Современная структура органов государственной статистики в Российской Федерации.
Статистика играет важную роль в управлении экономическим и социальным развитием страны, так как верность любого управленческого заключения во многом зависит от той информации, на базе которой оно принято. Только точные, достоверные и правильно проанализированные данные должны приниматься во внимание на высоких уровнях управления.
Исследованием экономического и социального развития страны, отдельных регионов, отраслей, фирм, предприятий занимаются специально образованные для этого органы, составляющие статистическую службу. В Российской Федерации функции статистической службы исполняют органы ведомственной статистики и органы государственной статистики.
Наивысшим органом управления статистикой является Государственный комитет по статистике Российской Федерации. Он решает основные задачи, стоящие в настоящее время перед российской статистикой, обеспечивает целостную методологическую основу учета, сводит, анализирует полученную информацию, обобщает данные, публикует результаты своей деятельности.
|
|
Государственный комитет по статистике Российской Федерации выполняет следующие функции:
1) осуществляет сбор, обработку, защиту и хранение статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны, необходимую конфиденциальность данных;
2) обеспечивает функционирование единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) на основе учета всех хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации с присвоением им идентификационных кодов, исходя из общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;
3) разрабатывает научно обоснованную статистическую методологию, отвечающую потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;
4) осуществляет проверку за выполнением всеми юридическими и другими хозяйствующими субъектами законов Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по вопросам статистики;
5) издает постановления и инструкции по вопросам статистики, обязательные для исполнения всеми юридическими и другими хозяйствующими субъектами, находящимися на территории Российской Федерации.
Совокупность методов статистических показателей, методы и формы сбора и обработки статистических данных, принятые Госкомстатом России, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации.
Наряду с государственными статистическими службами существует ведомственная статистика, которая ведется в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в объединениях и фирмах всевозможных отраслей экономики. Ведомственная статистика занимается сбором, обработкой и анализом статистической информации. Эта информация необходима для принятия руководством управленческих решений, для планирования деятельности организации или органа власти.
|
|
Государственный комитет по статистике РФ, его функции.
Государственный комитет по статистике Российской Федерации выполняет следующие функции:
· 1) осуществляет сбор, обработку, защиту и хранение статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны, необходимую конфиденциальность данных;
· 2) обеспечивает функционирование единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) на основе учета всех хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации с присвоением им идентификационных кодов, исходя из общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;
· 3) разрабатывает научно обоснованную статистическую методологию, отвечающую потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;
· 4) осуществляет проверку за выполнением всеми юридическими и другими хозяйствующими субъектами законов Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по вопросам статистики;
· 5) издает постановления и инструкции по вопросам статистики, обязательные для исполнения всеми юридическими и другими хозяйствующими субъектами, находящимися на территории Российской Федерации.
Совокупность методов статистических показателей, методы и формы сбора и обработки статистических данных, принятые Госкомстатом России, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации.
Госкомстат России в своей основной деятельности руководствуется федеральными статистическими программами, которые формируются с учетом предложений федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных и других организаций и утверждаются Госкомстатом России по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Главными задачами статистических органов страны является обеспечение гласности и доступности общей (не индивидуальной) информации, а также гарантия достоверности, правдивости и точности учтенных данных. Кроме того, задачами Госкомстата России являются:
· 1) представление официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, общественности, а также международным организациям;
· 2) разработка научно доказанной статистической методологии, соответствующей надобностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;
· 3) координация статистической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставление условий для применения указанными органами официальных статистических стандартов при проведении ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;
· 4) разработка и анализ экономико-статистической информации, составление необходимых балансовых расчетов и национальных счетов;
· 5) гарантирование полной и научно-обоснованной статистической информации;
· 6) обеспечение всем пользователям одинакового доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных сообщений о социально-экономическом положении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей и секторов экономики, издания статистических сборников и других статистических материалов.
|
|
Как уже отмечалось выше, в настоящее время статистическая наука в России претерпевает некоторые изменения. Можно отметить основные направления, по которым должны быть произведены реформы:
· 1) необходимо соблюдать основной закон статистического учета - гласность и доступность информации при сохранении конфиденциальности индивидуальных показателей (коммерческой тайны);
· 2) необходимо реформирование методологических и организационных основ статистики: изменение общих задач и принципов ведения хозяйства приводит к изменению и теоретических положений науки;
· 3) переход к рыночной статистике порождает необходимость совершенствования системы сбора и обработки информации путем введения таких форм наблюдения, как цензы, регистры (реестры), переписи и др.;
· 4) необходимо изменить (усовершенствовать) методологию исчисления некоторых статистических показателей, которые характеризуют состояние экономики Российской Федерации, при этом должны быть учтены международные стандарты, иностранный опыт ведения статистического учета, необходимо систематизировать все показатели и привести их в порядок, соответствующий вопросам и требованиям времени, с учетом системы национальных счетов (СНС);
· 5) необходимо обеспечить взаимосвязь статистических показателей, характеризующих уровень развития общественной жизни страны;
· 6) должны быть учтены тенденции компьютеризации. В ходе реформирования статистической науки должна быть создана единая информационная база (система), которая будет включать в себя информационные базы всех статистических органов, находящихся на более низкой ступени иерархической лестницы организации государственной статистики.
В результате реформирования экономики РФ изменилась и структура органов статистики. Местные районные статистические регистратуры упразднены и образованы межрайонные отделы статистики, которые являются представительствами территориальных органов статистики. Организация статистических органов России сейчас находится на стадии реформирования. На рис. представлена схема органов статистики РФ на 2004 г.
|
|
Согласно новой структуре федеральных органов исполнительной власти, установленной Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314, Государственный комитет Российской Федерации по статистике был преобразован в Федеральную службу государственной статистики (Росстат).
Сфера деятельности статистической службы определена в Положении о Федеральной службе государственной статистики, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. №339. Согласно данному Положению Росстат является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
· · по принятию нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности;
· · по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны;
· · контролю в сфере государственной статистической деятельности в порядке и в случаях, установленных законодательством РФ.
В основу организации статистической работы в РФ положены следующие основные принципы:
· 1) централизованное руководство статистикой;
· 2) единое организационное строение и методология;
· 3) неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.
Согласно новой структуре федеральных органов исполнительной власти, установленной Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314, Государственный комитет Российской Федерации по статистике был преобразован в Федеральную службу государственной статистики (Росстат).
Сфера деятельности статистической службы определена в Положении о Федеральной службе государственной статистики, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. №339. Согласно данному Положению Росстат является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
· · по принятию нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности;
· · по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны;
· · контролю в сфере государственной статистической деятельности в порядке и в случаях, установленных законодательством РФ.
Для обеспечения адекватного описания сфер экономики программы включали системы согласованных общероссийских классификаторов, которые были гармонизированы с международными классификациями.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» общероссийские классификаторы обязательны для применения при создании государственных информационных систем и ресурсов.
Важнейшей составляющей на современном этапе развития государственной статистики является внедрение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЕД). До настоящего времени обеспечение проведения статистического наблюдения в разрезе отраслей экономики базировалось на Общероссийском классификаторе отраслей народного хозяйства(ОКОНХ).Но ряду основополагающих позиций методология ОКВЕД существенно отличается от методологии ОКОНХ, и прежде всего по самому объекту классификации. Единицей классификации ОКОНХ является состоящее на самостоятельном балансе предприятие. Соответственно, отрасль ОКОНХ представляет совокупность предприятий, производящих однородную продукцию. Объектом классификации в ОКВЕД является вид экономической деятельности, которой характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).