Упражнение №3 Права (обязанности) ребенка и родителя

Цель: признание прав родителей и ребенка (формирование процесса сотрудничества)

Участники: родители и их дети от 12 лет

Процедура проведения:

Многие вещи родители и дети понимают по-разному. В результате – конфликты, столкновения, непонимание. Каждый человек имеет свои права, которые позволяют ему чувствовать себя лучше и увереннее в этом мире. Это упражнение поможет родителям разобраться в том, чего же добиваются они от детей и понять чего хотят их дети.

Ведущий раздает листочки и ручки всем членам семьи. Задача каждого заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа закончила подготовку такого списка (в течение 15-20 минут), «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая, сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.

Если дискуссия затягивается (а обычно она проходит вполне «горячо»), ведущий проясняет, почему стороны не могут договориться, и прекращает обсуждение, воспользовавшись правом вето. Лучше заранее предупредить семью о том, сколько времени отводится на обсуждение каждого пункта, обычно это занимает не более 5 минут.

В этой игровой ситуации хорошо моделируются процессы отстаивания детских прав и те состояния, которые возникают в связи с этим у детей и родителей, поэтому при подведении итогов желательно обратиться к чувствам участников группы.

Когда права все обсуждены, можно по такой же схеме обсудить обязанности.

Подведение итогов: Какие трудности возникли у участников при составлении прав и обязанностей? Почему в реальной жизни чаще всего члены семьи не задумываются о правах и обязанностях.

Ведущий: Главное в преодолении детско-родительских конфликтов – реальное, а не теоретическое признание личных прав друг друга.

 

Права родителей Права детей
1.Знать друзей 2.Частично контролировать поступки ребенка 3.Ограничивать в излишествах 4.Право знать о крупных неприятностях и проблемах ребенка 5.Высказывать недовольство в корректной форме 6.Право направлять, объяснять, убеждать 7.Право на свободное время 8.Предлагать посильные домашние поручени   Смотреть видеомагнитофон Носить то, что нравится Гулять на улице в разумных пределах Выбирать друзей Кушать, что хочется Высказывать недовольство Заниматься в свободное время тем, чем хотим (неопасным для здоровья) Право на неприкосновенность (физические наказания)

 

Упражнение №4 «Проигрывание стиля воспитания»

Цель: коррекция неадаптивных способов родительского воспитания.

Участники: родители и их дети от 9 лет

Процедура проведения:

Инструкция: «Давайте, посмотрим как тот или иной стиль влияет на ребенка и вас. Остановимся на трех часто используемых стилях авторитарный, либеральный и демократический. Родители и дети проигрывают сценку, с разными стилями. После чего меняются ролями.

Авторитарный (родитель): «Почему 2? Сегодня никуда не идешь, будешь учить! Быстро поел и за уроки».

Либеральный: «Ну 2, так 2. Что поделать. Ну, подучи сам и справишь».

Демократический: «Ты чем-то расстроен? Что-то было не понятно на уроке? Хорошо, отдыхай, а потом мы с тобой вместе разберем».

Вопрос ребенку/родителю:

- Как себя ощущаешь?

- Что хочется сделать?

- Какое ощущение у вас было, когда вы проигрывали сценки?

- Как вы думаете, где какой стиль был?

- К какому результату каждый из них привел?

- Узнали ли вы себя в этих стилях? Почему вы так себя ведете с ребенком?

- Какой стиль наиболее эффективный?

 

Упражнение № 5 «Чертополох и роза».

Цели:

· обучать навыкам выражения критики или негативных чувств социально приемлемыми способами;

· тренировать навыки выражения одобрения и оказания психологической поддержки.

Участники: родители и их дети от 9 лет

Процедура проведения:

Дети и родители дарят друг другу 2 предмета, чертополох и розу.

Первым дарится «чертополох» со словами: «Я дарю тебе этот чертополох с пожеланиями того, чтобы ты …»

Критика произносится в форме пожелания или доброго совета.

«А эту розу я дарю тебе за то, …»

Отмечаются положительные качества и поступки людей.

По окончании участники обмениваются чувствами и мыслями. Следует уточнить, что было легче или труднее дарить.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: