Спектр целевых ориентаций

 

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

 

 

Каждая игра носит элемент соревновательности. В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В сорев­нованиях возникает активность обучаемого, воля к победе. Элемент соревновательности повышает эмоциональный накал, самоконтроль обучающихся, активизирует их деятельность. В соревновании дети срав­нивают результат своей работы и одноклассников, стараются улуч­шить свои показатели.

Таким образом, игра - путь к познанию обучающегося самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Са­мопроверка всегда пробуждает к совершенствованию. Поэтому игры являются важным средством самовоспитания. В играх пере­ход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутренне­му побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия», на котором основаны игры.

Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мыслей, появляется не всегда и не у всех обучающихся сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на обучающихся. Природа игры такова, что при отсутствии абсолют­ной добровольности она перестает быть игрой. Игрой можно ув­лечь, заставить играть нельзя.

Таким образом, одной из педагогических технологий, реали­зующей задачи гуманизации образования, является игровая, представляющая собой систему применения различных дидак­тических игр в обучении, формирующих умения решать задачи на основе компонентного выбора альтернативных вариантов. Ис­пользование игры в процессе обучения связано с ее большими возможностями, с ролью игровой деятельности в развитии лич­ности.

При анализе возможностей игровой технологии можно выде­лить общие показатели: стремление обучаемого к активному участию в познавательной деятельности; осознание им уникальности, не­повторимости своей личности как субъекта деятельности; приня­тие обучаемым возможности свободного выбора видов деятель­ности.

Перечислим признаки игровой технологии: наличие игровой модели, сценария игры, ролевых позиций, возможности альтерна­тивных решений, предполагаемых результатов, критериев их оцен­ки, наличие управляемого эмоционального напряжения.

Существуют различные подходы к классификации игр: по ха­рактеру моделируемой ситуации; по характеру игрового процес­са; по способам передачи обработки информации. Применяют­ся игры познавательные, занимательные, театрализованные, ро­левые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач и др.

Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотне­сенными с особенностями дидактической задачи. Как указывает В.П. Беспалько, в структуре дидактической задачи отображается цель, достижение которой обусловлено ситуацией (условиями) и располагаемой информацией (содержанием) для деятельности. Технология же включает разработку и использование трех компо­нентов: организационной формы, дидактического процесса и ква­лификации преподавателя. В современной педагогической и психологической литературе выделяют множество видов игр. По характеру педагогического процесса можно выделить следующие группы игр:

- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Среди дидактических игр выделяют также соревновательные игры. Игры-состязания имеют свою специфику и свои преимуще­ства. Они снимают напряжение и дискомфорт, позволяют в зависи­мости от содержания материала вводить в игру не просто занима­тельный материал, но и весьма сложный. В этом основная педаго­гическая ценность и преимущество игр соревновательного тина перед другими. Как высказался один из студентов при опросе, проводимом для выявления отношения студентов к использованию игр на занятиях: «В игре узнаешь больше, чем знаешь!». Это обусловлено тем, что в игре происходит снятие ба­рьеров, которые возникают у многих обучающихся в условиях тради­ционного обучения, так как нет жесткого контроля со стороны преподавателя, нет отметки, которую ты можешь получить за каждое твое неправильное высказывание.
По дидактическим задачам игры следует разделить на обучающие, контролирующие и обобщающие. Необходимо заме­тить, что цели дидактических иг р следующие: расширение кру­гозора, познавательная деятельность; формирование определен­ных умений и навыков, необходимых в практической деятельно­сти; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Обучающая игра - это игра, в которой обучающиеся приобретают новые знания, умения, навыки. При усвоении новых знаний воз­можности игр значительно уступают более традиционным формам обучения, поэтому обучающие игры используются сравнительно редко.

Контролирующие игры - это игры, дидактическая цель которых состоит в повторении, закреплении и проверке ранее получен­ных знаний.

Интересными по своему содержанию и форме проведения яв­ляются обобщающие игры, которые требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, на­правлены на приобретение умений действовать в различных си­туациях.

В условиях вузовского обучения на занятиях целесообразно применять также различные модификации деловых игр: имита­ционные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Рассмотрим сущность перечисленных выше игр.

Имитационные игры

На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут собы­тия, конкретная деятельность людей и обстановка, условия, в ко­торых происходит событие или осуществляется деятельность. Сце­нарий имитационной игры кроме сюжета события содержит опи­сание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Пять составляющих имитационной игры:

1.

Среди дидактических игр выделяют также соревновательные игры. Игры-состязания имеют свою специфику и свои преимуще­ства. Они снимают напряжение и дискомфорт, позволяют в зависи­мости от содержания материала вводить в игру не просто занима­тельный материал, но и весьма сложный. В этом основная педаго­гическая ценность и преимущество игр соревновательного тина перед другими. Как высказался один из студентов при опросе, проводимом для выявления отношения студентов к использованию игр на занятиях: «В игре узнаешь больше, чем знаешь!». Это обусловлено тем, что в игре происходит снятие ба­рьеров, которые возникают у многих обучающихся в условиях тради­ционного обучения, так как нет жесткого контроля со стороны преподавателя, нет отметки, которую ты можешь получить за каждое твое неправильное высказывание.
Игроки.

2. Эксперты.

3. Организаторы игры.

4. Материал по изучаемой проблеме.

5. Экспериментальная ситуация.

Этапы имитационной игры:

Подготовительный — знакомство с материалом, инструктаж, тестирование.

Игровой — состоит из отдельных периодов.

Заключительный — межгрупповая дискуссия, с защитой перед комиссией проекта или решения проблемы.

Необходимо отметить, что в условиях вузовского обучения имитационным играм можно отдать предпочтение из имеющегося спектра игр для вузовского обучения. Они повышают интерес к изучаемому материалу, позволяют студенту увидеть его значимость при решении конкретных практических проблем и задач, дают возможность примерить на себя «взрослую» профессиональную деятельность.

Операционные игры

Эти игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в ус­ловиях, имитирующих реальные.

Ролевые игры

Ролевая игра - способ расширения опыта участников посред­ством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предла­гается принять позицию кого-либо из участников и затем вырабо­тать способ, позволяющий привести эту ситуацию к достойному завершению.

В данных играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для про­ведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между обучающимися распределяются роли с «обязатель­ным содержанием».

Формы проведения ролевой игры:

1. Совещание.

2. Ролевой диалог участников.

Данный вид игр в условиях вузовского обучения является востребованными при организации «профессиональных проб» и психологических элективных курсов.

Деловой театр

В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь обучающийся должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную ли­нию поведения. Основная задача метода инсценировки — научить студента ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возмож­ности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составля­ется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: