Часть II: Комментарий

Священное Писание

Важно, чтобы мы понимали: значение извлекается из мельчайших частей речи отдельного слова и распространяется на контекст предложения, повествования и, наконец, всей книги. Еврейское слово дава́р весьма многозначно, поскольку может означать «слово», «вещь» и даже «пророчество». По этой причине важно изучить более широкий контекст слов и их использование в Библии. Еврейские слова хе́сед (милосердие) и шало́м (мир) также являются примерами слов с широким смысловым диапазоном и могут быть поняты более глубоко, если изучить их во всем контексте Писания. В других случаях ряд библейских учений (доктрин) или идей легче всего понять, изучая группу слов с аналогичными значениями, которые вместе открывают полный спектр понимания. Одним из таких учений, к которому применяется подобный подход, — библейская концепция Остатка.

Иллюстрация

Церковь адвентистов седьмого дня отождествляет себя с Церковью Остатка из библейского пророчества. Она была призвана как движение последнего времени, ясно провозглашающее весть трех ангелов. Церковь Остатка объявляет субботу печатью, которая будет отличать людей, соблюдающих заповеди и имеющих веру в Иисуса (или веру Иисуса) (см. Откр.14:12). Они способны соблюдать заповеди только благодаря заслугам и силе Христа, как показывает Его пример борьбы и наследования венца жизни (см. Иоан.16:32-33; 1Иоан.4:4; 5:4-5; Откр.2:7,11,17,26; 3:5,12,21). Однако претензия на статус Церкви Остатка в нашем современном мире может восприниматься как самонадеянность. Откуда мы знаем, что у Бога есть Остаток?

Идея Остатка встречается повсюду в Писании. Одним из слов для обозначения Остатка является шеа́р, которое в своих различных производных встречается в Ветхом Завете 226 раз. Форма существительного шеа́р может обозначать «остаток» Израиля (Ис.10:20) или Его народ (см. Ис.11:11,16; 28:5). В таком случае текст указывает на то, что этот Остаток избран Богом. Тексты Ис.4:2–6; 6:13 описывают Остаток, который прошел через очищающий огонь Божественного суда и вышел через плавильню как святой народ. Другие еврейские слова, описывающие Остаток, также могут быть изучены и включают такие термины, как пала́т, мала́т, ятха́р, сари́д и ахари́т. Эти термины также должны быть изучены в их контексте, для этого можно использовать «Симфонию» с еврейскими и греческими указателями. Такой метод изучения Библии показывает, что понятие «остаток» описывается в Библии несколькими способами: 1) «исторический Остаток» подобен тем, кто в Ис.1:4–9 выжил после бедствия; 2) «верный Остаток» — это те, кто остаются верными Богу. Этому Остатку принадлежат все обетования для народа Божьего, содержащиеся в Писании; 3) «эсхатологический Остаток» — это те, кто пройдут через страдания последнего времени и выйдут победителями в великий День Господа, чтобы принять вечное Царство. В Откровении дракон «рассвирепел на жену» и вступает с «прочими (букв. остаток) от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17). «Этот пример библейского понимания Остатка может послужить, хотя бы в одном случае, иллюстрацией того, что для того, чтобы прийти к полному понимаю какой-либо темы, мотива или предмета, необходимо учитывать библейский контекст в целом. Каждый отдельный элемент в каждой из книг Писания вносит свой вклад в понимание целого» (Герхард Ф. Хазел. Постигая живое Слово Божье, с. 123).

Иллюстрация

Два открытия последних лет помогли нам понять происхождение Библии. В 1822 году Жан Шампольон расшифровал египетский язык, передаваемый иероглифами. Это открытие раскрыло давно утерянные секреты одной из древнейших цивилизаций и позволило нам сравнить древние египетские тексты с текстом Библии. Со временем появилось несколько интересных материалов: 1) Многие из географических мест, упомянутых в Библии, были описаны египтянами, которые регулярно совершали набеги на Ханаан и торговали с ним. Было обнаружено большое соответствие и точность имен и мест, упомянутых в письменных источниках Древнего Египта и в Библии. 2) Были многочисленные заимствования из египетского языка, в частности, в первых пяти книгах Библии — Пятикнижии. Ученые задокументировали ряд заимствованных слов, таких как тева́, — слово, обозначающее «ковчег», которое происходит от египетского слова, означающего «корзина», «сундук» или «ящик». Это слово используется и в словосочетании «Ноев ковчег» и обозначает корзину, в которую младенцем был положен Моисей. Название Египта, используемое в Библии, — Мицраи́м. Это название в еврейском языке является словом во множественном числе, которое происходит от египетского мср, — слова, обозначающего Египет. Окончание множественного числа указывает на «две земли» — Верхний и Нижний Египет. Также используются египетские идиомы. Фраза «простертая рука», используемая для описания Божьей защиты, является распространенным египетским выражением о силе. Автор использовал названия и слова из египетского языка. Наконец, в Библии есть несколько египетских личных имен. Все эти открытия позволяют сделать вывод о том, что первые книги Библии были написаны во время Исхода и что автор был близко знаком с Египтом, его обычаями и историей. Конечно, у Моисея были и образование, и подготовка, необходимые для написания библейских книг от Бытия до Второзакония, как утверждает Библия.

Другое открытие также относится к написанию Моисеем Пятикнижия. Примерно за сто лет до Исхода на Синайском полуострове был создан алфавит, который происходил от египетских иероглифов. Этот крупный прорыв в коммуникации упростил написание и сделал грамотность доступной для простых людей. Таким образом, Моисей мог использовать в написании не сложные египетские иероглифы, а упрощенный протоханаанский алфавит, который в конечном итоге развился в еврейский. Божий выбор времени всегда совершенен для передачи Его вести в руки Его народа.

Священное Писание

В Библии также есть уникальные понятия и слова. В описании Творения акцент делается на сотворении человечества. Человечество находится на вершине Творения. Это работа Божества, намерения Которого были выражены словами: «Сотворим человека по образу нашему» (Быт.1:26). Уникальный трехкратный акцент этого стиха на глаголе бара́ (творить) подтверждает намерение Бога сотворить мужчину и женщину уникальным образом по Своему образу и подобию. Непосредственный контекст Быт.1 указывает на то, что как Элохи́м (Бог) в Его величественной множественности, так и ру́ах Элохи́м, «Дух Божий», вовлечены в творческую работу (см. Быт.1:1-2). В Иоан.1:1–3 говорится, что Иисус — Слово был действующим Лицом Творения, потому что «Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть». Позволяя полноте Писания истолковывать себя, мы узнаем, что «мы» в Быт.1:26 включало все три Личности Божества. Люди, таким образом, были созданы в отношениях для отношений, чтобы они могли «плодиться и размножаться, и наполнять землю» (см. Быт.1:28). Они были созданы для общения с Богом в субботу, которую Он сотворил для них (см. Быт.2:1–3; Исх.20:8–11). То, что Бог желает обитать среди Своего народа, остается Его целью для нас в вечности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: