Предмет: Лечение пациентов терапевтического профиля
Тема: « Лечение сахарного диабета и его осложнений»
1. Оснащение: глюкометр,алгоритмы выполнения практических навыков, тесты, бланки анализов, тонометр, фонендоскоп, инсулиновые шприцы, иглы, препараты инсулина, штатив с пробирками, вакутайнеры, салфетки, ватные шарики, кожные антисептики, емкости с дезинфицирующими растворами, судна, лотки, полотенца, клеенки, пеленки, клеенчатые фартуки, маски, резиновые перчатки, ведра.
2. Конкретные цели:
Знать:
- Определение понятия «Сахарный диабет (СД)», типы СД, симптомы и синлромы, наблюдаемые при данном заболевании
- Особенности ухода, принципы диетотерапии при СД
- Лекарственные препараты, применяемые для лечения рассматриваемых заболеваний
- Особенности введения инсулина.
;
Уметь:
· Принимать участие в лечении пациентов с сахарным диабетом
· Осуществлять подкожные инъекции инсулина.
· Соблюдать инфекционную безопасность пациента и медицинского работника;
· Оформить медицинскую документацию.
План проведения занятия.
I. Организация занятия
- Отмечаются отсутствующие. Оценивается внешний вид студентов и аудитории, сообщаются тема, цели с проведением мотивации, план проведения занятия.
- Инструктаж по охране труда.
II. Проверка исходного уровня знаний
- Проверка исходного уровня знаний.
- Подведение итогов контроля
III. Основной этап. Практическая часть
- Подготовка к самостоятельной работе: проведение инструктажа по выполнению заданий, обучению навыкам работы
- Самостоятельная работа студентов: совершенствование практических навыков,
- Сдача практических навыков на оценку, коррекция выполнения практических навыков
- Подведение итогов самостоятельной работы
IV. Итоговый контроль
- Решение ситуационных задач
V. Заключительный этап. Подведение итогов занятия
- Анализ результатов занятия
VI. Задание для самостоятельной, домашней работы
- Повторить пройденный материал по теме: «Неотложная помощь при комах»
.
ЗАДАЧА № 1.
Больная Н.,22 лет, обратилась к фельдшеру ФАП с жалобами на сухость во рту, жажду, выделение большого количества мочи, зуд кожи особенно в области наружных половых органов. Отмечает слабость, утомляемость, понижение работоспособности, сонливость. За последние 2 месяца похудела на 6 кг.
Об-но: больная пониженного питания, на коже лица, грудной клетки следы фурункулов. Легкие серце без особенностей. Живот мягкий, безболезненный при пальпации.
1. Какое заболевание можно заподозрить у пациентки?
2. Какое обследование необходимо провести для подтверждения диагноза?
3. В каком уходе и лечении она нуждается?
ЗАДАЧА №2
Больная Л., 58 лет, обратилась к фельдшеру ФАП с жалобами на сухость во рту, жажду, выделение большого количества мочи, зуд кожи особенно в области наружных половых органов. Отмечает слабость, утомляемость, понижение работоспособности, сонливость. В последнее время отмечает кровоточивость десен, расшатывание зубов.
Об-но: больная повышенного питания. Ксантоматоз век, на правой щеке след от фурункула. Легкие без особенностей. Границы сердца смещены влево, тоны приглушенные, акцент II тона на аорте. АД 160/100 мм. рт. ст. Отмечаются явления гингивита. Живот мягий безболезненный при пальпации. Грибковое поражение ногтевых фаланг больших пальцев стоп.
1. Какое заболевание можно заподозрить у пациентки?
2. Какое обследование необходимо провести для подтверждения диагноза?
3. В каком уходе и лечении она нуждается?
Список литературы:
Основная:
1. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008.- 544с.
2. Лычев В.Г. Карманов В. К. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд.- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012.- 333с.
3. Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Практикум.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 416 с
4. Отвагина Т.В. Терапия: учебное пособие.- 3-е изд.- Ростов на /Д.: Феникс, 2-11.- 367с.
5. Седикина Р.Г. Сестринское дело в терапии: учебное пособие.- М.: ГЭОТАР _ Медиа, 2010.- 272с.
6. Смолева Э.В. Терапия с курсом первичной медико–санитарной помощи.- Изд. 11-е.- Ростов на/ Д..: Феникс, 2013.- 652с.
7 Фролькис Л.С. Терапия с курсом первичной медико–санитарной помощи.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.- 448с
Дополнительные источники:
- Мироненко, О.И. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи. / О.И. Мироненко. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 288с.
- Федюкович, Н.И. Внутренние болезни. / Н.И. Федюкович – Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 573с
Практическое занятие №15
Тема: «Неотложная помощь при комах».
Заполните таблицу «Дифференциальная диагностика ком»
№ | Анамнестические данные, симптомы, результаты лабораторных исследований | Кетоацидическая кома | Гипогликеми-ческая кома | Гиперосмоляр-ная кома | Гиперлактоцид-емическая кома |
1 | Возраст пациента | ||||
2 | Обстоятельства, спровоцировавшие развитие комы | ||||
3 | Начало, темпы развития комы. | ||||
4 | Наличие диспептических явлений (тошнота, рвота) | ||||
5 | Состояние сознания | ||||
6 | Цвет, влажность, тургор кожи | ||||
7 | Тонус мышц, сухожильные рефлексы, наличие судорог | ||||
8 | Глазные яблоки | ||||
9 | Характер дыхания | ||||
11 | Запах ацетона в выдыхаемом воздухе | ||||
12 | Пульс, АД | ||||
13 | Пальпация живота | ||||
14 | Неврологическая симптоматика (параличи, парезы, афазия) | ||||
15 | Реультаты лабораторных исследований |
Инструкция (для студентов) к практическому занятию
Предмет: Лечение пациентов терапевтического профиля