ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ПСИХОЛОГИИ.
Аддиктивные состояния. Психологические механизмы формирования аддикций.
Зависимость – когда говорят, что у человека имеются призраки зависимости, то имеется в виду, что жизнь этого человека, состояние здоровья (соматического или психического), начинает зависеть от присутствия или отсутствия а его организме какого – либо вещества, которое может быть вызвано или наркотическим или токсикоманическим средством.
Зависимость может быть: 1) психическая 2) физическая.
Психическая зависимость характеризуется овладеющим желанием или непреодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта и возникновения вызванных употреблением индивидуальных и социальных проблем, разрешаемых через повторное употребление; отнятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу. Психическая зависимость формируется из:
1.Потребности человека в изменении своего психического состояния.
|
|
2. Способности достичь психического комфорта при опьянении, который становится исключительным состоянием.
3. Функционирование психических процессов зависит от этого вещества.
4. Психическое (обсессивное) влечение = навязчивость влечения.
Физическая зависимость – состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма, включается в схему его жизнеобеспечения, при отнятии возникает проявляющийся на всех уровнях функционирования синдром отнятия (абстинетный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами.
Физическая зависимость формируется позже психической и зависит от наркогенности препарата. Характеризуется:
1-Потребностью в изменении физического состояния, т.е. имеется физический дискомфорт вне этого вещества. 2-Способностью достигнуть физического комфортного состояния, и этот комфорт предпочтительнее всех других видов. 3-Зависимость чисто физических и физиологических параметров организма от этого вещества. 4-Абстинентный синдром - синдром отнятия, лишения (вплоть до смерти). 5-К физическому комфорту имеется компульсивное (подобно голоду, жажде) влечение.
В психологической литературе термин аддиктивное поведение используется для обозначения психической зависимости от психоактивного вещества или от какого – либо рода особой деятельности. Аддикции бывают:
1. Пищевое аддиктивное поведение – нервная анорексия (ограничение приёма пищи или отказ); булимия (быстрое и обильное поглощение); гипералиментация (хроническое переедание).
|
|
2. Сексуальные аддикции - партнёр как сексуальный объект, средство для удовлетворения (нимфомания, фетишизм).
3. Госпитализм. Стремление больного уклониться от вступления в ролевые функции здорового человека из – за неприятия трудных для него условий жизни и межличностных отношений за пределами лечебного учреждения. Человек сливается с детской зависимой ролью больного и чем выраженнее болезнь, тем больше поводов для отказа от самостоятельности и опоры на себя.
4. Игровые аддикции. Азартные (гэмблинг) – признаки: 1)постоянная вовлечённость 2)изменение круга интересов, постоянные мысли об игре 3) “потеря контроля” 4) между играми – дискомфорт, раздражение, беспокойство 5) снижение способности сопротивляться соблазну. Компьютерные.
5. Работоголизм – люди не видят ничего кроме работы, забывая о семье, обществе.
6. Фанатическое поведение – сектантство.
7. Фармакологические аддикции:
Психологические особенности лиц, с аддиктивными формами поведения (B. Segal):
1. сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
2. скрытый комплекс неполноценности, сочетающейся с внешне проявляемым превосходством;
3. внешняя стабильность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
4. стремление говорить неправду;
5. стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
6. стремление уходить от ответственности в принятии решений;
7. стереотипность, повторяемость поведения;
8. зависимость;
9. тревожность.
У аддиктивных личностей отмечается феномен «жажды острых ощущений», характеризующейся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности.
Биологические и социокультурные предпосылки гендерных различий.
В результате недавних научных дискуссий было проведено четкое разграничение понятий пол и гендер. Пол указывает на биологический статус человека, говоря о том, кем является данный человек — мужчиной или женщиной. Гендер, со своей стороны, указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности или фемининности. Поэтому культурные ожидания и стереотипы, относящиеся к маскулинному и фемининному поведению, называются гендерными (а не половыми) ролями. Такое разграничение понятий не является жестким правилом, поскольку допускается пересечение категорий — ведь многие половые различия возникают за счет сочетания социальных и биологических факторов. Тем не менее это разграничение позволяет нам рассматривать социальные и биологические факторы отдельно и независимо друг от друга, а не обязательно в тесном переплетении. Быть женщиной еще не значит автоматически обладать фемининными характеристиками, точно так же и принадлежность к мужскому полу не тождественна маскулинности.
Наблюдения показывают, что уже на первом году жизни ребенка его взаимодействия с родителями дифференцированы по половому признаку. Родители мальчиков и родители девочек отличаются друг от друга по такому характерному показателю, как частота условных реакций на поведенческие сигналы ребенка. Согласно наблюдениям, при кормлении грудного ребенка матери реагируют на сигналы мальчиков более чутко и внимательно, чем на сигналы девочек. Как матери, так и отцы в ответ на голосовые сигналы мальчиков с большей вероятностью вступят с ребенком в контакт, чем в ответ на голосовые сигналы девочек. Эти явные различия в условном реагировании, замеченные в младенческом возрасте, продолжают существовать и в детстве. Многочисленные исследования, проведенные на различных возрастных уровнях, показывают, что мальчики получают от родителей не только больше негативных ответных реакций, в том числе и телесных наказаний, но также больше позитивных ответных реакций.
|
|
К различиям в дополнительном опыте в межличностной сфере добавляются различия в дополнительных возможностях, которые предоставляют игрушки, предлагаемые родителями мальчикам и девочкам. Мальчики получают более разнообразные игрушки, чем девочки, и виды игрушек, предлагаемых родителями мальчикам и девочкам, существенно различаются. Игрушки для мальчиков в большей степени позволяют проявить изобретательность, дают больше возможностей манипулировать различными предметами и позволяют поддерживать более явную обратную связь с материальным миром, чем игрушки для девочек. С другой стороны, игрушки для девочек, как правило, таковы, что девочки в своих играх больше подражают окружающим, чаще играют в непосредственной близости от своих воспитателей и имеют меньше возможностей для разнообразной и новаторской деятельности. Различия между видами игрушек, которым отдают предпочтение мальчики и девочки, зафиксированы в многочисленных исследованиях. Однако ученые лишь недавно начали изучать вопрос о том, как различия в видах игрушек, которым мальчики и девочки оказывают предпочтение и которые им доступны, влияют на их развитие. Дифференцированный доступ к игрушкам, имеющим различные характеристики, предрасполагает к тому, что мальчики и девочки получают различный опыт в области игр и решения проблем, а подобный опыт может быть связан с когнитивным развитием в дальнейшем.
По данным наблюдений, кроме того, что родители с большей готовностью реагируют на действия мальчиков, чем девочек, они также физически стимулируют мальчиков больше, чем девочек. Грудных детей мужского пола дольше держат на руках и больше тормошат, а также больше стимулируют у них буйную моторную активность. В проведенном Ярроу (Yarrow, 1975) исследовании взаимодействий между матерями и грудными детьми показано, что матери мальчиков чаще взаимодействовали со своими младенцами, взаимодействия были более интенсивными и в них присутствовали более богатые и разнообразные формы поведения. Эти обсервационные исследования, демонстрирующие, что в грудном возрасте мальчиков стимулируют больше, чем девочек, согласуются с половыми различиями в интенсивности поощрения исследовательского поведения, которые обнаруживаются при социализации позднее в детстве.
|
|
Исследования поведения родителей в процессе социализации детей обычно показывают, что оно дифференцировано по половому признаку: мальчикам предоставляют больше свободы для исследования мира, чем девочкам. По результатам наблюдений девочки во время игр находятся ближе к своим матерям; им реже разрешают самостоятельные поездки и прогулки вне дома; поощряется, если дома девочка всюду следует за матерью; и активность девочек находится под более внимательным контролем. Дифференцированное распределение домашних обязанностей между мальчиками и девочками также отражает различия в свободе передвижения: на мальчиков чаще, чем на девочек, возлагают обязанности, требующие ухода за пределы дома и/или дальше от дома, в то время как на девочек возлагаются работы внутри дома, такие как уборка, помощь по хозяйству, присмотр за маленькими детьми, работы, подчеркивающие значение домашней среды. Чодороу (Chodorow, 1974) утверждает, что различия между социальными контекстами, в которых проходит детство мальчиков и девочек, являются причиной многих психологических половых различий, в особенности различий, отражающих большую включенность женщин в социальные сети в отличие от более индивидуалистической, подчеркивающей их превосходство активности мужчин.
Хотя у мужчин и женщин много общего, они отличаются друг от друга по ряду важных характеристик — психологических и физиологических. Психологи довольно хорошо изучили гендерные различия в развитии личности и когнитивной сферы, но не всегда полностью понимают их происхождение. В данной статье Дж. Блок выдвигает предположение о том, что эти различия формируются в результате воспитания мальчиков и девочек в различных социальных контекстах. Существует целый ряд способов (как очевидных, так и неявных), с помощью которых мальчикам предоставляется больше возможностей для самостоятельного решения проблем и познания действительности, в то время как над девочками осуществляется более строгий контроль, и их опыт ограничивается. По мнению Дж. Блок мальчики и девочки испытывают серьезное влияние этих социальных контекстов, из-за чего они по-разному осмысливают окружающий мир и пользуются разными стратегиями при взаимодействии с этим миром.
Мужчины и женщины, как представители различных полов, имеют некоторые психологические особенности. Прежде всего, в аспекте понимания взаимоотношений партнёров в браке, это проявляется в различии базовых потребностей мужчин и женщин.
Для мужчин основополагающей базовой потребностью является потребность в самоутверждении (в семье, в профессиональной деятельности и т.д.). Представители сильного пола всегда стремятся реализовать эту потребность либо в деятельности, либо в отношениях. Если активной деятельности не получается, то им может оказаться достаточной кажущаяся (представленная) реализация потребности в самоутверждении, для этого они собираются в клубы, группы, где хвалят друг друга, строят планы, но к действиям чаще так и не приходят.
Если мужчина не реализует потребность в самоутверждении в семье, у него возникает внутренний конфликт неприятия. Сильная личность будет "воевать" с конфликтом, точнее с носителем его - женой, либо искать реализацию данной потребности "на стороне". Слабая личность, как правило, будет выдавать защитные реакции типа алкоголизма. Если женщина хочет, чтобы мужчина был только с ней, она должна поддерживать его потребность в самоутверждении.
Для женщин основополагающими являются три базовые потребности:
- потребность в продлении рода (потребность иметь детей);
- потребность в безопасности (стабильности, уверенности в завтрашнем дне);
- потребность в контролируемом пространстве.
Женщина подсознательно ищет партнёра, с которым наиболее полно может эти потребности реализовать. Она склонна ощущать партнёров по общению, задействуя чувства, эмоции и все ресурсы своего организма. При фрустрации любой из трёх базовых потребностей у женщин возникают достаточно серьёзные невротические нарушения.
Закономерным следствием перечисленных потребностей является то, что мужчины, в большинстве своём, более ориентированы на будущее, склонны к прогнозированию, планированию и, при определённой способности, к реализации своих планов. Женщины же, как правило, более ориентированы на настоящее, их больше интересуют проблемы "сегодняшнего" дня.