Цель: Формирование навыков конструктивного взаимодействия, влияния на ребенка, наказания. Профилактика насилия над детьми.
Участники: родители
Процедура проведения:
1. Обсуждаются вопросы:
- Часто ли вы наказываете своего ребенка?
- Что в поведении вашего ребенка чаще всего вызывает ваш гнев?
- Как вы реагируете на плохое поведение вашего ребенка?
- Как ваш ребенок реагирует на наказания?
- По вашему мнению избранный вами метод наказаний эффективен? Почему?
- Вашему ребенку нравится когда вы его хвалите?
- Вы часто его хвалите?
- Как вы реагируете на хорошее поведение вашего ребенка?
- Как вам кажется, ваш ребенок доволен тем как его хвалят и как часто это делают или ему хотелось бы большего? Почему?
- Какую вы преследуете цель, когда наказываете своего ребенка?
- Какие чувства вы испытываете, когда наказываете ребенка?
- Что испытывает ваш ребенок, когда его наказывают? Примечание. В процессе обсуждения необходимо попросить родителей вспомнить наиболее яркую ситуацию из их жизни, когда они оказались в роли обвиняемого, и обсудить, что в этой ситуации задело их больше всего, какие эмоции они связывают с этой ситуацией.
|
|
- Как вам кажется, что в наказании наиболее задевает ребенка 1) Содержание (смысл, суть) наказания, 2) ваши жесты и мимика, 3)выражения, слова, которыми вы изъясняетесь с ребенком? - Наказывая ребенка вы стремитесь его обидеть, унизить, поставить его на место и т.п.?
- Вспомнив последние ссоры с ребенком вы можете с уверенностью сказать, что вы действительно не затронули его чувства, не обидели его, а лишь указали на ошибку? Родители должны сделать вывод, прийти к единому мнению относительно того, что в действительности должно содержать в себе наказание и каково его влияние на ребенка. Упражнение «Ситуационное реагирование»
Семье руководитель зачитывает несколько одинаковых ситуаций конфликтного взаимодействия с ребенком. Родители должны продумать, а потом продемонстрировать реакцию родителя на подобную ситуация с учетом заданной заранее установки: • первый вариант - агрессивно, со злостью;
• второй - с насмешкой;
• третий- при помощи иронической похвалы;
• четвертый- с косвенным неодобрением.
Семья анализирует предложенные варианты реагирования, делает вывод об их приемлемости и предлагает наиболее эффективный по их мнению способ поведения в конфликтной ситуации.
2. Обсуждается вопрос «Как правильно наказывать ребенка», вспомогательные вопросы:
- Случалось ли, что вы несколько раз наказывали ребенка за один и тот же проступок? Какова реакция вашего ребенка на повторные обвинения?
- Бывало ли, что наказывая ребенка вы использовали оскорбительные выражения? Как реагирует на это ваш ребенок?
|
|
- Случалось ли, что незначительный проступок ребенка вызывал у вас взрыв гнева и массу обвинений? Какова была реакция вашего ребенка?
- Были ли у вас такие ситуации, когда вам достаточно было один раз наказать ребенка, чтобы он больше никогда не повторял этой же ошибки? Что это была за ситуация и как вы реагировали? - Вспомните как в детстве вас наказывали ваши родители, когда наказание действительно задевало вас и вам хотелось измениться и больше никогда так не поступать? - Если среди ваших родственников или друзей человек, являющийся для вас авторитетом? Обращались ли вы к нему за советом в сложной для вас ситуации? Что и как говорил вам этот человек, чтобы вы прислушались к его словам и поступили так как он рекомендует? 4. В качестве обобщения данной темы, руководитель предлагает семье самостоятельно сформулировать требования, предъявляемые к наказанию.
Примечание. Необходимо, чтобы семья сделала следующий вывод:
Наказание не должно:
• Вредить здоровью
• Употребляться в сомнительных случаях
• Быть унизительным
• Быть страшным для ребенка (ребенок должен боятся не наказания, а огорчить родителей)
Наказание должно
• Применяться один раз за один проступок
• Следовать сразу за проступком, а не отсрочено и сопровождаться прощением
• По серьезности соответствовать проступку
Упражнение №5 «Разыграем конфликт».
Цели:
· создать условия для анализа реальной конфликтной ситуации;
· способствовать пониманию чувств и переживаний партнера по конфликту;
· побудить к осознанному, а не спонтанному выбору адекватного стиля поведения в конфликте.
Участники: родители и их дети от 7 лет
Процедура проведения:
Выбрав конкретный конфликт, предъявленный участниками на предыдущем этапе, попытаться его изобразить. Причем, при разыгрывании конфликтной ситуации, исполнителям предлагается поменяться ролями, т.е. родителей играют дети, и, наоборот, детей – родители.
При обсуждении рекомендуется уточнить:
· чувства, возникающие в процессе взаимодействия;
· что вызвало сопротивление и негативные эмоции;
· что способствовало разрешению конфликта.
Упражнение № 6 «Строим мосты вместо стен…»
Цель:
· обучать участников выражению негативных чувств социально приемлемыми способами.
Участники: родители и их дети от 13 лет
Процедура проведения:
Ведущий предлагает родителям и детям потренироваться в применении Я – сообщения таким образом:
Дети описывают какой-то факт неприемлемого поведения со своей стороны, а родители формулируют Я – сообщение, затем озвучивают их в круг. Отмечаются наиболее удачные варианты.
Аналогичную работу выполняют и подростки, им могут предлагать ситуации, как родители, так и сверстники. (Например, излишняя эмоциональность и несправедливость со стороны родителей или ситуации, когда родители, в силу определенных обстоятельств, не выполнили своего обещания, недовольство поступком друга и т.д.).
По окончании упражнения участники делятся своими впечатлениями и мыслями.