9.3. Изучение потребителей
Основная цель этого исследования — выявить свою целевую аудиторию и изучить ее характеристики. Здесь очень важно получить ответы на следующие вопросы. Кто воспользуется товарами или услугами вашей фирмы? Почему? Каков их усредненный «портрет»?
Разработчик рекламы должен обращаться к точно выбранной аудитории, хорошо зная ее особенности (демографические характеристики, место проживания, привычки, интересы, умонастроения, мотивы покупки и пр.). Потенциальных потребителей продукта может быть очень много, но среди них есть те, кто с большей вероятностью станет реальными покупателями (группы наиболее вероятных покупателей товаров). Это и есть целевая аудитория, и ее надо выявить.
Кроме того, к целевой аудитории могут относиться не только потенциальные покупатели рекламируемого товара, но и лица, оказывающие влияние на принятие решения о покупке (жена, дети).
Целевая аудитория должна характеризоваться определенным набором одинаковых параметров. Для того чтобы выявить свою целевую аудиторию, проводят сегментирование рынка — это процесс разбивки потребителей на группы на основе определенных признаков.
|
|
Проводя сегментацию, прежде всего необходимо разделить клиентов на две основные группы: индивидуальные клиенты и клиенты-организации (если они есть среди покупателей фирмы). У этих групп соответственно будут различаться и принципы сегментации.
Наиболее популярные признаки сегментации индивидуальных клиентов:
т демографические (пол, возраст, национальность, семейное положение, состав семьи);
■ географические (место проживания);
■ социальные (образование, профессия, социальное положение);
ш психологические (особенности психологии, обычаи, верования, привычки);
Глава 9. Рекламные исследования
ш поведенческие (особенности поведения, потребительские
предпочтения); ш финансовые (уровень дохода).
Демографические данные часто не являются самыми главными. В группу мужчин старше 40 лет с большими доходами, например, входят Роман Абрамович, Билл Гейтс, Билл Клинтон, многие наркодиллеры. Часто гораздо более важно знать стиль жизни людей, ценности, профессии, занятия в свободное время, хобби, отношение к труду и семье. Рекламисту важно помнить, что сегментация — это идентификация потребителей по общности мотивов покупки.
В сфере бизнес-рекламы используют; например, такие критерии сегментации, как специфика выпускаемой продукции, объем производства, количество сотрудников, месторасположение, масштаб предприятия и пр.
Выделяют две основных стратегии сегментации. Первая — стратегия концентрации, при которой выбирается одна группа потребителей и все маркетинговые усилия фокусируются на этой одной группе. Вторая — стратегия дифференциации, при которой выделяются две или более группы населения, соответственно для каждой из них разрабатываются маркетинговые и рекламные планы.
|
|
Для мелкого и среднего бизнеса, как правило, желательно использовать стратегию концентрации и сосредоточиться на одной группе, иногда именуемой нишей. Крупный бизнес может себе позволить разрабатывать сразу несколько ниш.
При определении целевой аудитории надо учитывать, на какую группу населения спозиционирован продукт или услуга. Сегментирование и позиционирование — это взаимосвязанные процессы. Позиционировать продукт и выявлять целевую аудиторию надо параллельно.
После выделения собственного целевого сегмента необходимо определить характеристики потребителей, составить их усредненный «портрет». Для этого прежде всего собирают вторичную информацию. Сегодня рекламодатель зачастую располагает данными о потребителях. Клиенты могут заполнять гарантийные карты, оформлять кредитную карту, разного рода анкеты при покупке и пр. В этих документах могут содержаться важные сведения о возрасте, поле, уровне доходов, образо-