Детские качели (1755 г.)

В конце 70-х гг. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Упоение жизнью теперь сочетается с легкими элегическими нотами, женские образы становится в целом более  лирическими. В 80-е гг. художник создает серию аллегорических композиций, в которых любовь трактована уже не как наслаждение или игра, а как жертвенное и почти героическое деяние. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Вместо обычного букета ярких красок художник использует здесь почти монохромную гамму, и главным средством его выражения является светотень. В этой работе Фрагонар кажется непосредственным предшественником классицизма начала ХIХ в. Фрагонар обращается к другим сюжетам: певец радостей любви становится певцом семейного очага. В искусстве Фрагонара теперь находят отражение другие аспекты культуры XVIII в., который был не только веком аристократического эпикурейства и галантных празднеств, но также веком Просвещения с его демократическими устремлениями. В 70-е гг. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Но особенно глубокое влияние на художника оказал Жан-Жак Руссо с его призывом к естественности и близости к природе. Картины Фрагонара конца 70-х гг. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Однако в большинстве своих работ он остается самим собой; юные девушки и матери семейства на его картинах полны жизни и чувственного очарования, в них живет прежний веселый и задорный дух.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: