КУЛЬТУРЫ»
Факультет социально-культурной деятельности и туризма
Кафедра социально-культурной деятельности
Курсовая работа
по дисциплине: «Теория и история СКД»
на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО РЕГИОНА)»
Студентки 2 курса направления
подготовки 51.03.03 «Социально-
культурная деятельность»
группы СКД-18 ЗФО
Шишикиной Е.И.
Подпись ____________________________
Научный руководитель:
д-р филол. наук, доцент кафедры СКД
Павлова О.А.
Оценка _______________________
Подпись_______________________
Дата допуска к защите_____________
Краснодар 2020
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.. 4
1.1 Формирование понятия "культурное наследие человечества". 4
1.2 Модели использования объектов историко-культурного наследия в туризме 10
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ НА ПРИМЕРЕ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА.. 18
|
|
2.1 Культурно - историческое наследие Кубани: состояние, проблемы сохранения и развития. 18
2.2 Опыт деятельности музея по использованию истории Кубанского казачества 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………..........................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 37
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….40
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Трансформация российского общества невозможна без активного использования ресурсов культурного наследия, важнейшей составляющей которого являются музейные фонды. Актуальность темы обусловлена постоянным интересом людей к собственной истории, сохранением исторического и культурного наследия предыдущих поколений и воспроизводством потомками устоявшихся традиций и культурных ценностей.
Концепция культуры, как совокупности универсальных (национальных) ценностей, воплощенных в основном в наследии, в начале XXI века дополняется концепцией множественного характера культурных ценностей, характерных для определенных групп или слоев общества. Роль государства в области культуры, которая сводилась к финансированию перевода «высоких» культурных ценностей «в массы», также интерпретировалась как роль посредника, создающего условия, благоприятствующие диалогу между носителями разных культур.
Проблема использования объектов историко-культурного наследия, в том числе в туристических целях, является одной из наиболее сложных для обеспечения ее сохранения. Эта проблема существует не только в Российской Федерации, но и в других странах, которые сохраняют свое национальное историческое и культурное наследие.
|
|
Новые подходы к использованию культурного и исторического наследия требуют рассматривать его не только как сочетание культурных ценностей, памятных мест, исторических фактов, но и как экономический потенциал, который может возместить затраты на его обслуживание и обеспечить преимущества для его владельца.
Объект исследования – объектов историко-культурного наследия.
Предмет исследования – опыт работы учреждения культуры в культурно - историческом наследии на примере Кубанского казачества.
Цель курсовой работы – изучить культурное наследие в деятельности учреждения культуры на примере Краснодарского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятия "культурное наследие человечества".
2. Рассмотреть модели использования объектов историко-культурного наследия в туризме.
3. Исследовать культурно - историческое наследие Кубани: состояние, проблемы сохранения и развития.
4. Проанализировать опыт деятельности музея по использованию истории Кубанского казачества.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
1.1 Формирование понятия "культурное наследие человечества"
Все народы являются наследниками определенного культурного наследия. На протяжении веков он формировался под влиянием многих исторических факторов и поэтому является сложным и многослойным. Каждый конкретный культурный круг сегодня является результатом взаимодействия, навязывания и борьбы различных культурных традиций, принципов и основ, иногда антагонистических. Тем не менее, это только одна сторона вопроса - несмотря на свою историю в мире бытия, человек также обязан своей другой историей, возможно, не измеренной с течением времени. Это измерение человека, в котором оно создает свою связь с ним, скажем так, фундаментальным метафизическим принципом. В этой области это понимается как свобода. Однако в мире - это не бесплатно. Это было определено там с самого начала. Одним из аспектов этих детерминант является культура, и она всегда специфична для культуры.
Если принять все это, то общеевропейская культурная ситуация, как вы знаете, сформировалась под влиянием трех основных культурных традиций: греко-римской, еврейской и христианской. Во многих отношениях эти культурные традиции противоречат друг другу, даже в своих, основных принципах. И во многом они согласны друг с другом. Однако их сочетание и борьба возникли в результате того, что мы сейчас называем европейской цивилизацией. Но осознание этого раскрывает перед нами как внутреннюю эклектику, так и антагонизм этой цивилизации. Мы неизбежно должны согласиться с тем, что на него наложены все противоречия, которые были там с самого начала. Действительно, с самого начала в игру вошло несколько фундаментальных принципов, которые могут только противоречить и доминировать над ней попеременно [5, с. 165].
Несмотря на то, что в обществе, условия жизни, которого развиваются ускоренными темпами, для душевного равновесия и полного раскрытия личности необходимо сохранять человеческие измерения окружающей среды, чтобы она не теряла контакт с природой и свидетельствами цивилизации, оставшимися от прошлых поколений, и которые - для этого достижения культурного наследия включают активную роль в общественной жизни, органически связывая современные достижения и прошлые ценности в рамках общей политики.
Однако, предполагая, что мы не можем игнорировать наше европейское наследие, мы можем сделать выводы, которые нам не очень нравятся. И они заключаются в том, что мы не можем так легко избавиться от всего, что мы считаем плохим сегодня в нашей истории. Можно, например, вспомнить фашизм или коммунизм. Так что теперь мы отказываемся от них всех. Никто не хочет видеть, что они имеют основу в нашей культуре и, как это не признается, это всегда где-то в недрах европейской культуры. Кроме того, мы не хотим согласиться с тем фактом, что, если мы говорим о коммунизме, то он оставил свой след во всех нас. Нам важно самим укреплять то, что все, что делается, имеет свою основу, носителями которой мы все являемся.
|
|
Итак, мы установили, что наше культурное наследие очень сложное.
Сегодня слишком серьезная опасность, вызванная новыми явлениями, присущими нашему времени, угрожает культурному наследию, которое является неотъемлемой частью наследия человечества и источником обогащения и гармоничного развития современной цивилизации и будущее.
Каждая реализация культурного наследия уникальна, и исчезновение одного из них является безвозвратной утратой и непоправимым обнищанием этого наследия. Каждая страна, на территории которой находится культурное наследие, должна сохранить эту часть наследия человечества и обеспечить его передачу будущим поколениям [9, с. 208]. Изучение культурного наследия, его знаний, его защита в разных странах мира способствуют взаимопониманию между народами.
Продуманная и совместно сформулированная политика защиты культурного наследия определяет постоянное взаимодействие между государствами-членами Организации Объединенных Наций и может оказать решающее влияние на деятельность, осуществляемую в этой области Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Отмечая, что Генеральная конференция уже приняла международные акты о защите культурного наследия, в частности, Рекомендации, что определяют международные принципы относительно археологических раскопок (1956), Рекомендации по охране красоты и характера пейзажей и живописных мест (1962) и Рекомендации по охране культурных достижений, которым грозит опасность, в результате проведения общественных или частных работ (1968).
|
|
Каждое государство, насколько это возможно и в соответствии с положениями его конституции и законодательства, должно формулировать, разрабатывать и осуществлять национальную политику, главная цель которой заключается в координации и использовании всех научных, технических и культурных возможностей, чтобы обеспечить эффективную защиту, хранение и защиту, восстановить достоинства своего культурного наследия [16, с. 31].
Культурное наследие - это богатство, защита, хранение и возврат добродетелей которого относятся к государствам, на территории которых оно находится, ответственность, как своих граждан, так и всего мирового сообщества; Государства-члены ООН должны предпринять необходимые шаги, чтобы оправдать эту ответственность [25, с. 218].
Культурное наследие следует рассматривать как единое целое, которое включает в себя не только произведения некоторой весьма значимой ценности, но и скромные объекты, которые со временем приобрели культурную или природную ценность.
Ни одно из этих произведений и ни один из этих объектов, как правило, не должен отрываться от окружающей их среды.
Учитывая, что конечной целью защиты, сохранения и восстановления преимуществ культурного наследия является полное раскрытие человека, Россия должна, насколько это возможно, дать своей деятельности в этой области новое направление, с тем, чтобы это культурное наследие не рассматривается как препятствие для развития страны, но как фактор, это развитие ведет.
Охрана, сохранение и реституция культурного наследия должны рассматриваться как один из важнейших аспектов управления и планирования территории на национальном, региональном и местном уровнях.
Сегодня необходимо разработать активную политику для сохранения культурного наследия и его органической интеграции в общество. Россия начала скоординированную деятельность всех государственных и частных служб по разработке и реализации такой политики. Наследственные и лечебные меры должны дополняться другими мерами, направленными на обеспечение того, чтобы каждая жертва выполняла эту функцию, которая включала бы ее в настоящую и будущую социальную, экономическую, научную и культурную жизнь населения в дополнение к функции совместим с культурной природой этой добычи. В мероприятиях, направленных на защиту культурного наследия, следует использовать достижения науки и техники из всех дисциплин, связанных с защитой, хранением и возвратом достоинств этого наследия.
Насколько это возможно, все больше средств, следует выделять на защиту и восстановление достоинств культурного наследия при участии государственных органов.
Местное население должно быть непосредственно вовлечено в осуществление мер защиты и защиты, и они должны обращаться к ним за предложениями и помощью, в частности в отношении уважения и уважения культурного наследия. Финансовая поддержка со стороны частного сектора также может быть предоставлена.
По видам культурное наследие делятся на [19, с.29]:
- сооружения (произведения) - произведения архитектуры и инженерии с естественными или искусственными элементами, произведения монументальной скульптуры и живописи, археологические памятники, пещеры с доступными свидетельствами человеческой деятельности, здания или местные жители, сохранившие подлинные свидетельства исключительных исторических событий, жизни и творчества известных людей;
- комплексы (ансамбли) - специфические топографические агрегаты отдельных или взаимосвязанных структур различного назначения, различающиеся по своей архитектуре и органической связи с ландшафтом;
- достопримечательности - конкретные топографические зоны или ландшафты, природные, природные и антропные творения, которые передали в наше время антропологическую, археологическую, эстетическую, этнографическую, историческую, художественную, научную или художественную ценность.
По видам культурное наследие делятся на:
- археологические памятники - бывшие колонии, курганы, остатки бывших колоний, лагеря, оборонительные сооружения, военные лагеря, промышленные объекты, ирригационные сооружения, дороги, места захоронений, места поклонения и сооружения, мегалиты, наскальные рисунки, участки слоя культуры, поля древних сражений, пережитки человеческой жизни, подводное наполнение;
- исторические - здания, сооружения, их комплексы (комплексы), отдельные захоронения и некрополи, места, связанные с важными историческими событиями, жизнью и творчеством знаменитых людей, культурой и бытом народов;
- монументальное искусство - произведения искусства, как самостоятельные (отдельные), так и связанные с архитектурными, археологическими или иными объектами или сложными из них комплексами (ансамблями)
- архитектура и градостроительство - исторические центры, улицы, районы, площади, архитектурные комплексы, остатки планирования и развития старого города, отдельные архитектурные сооружения, а также смежные произведения монументального, декоративного и изобразительного искусства;
- ландшафтное искусство - сочетание строительства парков с естественными или искусственными ландшафтами;
- ландшафтные - природные зоны исторической ценности.
Органы охраны культурного наследия предоставляют свободный доступ к памятникам в туристических целях, если они сочтут это целесообразным. Владелец памятника или его уполномоченный орган, лицо, которое приобрело право владеть, пользоваться или управлять им, по согласованию с органами культурного наследия должны организовать такой доступ. Порядок этого доступа устанавливается договорами об обеспечении [28, с. 54].
Объекты культурного наследия, независимо от их собственности, в соответствии с их антропологической, археологической, эстетической, этнографической, исторической, художественной, научной или художественной ценностью подлежат регистрации путем регистрации в Национальном реестре памятников недвижимости Федерации. Россия по категориям национального и местного значения памятника. Порядок определения категорий памятников устанавливается Кабинетом Министров Российской Федерации.