Психея показывает сестрам подарки от Амура (1753 г.)

 

В 1756 г. Фрагонар уезжает в Рим в качестве стипендиата основанной французской Академии. Здесь происходит его настоящее рождение как художника, превращение из эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. В этот период он работает в основном в графике, создает с помощью карандаша, бистра и сангины серию изображений знаменитых вилл с уходящими вдаль аллеями, с клубящимися, подобно облакам, кипарисами, величественными зонтами пиний, каскадами зелени и водопадами, фонтанами и террасами. Благодаря своим графическим работам Фрагонар вошел в искусство XVIII в., став одним из самых блестящих рисовальщиков. В рисунке Фрагонар такой же колорист, как и в живописи. Его излюбленной техникой был бистр с размывом и сангина, позволявшие добиться бесконечного богатства градаций теплых коричневатых тонов. С тем же совершенством Фрагонар пользовался тушью, акварелью, свинцовым и итальянским карандашами, офортом. Многие его листы посвящены портретным образам - автопортреты, изображения близких и друзей или просто окружающих художника людей, впечатляющие правдивостью, точностью и красотой рисунка. Однако подлинно мировую славу Фрагонару принесли его пейзажные композиции, образы парков и аллей, созданные в основном во время первого и второго путешествий в Италию. Эти образы исполнены поистине волшебной поэзии, причем ощущению волшебства, присущему всякому большому произведению искусства, способствует и контраст между скупостью выразительных средств и богатством создаваемых эффектов. Градации коричневых или черно-белых тонов строят в листах Фрагонара форму предметов, сложное пространство и передают саму окружающую атмосферу: струящийся воздух, поток солнечных лучей. Поверхность листа мерцает и живет, кажется одновременно бархатистой и прозрачной; в моделировке форм нежнейшее туше сочетается с отточенным, экспрессивным рисунком. В графике, как и в живописи, почерку Фрагонара присущи свобода и непринужденность, предельная утонченность и при этом отсутствие мелочных подробностей; его образы захватывают поэтическим чувством в восприятии природы.

В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Его творчество начала 60-х гг. интенсивно и многогранно; художник пробует себя в различных жанрах, чтобы сохранить в будущем только органичные своему таланту. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Выделявшаяся живостью и красотой колорита среди подобных академических произведений, но, подобно им, риторическая и лишенная подлинной индивидуальности, картина эта имела большой успех в академической и придворной среде. Фрагонар причисляется к академикам, получает квартиру и мастерскую в Лувре, перед ним открывается перспектива почетной карьеры с заказами двора и королевской мануфактуры гобеленов. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. занимают разнообразные вариации и оттенки галантного жанра и столь же разнообразные по характеру портреты. Его заказчики – богатые любители искусств, финансисты, люди творческого труда, танцовщицы оперы.

 

Фрагонар пленяет - свежестью и чистотой чувства, искренностью, упоением красотой жизни. Стилю Фрагонара присущи особая внутренняя свобода и смелость обобщения формы, сочетающиеся с богатством цветовых оттенков. Одна из главных его черт - динамизм, которым охвачены и фигуры и вся красочная структура картины. Форма в работах Фрагонара строится именно цветом: она лепится текучими и широкими мазками и пятнами краски или резкими, короткими ударами кисти, нервными штрихами. Мазки чистого цвета, которые впоследствии вызывали восхищение импрессионистов, сочетаются со смешанной палитрой. Еще одна неотъемлемая черта его искусства - насыщенность светом. Краски то сгущаются в тенях почти до черноты, то сияют золотистыми, розовыми и перламутрово-белыми оттенками; свет наполняет пространство и мягко обволакивает все формы, сообщая им характерное фрагонаровское туше. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство, прежде всего цветом и пластикой.

Одна из лучших картин галантного цикла - «Купальщицы». Это маленькое полотно отличается подлинным космизмом образов, широтой и музыкальностью ритмов. Обнаженные купальщицы, уподобленные наядам, резвятся в золотистом солнечном свете, среди воды, листьев деревьев и прибрежных трав. В своих горячих тонах Фрагонар здесь - подлинный наследник Рубенса. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. В образах купальщиц есть ключевое для творчества художника соединение материальной красоты бытия с его эфемерностью и театральной зрелищностью.

Купальщицы (1772 г.)

На другом полюсе стиля Фрагонара - «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Картина возникла по прихоти заказчика, захотевшего, чтобы художник изобразил его возлюбленную на качелях так, чтобы зрителю были видны ее ножки. Сценка откровенно театральна. Дама в розовом платье качается на качелях с красным бархатным сиденьем; качели раскачивает скрытый в полумраке кавалер. Другой, совсем юный и изящно манерный, полулежит на земле в восхищении от открывшихся ножек дамы. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы, и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: