Узел, связующий причину и следствие-форма. Причина существования вещи всегда формальна. Мы подобны по форме своим родителям, но мы не такие, как они. Причина всегда формальна, но материя разная. Действующая причина не в материи, а в форме. В этом же смысле рассматривается и цель существования Цель- это внутренняя причина. С формой Аристотель связывает наличие целесообразности в природе. Аристотель: все существует ради цели и цель эта есть причина существования вещи.- Энтелехия. (буквально -«оцеленность») Энтелехия-целесообразность вещи По Аристотелю все имеет цель в себе самом.. Цель вещи - стать собою (смысл энтелехии) Каждая вещь должна быть сама собой. У каждой вещи своя энтелехия. (Стол должен быть именно этим столом). Существует 2 типа энтилехий - энтелехия природы и космоса(Из желудя может вырасти только дуб, так как цель желудя заложена в нем самом) и энтелехия творчества. (Скульптор делает статую). Замысел-энтелехия человека как скульптора) Учение об энтелехии, как о цели быть самим собой у Аристотеля, подчинено учению о Боге как форме всех форм. Бог - высшая целесообразность. Итак, конкретная вещь оформлена и для этого оформления есть причина и цель. Философия Аристотеля носит телеологический характер (то есть включает в себя принципиальный момент учения о целесообарзности). Форма-сила целесообразного действия.

           Истинное знание, по Аристотелю, -это знание формы, так как только понятие говорит о том, чем в действительности является вещь. Аристотель, отвергая удвоение мира у Платона, утверждает другое удвоение- мир вещей и мир знания о них. Материя же непознаваема, так как она лишь возможность вещи, а не сама вещь.Познаваема только форма.

РАЗДЕЛ I. ВОПРОС 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: