В 2006 г. российский фонд «Общественное мнение» провел опрос на тему «Могут ли дружить начальник и подчиненный?» и получил следующие результаты: 65 % респондентов уверены, что такие отношения возможны, 25 % считают, что работа и дружба несовместимы, а 9 % затруднились дать точный ответ. При этом мужчины чаще верят в дружбу на работе — 72 %. Среди женщин допускают возможность таких отношений всего 60%. Что касается возрастного распределения, то больше всего оптимистов в категории молодежи (до 35 лет) — положительный ответ дали 67 %.
В то же время значительная часть российских менеджеров к перспективам подобных отношений относится скептически. Они считают:
■ что понятие дружбы предполагает большую открытость во взаимоотношениях, чем можно себе позволить на работе. Поэтомууменеджерас подчиненными должны быть партнерские отношения, которые основаны на взаимной поддержке;
■ руководитель в этой ситуации теряет свой авторитет в глазах подчиненного;
■ дружеским отношениям всегда будут препятствовать определенные обстоятельства, например, разница в заработной плате, уровень доступа к информации компании, карьерные устремления подчиненного и т.д.;
|
|
■ менеджеру придется постоянно испытывать неловкость за свою требовательность и «большие» объемы работы. Будет накапливаться непонимание, претензии, обиды. Это, в конце концов, внесет коррективы в дружбу;
■ всегда существует риск, что выяснение «дружеских» отношений, взаимные обиды и претензии станут достоянием всего коллектива. В результате пострадает и общее дело, и дружба;
■ приятельские отношения неизбежно вызывают подозрения в протекционизме. Все поступки приятеля менеджера другие сотрудники рассматривают особенно тщательно и оценивают гораздо строже. Поэтому для подчиненного дружба с руководителем всегда будет положением «меж двух огней». Между тем, по мнению экспертов — специалистов по управлению, дружба может быть полезна бизнесу, если основана на совместных деловых интересах. Они отмечают ряд положительных моментов во взаимоотношениях друзей — руководителя и подчиненного:
■ в условиях кризиса или при работе над ответственным проектом менеджер может рассчитывать на дружескую поддержку и понимание;
■ возможность по-дружески обсудить конфиденциальную информацию без риска ее передачи другим работникам, в том числе и в нерабочее время;
■ возможность получения менеджером достоверной информации о положении дел, даже если ситуация в коллективе сложная. С другой стороны, именно друг-подчи- ненный является идеальным «передаточным звеном», способным в наиболее приемлемой форме донести до остальных сотрудников необходимую информацию.
|
|
Взвешивая достоинства и недостатки дружеских отношений на работе, менеджеру необходимо следовать главному правилу — четко разделять личные и деловые интересы. Руководителю не следует выделять заслуги друга за счет остальных коллег. В служебных взаимоотношениях необходимо держать ту же дистанцию, что и с остальными сотрудниками. Не стоит лишний раз демонстрировать, что вы друг с другом «на ты».
Искусство подобных взаимоотношений как раз состоит в умении найти компромисс между личным и рабочим, адекватно воспринимать критику и работать на общий результат. Ратуя за демократичное и дружеское общение, менеджер должен помнить, что дружеские отношения не должны ему мешать проявлять необходимую жесткость в случаях, когда нарушаются принципы ведения бизнеса, игнорируются корпоративные ценности или не выполняются поставленные задачи. Ведь именно менеджер несет полную ответственность за принятые решения. В противном случае лучше не рисковать и работать с друзьями в разных местах.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
1. Как видно из приведенной выше информации, однозначного ответа на проблему дружеских отношений в рабочей обстановке нет. Какое же мнение у вас?
2. Что является первичным: работа или дружба?
3. Следует ли менеджеру во взаимоотношениях с подчиненным- другом (подругой) учитывать российский менталитет?