Поцелуй украдкой (1787 г.)

 

Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара - портрет. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» - изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Его модели - артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Он писал откровенно декоративные вещи, предназначенные для украшения салонов, но и во всех своих лучших произведениях художник не стремился проникнуть в глубину духовного мира модели или передать неповторимое своеобразие ее облика. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов - «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Главная цель Фрагонара - запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Последнему способствовала и праздничная экспрессивность стиля и театральность самого облика моделей. В соответствии со вкусами времени Фрагонар любил одевать своих героев в полуфантастические костюмы, по большей части воспроизводящие детали одежды времен Генриха IV. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. В конце 70-х и в 80-е гг. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Живопись Фрагонара достигает порой предельной изощренности и чувственной красоты, но одновременно в ней начинают звучать новые лирические и мечтательно-романтические ноты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: