Задания, связанные с решением правовых ситуаций

Темрюкский филиал

ПОО ЧУ «Юридический техникум»

Г. Кропоткин

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

_______________

                   (ф.и.о. студента)

_______________

                        (группа №)

Темрюк 2015

ВВЕДЕНИЕ

Задания практикума рассчитаны на более прочное усвоение, повторение и закрепление знаний, полученных при изучении материала учебника. Некоторые задания содержат дополнитель­ную информацию, расширяющую кругозор учащихся.

Практикум включает в себя различные типы заданий.

Задания на установление соответствия между понятием и опре­делением. В этих заданиях определения не совпадают с понятиями. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести с дан­ным ему определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду опре­делений то единственное, которое раскрывает конкретное поня­тие.

Задания на восполнение недостающих признаков понятий. В этих заданиях из логического ряда исключены некоторые признаки ка­кого-либо понятия. Следует дописать их, опираясь на те признаки понятия, которые приведены в задании.

Задания на исправление ошибок в определениях. В них приводятся неверные утверждения. Нужно найти в учебнике подходящий ма­териал и на его основе исправить ошибку.

Задания на заполнение различных таблиц.

Задания на осмысление высказываний мыслителей, ученых, писа­телей. Внимательно прочитав приведенные цитаты, нужно отве­тить на вопросы, сформулированные в задании.

Задания на составление схем общественных явлений на основе предложенных понятий, взаимосвязь которых необходимо просле­дить по тексту соответствующего параграфа учебника. Схемы мо­гут быть горизонтальными и вертикальными.

Например:

Сферы общества

 

 

         
 

 


         

Экономическая   Социальная   Политическая   Духовная
Потребности
Первичные

Физиологически, потребность в безопасности

Вторичные

 


Социальные, престижные, духовные


Задания, связанные с решением правовых ситуаций.

Весь комплекс заданий поможет полнее усвоить материал учеб­ника по каждой теме и позволит лучше ориентироваться в сфере обществознания.

ГЛАВА 1

ОБЩЕСТВО

Понятие общества

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Страна — это группа людей, складывающаяся на основе общ­ности территории, экономических связей, языка, культуры, со­знания своего внутреннего единства и отличия от подобных обра­зований.

Государство — это определенная территория, имеющая госу­дарственную принадлежность.

Нация это политическая организация, осуществляющая уп­равление населением определенной территории.

Бранно-семейные отношения — это отношения в процессе про­изводства и распределения материальных благ.

Производственные отношения это отношения между различ­ными социальными группами (например, богатыми и бедными людьми).

Социальные отношения это отношения, возникающие в про­цессе управления обществом и борьбы за власть.

Межнациональные отношения это система связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость.

Политические отношения это отношения между представи­телями разных наций.

Общественные отношения это личные отношения, связан­ные с воспроизводством человека и воспитанием детей.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Американский социолог Э.Шилз выделил следующие при­знаки общества:

 

браки заключаются между представителями объединения;

…………………………..;

пополняется за счет детей представителей этого объедине­ния;

…………………………...;

……………………………;

обладает собственной системой управления;

……………………………..;

его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, тра­диции и пр.), которые находят выражение в определенной культуре.

• Популяции муравьев и пчел называют:

социальными или общественными животными;

…………………………..

• Разновидностями общественных отношений являются:

производственные отношения;

………………………….;

………………………….;

межнациональные отношения;

…………………………….

• Структуру общества составляют:

…………………………;

социальные общности;

………………………….;

………………………….

• В науке выделяют следующие социальные институты:

…………………………..;

политический;

……………………………..;

духовный.

Задание 3. Исправьте ошибки в приведенных ниже определе­ниях понятия «общество».

Общество это:

• Продукт совместного времяпрепровождения людей.

•Обособившийся от природы биологический вид со всей сово­купностью заранее определенных форм совместной деятельности людей.

• Определенная группа людей, объединившихся для совмест­ного выполнения какой-либо трудовой деятельности.

• Продукт материального обмена между людьми, определен­ная организация их жизни, включающая многообразные эконо­мические связи и отношения между ними.

• Весь процесс исторического развития человечества.

• Политико-правовая организация данной страны, имеющая определенную структуру.

• Совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на ос­нове которого строятся их отношения, регулируемые необязатель­ными правилами поведения (нормами), поддерживаемые и охра­няемые государственной властью.

Задание 4. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Сде­лайте вывод о взаимодействии общества и человека.

Марк Аврелий об обществе и человеке: «Ты живешь в нем, им и для него».

Сенека: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше обще­ство — свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого».

JI. Н. Толстой: «Человек немыслим вне общества».

Э.Дюркгейм: «Общество — это наиболее могущественный фо­кус физических и моральных сил, какой только существует в мире. Нигде в природе не встречается такое богатство разнообразных материалов, сосредоточенных в такой степени. Не удивительно поэтому, что из общества выделяется своеобразная жизнь, кото­рая, реагируя на элементы, ее составляющие, преобразует их и поднимает до высшей формы существования».

И. Гердер: «В одиночестве человек — слабое существо, в едине­нии с другими — сильное. Глубокий, проникающий в сердце взгляд друга, слово его совета, его утешения раздвигают и поднимают низко насевшее над ним».

К.Маркс: «Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуще­ствленный натурализм человека и осуществленный гуманизм при­роды»; «Прежде всего следует избегать того, чтобы снова проти­вопоставлять "общество" как абстракцию индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллек­тивного... является проявлением и утверждением общественной жизни».

Л.Фейрбах: «Общение облагораживает и возвышает, в обще­стве человек невольно, без всякого притворства держит себя ина­че, чем в одиночестве».

Задание 5. Прочитайте суждение одного из ведущих американ­ских социологов — Р. Миллса. Какой смысл автор вкладывает в понятия «общество», «институт»? Какие общественные институ­ты выделяет Р. Миллс? Приведите примеры функционирования этих институтов.

«Под институтом я понимаю общественную форму определен­ной совокупности социальных ролей. Институты классифициру­ются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образо­вательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Ком­бинация институциональных порядков образует социальную струк­туру.

Общество — это конфигурация институтов, которые при сво­ем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков:

1) экономический — институты, организующие хозяй­ственную деятельность;

2) политический — институты власти;

3) семейный — институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

4) военный — институты, орга­низующие законное наследие;

5) религиозный — институты, орга­низующие коллективное почитание богов».

Общество и природа

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Природа это весь животный и растительный мир Земли.

Биосфера — это совокупность естественных условий существо­вания человечества.

Матриархат — главенство мужчины в первобытной семье.

Патриархат — главенство женщины в первобытной семье.

Присваивающая экономика — производство необходимых про­дуктов в первобытном обществе.

Производящая экономика — присвоение продуктов природы в готовом виде.

Задание 2. Исправьте ошибки в приведенных ниже предложе­ниях.

• Историю природы можно начать с возникновения человека как биологического вида.

• В связи с улучшением орудий труда и усложнением способов производства все большую роль стала играть мужская физическая сила; с упорядочением отношений между полами и появлением парной семьи родство стало передаваться по отцу, поэтому на смену патриархата пришел матриархат.

• Экономика первобытного общества носила присваивающий характер, основывалась на частной собственности и неравномер­ном распределении продукции.

• С появлением капиталистических отношений и промышлен­ного производства воздействие человека на природу стало сни­жаться.

• Экологические проблемы могут быть решены силами одного государства, так как они не носят глобального, т.е. общеплане­тарного, характера.

• В Российской Федерации не существует экологического зако­нодательства.

Задание 3. Прочитайте высказывания. Объясните отношение ав­торов к природе. Считаете ли вы их позицию правильной? Почему? Какие проблемы, поднимаемые авторами, актуальны и сегодня?

Эпикур: «Не следует насиловать природу, следует повиновать­ся ей».

К. Маркс: «Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и ду­ховная жизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы».

Ф. Энгельс: «Человек воздействует обратно на природу, изме­няет ее, создает себе новые условия существования. От "природы" Германии, какой она была в эпоху переселения в нее германцев, осталось чертовски мало. Поверхность земли, климат, раститель­ность, животный мир, даже сами люди бесконечно изменились, и все это благодаря человеческой деятельности, между тем как изменения, происшедшие за это время в природе Германии без человеческого содействия, ничтожно малы».

В.И.Вернадский: «Яркая, вечно изменчивая, полная красок, случайностей, не поддающаяся нашему чувству разнообразия живая природа, в сущности, построена на мере и на числе. Она согласо­вана в своих тончайших проявлениях и по существу является частью единого стройного целого, единой структуры — организованно­сти».

• Швейцер: «Самоотречение должно совершаться не только ради человека, но и ради других существ, вообще ради любой жизни, встречающейся в мире и известной человеку».

И.С.Тургенев: «Природа будит в нас потребность любви».

Ф.М.Достоевский: «Кто не любит природы, тот не любит че­ловека, тот не гражданин».

М.Ю.Лермонтов: «Удаляясь от условий общества и прибли­жаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобре­тенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какою была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять».

И.С.Никитин: «Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир!»

Н. В. Станкевич: «Жизнь природы есть непрерывное творчество, и, хотя все в ней рождающееся умирает, ничто не гибнет в ней, не уничтожается, ибо смерть есть рождение».

• С. Барулин: «Природа в своем противостоянии человеку ста­вит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закры­тость природы, неразгаданность ее законов; с другой стороны, напротив, открытость природы, ее пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познава­тельную мощь — оно много недоберет у природы, сократит воз­можности своего развития. Если же оно переберет в своем пре­образовательном рвении, то в конечном счете также придет к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит».

М. Налбандян: «Человек подвержен влиянию природы не только физически, но и нравственно... Явления природы своим величи­ем зачастую приводят человека в ужас... Природа говорит так: "Либо изучай мои законы, овладевай мной, извлекай пользу, либо я порабощу тебя и, не давая никакой пользы, буду причинять тебе еще и лишения". В мире нет ничего, что совершалось бы про­тив законов природы. То, что противоречит законам природы, лож­но».

Т. Карлейль: «Природа не терпит лжи».

JT. Бюхнер: «Законы природы неизменны, т.е. недоступны ни­какому произволу или внешнему вмешательству, и их надо счи­тать такими же вечными, как и саму материю и природу. Законы природы не знают ни исключений, ни ограничений, никакая мыслимая власть не в состоянии стать выше этой необходимо­сти».

И. Гёте: «Природа не признает шуток; она всегда правдива, все­гда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и за­блуждения исходят от людей».

А. Гумбольдт: «Мы еще далеки от того времени, когда станет возможным объединить все наши чувственные созерцания в одно понятие о природе. Сомнительно, придет ли когда-нибудь подоб­ное время вообще. Сложность проблемы и неизмеримость Космо­са делают надежду на это почти напрасной. Но как ни недостижи­мо для нас полное решение проблемы, остается все же возмож­ным частичное разрешение ее, стремление к уразумению мира явлений — эта высшая и вечная цель всякого исследования при­роды».

Ж. Поль: «Познакомьтесь ближе с чистою природой, и вы ско­ро познакомитесь с добродетелью. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно».

Задание 4. Прочитайте приведенные ниже положения Консти­туции Российской Федерации. Объясните, почему вопросы эко­логии включены в Основной Закон государства и являются одной из важных сторон его деятельности?

Статья 9

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняют­ся в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущер­ба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Задание 5. Прочитайте высказывание. Какие проблемы отноше­ния человека к природе поднимает автор? Что вы знаете о прави­лах пожарной безопасности в лесах?

В.Журавлев-Печерский: «Видали вы мертвую тайгу? Нет? Тя­жело смотреть на нее. Среди безбрежного зеленого моря вдруг предстанут перед тобой обугленные деревья, черные, поедаемые короедами стволы, лежащие на земле.

Тишина. Не та тишина, что бывает над рекой вечерами, а мертвая, давящая тебя. Это страшно. И не только потому, что погибли деревья, а еще и оттого, что здесь долгое время ничего не будет расти и каблуки твоих сапог будут тонуть в серой золе. А откуда берется пал? Вон тот, например, что лежит за знако­мой нам деревней, где одинокая рябинка все еще качается на ветру. Она зеленеет, но уже не так, как раньше, и гроздья осе­нью не те, и ветки стали слабее, реже. Откуда взялся он? От случайно брошенной спички. Огонь охватил лес сверху донизу; дымила земля под корневищами, пламя перескакивало с верши­ны на вершину и перебрасывалось ветром далеко вперед, охва­тывая все новые и новые участки. Теперь там мертво. Только обуг­ленные стволы торчат да работяга дятел простукивает их, еще надеясь на что-то.

Здесь вырастет лес, но когда? Он будет не хуже другого, но через долгие годы. И это уже будет не тот, не наш лес, где мы любили бродить вечерами. Другие люди придут туда, другое уви­дят они. И спросят, а где мы были, когда шумел пал? Мы уже не ответим на это, но вина не снимется с нас: не заметили небрежно брошенной кем-то спички, спешили по своим делам.

Пал — это страшно. Хочется, чтобы не было их, чтоб не горели наши леса, но подходит лето — и снова поднимается в синее небо черный дым.

Не вы ли бросили на сухой мох спичку? Кто же тогда? Кто?»

Сферы общества

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Духовная сфера общества — это определенная область обще­ственной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаи­модействия людей.

Социальная сфера общества — это область общественной жиз­ни, которая включает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности.

Дозволения — это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.

Сфера общества — это область общественной жизни, которая включает в себя разнообразные взаимоотношения между различ­ными группами общества.

Экономическая сфера общества — это область общественной жизни, которая связана с понятием власти, т.е. способностью вли­яния одних групп людей и их представителей на другие группы.

Обязывания — это общепринятое, исторически сложившееся правило поведения, которое закреплено в результате много­кратного повторения в течение длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью лю­дей.

Запреты — это рекомендации определенного поведения в ин­тересах первобытного общества.

Промышленный переворот это регуляторы поведения в пер­вобытном обществе, которые имели цель обеспечения обществен­ных дел — охоты, собирательства, распределения.

Обычай — это табу, существовавшие в период первобытного общества и подкрепленные страхом религиозного возмездия.

Политическая сфера общества — это определенная область об­щественной жизни, которая включает в себя отношения, возни­кающие в процессе создания, освоения и передачи духовных цен­ностей.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

 

• Выделяют четыре сферы общества: экономическую;

…………………..,

политическую;

…………………...,

• Экономическая сфера общества включает в себя отношения:

………………………,

распределение материальных благ;

………………………,

потребление материальных благ;

……………………,

• С развитием орудий труда производство материальных благ разделилось на:

производство продуктов питания;

……………………………,

• В истории первобытного общества известно три обществен­ных разделения труда:

……………………,

появление ремесла как самостоятельной отрасли производ­ства;

…………………….,

• С появлением государства общество делится на:

……………………….,

зависимое население.

 • Способами регулирования отношений в первобытном обще­стве были:

………………………,

обязывания;

• Культура включает в себя:

литературу;

………………………,

архитектуру;

………………………,

………………………,

религию;

………………………,

Задание 3. Исправьте ошибки в приведенных ниже предложе­ниях.

• Важным достижением древних людей стало создание первых орудий труда, с помощью которых можно было более эффектив­но получать промышленные товары.

• Со времёнем первобытные люди вместо собирательства и охоты начинают заниматься земледелием и скотоводством. Про­исходит переход от производящей экономики к присваиваю­щей.

• В первобытном обществе власть исходила от правящей вер­хушки рода и носила общественный характер.

• По мере перемещения и взаимодействия родоплеменных объ­единений территориальные связи заменяются родовыми, сосед­ская община трансформируется в родовую.

• Появление излишков привело к тому, что пленных перестали убивать, превращая в наемных работников.

• Долгие столетия наука определяла отношение людей к окру­жающему миру, и только в Новое время на смену научному ми­ровоззрению приходит религия.

Задание 4. Установите общественное разделение труда в хроно­логическом порядке.

1. Появление торговцев (купцов) как особой группы населе­ния.

2. Разделение общества на земледельцев и скотоводов.

3. Выделение ремесла в самостоятельную отрасль производства.

Задание 5. Заполните пропуски в таблице.

Таблица. Сравнение родовой и соседской общин

Родовая община Соседская община
1. Наличие кровнородственных связей 1.
2. 2. Обособление имущества отдель­ных семей
3. Общинная собственность на землю; совместная обработка земли 3. Общинная собственность на землю; распределение земли в пользование между семьями
4. Отсутствие условий для появле­ния частной собственности и не­равенства 4.

Задание 6. Схематично изобразите понятие «культура» в широ­ком и узком смысле.

Задание 7. Исключите лишнее понятие и объясните, что объ­единяет остальные понятия.

Производство, распределение, обычай, потребление, обмен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: