Показатели адаптации | Дата | ||||||||||||||||||||||||
День адаптации | |||||||||||||||||||||||||
Отношение к расставанию с родителями | |||||||||||||||||||||||||
Эмоциональное состояние | |||||||||||||||||||||||||
Аппетит | |||||||||||||||||||||||||
Сон | |||||||||||||||||||||||||
Общение со сверстниками | |||||||||||||||||||||||||
Отношение к уходу из детского сада | |||||||||||||||||||||||||
Невротические реакции | |||||||||||||||||||||||||
Общение только в определенных условиях | |||||||||||||||||||||||||
Стремление спрятаться от взрослых | |||||||||||||||||||||||||
Проблемы пищеварения (рвота, нарушение стула) | |||||||||||||||||||||||||
Пристрастие к личным вещам | |||||||||||||||||||||||||
Наличие страхов | |||||||||||||||||||||||||
Истерические реакции, неуправляемое поведение | |||||||||||||||||||||||||
Бледность, потливость, тремор подбородка, пальчиков |
Индивидуальные собенности ______________________________________________________________________________________________
Заболеваемость 1._______________кол-во дней_______2.________________кол-во дней_________3.______________кол-во дней_______
4._______________кол-во дней_______5.________________кол-во дней_________6.______________кол-во дней_______
Адаптация | легкая степень | средняя степень | тяжелая степень |
o Психологическое сопровождение и эмоциональная поддержка педагогов и родителей.
Период адаптации является весьма проблемным и сложным не только для детей, но и для педагогов и родителей, которые также требуют особого психологического сопровождения.
Педагоги.
Правильная организация игр детей поможет педагогу более рационально построить свою деятельность. Дети в период адаптации находятся в некоторой дезориентации – им трудно ориентироваться в группе, игрушках, любую деятельность должен начинать педагог. Игра может быть совместна. Педагогу нужно научиться понимать:
когда детей можно оставить для самостоятельной игры – как правило, начатое взрослым действие, продолжается некоторое время,
когда снова необходима совместная деятельность (при проявлении негативных тенденций, таких как агрессия).
Дети часто обращаются к воспитателю не за помощью, а за пониманием. В семье ребенка много гладят, к нему прикасаются, ласкают и всего этого малыш часто лишен в ДОУ. Ребенку нужно от 5 до 10 поглаживаний в день. Освоение тактильных приемов взаимодействия поможет педагогу снять часть проблем.
Особое место необходимо уделить гигиене труда педагога. В режиме работы должно быть предусмотрено время на небольшие перерывы с подменой персонала, когда педагог может покинуть группу. Такие передышки помогут снизить напряжение, восстановить внимание. Возможно использование методов саморегуляции – ритуалы начала дня, релаксация, самомассаж, ресурсные технологии. Нужно помочь педагогу найти индивидуальную программу восстановления в течение рабочего дня.
При необходимости у педагога должно быть место и время для обсуждения итогов дня с коллегами, специалистами службы сопровождения. Это может быть совместное с психологом заполнение адаптационных листов, консультация, мини-совещание. «Разрядка» накопившегося напряжения через обсуждение, понимающее выслушивание, эмоциональную поддержку.
Родители.
Отдав своего малыша в дошкольное учреждение, родители испытывают весьма противоречивые чувства. С одной стороны, их ребенок подрос и ему нужно ходить в детский сад. У мамы появляется возможность продолжить свою профессиональную деятельность или учебу. С другой стороны, многие родители испытывают весьма негативные чувства – тревогу, вину, страх оценки результатов развития. Иногда эти чувства так сильны, что блокируют нормальное взаимодействие с педагогами и специалистами. Эти эмоции чаще всего возникают из-за неопределенности ситуации в силу закрытости детского сада. Частично снять эти проблемы может обсуждение нескольких тем:
Детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находится в ней, сколько захотят.
Родители могут приводить и забирать ребенка в удобное для них время.
Воспитатель будет выполнять просьбы родителей относительно питания, сна, одежды ребенка.
Закаливание ребенка будет проводиться только с согласия родителей.
Период адаптации ребенка к ДОУ, часто совпадает и с ломкой внутрисемейных отношений. Этот период является зоной риска для целостности семьи по нескольким причинам:
как пролонгированное следствие охлаждения отношений и отдаления супругов после рождения ребенка,
выход из материальной зависимости от мужа, увеличение разногласий,
изменения типа семейных отношений с патриархальных на партнерские.
Очевидно, что эти проблемы требуют индивидуального консультирования. Но, учитывая их, можно предусмотреть и групповую работу с целью укрепления внутрисемейных связей.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
АДАПТАЦИЯ МАЛЫША К ДЕТСКОМУ САДУ | КАК НАДО вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад |
Отрыв от дома, близких и родных и встреча с новыми взрослыми, незнакомыми, является для ребенка серьезным шагом. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким, бестравматичным. Как помочь ребенку легче пережить процесс перехода из дома в детский сад? Вот некоторые советы родителям. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки; приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках; ходите на день рождения друзей. Наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Обратите внимание на практические вещи: ребенок должен уметь сам есть, одеваться, пользоваться горшком. Постарайтесь привести дневной режим малыш дома в соответствие с режимом в яслях. Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет; каковы его умения и навыки; какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка. В первые дни посещения садика можно оставить малыша на 1 час, потом на 2 часа, т.е. чтобы привыкание было постепенное. Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и наутро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику. Отдав малыша, немедленно уходите, спокойно попрощавшись. Будьте артистичны, не выдавайте своего беспокойства. Постарайтесь в первые дни не опаздывать, забирайте ребенка вовремя. Когда ребенок привыкнет к детскому саду, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть просто плохим настроением. | Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить его ослабленную нервную систему. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач. Как можно раньше сообщить врачу и воспитателю о личностных особенностях малыша. Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. Создать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском саду. При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания врача. КАК НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде. «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой. Мешать его контактам с детьми в группе. Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему. Водить ребенка в многолюдные и шумные места. Все время кутать, одевать не по сезону. Конфликтовать с ним дома. Наказывать за капризы. В выходные дни резко изменять режим дня ребенка. Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом. Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка. Не выполнять все предписания врача. |
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Скоро вам вместе с вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:
Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
Будьте терпеливы.
Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми.
Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?»
Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте Сначала «ВМЕСТЕ», потом «РЯДОМ», и только затем «САМ»
Поощряйте любопытство.
Не скупитесь на похвалу.
Радуйтесь вашему ребенку!!!
(''Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ'' – Н.В. Кирюхина; М. 2005 г.)