Первый этап. Вступительная часть, введение в проблему. Учебная группа (класс) делится на несколько подгрупп по 5-7 человек. Учитель зачитывает ситуацию, определяет задачи для подгрупп: изучить ситуацию, сформулировать и обосновать свои ответы и решения, подготовиться к публичной защите своего мнения. Устанавливается время т режим самостоятельной работы.
Второй этап. Групповая работа над ситуацией. Ведущий наблюдает за работой подгрупп, отвечает на возникающие у них вопросы, дает рекомендации.
Третий этап. Групповая дискуссия. Представители подгрупп поочередно выступают с сообщением о результатах работы подгруппы: излагают мнение о событии, обосновывают предлагаемую альтернативу решения, отвечают на поставленные вопросы.
Затем разворачивается общая дискуссия: обсуждение точек зрения и решений, оценка результатов анализа, формирование единого подхода к подобного рода проблемам и путям их решения, выбор наилучшего решения для данной ситуации.
Четвёртый этап. Заключительный. Ведущий в заключительном слове оценивает общий результат коллективной работы группы.
|
|
При использовании метода АКС рекомендуют применять следующий алгоритм работы учеников в группе:
· анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признака проблемы, её ясной, четкой, краткой формулировки;
· выработка альтернатив, т.е. различных способов действия в данной ситуации;
· при выборе лучшего решения опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов по их осуществлению.
Рекомендуемая литература:
1. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения - М., 2005.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - М., 1999
3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. - М., 1996.
4. Михайлова Н.И. Ориентационно-ролевая игра «Семья»: Методические рекомендации к курсу «Этика и психология семейной жизни». - М., 1991.
ГЛОССАРИЙ
Авторитарность – стиль родительского отношения, предполагающий безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи друг к другу (жестокость, агрессия, диктат, черствость, холодность).
Авторитет – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственном достоинстве, опыте. В узком смысле – одна из форм осуществления власти.
Биархатность отношений – в отличие от патриархатных отношений, биархатные отношения предполагают повышение авторитета и влияния женщины в семье, ослабление абсолютного и авторитарного влияния мужчины, более симметричное распределение обязанностей мужа и жены.
|
|
Брак – исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Гендер – социальный пол человека. В отличие от биологического пола, гендер включает проявление человеком тех характеристик, которые социально отнесены к «мужским» или «женским».
Гендерные мифы – максимально обобщенные стандартные представления о способах поведения, ролях и функциях мужчины и женщины в семье и обществе.
Гендерные ожидания – ожидание от человека определенного пола проявления «мужских» или «женских» характеристик, «мужских» или «женских» способов поведения, выбора им «мужских» или «женских» профессий и т.д.
Гендерные стереотипы – упрощенные представления о характеристиках личности и поведения людей, относящихся к определенному полу.
Генеалогическое древо – графическое отображение линий родственных связей между членами одной семьи (клана) от более старших поколений к младшим. Имеют сходство с образом ствола дерева (основная линия родства) и ответвляющимися отростками (боковые ветви родства). Дает возможность проследить исторические корни происхождения семьи.
Готовность к браку – многоаспектное понятие, включающее различные виды готовности: физическую, социальную, этико-психологическую, правовую.
Демократизация отношений супругов – более симметричное распределение обязанностей в семье, уважительное отношение к правам и потребностям каждого из супругов. Демократизация отношений свойственна семье современного биархатного типа.
Демократический стиль отношений – это тип отношения к ребенку, предполагающий коллегиальную демократию, сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, подлинное равноправие всех участников семейного союза.
Дружба – положительные интимные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. В отличие от любви, дружба – это в основном отношения между людьми одного и того же пола.
Конфликт – столкновение противоположно направленных сил, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельных людей,
Культура – система выработанных человечеством регуляторных механизмов поведения человека и социальных групп.
Любовь – высокая степень эмоционально положительного отношения к человеку.
Матриархат – одна из форм общественного устройства, в основном в ранний период первобытно – общественного строя, характеризующаяся доминирующим положением женщины.
Межличностные отношения – процесс непосредственного общения человека с человеком.
Молодая семья – начальный период брака.
Моногамная семья – это семья, состоящая из брачной пары – мужа и жены.
Ожидания в семье – представления будущих супругов о семейных ролях и функциях, системе распределения обязанностей, задачах и целях будущей семьи, во многом основанные на представлениях, вынесенных из семьи родителей.
Отвержение – тип отношения, основанный на непринятии ребенка родителями.
Патриархат – период родового строя, характеризующийся доминирующей ролью мужчины в обществе.
Полигамная семья – это брак одного человека с несколькими (полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами, полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами).
Предубеждение – заранее сложившееся суждение – вера или точка зрения на то, что человек представляет собой, без достаточных для этого основаниях.
|
|
Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновение конфликта.
Простой тип семьи – это семья, состоящая из родителей и детей, т.е. из двух поколений (нуклеарная).
Психологический климат молодой семьи – преобладающий в семье эмоциональный настрой
Расширенный тип семьи – семья, объединяющая две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоящая из трех и более поколений.
Родословная – зафиксированное в документальной форме свидетельство о происхождении определенной линии поколений членов семейного клана (расширенной семейной группы).
Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи.
Семейные конфликты – это противоборство между членами семьи на основе противоположно направленных мотивов и взглядов.
Семейные реликвии – памятные вещи и вещицы, принадлежавшие представителям старших поколений семьи и передаваемые по наследству как символ семейных ценностей.
Семейные традиции – система правил поведения, закрепленная в виде определенных семейных ритуалов (праздников, памятных дат или неписанных законов поведения членов одной семьи).
Семейные ценности – система норм и правил, приоритетные морально-нравственные установки в конкретной семье.
Семейный договор о правах и обязанностях – система норм и способов поведения, правил, которые супруги договариваются выполнять при любых обстоятельствах (в первую очередь, в случае конфликта). Важное условие установления согласия в семье.
Семья – это социокультурная система, состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей, связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически, и объединенная во времени, пространстве и экономически.
Симбиоз – эмоциональная взаимная привязанность родителя и ребенка, при которой они не могут обойтись друг без друга, не имеют автономного образа «Я».
|
|
Симпатия – устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания.
Социальная роль – социальное положение человека, определяющее исполнение им некоторых прав и обязанностей, например, отца или матери.
Социальные стереотипы – упрощенные и стандартизированные представления о характеристиках личности и поведения членов определенной группы, во многом основанные на предубеждениях.
Способность любить – гармоничное сочетание потребности быть любимым, потребности в бескорыстной самоотдаче и заботе о любимом человеке.
Стиль родительского отношения – обобщенные характерные, ситуационно неспецифические способы общения родителей с ребенком; это образ действий по отношению к ребенку.
Супружеская адаптация – бытовое, эмоциональное, нравственно-психологическое и интимно-личностное, культурное взаимное приспособление мужа и жены.
Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям.
Юность –пора активного социального взросления, расширения сферы межличностных отношений. В этот период появляются мотивы, самосовершенствование, происходят существенные изменения в самосознании.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
БЕСЕДА
(ориентировочно-входящая информация)
1. Как Вы думаете, зачем нужна семья в обществе?
2. Во сколько лет человек может вступать в брак без согласия родителей в Российской Федерации?
3. Современная модель семьи предполагает главенство мужчины или женщины?
4. От кого зависит регуляция рождаемости в обществе?
5. От кого зависит сохранение семейных традиций?
6. Сколько детей должно быть в семье, чтобы осуществлялось воспроизводство населения?
7. Кто должен воспитывать и развивать детей?
8. Из каких источников складывается бюджет семьи?
9. Какие совместные увлечения в семье тебе известны?
10. Знаешь ли ты друзей своих родителей? Кто они?
11. Знаешь ли ты потребности членов семьи?
12. Можешь ли ты назвать родителей своими друзьями?
13. Бывают ли в твоей семье конфликты?
14. Какова причина последнего конфликта?
15. Какие социальные гарантии от государства необходимы молодой семье?
Приложение 2.
Кроссворд 1
По горизонтали: | 1 – функция семьи, предполагающая воспроизводство населения (репродуктивная); 2 – вид семьи, состоящей из брачной пары – мужа и жены (моногамия); 3 – педагогическая функция семьи (воспитательная); 4 – помощь детям в адаптации к жизни в обществе (социализация); 5 – предполагается у каждой семьи и зависит от её благосостояния (хозяйство). |
По вертикали: | 1 – период родового строя, характеризующийся доминирующей ролью мужчины в обществе (патриархат); 2 – функция семьи, выраженная в организации и проведении свободного времени её членами (досуговая); 3 – функция семьи, связанная с поддержанием здоровья её членов (медицинская); 4 – социокультурная система, состоящая из взрослого человека и ещё одного или нескольких взрослых и детей, связанная с обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически, объединенная во времени, пространстве и экономически (семья); 5 – брак одного человека с несколькими (полигамия); 6 – форма общественного устройства, характеризующаяся доминирующим положением женщины (матриархат). |
Кроссворд 2
1. Совокупность элементов (материальных и нематериальных), находящихся в отношениях и связях между собой, имеющих определенную структуру и образующих целостное единство (по отношению к окружающей среде).
2. Система норм и правил, приоритетные морально-нравственные установки в каждой конкретной семье – это семейные ….
3. Как называется семья, состоящая из трёх членов: муж, жена и ребёнок?
4. Функция, направленная на удовлетворение потребности каждого члена семьи в любви, тепле, взаимопонимании и психологической защите.
5. Как называется тип брачных отношений, когда мужчина может состоять в браке с несколькими женщинами?
Приложение 3.