Биологические и социокультурные предпосылки гендерных различий

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ПСИХОЛОГИИ.

 

Аддиктивные состояния. Психологические механизмы формирования аддикций.

Зависимость – когда говорят, что у человека имеются призраки зависимости, то имеется в виду, что жизнь этого человека, состояние здоровья (соматического или психического), начинает зависеть от присутствия или отсутствия а его организме какого – либо вещества, которое может быть вызвано или наркотическим или токсикоманическим средством.

Зависимость может быть: 1) психическая 2) физическая.

Психическая зависимость характеризуется овладеющим желанием или непреодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта и возникновения вызванных употреблением индивидуальных и социальных проблем, разрешаемых через повторное употребление; отнятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу. Психическая зависимость формируется из:

1.Потребности человека в изменении своего психического состояния.

2. Способности достичь психического комфорта при опьянении, который становится исключительным состоянием.

3. Функционирование психических процессов зависит от этого вещества.

4. Психическое (обсессивное) влечение = навязчивость влечения.

Физическая зависимость – состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма, включается в схему его жизнеобеспечения, при отнятии возникает проявляющийся на всех уровнях функционирования синдром отнятия (абстинетный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами.

Физическая зависимость формируется позже психической и зависит от наркогенности препарата. Характеризуется:

1-Потребностью в изменении физического состояния, т.е. имеется физический дискомфорт вне этого вещества. 2-Способностью достигнуть физического комфортного состояния, и этот комфорт предпочтительнее всех других видов. 3-Зависимость чисто физических и физиологических параметров организма от этого вещества. 4-Абстинентный синдром - синдром отнятия, лишения (вплоть до смерти). 5-К физическому комфорту имеется компульсивное (подобно голоду, жажде) влечение.

В психологической литературе термин аддиктивное поведение используется для обозначения психической зависимости от психоактивного вещества или от какого – либо рода особой деятельности. Аддикции бывают:

1. Пищевое аддиктивное поведение – нервная анорексия (ограничение приёма пищи или отказ); булимия (быстрое и обильное поглощение); гипералиментация (хроническое переедание).

2. Сексуальные аддикции - партнёр как сексуальный объект, средство для удовлетворения (нимфомания, фетишизм).

3. Госпитализм. Стремление больного уклониться от вступления в ролевые функции здорового человека из – за неприятия трудных для него условий жизни и межличностных отношений за пределами лечебного учреждения. Человек сливается с детской зависимой ролью больного и чем выраженнее болезнь, тем больше поводов для отказа от самостоятельности и опоры на себя.

4. Игровые аддикции. Азартные (гэмблинг) – признаки: 1)постоянная вовлечённость 2)изменение круга интересов, постоянные мысли об игре 3) “потеря контроля” 4) между играми – дискомфорт, раздражение, беспокойство 5) снижение способности сопротивляться соблазну. Компьютерные.

5. Работоголизм – люди не видят ничего кроме работы, забывая о семье, обществе.

6. Фанатическое поведение – сектантство.

7. Фармакологические аддикции:

Психологические особенности лиц, с аддиктивными формами поведения (B. Segal):

1. сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

2. скрытый комплекс неполноценности, сочетающейся с внешне проявляемым превосходством;

3. внешняя стабильность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

4. стремление говорить неправду;

5. стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

6. стремление уходить от ответственности в принятии решений;

7. стереотипность, повторяемость поведения;

8. зависимость;

9. тревожность.

У аддиктивных личностей отмечается феномен «жажды острых ощущений», характеризующейся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности.

Биологические и социокультурные предпосылки гендерных различий.

В результате недавних научных дискуссий было проведено четкое разгра­ничение понятий пол и гендер. Пол указывает на биологический статус чело­века, говоря о том, кем является данный человек — мужчиной или женщиной. Гендер, со своей стороны, указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности или фемининности. Поэтому культур­ные ожидания и стереотипы, относящиеся к маскулинному и фемининному поведению, называются гендерными (а не половыми) ролями. Такое разгра­ничение понятий не является жестким правилом, поскольку допускается пе­ресечение категорий — ведь многие половые различия возникают за счет со­четания социальных и биологических факторов. Тем не менее это разграни­чение позволяет нам рассматривать социальные и биологические факторы отдельно и независимо друг от друга, а не обязательно в тесном переплете­нии. Быть женщиной еще не значит автоматически обладать фемининными характеристиками, точно так же и принадлежность к мужскому полу не тож­дественна маскулинности.

Наблюдения показывают, что уже на первом году жизни ребенка его взаимодействия с родителями дифференцированы по половому призна­ку. Родители мальчиков и родители девочек отличаются друг от друга по такому характерному показателю, как частота условных реакций на по­веденческие сигналы ребенка. Согласно наблюдениям, при кормлении грудного ребенка матери реагируют на сигналы мальчиков более чутко и внимательно, чем на сигналы девочек. Как матери, так и отцы в ответ на голосовые сигналы мальчиков с большей вероятностью вступят с ре­бенком в контакт, чем в ответ на голосовые сигналы девочек. Эти явные различия в условном реагировании, замеченные в младенческом возрас­те, продолжают существовать и в детстве. Многочисленные исследова­ния, проведенные на различных возрастных уровнях, показывают, что мальчики получают от родителей не только больше негативных ответ­ных реакций, в том числе и телесных наказаний, но также больше пози­тивных ответных реакций.

К различиям в дополнительном опыте в межличностной сфере добав­ляются различия в дополнительных возможностях, которые предостав­ляют игрушки, предлагаемые родителями мальчикам и девочкам. Маль­чики получают более разнообразные игрушки, чем девочки, и виды иг­рушек, предлагаемых родителями мальчикам и девочкам, существенно различаются. Игрушки для мальчиков в большей степени позволяют проявить изобретательность, дают больше возможностей манипулиро­вать различными предметами и позволяют поддерживать более явную обратную связь с материальным миром, чем игрушки для девочек. С дру­гой стороны, игрушки для девочек, как правило, таковы, что девочки в своих играх больше подражают окружающим, чаще играют в непосред­ственной близости от своих воспитателей и имеют меньше возможнос­тей для разнообразной и новаторской деятельности. Различия между видами игрушек, которым отдают предпочтение мальчики и девочки, за­фиксированы в многочисленных исследованиях. Однако ученые лишь недавно начали изучать вопрос о том, как различия в видах игрушек, кото­рым мальчики и девочки оказывают предпочтение и которые им доступ­ны, влияют на их развитие. Дифференцированный доступ к игрушкам, имеющим различные характеристики, предрасполагает к тому, что маль­чики и девочки получают различный опыт в области игр и решения про­блем, а подобный опыт может быть связан с когнитивным развитием в дальнейшем.

По данным наблюдений, кроме того, что родители с большей готовно­стью реагируют на действия мальчиков, чем девочек, они также физи­чески стимулируют мальчиков больше, чем девочек. Грудных детей муж­ского пола дольше держат на руках и больше тормошат, а также больше стимулируют у них буйную моторную активность. В проведенном Ярроу (Yarrow, 1975) исследовании взаимодействий между матерями и груд­ными детьми показано, что матери мальчиков чаще взаимодействовали со своими младенцами, взаимодействия были более интенсивными и в них присутствовали более богатые и разнообразные формы поведения. Эти обсервационные исследования, демонстрирующие, что в грудном возрасте мальчиков стимулируют больше, чем девочек, согласуются с половыми различиями в интенсивности поощрения исследовательского поведения, которые обнаруживаются при социализации позднее в дет­стве.

Исследования поведения родителей в процессе социализации детей обычно показывают, что оно дифференцировано по половому признаку: мальчикам предоставляют больше свободы для исследования мира, чем девочкам. По результатам наблюдений девочки во время игр находятся ближе к своим матерям; им реже разрешают самостоятельные поездки и прогулки вне дома; поощряется, если дома девочка всюду следует за матерью; и активность девочек находится под более внимательным кон­тролем. Дифференцированное распределение домашних обязанностей между мальчиками и девочками также отражает различия в свободе пе­редвижения: на мальчиков чаще, чем на девочек, возлагают обязаннос­ти, требующие ухода за пределы дома и/или дальше от дома, в то время как на девочек возлагаются работы внутри дома, такие как уборка, по­мощь по хозяйству, присмотр за маленькими детьми, работы, подчерки­вающие значение домашней среды. Чодороу (Chodorow, 1974) утвержда­ет, что различия между социальными контекстами, в которых проходит детство мальчиков и девочек, являются причиной многих психологиче­ских половых различий, в особенности различий, отражающих большую включенность женщин в социальные сети в отличие от более индивиду­алистической, подчеркивающей их превосходство активности мужчин.

Хотя у мужчин и женщин много общего, они отличаются друг от друга по ряду важных характери­стик — психологических и физиологических. Психологи доволь­но хорошо изучили гендерные различия в развитии личности и когнитивной сферы, но не всегда полностью понимают их проис­хождение. В данной статье Дж. Блок выдвигает предположение о том, что эти различия формируются в результате воспитания мальчиков и девочек в различных социальных контекстах. Суще­ствует целый ряд способов (как очевидных, так и неявных), с по­мощью которых мальчикам предоставляется больше возможнос­тей для самостоятельного решения проблем и познания действи­тельности, в то время как над девочками осуществляется более строгий контроль, и их опыт ограничивается. По мнению Дж. Блок мальчики и девочки испытывают серьезное влияние этих соци­альных контекстов, из-за чего они по-разному осмысливают окру­жающий мир и пользуются разными стратегиями при взаимодей­ствии с этим миром.

Мужчины и женщины, как представители различных полов, имеют некоторые психологические особенности. Прежде всего, в аспекте понимания взаимоотношений партнёров в браке, это проявляется в различии базовых потребностей мужчин и женщин.

Для мужчин основополагающей базовой потребностью является потребность в самоутверждении (в семье, в профессиональной деятельности и т.д.). Представители сильного пола всегда стремятся реализовать эту потребность либо в деятельности, либо в отношениях. Если активной деятельности не получается, то им может оказаться достаточной кажущаяся (представленная) реализация потребности в самоутверждении, для этого они собираются в клубы, группы, где хвалят друг друга, строят планы, но к действиям чаще так и не приходят.

Если мужчина не реализует потребность в самоутверждении в семье, у него возникает внутренний конфликт неприятия. Сильная личность будет "воевать" с конфликтом, точнее с носителем его - женой, либо искать реализацию данной потребности "на стороне". Слабая личность, как правило, будет выдавать защитные реакции типа алкоголизма. Если женщина хочет, чтобы мужчина был только с ней, она должна поддерживать его потребность в самоутверждении.

Для женщин основополагающими являются три базовые потребности:

- потребность в продлении рода (потребность иметь детей);

- потребность в безопасности (стабильности, уверенности в завтрашнем дне);

- потребность в контролируемом пространстве.

Женщина подсознательно ищет партнёра, с которым наиболее полно может эти потребности реализовать. Она склонна ощущать партнёров по общению, задействуя чувства, эмоции и все ресурсы своего организма. При фрустрации любой из трёх базовых потребностей у женщин возникают достаточно серьёзные невротические нарушения.

Закономерным следствием перечисленных потребностей является то, что мужчины, в большинстве своём, более ориентированы на будущее, склонны к прогнозированию, планированию и, при определённой способности, к реализации своих планов. Женщины же, как правило, более ориентированы на настоящее, их больше интересуют проблемы "сегодняшнего" дня.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: