Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств, позволяющего расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала и повысить рыночную стоимость предприятия.
Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга):
1. Долгосрочные финансовые обязательства — все формы заемного капитала со сроком использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства (по эмитированным облигациям; по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.).
2. Краткосрочные финансовые обязательства — все формы заемного капитала со сроком использования до одного года. Основными формами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства, различные формы кредиторской задолженности и другие краткосрочные финансовые обязательства.
Политика привлечения заемных средств — часть общей финансовой стратегии, заключающаяся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала.
Этапы формирования политики привлечения заемных средств:
1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде.
2. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде.
3. Определение предельного объема привлечения заемных средств с точки зрения сохранения финансовой устойчивости предприятия с позиций самого предприятия и с позиций возможных его кредиторов.
4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников.
5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе; расчет в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их использования. Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.
6. Определение форм привлечения заемных средств.
7. Определение состава основных кредиторов.
8. Формирование условий привлечения кредитов:
а) срок предоставления кредита — одно из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок, в течение которого полностью реализуется цель привлечения кредита.
б) ставка процента за кредит, характеризующаяся ее формой и размером.
По формам различают процентную ставку (для наращивания суммы долга) и учетную ставку (для дисконтирования суммы долга). Если размер ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими.
в) условия выплаты суммы процента: выплата в момент предоставления кредита; регулярные выплаты на остаток кредита; выплата всей суммы процента при погашении кредита.
г) условия погашения основной суммы долга: частичный возврат в течение периода функционирования кредита; или полный возврат всей суммы по истечении срока использования кредита.
д) прочие условия (необходимость страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения, размер кредита по отношению к сумме залога и т.п.)
9. Обеспечение эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.
10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.
Основными факторами, определяющими привлекательность использования тех или иных заемных источников финансирования, являются сложность получения и стоимость кредита, ограниченность возможностей использования средств целевым назначением кредита, максимально возможный срок привлечения средств, максимальный размер кредита по отношению к масштабам деятельности организации. При этом для многих видов заемных источников стоимость кредита определяется не только процентной ставкой, но и разовыми затратами, связанными с получением кредита, например, при размещении ценных бумаг предприятие несет расходы, связанные с их эмиссией, при оформлении банковского кредита — расходы, связанные с оценкой залога и т.п.
Основные достоинства и недостатки некоторых распространенных форм привлечения заемного капитала приведены в таблице. Следует отметить, что данные характеристики приведены для наиболее типичных случаев, они могут быть иными в зависимости от специфики организации.
Таблица 7.1 – Достоинства и недостатки отдельных форм привлечения
Сложность привлечения | Целевой характер | Стоимость кредита | Срок привлечения | Объём кредита | |
Облигационные займы | Очень сложно | Нет | Средняя | Длительный | Средний |
Биржевые облигации | Сложно | Нет | Средняя | Короткий | Средний |
Банковский кредит | Сложно | Зависит от условий | Высокая | Длительный | Средний |
Лизинг | Средне | Есть | Средняя | Максимальный | Значительный |
Коммерческий кредит | Просто | Есть | Низкая | Короткий | Незначительный |
Внутренняя кредиторская задолженность | Очень просто | Нет | Бесплатный | Сверх краткосрочный | Минимальный |
Сложность привлечения средств с использованием биржевых облигаций следует рассматривать с учетом того, что хотя правила их выпуска значительно проще в сравнении с «обычными» облигациями, круг их потенциальных эмитентов ограничен корпорациями, чьи акции обращаются на бирже.
Отметим такой фактор выбора, как целевой характер заемных средств: например, кредиторская задолженность связана с приобретением продукции у конкретного поставщика, условия поставки или качество продукции которого может не удовлетворять предприятие-заемщика. В этом случае для него может оказаться целесообразным использовать более дорогой банковский кредит, распоряжаться которым предприятие сможет более свободно.
Фактор «Объем кредита» рассматривается в относительном выражении по отношению к масштабам деятельности организации. В силу юридической природы лизинговых операций, объем имущества, получаемого по договору лизинга, может превышать сумму собственных активов организации, что проблематично для других форм кредитования.