• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Каждая игра носит элемент соревновательности. В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возникает активность обучаемого, воля к победе. Элемент соревновательности повышает эмоциональный накал, самоконтроль обучающихся, активизирует их деятельность. В соревновании дети сравнивают результат своей работы и одноклассников, стараются улучшить свои показатели.
|
|
Таким образом, игра - путь к познанию обучающегося самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда пробуждает к совершенствованию. Поэтому игры являются важным средством самовоспитания. В играх переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия», на котором основаны игры.
Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мыслей, появляется не всегда и не у всех обучающихся сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на обучающихся. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности она перестает быть игрой. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя.
Таким образом, одной из педагогических технологий, реализующей задачи гуманизации образования, является игровая, представляющая собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующих умения решать задачи на основе компонентного выбора альтернативных вариантов. Использование игры в процессе обучения связано с ее большими возможностями, с ролью игровой деятельности в развитии личности.
При анализе возможностей игровой технологии можно выделить общие показатели: стремление обучаемого к активному участию в познавательной деятельности; осознание им уникальности, неповторимости своей личности как субъекта деятельности; принятие обучаемым возможности свободного выбора видов деятельности.
|
|
Перечислим признаки игровой технологии: наличие игровой модели, сценария игры, ролевых позиций, возможности альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериев их оценки, наличие управляемого эмоционального напряжения.
Существуют различные подходы к классификации игр: по характеру моделируемой ситуации; по характеру игрового процесса; по способам передачи обработки информации. Применяются игры познавательные, занимательные, театрализованные, ролевые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач и др.
Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи. Как указывает В.П. Беспалько, в структуре дидактической задачи отображается цель, достижение которой обусловлено ситуацией (условиями) и располагаемой информацией (содержанием) для деятельности. Технология же включает разработку и использование трех компонентов: организационной формы, дидактического процесса и квалификации преподавателя. В современной педагогической и психологической литературе выделяют множество видов игр. По характеру педагогического процесса можно выделить следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Среди дидактических игр выделяют также соревновательные игры. Игры-состязания имеют свою специфику и свои преимущества. Они снимают напряжение и дискомфорт, позволяют в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но и весьма сложный. В этом основная педагогическая ценность и преимущество игр соревновательного тина перед другими. Как высказался один из студентов при опросе, проводимом для выявления отношения студентов к использованию игр на занятиях: «В игре узнаешь больше, чем знаешь!». Это обусловлено тем, что в игре происходит снятие барьеров, которые возникают у многих обучающихся в условиях традиционного обучения, так как нет жесткого контроля со стороны преподавателя, нет отметки, которую ты можешь получить за каждое твое неправильное высказывание. |
Обучающая игра - это игра, в которой обучающиеся приобретают новые знания, умения, навыки. При усвоении новых знаний возможности игр значительно уступают более традиционным формам обучения, поэтому обучающие игры используются сравнительно редко.
Контролирующие игры - это игры, дидактическая цель которых состоит в повторении, закреплении и проверке ранее полученных знаний.
Интересными по своему содержанию и форме проведения являются обобщающие игры, которые требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных ситуациях.
В условиях вузовского обучения на занятиях целесообразно применять также различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
|
|
Рассмотрим сущность перечисленных выше игр.
Имитационные игры
На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Пять составляющих имитационной игры:
1.
Среди дидактических игр выделяют также соревновательные игры. Игры-состязания имеют свою специфику и свои преимущества. Они снимают напряжение и дискомфорт, позволяют в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но и весьма сложный. В этом основная педагогическая ценность и преимущество игр соревновательного тина перед другими. Как высказался один из студентов при опросе, проводимом для выявления отношения студентов к использованию игр на занятиях: «В игре узнаешь больше, чем знаешь!». Это обусловлено тем, что в игре происходит снятие барьеров, которые возникают у многих обучающихся в условиях традиционного обучения, так как нет жесткого контроля со стороны преподавателя, нет отметки, которую ты можешь получить за каждое твое неправильное высказывание. |
2. Эксперты.
3. Организаторы игры.
4. Материал по изучаемой проблеме.
5. Экспериментальная ситуация.
Этапы имитационной игры:
Подготовительный — знакомство с материалом, инструктаж, тестирование.
Игровой — состоит из отдельных периодов.
Заключительный — межгрупповая дискуссия, с защитой перед комиссией проекта или решения проблемы.
Необходимо отметить, что в условиях вузовского обучения имитационным играм можно отдать предпочтение из имеющегося спектра игр для вузовского обучения. Они повышают интерес к изучаемому материалу, позволяют студенту увидеть его значимость при решении конкретных практических проблем и задач, дают возможность примерить на себя «взрослую» профессиональную деятельность.
|
|
Операционные игры
Эти игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Ролевые игры
Ролевая игра - способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию кого-либо из участников и затем выработать способ, позволяющий привести эту ситуацию к достойному завершению.
В данных играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между обучающимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
Формы проведения ролевой игры:
1. Совещание.
2. Ролевой диалог участников.
Данный вид игр в условиях вузовского обучения является востребованными при организации «профессиональных проб» и психологических элективных курсов.
Деловой театр
В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь обучающийся должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки — научить студента ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.