Принципы конструирования дидактической игры

 

Принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства

 

Принцип моделирования

содержания и форм

профессиональной

деятельности

 

 

Принцип

совместной

деятельности

 

 

Принцип

диагностического

общения

Принцип проблемности содержания

имитационной модели и процесса его развития в игровой деятельности

 

Принцип двуплановости

 

 

               

 

 

При подготовке к игровой деятельности следует соблюсти сле­дующие методические требования:

1) игра — логическое продолжение и завершение конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением к теме (разделу) или же завершением изучения дисциплины в целом;

2) максимальная приближенность к реальным производственным условиям;

3) создание атмосферы поиска и непринужденности;

4) тщательная подготовка учебно-методической документации;

5) четко сформулированные задачи, условия и правила игры;

6) выявление вариантов возможных решений указанной пробле­мы;

7) наличие необходимого оборудования.

 

Структурная схема дидактической игры

 

ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ

 

 

 

 
 

Цель игры

Сценарий игры

 
 

Конспект ролей и функций

игроков

Предмет игры

 
 

Правила игры

Содержание противоречий или конфликта

 
 

Способ генерирования событий в игре

 
 

Система оценивания

Графическая модель и последовательность

ролевого взаимодействия участников игры

 
 

Характер двуплановости

 
 

Методическое обеспечение игры

 
 

 

 

 

 

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Модель предмета профессиональной 

деятельности

Модель процесса профессиональной

деятельности

 

 

 

 
 

Объект имитации

                   

 

Технология продуктивной (инновационной) игры

Совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в т.ч. и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Продуктивная игра может использоваться при планировании деятельности класса в начале учебного года: выработка интересных идей, усиление креативности детей, выделение новых лидеров, формирование резерва детского самоуправления; детальная разработка плана с учетом специфики детского объединения.

Специалисты при характеристике продуктивных игр наделяют их рядом черт:

– наличие сложной задачи, принципиально новой для участников игры;

– разделение участников на небольшие (8-12 человек) группы, которые поэтапно разрабатывают варианты решения поставленной задачи;

– прохождение каждой группой всех процедур (диагностика задачи, диагностика ситуации, диагностика и постановка проблем, определение целей, выработка решений, разработка проекта, разработка программы реализации) в ходе игры с обсуждением результатов работы группы на общей дискуссии после каждой процедуры;

– наличие в каждой группе консультанта, специальным образом организующего работу группы с использованием соответствующих логико-технических, социально-технических и психологических средств.

Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (первое пленарное заседание), работа по группам, общий сбор-финиш (последнее пленарное заседание). На первой встрече осуществляются постановка проблемы и объяснение правил игры, на заключительной — группы демонстрируют созданные информационные продукты, подводятся итоги. Более сложный вариант проведения продуктивной игры включает промежуточные сборы участников, которые призваны подвести итоги промежуточного этапа работы и наметить задачи следующего шага. Поэтому для успешного проведения продуктивной игры требуется одно помещение, способное вместить всех участников совместной деятельности и несколько помещений (по количеству рабочих групп).

Технология проведения дидактической игры

Основные этапы подготовки и проведения ДИ следующие:

1. Подготовительный этап: подготовка преподавателя к игре (определение цели, правил и регламента игры), подготовка и самоподготовка студентов к игре, подготовка дидактического, методического и технического обеспечения игры), определение готовности студентов к игре, предварительное формирование игровых групп.

2. Введение в игру: ознакомление участников игры с темой, предъявление информации преподавателем, проведение установки на игру, предъявление сценария и правил игры, формирование игровых групп, распределение ролевых обязанностей, выдача задания на игру, обеспечение дидактическими, методическими и техническими материалами.

3. Собственно игровой этап: обсуждение полученного задания в группах, консультации ведущего игру, выполнение игровых ролей участниками игры, коммуникативное взаимодействие игроков в игровой группе, организация в группе коллективной мыследеятельности (КМД), обсуждение вариантов решения задания, принятие оптимального решения по заданию, определение докладчика от игровой группы, подготовка наглядности, выступление, ответы на вопросы, межгрупповая дискуссия участников игры.

4. Заключительный этап: рефлексия участников игры, рефлексия ведущего игры, определение победителей игры, подведение итогов ведущим.

5. Постигровой этап: анализ содержательной и процессуальной сторон ДИ, анализ и оценка результатов ДИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: