Упражнение №4 «Наказание»

Цель: Формирование навыков конструктивного взаимодействия, влияния на ребенка, наказания. Профилактика насилия над детьми.

Участники: родители

Процедура проведения:

1. Обсуждаются вопросы:

- Часто ли вы наказываете своего ребенка?

- Что в поведении вашего ребенка чаще всего вызывает ваш гнев?

- Как вы реагируете на плохое поведение вашего ребенка?

- Как ваш ребенок реагирует на наказания?

- По вашему мнению избранный вами метод наказаний эффективен? Почему?

- Вашему ребенку нравится когда вы его хвалите?

- Вы часто его хвалите?

- Как вы реагируете на хорошее поведение вашего ребенка?

- Как вам кажется, ваш ребенок доволен тем как его хвалят и как часто это делают или ему хотелось бы большего? Почему?

- Какую вы преследуете цель, когда наказываете своего ребенка?

- Какие чувства вы испытываете, когда наказываете ребенка?

- Что испытывает ваш ребенок, когда его наказывают? Примечание. В процессе обсуждения необходимо попросить родителей вспомнить наиболее яркую ситуацию из их жизни, когда они оказались в роли обвиняемого, и обсудить, что в этой ситуации задело их больше всего, какие эмоции они связывают с этой ситуацией.

- Как вам кажется, что в наказании наиболее задевает ребенка 1) Содержание (смысл, суть) наказания, 2) ваши жесты и мимика, 3)выражения, слова, которыми вы изъясняетесь с ребенком? - Наказывая ребенка вы стремитесь его обидеть, унизить, поставить его на место и т.п.?

- Вспомнив последние ссоры с ребенком вы можете с уверенностью сказать, что вы действительно не затронули его чувства, не обидели его, а лишь указали на ошибку? Родители должны сделать вывод, прийти к единому мнению относительно того, что в действительности должно содержать в себе наказание и каково его влияние на ребенка. Упражнение «Ситуационное реагирование»

Семье руководитель зачитывает несколько одинаковых ситуаций конфликтного взаимодействия с ребенком. Родители должны продумать, а потом продемонстрировать реакцию родителя на подобную ситуация с учетом заданной заранее установки: • первый вариант - агрессивно, со злостью;

• второй - с насмешкой;

• третий- при помощи иронической похвалы;

• четвертый- с косвенным неодобрением.

Семья анализирует предложенные варианты реагирования, делает вывод об их приемлемости и предлагает наиболее эффективный по их мнению способ поведения в конфликтной ситуации.

2. Обсуждается вопрос «Как правильно наказывать ребенка», вспомогательные вопросы:

- Случалось ли, что вы несколько раз наказывали ребенка за один и тот же проступок? Какова реакция вашего ребенка на повторные обвинения?

- Бывало ли, что наказывая ребенка вы использовали оскорбительные выражения? Как реагирует на это ваш ребенок?

- Случалось ли, что незначительный проступок ребенка вызывал у вас взрыв гнева и массу обвинений? Какова была реакция вашего ребенка?

- Были ли у вас такие ситуации, когда вам достаточно было один раз наказать ребенка, чтобы он больше никогда не повторял этой же ошибки? Что это была за ситуация и как вы реагировали? - Вспомните как в детстве вас наказывали ваши родители, когда наказание действительно задевало вас и вам хотелось измениться и больше никогда так не поступать? - Если среди ваших родственников или друзей человек, являющийся для вас авторитетом? Обращались ли вы к нему за советом в сложной для вас ситуации? Что и как говорил вам этот человек, чтобы вы прислушались к его словам и поступили так как он рекомендует? 4. В качестве обобщения данной темы, руководитель предлагает семье самостоятельно сформулировать требования, предъявляемые к наказанию.

Примечание. Необходимо, чтобы семья сделала следующий вывод:

Наказание не должно:

• Вредить здоровью

• Употребляться в сомнительных случаях

• Быть унизительным

• Быть страшным для ребенка (ребенок должен боятся не наказания, а огорчить родителей)

Наказание должно

• Применяться один раз за один проступок

• Следовать сразу за проступком, а не отсрочено и сопровождаться прощением

• По серьезности соответствовать проступку

Упражнение №5 «Разыграем конфликт».

Цели:

· создать условия для анализа реальной конфликтной ситуации;

· способствовать пониманию чувств и переживаний партнера по конфликту;

· побудить к осознанному, а не спонтанному выбору адекватного стиля поведения в конфликте.

Участники: родители и их дети от 7 лет

Процедура проведения:

Выбрав конкретный конфликт, предъявленный участниками на предыдущем этапе, попытаться его изобразить. Причем, при разыгрывании конфликтной ситуации, исполнителям предлагается поменяться ролями, т.е. родителей играют дети, и, наоборот, детей – родители.

При обсуждении рекомендуется уточнить:

· чувства, возникающие в процессе взаимодействия;

· что вызвало сопротивление и негативные эмоции;

· что способствовало разрешению конфликта.

Упражнение № 6 «Строим мосты вместо стен…»

Цель:

· обучать участников выражению негативных чувств социально приемлемыми способами.

Участники: родители и их дети от 13 лет

Процедура проведения:

Ведущий предлагает родителям и детям потренироваться в применении Я – сообщения таким образом:

Дети описывают какой-то факт неприемлемого поведения со своей стороны, а родители формулируют Я – сообщение, затем озвучивают их в круг. Отмечаются наиболее удачные варианты.

Аналогичную работу выполняют и подростки, им могут предлагать ситуации, как родители, так и сверстники. (Например, излишняя эмоциональность и несправедливость со стороны родителей или ситуации, когда родители, в силу определенных обстоятельств, не выполнили своего обещания, недовольство поступком друга и т.д.).

По окончании упражнения участники делятся своими впечатлениями и мыслями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: