Для моделирования поведения выбираются двое участников: на роль педагога и родителя. После небольшого эпизода проигрывания, около 3 минут, руководитель организует обсуждение. Обратная связь – сначала сами участники – игроки: «педагог» и «родитель», их чувства относительно поведения педагога-воспитателя (поведение родителей здесь не моделируется и не нуждается в обратной связи). Причем, сначала выслушивается мнение «педагога» – его чувства во время беседы, что ему понравилось, что он сделал бы в следующий раз по другому, затем его партнера- «родителя» по той же схеме. Потом обратная связь со стороны «зрителей». «Зрители» делятся своими чувствами по поводу ситуации. Желательно повторное моделирование эпизода.
Затем беседа моделируется с другими участниками. Желательно, чтобы все смогли «проиграть» роль воспитателя-собеседника.
Порядок работы при супервизировании, профессиональном консультировании педагогов.
1 шаг – договор на предстоящую работу, совместное определение целей и задач работы. К примеру, выявить причины появления детской агрессивности, возможности работы с ней. Этой работе может предшествовать семинар, практикум по анализу проблем агрессивного поведения детей. Проблематизация деятельности по работе с данной проблемой в группе. Выделение наиболее значимых проблем и одновременно поиск ресурсов по их разрешению.
2 шаг – выбор или построение рефлексивной схемы. Она выполняет роль своеобразной лоции в решении проблемы. Канва для анализа и отслеживания своих действий педагогом в нужном, требуемом направлении.
3 шаг – организация деятельности, наблюдение и супервизия ее психологом, другими педагогами.
4 шаг – самоанализ деятельности с опорой на рефлексивную схему. Выделение успешно решенных задач, переопределение нерешенных в позитивные цели.
5 шаг – при удовлетворительном решении данной проблемы переход к задачам другого уровня, выбор новой рефлексивной схемы.
В отличие от традиционных форм, когда педагог получает рекомендации, зачастую плохо соотносимые с реальным опытом или просто противоречащие ему, остается наедине с этой ситуацией, без помощи и поддержки, использование рефлексивных схем дает возможность постепенной работы с проблемой, в соответствии с возможностями ее реального носителя, педагога. Обеспечивает ему поддержку, снижает риск защитного поведения, обеспечивает последовательность и целенаправленность работы.
Параметры, фиксируемые в рефлексивной схеме, сформулированы на языке адресата, должны однозначно им прочитываться, с другой стороны они проработаны с определенных теоретических позиций, соотносимы с ними.
Рефлексия от лат. Reflexio – обращенность назад – процесс самопознания. Еще и то, как воспринимается и оценивается другими.
Уважаемые родители!
Мы проводим анкетирование с целью выявления трудностей, возникающих у родителей в период адаптации ребенка к детскому саду. Просим Вас ответить на следующие вопросы. Заранее благодарны.
1. Достаточно ли Вы были осведомлены о том, как подготовить ребенка к ДОУ:
а) достаточно;
б) частично;
в) не достаточно.
2. С какими трудностями ребенка Вы столкнулись в период адаптации:
а) нарушение сна;
б) нарушение аппетита;
в) плаксивость, нервозность;
г) агрессивность;
д) упрямство, капризы;
е) соматическая ослабленность Вашего ребенка (болезненность);
ж) Ваш вариант ответа.
3. Если у Вас возникали трудности во взаимодействии с ребенком во время адаптации, Вы обращались:
а) к специальной литературе;
б) к специалисту ДОУ (психолог, социальный педагог);
в) к воспитателю;
г) спросите у знакомых, своих родителей;
д) справитесь самостоятельно.
4.Получили ли Вы необходимую помощь в ДОУ по преодолению тех трудностей, которые возникали у Вас и Вашего ребенка в адаптационный период:
а) да;
б) частично;
в) нет.
5. Как Вы оцениваете свою степень поддержки ребенка в адаптационный период:
а) достаточная;
б) не очень достаточная;
в) не достаточная.
6. В какой форме вы предпочитаете получить помощь отвоспитателя или специалиста ДОУ по возникшим затруднениям в воспитании вашего ребенка:
а) индивидуальной;
б) групповой;
в) совместные занятия с теми родителями, у которых сходны с вашими проблемы.
Литература:
В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду. (из опыта работы московских педагогов). Приложение к журналу «Обруч», 2005
О.И. Давыдова, А.А. Майер. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. Приложение к журналу «Управление ДОУ», М, 2005
В. Штрасмайер. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. 260 упражнений в помощь тем, кто воспитывает детей 1-3 лет с проблемами в развитии. М., ACADEMA, 2002
Первые шаги (Модель воспитания детей раннего возраста). Материалы московского городского конкурса 2001-2002. М, 2002
Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов. – СПб., «Детство-пресс», 2003.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание третье – М.: «ЧеРо», 2002
Кольцова М.М, Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.- СПб.: ИД «МиМ», 1998.
Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книги 1-6. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997.
Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.