Методика исследования ценностных ориентаций

 (М. Рокич)

Инструкция: Сейчас Вам будет представлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – расположить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите её на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите её вслед за первой. Затем проделайте то же самое со всеми оставшимися карточками. наименее важная останется последней и займёт 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените своё мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.

Список ценностей

А. Терминальные ценности (ценности-цели)

1. Активная, деятельная жизнь.

2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом).

3. Здоровье (физическое и психологическое).

4. Интересная работа.

5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве).

6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым чело­веком).

7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).

8. Наличие хороших и верных друзей.

9. Хорошая обстановка в стране, в нашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого).

10. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе).

11. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора. общей культуры, интеллектуальное развитие).

12. Равенство (братство, равные возможности для всех).

13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках.

14. Свобода как независимость в поступках и действиях.

15. Счастливая семейная жизнь.

16. Творчество (возможность творческой деятельности).

17. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).

18. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени).

Б. Инструментальные ценности (ценности-средства)

1. Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах).

2. Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)..

3. Высокие запросы (высокие притязания).

4. Жизнерадостность (чувство юмора).

5. Исполнительность (дисциплинированность).

6. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно).

7. Непримиримость к недостаткам в себе и в других.

8. Образованность (широта знаний, высокая общая культура).

9. Ответственность (чувство долга, умение держать слово).

10. Рационализм (умение здраво н логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения).

11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).

12. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.

13. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).

14. Терпимость к взглядам и мнениям других (умение прощать другим их ошибки, заблуждения).

15. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).

16. Честность (правдивость, искренность).

17. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).

18. Чуткость (заботливость).

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на то, как они группируются учащимися в содержательные блоки. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной реализации и личной жизни.

Отметим, что возможно использование как 18-ранговой, так и 6-ранговой шкалы, причем преобразование одной шкалы в другую производится по следующей таблице:

 

 

Укрупненные ранги ценностей (1—6) 1 2

3

4 5 6
Ранги терминальных ценностей (1—18) 1 2

3, 4

5 - 8 9 - 16 17, 18
Ранги инструментальных ценностей (1—18) 1 2

3, 4

5 - 8 9 - 16 17, 18
               

 

Приложение 4.

Тест «Умеете ли вы слушать»

Отвечая на вопросы данного теста, оцените по девятибалльной шкале, в какой мере вы обладаете этим качеством:

9 баллов - это качество выражено в наивысшей степени;

1 балл - это качество присуще вам в наименьшей степени;

5 баллов - средний уровень проявления соответствующего качества.

При ответе на вопросы теста будьте предельно искренни.

 

Вопросы теста Баллы
Как часто вы делаете вид, что слушаете, а сами думаете о чем-то другом? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как часто вам приходиться «закруглять» тему беседы, разговора, если собеседник вам не интересен? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как часто манера речи и поведения вашего собеседника вас раздражают? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как часто в процессе общения у вас возникают конфликтные ситуации? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как часто вы прерываете своего собеседника, чтобы вставить свою реплику, акцентировать внимание на существе обсуждаемого вопроса? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как часто вам приходиться поправлять собеседника, если он неправильно использует термины, ударения? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как часто в процессе беседы, общения вас провоцируют на то, чтобы вы повысили голос или грубо ответили?   1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как часто вы перебиваете собеседника в разговоре и не превратилась ли эта особенность у вас в привычку? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как часто вам приходится говорить с собеседником в назидательном тоне? 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как часто вам приходится уходить от разговора, если ваш собеседник касается тем, проблем, которые вам неприятны? 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Подсчитайте сумму баллов, которую вы набрали, и определите степень умения выслушать вашего собеседника.

Сумма баллов Степень умения слушать
79-90 1-очень низкая
71-78 2- низкая
63-70 2- ниже среднего
55-62 4- чуть ниже средней
47-54 5- средняя
39-46 6- чуть выше средней
31-38 7- выше средней
23-30 8- высокая
10-22 9- очень высокая

После того как вы определили сове умение слушать собеседника, проанализируйте, каковы ваши недостатки, и постарайтесь их исправить.

Приложение 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: